Одним аргументом меньше скоро станет у автомобилистов, не желающих пересаживаться в общественный транспорт даже под прессом платных парковок. Казанское ООО «ДиВа» готовится вложить 400 млн. рублей в преображение трети остановочных площадок городских автобусов в «остановки XXI века». Такое название носит проект, который уже получил одобрение городских властей, а также таких партнеров, как «АК БАРС» Банк, «Билайн» и «Татмедиа».
С июня в Казани начнут устанавливать остановки общественного транспорта нового типа, которые будут включать в себя банкоматы и терминалы оплаты, электронное табло, а также телевизионный монитор |
ДИВО ОТ «ДИВЫ»
С проектом создания умных «остановок XXI века» «БИЗНЕС Online» познакомил владелец компании «ДиВа» Валерий Сальников. По его словам, идея бизнеса возникла у него случайно: «Я ехал с водителем, остановился на Фрунзе во время дождя, девушка сидела с ребенком на остановке, и им негде было совершенно спрятаться от дождя. Я остановился, чтобы купить сигареты и, конечно, предложил их подвезти», — рассказал он. Бизнесмен рассказал про себя, что некоторое время жил и вел дела в Европе. «Хотя у меня был свой личный автотранспорт, но мне было удобнее пользоваться общественным транспортом, это было и быстрее, и экономичнее, — вспоминает предприниматель. — Собственно, с этого и зародился вопрос, а чем мы хуже?»
Уже в июне его компания планирует начать монтаж остановок нового типа. Собирать модули будут по ночам — по 3 - 5 остановок за ночь, так что к концу июля «ДиВа» намерена оснастить город первыми 150 новыми остановками, а до конца 2015 года их число должно достигнуть 600. Наибольшую заинтересованность, говорит бизнесмен, в проекте выразила администрация Ново-Савиновского и Авиастроительного районов, видимо, с них и начнут, также остановки будут установлены в центре города и далее в остальных районах Казани.
По словам бизнесмена, это будут не просто павильоны со скамейкой, картой маршрута и рекламным модулем. Они будут включать в себя банкоматы и терминалы оплаты, электронное табло с системой «ГЛОНАСС», информирующие о приходе транспорта, а также телевизионный монитор для трансляции, например, спортивных матчей, социальной рекламы и т.п.
Также будет электронная система навигации, то есть при помощи интерактивного монитора казанец сможет получить информацию о том, где он находится, о расположенных поблизости объектах, а также проложить необходимый маршрут.
Валерий Сальников: «Раньше люди думали, что деньги нужно вкладывать в строительство, но все это заморозилось. А деньги у людей есть, и они поняли, что вкладывать их можно в совершенно другие проекты» |
Обязательным элементом (а также источником прибыли) станут вединговые аппараты (торговля через автоматы). Помимо традиционных товаров — вода, кофе, снеки — планируется поставить аппараты одорирования — за 5 - 10 рублей казанцы в ожидании автобуса смогут «пшикнуть» на себя любимый аромат.
Также на всех остановках обещают бесплатный Wi-Fi, модуль для бесплатной подзарядки телефонов и, возможно со временем, бесплатную междугороднюю связь. На недоумение корреспондента «БИЗНЕС Online» Сальников пояснил: «Допустим, у меня отключился телефон или кто-то потерялся. Или просто бабушка позвонит своим детям в другой город, разве это плохо?» — философски рассуждает руководитель проекта.
«БОЛЬШОЙ БРАТ» И КНОПКА HELP
Кроме того, каждая остановка получит освещение, будет оборудована тревожной кнопкой Help и системой видеонаблюдения, состоящей из двух подвижных камер. Будет и своя служба безопасности — по задумке Сальникова, ее работники будут следить не только за соблюдением общественного порядка на остановках, но и, если надо, оказывать первую медицинскую помощь до приезда экстренных служб.
«Года три назад я ехал по улице Московской, лето, жара, пробки... Мужчина страдал эпилепсией, у него случился приступ от жары, он упал, начал задыхаться, Но люди, а их было человек 30 на остановке, все разошлись. А я ехал на встречу с банкирами — в белой рубашке, белых брюках — выскочил на остановке. Мне удалось ему помочь. Вот так и пришла эта идея», — поделился бизнесмен.
Эта часть проекта, возможно, войдет в программу «Безопасный город». Напомним, она курируется на федеральном уровне лично Дмитрием Рогозиным и имеет целью охватить страну сетью камер видеонаблюдения. Кстати, камеры помогут следить и за порядком на проезжей части — планируется, что снимки о совершенных ДТП будут отправлять в единую систему видеоштрафов ГИБДД.
Помимо этого, «большой брат» поможет следить за сохранностью самих остановок. Разумеется, их сделают из антивандальных материалов, но наших людей разве этим остановишь? Диспетчеры, которые будут «сидеть на кнопке», обязательно должны будут владеть русским, татарским, английским и еще одним иностранным языком, что актуально в преддверии чемпионата мира по водным видам спорта и футбольного чемпионата.
