Крещение Руси святым равноапостольным князем Владимиром
Крещение Руси святым равноапостольным князем Владимиром

РУСКИЙ МИР КАК ЦИВИЛИЗАЦИЯ

В 2015 году во многих городах России на церковно-государственном уровне проходят мероприятия, посвященные 1000-летию преставления святого равноапостольного князя Владимира. Не стала исключением и Казань.

27 - 28 марта в нашем городе в рамках соглашения между Казанским федеральным университетом, Казанской духовной семинарией, Российским исламским институтом и Институтом востоковедения Российской академии наук проходит научно-практическая конференция «Цивилизационный выбор народов России». 28 марта, кстати, в конференции примет участие митрополит Волоколамский Иларион, известный многим как ведущий телепрограммы «Церковь и мир» на канале «Россия-24».

Ну, а теперь о сути вопроса.

Нынешний 2015 год посвящен воспоминанию святого равноапостольного князя Владимира и его славных деяний, среди которых особое значение для его потомков имеет, собственно, его крещение, которое он согласно преданию, принял в Херсонесе Таврическом и, конечно же, Крещение Руси, которое он совершил в 988 году в Киеве.

Святой равноапостольный князь — поистине знаковая фигура для нашего Отечества, поскольку он стоял не только у истоков русской церкви и Российского государства. Его с полным правом можно назвать также и основоположником русской цивилизации, которая в последнее время все чаще именуется Русским миром.

О Русском мире заговорили относительно недавно — в середине нулевых. Именно в эти годы многие наши соотечественники стали проявлять особый интерес к изучению духовного и культурного наследия русской эмиграции. Повышенный интерес к России стали проявлять и потомки эмигрантов разных волн.

На государственном и церковном уровне был предпринят ряд шагов, направленных на примирение и взаимное сближение русских, живущих в России и за ее пределами. В 2005 году в Москве была открыта библиотека-фонд «Русское зарубежье» — ныне «Дом русского зарубежья», в России были перезахоронены останки императрицы Марии Феодоровны, генералов Антона Деникина и Владимира Каппеля, певца Федора Шаляпина. 17 мая 2007 года был подписан акт о воссоединении русской зарубежной церкви с московским патриархатом, наконец, в том же году министерством иностранных дел и министерством образования России был создан фонд «Русский мир».

Тема Русского мира получила распространение и в церковной среде. Так, святейший патриарх Кирилл активно употреблял его в целом ряде своих выступлений и проповедей, главным образом в первые годы своего патриаршества. Особенно часто патриарх говорил о Русском мире во время поездок на Украину и в Белоруссию, обосновывая при помощи этой концепции идею единства братских славянских народов некогда единой страны. Впрочем, как таковая концепция Русского мира до сих пор не является детально разработанной, хотя и в светской, и в церковной среде предпринимались определенные попытки сформулировать ее основные, базовые принципы.

Так, фонд «Русский мир» на своем сайте в разделе «Идеология» посвятил всего лишь несколько абзацев тому, как понимается здесь идея, давшая название этой структуре. Поскольку, как уже упоминалось, учредителями фонда выступили два серьезных государственных ведомства, можно предполагать, что изложенная точка зрения отражает в определенной мире точку зрения современного Российского государства на то, что представляет собой Русский мир. Позволим себе привести небольшую выдержку из этого текста:

«Русский мир — это не только русские, не только россияне, не только наши соотечественники в странах ближнего и дальнего зарубежья, эмигранты, выходцы из России и их потомки. Это еще и иностранные граждане, говорящие на русском языке, изучающие или преподающие его, все те, кто искренне интересуется Россией, кого волнует ее будущее.

Все пласты «Русского мира» — полиэтнического, многоконфессионального, социально и идеологически неоднородного, мультикультурного, географически сегментированного — объединяются через осознание причастности к России.

Формируя Русский мир как глобальный проект, Россия обретает новую идентичность (курсив мой — иг. Е.), новые возможности эффективного сотрудничества с остальным миром и дополнительные импульсы собственного развития...

Русский мир — это мир России...

Мир — это отсутствие вражды. Русский мир — это еще и русское примирение, согласие, русский лад, единство, преодоленные расколы ХХ века...

Русский мир должен быть не столько воспоминанием о прошлом, сколько деятельным, мобилизующим началом построения лучшего будущего для великого народа, живущего в мире с собой и остальным миром».

Обратим особое внимание на то, что в этом тексте содержится заявка на то, чтобы считать Русский мир глобальным проектом, направленным на формирование новой идентичности. Это утверждение со всей очевидностью свидетельствует о том, что современная Россия переживает кризис идентичности и крайне заинтересована в формировании новой идентичности, отвечающей целям страны на данном этапе ее исторического бытия.

Основой новой идентичности объявляется сама Россия, однако, смеем предположить, что под Россией в данном случае подразумевается не cтолько государство Российская Федерация, сколько цивилизация, имеющая свои вполне определенные отличительные особенности, характерные черты, свою миссию в мире.

