КАК БАНДИТЫ СТАЛИ «ДИСПЕТЧЕРАМИ»

Накануне в Вахитовском районном суде огласили приговор участникам ОПГ «Каспийские», несколько лет державшим в страхе привокзальных таксистов и автобусных перевозчиков. Поездки в Йошкар-Олу, Чебоксары, Набережные Челны стали для водителей очень опасны: с таксистов за «крышевание» требовали по тысяче в месяц, с водителей автобусов — до трети выручки.

При этом владельцев законного бизнеса они вынуждали заключать договоры, по которым бандиты оказывались вовсе не бандитами, а диспетчерами, а водители отнюдь не откупались от рэкетиров, а вполне законно платили им зарплату за «заманивание» в автобус пассажиров. Если перевозчики не соглашались на эти условия, суровые «диспетчеры» грозились сжечь их микроавтобусы.

Не щадили вымогатели и женщин. Одну из них, руководителя фирмы-перевозчика, вынуждая заключить злосчастный договор, подкарауливали в городе и прямо возле дома, требовали подписать бумагу, а когда женщина в очередной раз ответила отказом, несколько раз ударили ее по лицу.

На скамье подсудимых в основном «поколение 90-х»: 25-летние Александр Панушин и Алексей Кузнецов, 26-летний Владимир Шмелев, 27-летние Илья Нагаткин и Денис Шимарин, 28-летний Сергей Бувалин, 29-летний Ильдар Халиуллин, 37-летний Виталий Соловьев, 47-летний Григорий Тарасов и братья Ибрагимовы — 44-летний Илсур и 48-летний Инсаф. В зависимости от роли каждого им предъявлены обвинения по ст. 163 УК РФ «Вымогательство» и ст. 161 УК РФ «Грабеж». При этом преступления инкриминируются как «совершенные организованной группой» или «группой лиц по предварительному сговору».

Пока судья оглашал приговор, подсудимые вели себя по-разному. Большинство стояли, опустив голову и спрятав руки за спину — видимо, по привычке. Двое совсем еще молоденьких парней через стену «стеклянной клетки» переглядывались с родственниками. Один из лидеров группировки демонстративно жевал жвачку и с вызовом смотрел на родственников и потерпевших.

— Потерпевшему стали наносить удары руками и ногами, отчего он потерял равновесие и упал, — судья перечислял прегрешения рэкетиров, один «браток» в это время дружески обнимал за плечи другого — очевидно, утешал.

Свою вину, как выяснилось из приговора, полностью не признал никто из обвиняемых, все в один голос утверждали, что перевозчики заключали договоры добровольно. «В коллективе были нормальные отношения. Мы раздавали визитки, выполняли обычную диспетчерскую работу, — заявил один из участников ОПГ в ходе следствия. — А травмы водители получали при драках друг с другом». Другой утверждал, что его оговорили конкуренты, мол, транспортный бизнес — вещь серьезная, вот и стараются перевозчики таким образом расквитаться с соперниками.

«ОНИ СЧИТАЛИ ЭТУ ПЛОЩАДЬ СВОЕЙ...»

Напомним, впервые информация о том, что «Каспийские» попытались взять под контроль междугородние пассажирские перевозки, пришла осенью 2011 года. На Привокзальной площади, что на улице Яхина, откуда ежедневно отправляются до 100 рейсов в различных направлениях, как по республике, так и за ее пределы, участники группы под угрозой применения насилия требовали с предпринимателей от 20 до 30% выручки. Подозреваемые разбивали стекла автобусов, забрасывали транспорт камнями, избивали водителей прямо на глазах пассажиров.

Подсудимые были задержаны оперативниками еще в конце апреля 2012 года, судебное следствие началось в июне прошлого года.

— Они сначала все воевали с автобусниками, требовали с них деньги, — рассказал таксист Мансур Тазырянов. — Причем многие деньги отдавали, беспрекословно подчинялись им. Когда они подмяли под себя автобусников, они взялись за нас, за таксистов. Подходили молодые ребята, представлялись «каспийскими», говорили «это наша территория, вы будете платить», подсовывали какие-то договоры. Ставили условие: либо платишь дань, либо покалечат тебя и машину. Постоянно были драки и потасовки. Как только полиция арестовала главного бандита, Соловьева, сразу же все стало тихо.

Индивидуальный предприниматель Юрий Янаев в стычке с бандитами получил сотрясение мозга, перелом ребер и многочисленные гематомы по всему телу.

— В октябре 2011 года к нам стали подходить молодые люди, они внаглую стояли у автобуса и требовали по 20 процентов с каждого пассажира, — рассказывает Янаев. — К примеру, если один билет стоит 200 рублей, получалось 40 рублей с пассажира им уходило. Они просто не давали нам работать! Не разрешали, например, выходить с территории стоянки, постоянно угрожали, говорили, что мы не доедем до дома. Многие водители, которые работали на нашу фирму, уходили, потому что боялись за свое здоровье. Они считали эту площадь своей и требовали такую своеобразную арендную плату за стоянку автобусов.

Судья зачитывал приговор весь день с коротким перерывом на обед. В итоге к вечеру стало известно наказание: Соловьев получил 9 лет колонии особого режима, Ибрагимов и Тарасов — 7,5 лет колонии строгого режима, Шимарин — 4 года колонии строгого режима, Шмелев, Бувалин, Кузнецов — 3,5 года колонии общего режима, Нагаткин — 4,5 года строгого режима. Условное наказание назначено Панушину, Инсафу Ибрагимову и Халиуллину.

Но учитывая, что никто из подсудимых вину не признал, приговор, скорее всего, будет обжалован.