Дыхание будущего на остановочной площадке, по мысли Сальникова, коснется даже такой прозаичной вещи, как урна. На примере «остановок XXI века» казанцев вновь попробуют приучить к раздельному сбору мусора — появятся несколько корзин для селективного сбора отходов. Также совместно с «Татмедиа» планируется обеспечить выкладку бесплатных газет и журналов.
В мечтах у владельца «ДиВы» — оснащение остановок системой кондиционирования, чтобы в самые жаркие дни на остановках можно было бы освежиться в потоке влажного прохладного воздуха, как в жарких ОАЭ, например. «Но это под вопросом, поймите правильно, этот остановочный павильон можно навернуть по самое «не хочу», все зависит от согласия инвесторов», — говорит Сальников, отмечая, что компания открыта для новых потенциальных инвесторов.
Обязательным элементом станут вединговые аппараты. Помимо традиционных товаров — вода, кофе, снеки — планируется поставить аппараты одорирования — казанцы в ожидании автобуса смогут «пшикнуть» на себя любимый аромат |
СТОИМОСТЬ ОДНОЙ ОСТАНОВКИ — ОТ 700 ТЫС. ДО 1 МЛН. РУБЛЕЙ
Павильоны с полной комплектацией планируется установить на остановках с наибольшей проходимостью пассажиров — их стоимость порядка 1 млн. рублей. Версия для остановок поменьше обойдется примерно в 700 тыс. рублей — без банкоматов. На окраинах появятся «пустышки» без банкоматов и вендинга, но со всеми атрибутами электронной навигации, камерами и кнопкой Help — примерно за 500 тыс. рублей.
В общей сложности на установку 600 остановочных павильонов может потребоваться около 400 млн. рублей. В основном Сальников намерен инвестировать в проект собственные накопления и средства других частных инвесторов. В числе компаний, готовых вложиться в проект, он назвал также «АК БАРС» Банк, «Билайн», «Татмедиа», также идут переговоры с Coca-Cola, Yandex и другими компаниями. Уже сегодня, по его словам, сформирован стартовый пул инвестиций в 85 млн. рублей.
Помимо разовых затрат будут и накладные расходы. В компании подсчитали, что для управления пилотным проектом из 150 павильонов потребуется от 60 до 80 работников, включая производственную часть, диспетчеров, водителей, уборщиков и т.п. Таким образом, обслуживание одного павильона обойдется примерно в 15 тыс. рублей в месяц.
Несмотря на все это, окупить проект Сальников рассчитывает в рекордные сроки — от 1,6 до 1,8 года. Основным источником прибыли компания видит сдачу в аренду площади под платежные терминалы, банкоматы и вединговые аппараты, однако пока руководитель проекта не стал раскрывать заложенную в проект норму прибыли, сославшись на коммерческую тайну.
Производить павильоны «ДиВа» намерена на своем производстве в Казани, причем работать будут преимущественно с российскими производителями — стекольными заводами, предприятиями по производству металлопроката и т.д.
Про себя бизнесмен рассказал «БИЗНЕС Online», что сейчас у него есть налаженный бизнес в Чехии (склад бытовой электроники, сдача в аренду недвижимости), также ранее у него был ресторан «Данте» в Казани, в свое время он начинал строить развлекательный центр с казино на ул. Горького в Казани (однако проект был свернут в связи с известным законом, запретившим игорный бизнес), также была своя транспортная компания.
По словам Сальникова, проект «Остановки XXI века» прошел согласование в управлении архитектуры и градостроительства Казани, а также одобрен лично мэром Казани Ильсуром Метшиным и президентом РТ Рустамом Миннихановым. В планах «ДиВы» со временем охватить не только Казань, но и весь Татарстан и другие города РФ.
На вопрос о том, не изменились ли планы «ДиВы» в связи с кризисом, Сальников ответил неожиданно: «Кризис, наверное, даже поспособствовал. Раньше люди думали, что деньги нужно вкладывать в строительство, но все это заморозилось. А деньги у людей есть, и они поняли, что вкладывать их можно в совершенно другие проекты, что они и сделали».
ОСТАНОВКИ УНИВЕРСИАДЫ ПЕРЕЕДУТ НА ОКРАИНЫ
О проекте «Остановки XXI века» позитивно отзывается председатель транспортного комитета города Айдар Абдулхаков. Всего, по его словам, в Казани порядка 1,5 тыс. остановок, включая трамвайные и троллейбусные. Порядка 30% из них частные и 70% — муниципальные. И если установку и обслуживание павильонов возьмет на себя «частник», то нагрузка на бюджет города снизится.
