Наиль Маганов сообщил, что даже по самому негативному сценарию развития событий компания не намерена снижать заработную плату и сокращать численность коллектива
Наиль Маганов отметил, что даже по самому негативному сценарию развития событий «Татнефть» не намерена снижать заработную плату и сокращать численность коллектива

«ПРОБЛЕМЫ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ? ЭТО НЕ ПРО «ТАТНЕФТЬ»

Более двух часов продолжалась накануне интернет-конференция с генеральным директором ОАО «Татнефть» Наилем Магановым. Предстоящий разговор с первым лицом крупнейшей в республике компании вызвал живейший интерес читателей «БИЗНЕС Online». Надо отметить, что ожидания наших читателей оправдались: разговор получился открытым, живым и предельно откровенным.

Естественно, первый вопрос был связан с кризисом и санкциями: как ощущает себя «Татнефть» на фоне целого букета негативных явлений, тем более если учесть, что от самочувствия крупнейшего налогоплательщика зависит и состояние «здоровья» всей республики.

По словам Маганова, падение цен на нефть сказалось на доходах компании в долларовом эквиваленте, в рублях баланс остается прежним. То же самое касается налоговых выплат. «На данный момент мы не видим, что будет падение по налогам, — сообщил Маганов. — Возможно, по первому кварталу даже вырастет налог на прибыль, и мы намерены рассмотреть вопросы повышения заработной платы. В начале года из-за высокой волатильности с этим трудно было определиться».

Тем не менее компания может сократить на 10% инвестиционные бюджеты, исключив второстепенные траты, однако перспективные стратегические проекты затронуты не будут. Вообще все, что касается непосредственного развития компании, в том числе и уже существующие инвестпроекты, такие как «ТАНЕКО», остается в полном объеме, как и обязательства компании по социальному блоку. По словам генерального директора, в «Татнефти» разработано пять сценариев развития событий, даже по самому негативному из них компания не намерена снижать заработную плату и сокращать численность коллектива.

«Не видим таких катастрофических изменений, чтобы мы вынуждены были обращаться к подобным действиям. Более того, мы создаем новые рабочие места. Допустим, расширение добычи высоковязкой нефти, запуск новых производств на ТАНЕКО, развитие шинного бизнеса — в этом году планируется создание тысячи новых рабочих мест», — перечислил Маганов перспективы расширения компании.

Коснулся разговор и темы импортозамещения — болезненного вопроса для большинства нефтяных компаний. Однако, как выяснилось, расходы «Татнефти», связанные с импортом, незначительны. Исключение составляет лишь комплекс «ТАНЕКО», но и в отношении гиганта-переработчика нефти компания уже нашла отечественных поставщиков оборудования. По словам Маганова, «Татнефть» изначально была нацелена на российских поставщиков: «Проблемы с импортозамещением? Это не про «Татнефть»!» — заверил собеседник газеты.

Вчера на заседании совета директоров ОАО «Татнефть» был обсужден ход выполнения мероприятий по импортозамещению
Вчера на заседании совета директоров ОАО «Татнефть» был обсужден ход выполнения мероприятий по импортозамещению

Поделился генеральный директор и соображениями по стоимости нефти, при этом отметил, что прогнозы — вещь весьма зыбкая. В связи с этим Наиль Ульфатович вспомнил любопытную историю, уходящую корнями в дефолтный 1998 год: «Тогда одно из уважаемых аналитических агентств прогнозировало: цена на нефть упала, 8 долларов — все. Начнет расти только в 2005 году и только с шагом 10 процентов. Прошло три месяца, и она как поскакала! А мы для себя начали уже проекты разрабатывать, как будем жить...» — со смехом вспомнил Маганов.

И все же, по словам генерального директора, сейчас фьючерсы показывают тенденцию роста цен на нефть к концу года до $65 - 70. Тем не менее и самый негативный сценарий со счетов не сбрасывается: при стоимости нефти $20 за баррель компания сократит бюджет на развитие и обнулит прибыль, оставляя лишь обязательства перед коллективом и необходимые ресурсы для поддержания производства.