РУССКИМ МОЖНО НЕ РОДИТЬСЯ, РУССКИМ МОЖНО СТАТЬ

В тексте довольно расплывчато сказано о том, что Русский мир является многоконфессиональным, однако совершенно очевидно, что его духовную основу составляет Православие. При этом следует иметь в виду, что именно православное христианство, сохраняя верность принципу где дух Господень — там свобода (2 Кор. 3,17), сумело создать такое духовное пространство, в котором и последователи иных религий — в первую очередь, ислама, иудаизма, буддизма, а также инославных конфессий, могли бы свободно исповедовать свою веру.

Религиоведы давно доказали, что российский ислам, иудаизм, буддизм, лютеранство и даже католицизм имеет свои отличительные особенности, которые были сформированы в результате многолетнего тесного взаимодействия с Православием. Так, в Татарстане и Башкирии — исторических центрах российского ислама, распространен ханафитский мазхаб, который является одним из самых умеренных направлений в исламе и опирается на местное право (адаты). Мусульмане-ханафиты Поволжья используют модель шариатских норм, учитывающих принятые в России традиции культурной и общественной жизни. В своей повседневной жизни эти мусульмане избирательно используют только те нормы шариата, которые согласуются с местными обычаями, сформированными в результате длительного совместного проживания мусульман и христиан в рамках одного общества. Так, например, в их среде не распространено многоженство, они с большим уважением и искренним почтением относятся к представителям православного духовенства, женщины-мусульманки не обязаны носить хиджаб, а тем более паранджу.

Важно отметить: несмотря на то, что в истории взаимоотношений традиционных конфессий России с Православием можно найти и темные пятна, эти противоречия никогда не перерастали в серьезные религиозные конфликты, а тем более войны. И в этом заключается одно из несомненных достижений российской цивилизационной модели.

Не менее важно также определить, в чем заключается значение термина «русский», когда мы говорим о Русском мире. Русский язык, как известно, при всем своем богатстве любит многозначные слова, что дает простор для интерпретаций, но иногда вносит и некоторую путаницу в понятия. Чтобы дать более точное определение, укажем прежде на то, какое значение имеет термин «русский» в словосочетаниях «русский народ» и «Русская Православная Церковь».

В словосочетании «русский народ», слово «русский» — это этноним. Характерно, что русский язык, обозначая представителей всех национальностей при помощи существительного (немец, поляк, татарин, еврей и т.д.) в единственном случае использует субстантивированное прилагательное. Некоторые исследователи считают, что таким образом язык зафиксировал особый принцип формирования русской нации — иными словами, русским можно быть не только по рождению, но и стать в результате сознательного сделанного цивилизационного выбора, приняв Православие и усвоив русский язык и культуру. Отметим, что стать членом любой современной западной нации можно либо по факту рождения, либо получив соответствующее гражданство.

Когда мы говорим о Русской Православной Церкви, слово «русская» обозначает принадлежность к духовной традиции, созданной и сохраняемой нашей Поместной Церковью. Как и тысячу лет назад, наша Церковь сегодня свидетельствует о том, что русский — это православный, принадлежащий к русской духовной традиции. В этом смысле русскими с полным правом могут считать себя не только великороссы, белорусы и украинцы, но и чуваши, евреи, татары, англичане, немцы и французы и представители любых иных национальностей.

Но когда речь идет о Русском мире, то под словом «русский» следует понимать принадлежность к определенной цивилизации, сформированной и формируемой вокруг России на основе консенсуса ценностей традиционных конфессий — в первую очередь, христианства и мусульманства. Под ценностями в данном случае следует понимать проекцию религиозного учения в общественную жизнь. Может быть, не все, кто осознает свою причастность к Русскому миру, разделяет вероучение Православной Церкви или ислама, но при этом все они должны разделять те принципы общественных отношений, которые определяются мировоззрением доминирующих конфессий России. Назовем только основные, наиболее важные из них, это:

уважительное отношение к мировоззрению, религиозному выбору, национальному происхождению и полу другого человека;

признание приоритета общественного над частным;

осознание долга и ответственности перед страной и обществом;

следование принципам солидарности и взаимовыручки;

утверждение традиционных семейных ценностей — любви и верности;

память о славных деяниях предков;

забота о будущих поколениях.

В этом смысле полноправными членами Русского мира могут быть как представители разных этнических групп, так и последователи разных конфессий, в том числе и нерелигиозные люди, разделяющие данные ценности. Таким образом, именно ценностное измерение дает возможность понимать Русский мир не исключительно как совокупность русских, живущих в России и за ее пределами, но как особую цивилизацию, восходящую к крещальной купели святого князя Владимира, несущую миру свои ценности и имеющую свою миссию.