«На данный момент в Казани есть остановки, которые были установлены к Универсиаде, есть те, которые были установлены еще к 1000-летию Казани. Они все обслуживаются за счет бюджета в рамках уборки улично-дорожной сети подрядными организациями, которые убирают улицы от снега и мусора. А часть остановок, которые совмещены с торговыми павильонами, условно говоря, магазин «Цветы», считаются частными, их очистку производят сами хозяева, там бюджет ни копейки не тратит. Также у нас есть 82 павильона, которые обслуживаются за счет компаний, которые занимаются рекламным бизнесом, их отличает то, что они очень чистые и хорошо содержатся», — сообщил Абдулхаков.
При этом Абдулхаков прояснил судьбу недавно установленных остановок, каждая из которых стоила бюджету в 120 тыс. рублей. «Речь не идет о том, что павильоны, установлены к Универсиаде, будут демонтированы. Если инвестору привлекательно место, где стоит павильон, установленный к Универсиаде, то по согласованию с районом он за свой счет должен будет перенести этот павильон на то место, где его нет, а на освободившееся место поставить свой, — говорит председатель комитета. — В большинстве своем они находятся в неплохом состоянии».
В целом представитель исполкома оценивает проект Сальникова весьма положительно: «Не радовать он не может, у нас еще достаточно мест, где остановочные павильоны не соответствуют современным стандартам, где нет элементарных условий: крыши, при помощи которой жители могли бы защититься от дождя, скамеек, где можно отдохнуть. Думаю, что это вполне реальный и реализуемый проект».
Впрочем, он оговорился, что некоторые сомнения вызывает быстрая окупаемость проекта: «Нужно понимать, какая там точка окупаемости и ставится ли целью окупаемость проекта вообще? Проект ведь планируется в партнерстве с банками, то есть в какой-то мере это еще и имиджевый проект. Так что, может быть, он и не быстро окупится, но в плане имиджа это серьезное мероприятие», — считает Абдулхаков.
«ЕСЛИ БЫ КРИЗИСА НЕ БЫЛО, ЭТИ ОСТАНОВКИ, Я ДУМАЮ, ХОРОШО БЫ ПОШЛИ»
«БИЗНЕС Online» попросил экспертов оценит перспективы проекта компании «ДиВа».
Рамиль Якубов — директор ООО «Транспортная карта»:
— Для народа эти «умные» остановки — очень хорошая вещь, в тот момент, когда у человека нет денег на транспортной карте, он пополнил свою карту — и все, сел и поехал. Ранее подобный проект на остановке «Солнышко» реализовала компания «Супермаркет платежей», он успешно работает, люди очень довольны, пришел — пополнил карту. Думаю, проект будет продолжаться, но это все связано с финансами... Если бы кризиса не было, эти остановки, я думаю, хорошо бы пошли. Позволит ли реализация этого проекта полностью уйти от наличной оплаты? Думаю, нет, да и по закону у человека должен быть выбор, как платить — картой или наличными. Сборы средств на «Транспортную карту», думаю, также существенно не возрастут, так как пользоваться услугами на остановках будут те люди, у которых уже есть карты. Но у нас неохваченной остается та категория граждан, которая не хочет ходить к терминалам. Есть продвинутая молодежь, которая хочет платить через интернет. Есть те, кто предпочитает оплачивать проезд при помощи телефона. Но сейчас доллар скакнул, и телефоны, поддерживающие NFC-технологию, стали стоить очень дорого — не меньше 20 тысяч рублей. У нас были большие надежды на NFC, но вот видите — кризис шандарахнул... Сейчас телефонами расплачиваются около 2 тысяч человек.
Павел Савицкий — директор рекламного агентства «Пи Арт»:
— Будет ли иметь коммерческий успех этот проект? Вопрос в том, как это будет сделано. Сегодня непростое время, и успех может иметь проект, который делает абсолютно уникальное предложение. Фирмы-партнеры заявлены серьезные, так что все шансы на успех есть. Что касается размещения рекламы на остановочных павильонах, то сейчас в целом идет спад по объемам продаж на рекламном рынке. Но жизнь-то продолжается. И это не значит, что у этого бизнеса нет никаких перспектив.
Наиль Садриев — директор ПАТП 4:
— Существующий пассажиропоток на общественном транспорте от этого не прибавится, но для удобства существующих пассажиров это, конечно, несомненный плюс. Было бы приятно видеть такие цивилизованные остановочные павильоны. Чудесно, что будут камеры. На сегодняшний день мы ведь свои автобусы также оборудовали видеорегистраторами, которые работают, как на обзор водителя, так и на салон. Мы уже видим, как работают наши водители, а если будет дополнительный контроль, то очень хорошо. Что касается вандализма, бороться с этой проблемой также, на мой вгзляд, поможет видеонаблюдение. Также это поспособствует соблюдению общественного порядка на остановках, так как все будут знать, что находятся под наблюдением. Вопрос, за чей счет это будет делаться? Если за счет средств инвесторов, то это будет очень хорошо. Начать, я думаю, нужно с центра, чтобы окупаемость была, а потом постепенно дойти и до окраин.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 127
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.