СУДЬБА АКТИВОВ «ТАТНЕФТИ» НА УКРАИНЕ

Сегодняшние события на Украине напомнили историю 8-летней давности с рейдерским захватом «Укртатнафты» группой «Приват». Эта история в свое время получила широкое освещение в СМИ. Тогда «Татнефть» была лишена принадлежащих ей акций АО «Укртатнафта» (владела Кременчугским НПЗ) с помощью рейдерских схем и неправосудных судебных решений украинских судов. Как сообщил Маганов, исчерпав все возможности отстоять свои права в небезупречных украинских судах, «Татнефть» обратилась в международный суд, который в результате 6-летнего процесса вынес решение в пользу татарстанской нефтяной компании: в частности, он признал, что Украина как государство нарушила свои международные обязательства и не обеспечила инвестициям «Татнефти» режим надлежащей защиты. Более того, суд установил, что Украина через свои государственные органы предприняла ряд действий, в результате которых собственность «Татнефти» перешла в руки группы «Приват». Так что, очевидно, этот бизнес «Татнефть» на Украине потеряла.

Маганов напомнил, что в общей сложности «Татнефть» была активно вовлечена в проект создания «Укртатнафты» с самого начала, то есть с 1994 года. За 13 лет работы на Украине «Татнефть» расширила свой бизнес и приобрела ряд профильных активов в смежных областях, прежде всего это сеть АЗС (а их около 100) и нефтебаз. Эти активы в настоящее время не потеряны и продолжают работать. «Дальнейшая их судьба будет зависеть от общей ситуации на Украине», — выразил надежду на благоприятный исход событий генеральный директор.

«Наши заправки растут, сеть расширяется, рекламные деньги есть, их надо вкладывать, в том числе и в клуб [«Ак Барс»]»
«Наши заправки растут, сеть расширяется, рекламные деньги есть, их надо вкладывать, в том числе и в клуб [«Ак Барс»]»

«АК БАРСУ» НАДО НАСТРОИТЬСЯ

Прокомментировал Маганов и предстоящее сегодня ответственное спортивное событие: финал конференции «Восток» Кубка Гагарина между подопечными «Татнефти» клубом «Ак Барс» и новосибирской «Сибирью»: «Ближайший соперник «Ак Барса», несомненно, ему по зубам, им надо просто настроиться», — нацелил хоккеистов Маганов.

При этом генеральный директор опроверг слухи о якобы двукратном сокращении бюджета клуба. «Таких предложений не поступало, — сообщил он и подтвердил намерение и в дальнейшем поддерживать клуб. — Наши заправки растут, сеть расширяется, рекламные деньги есть, их надо вкладывать, в том числе и в клуб».

Тем более что у клиентов АЗС компании уже установилась четкая ассоциация между «Татнефтью» и хоккейным клубом: «Даже на отдаленных заправках отголоски есть — спрашивают: что так плохо сыграли?» — с юмором прокомментировал не всегда удачные игры родной команды генеральный директор. А чтобы эти вопросы не звучали вообще, перед клубом ставится амбициозная задача: занять лидерские позиции в российской лиге. «Если игроки носят на форме значки «Татнефти», будьте любезны соответствовать «Татнефти», — направил прозрачный намек игрокам клуба Маганов.

В ходе разговора было раскрыто еще множество актуальных тем: политических, производственных, социальных. Не проигнорировал Наиль Ульфатович и вопросы о личном. Какие планы у «Татнефти» по добыче сланцевой нефти, куда будут летать самолеты новой авиакомпании ЮВТ, какие социальные проекты за счет нефтяников будут реализованы в Альметьевске, а также где компания намерена взять средства на строительство второй очереди ТАНЕКО ­ — ответы на эти и другие вопросы газета «БИЗНЕС Online» опубликует в стенограмме интернет-конференции.