НЕ В ПАСПОРТЕ ДЕЛО

Мы наметили основные контуры идентичности Русского мира. Следует отметить, что в разные эпохи соотношение духовного и национального начала в формировании идентичности было различным. До революции национальная идентичность в большинстве случаев определялось через религиозную, при переписи населения указывалось вероисповедание человека, а не его национальная принадлежность. Так, например, немецкие княжны-лютеранки, переходя в Православие и выходя замуж за членов императорской фамилии, становились благоверными русскими княгинями, получали православные имена и в качестве знака принадлежности к русскому царствующему дому — отчества.

В советское время, напротив, имела значение только национальная идентичность, в то время как религиозная практически игнорировалась, хотя, как известно, накануне Второй мировой войны после массированной пропаганды безбожных пятилеток более 60 процентов населения Советского Союза продолжали считать себя верующими.

Очевидно, что новая российская идентичность, о необходимости которой говорят, в частности, идеологи фонда «Русский мир», должна учитывать и духовное, и национальное начало, поскольку они являются важнейшими факторами самоидентификации человека. При этом не следует прятаться за ширму общегражданской идентичности, ссылаясь на то, что в паспортах граждан России не указано ни вероисповедание, ни национальная принадлежность. Если понимать под россиянами только обладателей российских паспортов, то построить новую российскую идентичность будет чрезвычайно сложно. Принадлежность к Русскому миру не тождественна наличию российского паспорта.

Не будем забывать о том, что мы живем в федеративном государстве, в котором есть национальные республики с ярко выраженной религиозной и национальной идентичностью. Как подчеркнул Святейший Патриарх Кирилл на последнем заседании Всемирного русского народного собора, «мы отвергаем позицию тех, кто считает, что Россия должна быть страной только и исключительно для русских. Но мы также никогда не согласимся с теми, кто хочет видеть ее «Россией без русских», лишенной национального и религиозного лица, потерявшей чувство солидарности и единства. Подобный сценарий чреват катастрофическими последствиями не только для нашего государства, но и для всего мира».

Необходимо стремиться к межнациоанальному и межконфессиональному балансу, основанному на ценностях российской цивилизации. Достижение этого баланса будет напрямую зависеть от той гражданской идентичности, которую необходимо созидать совместными усилиями государства, общества и традиционных конфессий России.

ПОИСК ИДЕНТИЧНОСТИ

К счастью, уже появились серьезные разработки, которые могут быть положены в основу формирования новой идентичности граждан России. Так, Всемирный русский народный собор на своем заседании в октябре прошлого года принял документ под названием «Декларация русской идентичности», в котором, в частности, говорится: «В формировании русской идентичности огромную роль сыграла православная вера. С другой стороны, события ХХ века показали, что значительное число русских стало неверующими, не утратив при этом национального самосознания. И все же утверждение о том, что каждый русский должен признавать православное христианство основой своей национальной культуры, является оправданным и справедливым. Отрицание этого факта, а тем более поиск иной религиозной основы национальной культуры, свидетельствуют об ослаблении русской идентичности, вплоть до полной ее утраты».

Следует также учитывать, что на современном этапе развития общества все большее значение приобретает не коллективная, а индивидуальная идентичность. Огромное значение в мировоззренческом выборе человека, особенно молодого, стали играть средства массовой коммуникации, в первую очередь, интернет.

Если раньше действовало правило «русский значит православный», то сейчас все намного сложнее. Принципы самоидентификации претерпели существенные изменения. Все в меньшей степени молодые люди — по крайней мере, живущие в больших городах — определяют свою религиозную идентичность по принципу принадлежности к вере отцов. При всем том, что большинство русского населения России продолжает идентифицировать себя с Православием, появилось немало и тех, кто не проявляют к вере своих предков никакого интереса. В то же самое время к Православию проявляют все больший интерес представители неправославных народов. Здесь многое зависит от конкретных обстоятельств, индивидуальных особенностей, семьи, окружения, круга чтения, педагогов, наставников и множества иных факторов.

В наше время нередко можно встретить ситуацию, при которой члены одной семьи имеют разную религиозную идентичность. Чрезвычайно распространена ситуация, когда, по слову апостола Павла, «муж неверующий спасается женою верующею», и если муж не препятствует жене ходить в храм, это можно считать вполне благоприятной ситуацией. Если же кто-то из членов семьи становится членом секты, выбирает совершенно чуждую своей семье и обществу идентичность, противопоставляя себя близким и окружающим людям, это становится часто настоящей трагедией. Такая ситуация стала следствием того, что в последние 25 лет в нашей стране процесс поиска идентичности был пущен практически на самотек.

Существует идентичность как данность и как заданность. К первой относится этническое происхождение человека и его пол, эту идентичность не выбирают. Ко второй принадлежит духовный и гражданский выбор личности. И хотя этот выбор человек делает самостоятельно, часто — уже в сознательном возрасте, и общество, и государство, и традиционные конфессии России не должны пускать процесс самоопределения человека на самотек. Необходимо предоставлять молодым людям достоверную информацию о том, насколько губительна может быть для человека ошибка в выборе идентичности.

Продолжение следует...