Разорением может обернуться для скромного предпринимателя из Казани иск, который подало в отношении него известное спортобщество «Локомотив». Бизнесмен назвал свою компанию также «Локомотивом», и эта неосторожность теперь грозит ему печальными последствиями. Московский «Локо», объединяющий несколько известных на весь мир клубов, потребовал от казанца смены названия и выплаты компенсации в 220 тыс. рублей. На суде, где нашлось место курьезу, побывал корреспондент «БИЗНЕС Online».
РФСО «Локомотив» хочет через арбитраж заставить казанское ООО «ТД «Локомотив» отказаться от использования фирменного наименования |
КАКОЙ ЛОКОМОТИВ СИЛЬНЕЕ?
Курьезным в некотором роде можно назвать иск, который сейчас рассматривается в Арбитражном суде Татарстана: общественная организация «Российское физкультурно-спортивное общество «Локомотив» из Москвы хочет через арбитраж заставить казанское ООО «ТД «Локомотив» отказаться от использования фирменного наименования, а также требует 220 тыс. рублей компенсации за нарушение исключительных прав на товарный знак.
Спорторганизация «Локомотив» является спортивным оператором ОАО «РЖД», под этим брендом сегодня выступают 6 клубов: футбольный клуб «Локомотив» (Москва), хоккейный клуб «Локомотив» (Ярославль), баскетбольный клуб «Локомотив-Кубань» (Краснодар), волейбольный клуб «Локомотив» (Новосибирск), пляжный футбольный клуб «Локомотив» (Москва) и центральный спортивный клуб «Локомотив», за который выступают профессиональные спортсмены в индивидуальных видах спорта. Возглавляет общество Илья Вдовин, в правление входят вице-президенты и топ-менеджеры ОАО «РЖД». «Локомотив» является одним из старейших спортивных обществ — оно было создано в 1936 году. «Железнодорожниками» являются хоккеисты Виктор Якушев и Владимир Белоусов, всего же на Олимпийских играх 75 спортсменов из «Локомотива» становились чемпионами и призерами, завоевав 77 медалей различного достоинства, в том числе 39 золотых.
Против кого же развернулась такая спортивная машина? Как выяснилось, торговый дом «Локомотив» вовсе не является торговым центром и вообще не занимается торговлей. Компания ранее сдавала в аренду небольшие площади в здании по адресу Журналистов, 54, теперь же специализируется на демонтаже старых трубопроводов и реализации их на металлолом. Создана компания была в 2006 году, владеют ею в равных долях казанские предприниматели Николай Неуймин и Вячеслав Майоров. Причем компания настолько небольшая, что те 220 тыс. рублей, которые с них хотят истребовать москвичи, превышают их годовой оборот и грозят разорением.
ЛОКОМОТИВ — КЛУБ, ТОРГОВЫЙ ДОМ ИЛИ СОБАКА
Об этом представитель ответчика Борис Пантелеев заявил на судебном заседании, которое состоялось в начале апреля. Представители истца не явились, направив письменное ходатайство об отложении процесса и проведении его с помощью системы видеоконференции. Пантелеев добавил, что ТД «Локомотив» иск не признает, добавив, что организация была назвала в честь... служебной собаки, «доброе имя которой теперь стало предметом судебного разбирательства». Газете «БИЗНЕС Online» даже показали копию собачьих документов на пса по кличке Локомотив.
На суде представитель ответчика также заявил: всем известно, что «локомотив» — это наименование тепловоза, придуманное изобретателем тепловоза еще в позапрошлом веке. И в Татарстане «локомотив» — ничего не говорящее название: «У нас «Зенит», «Рубин», «Ак Барс» — понятно. А что такое «Локомотив»? У нас нет «Локомотива», и со спортивной тематикой ничего не связывает нас».
Также газете «БИЗНЕС Online» казанцы уточнили, что истец на свое имя зарегистрировал товарный знак «Локомотив» в 2009 году, при этом оформив «якобы с 1997 года общеизвестный знак». Торговый дом же существовал с 2006 года.
Казанцы заявляют, что правовая охрана общеизвестного товарного знака распространяется на товары, если использование другим лицом этого товарного знака будет ассоциироваться у потребителей с обладателем исключительного права на этот знак и может ущемить его законные интересы. В данном же случае, по мнению ООО «ТД «Локомотив», доказательство этому не приведено. Кроме того, казанцы заявили, что они уже исключают на всякий случай из своего устава пункты о занятии торговой деятельностью.
Под брендом «Локомотив» сегодня выступают 6 спортивных клубов — хоккейный, футбольный и другие |
Заместитель исполнительного директора РФСО «Локомотив» Алексей Хомяков сообщил «БИЗНЕС Online», что общество уже накопило положительный опыт в аналогичных судебных спорах по всей стране. «Нами выиграны подобные иски в различных субъектах РФ. Хотя мы всегда стараемся урегулировать подобные вопросы в досудебном порядке и не доводить дело до предъявления исковых требований. Аналогично мы действовали и в ситуации с ТД «Локомотив». В их адрес были направлены претензии, но ответа от них, увы, не поступило», — сообщил он, уточнив, что общеизвестный товарный знак «Локомотив» был зарегистрирован 31 декабря 1997 года, и если организации используют его в своей деятельности без разрешения, то будут предприняты необходимые меры по его защите.
Основное заседание суда назначено на 17 апреля 2015 года.
МЕЖДУ «СМЕШАРИКАМИ» И «ВАМИНОМ»
Требования о смене названия неоднократно вспыхивали в Арбитражном суде республики. В 2013 году московская компания «Маша и Медведь», правообладатель популярного мультсериала, попыталась через арбитраж заставить казанских предпринимателей покупать лицензии на продажу любых товаров с изображением мультяшных персонажей. Иски были поданы к продавцам, реализующим детскую одежду, игрушки, даже настенные часы с полюбившимися персонажами — сегодня в картотеке Арбитражного суда РТ 132 аналогичных дела их участием.
Настоящую охоту на российских предпринимателей, торгующих товарами с изображениями героев популярного мультсериала «Смешарики», объявила в 2014 году и немецкая компания Smeshariki GmbH: в татарстанском арбитраже зарегистрировано около 100 дел.
Два года назад московское ООО «Сандуновские бани» подало иск к казанскому ООО «Сандуновъ Плюс», владеющему сетью из 24 саун в Казани и Зеленодольске, с требованием от коллег по предоставлению банных услуг немедленной смены названия и выплаты 1 млн. рублей компенсации. Однако дело закончилось мировым соглашением и демонтажом вывески.
Неприятной новостью для антикризисного управляющего «Вамина» стало то, что права на товарный знак принадлежали сенатору от Татарстана и создателю «Вамина» Вагизу Мингазову. Два года назад Роспатент прекратил правовую охрану товарного знака «Вамин» в связи «с прекращением предпринимательской деятельности правообладателя».
КАК ОЦЕНИТЬ ПОТЕРИ
Эксперты, опрошенные «БИЗНЕС Online», осторожно оценивают перспективы дела, но все же склоняются к победе казанского «Локомотива».
Анна Гараева — ведущий юрисконсульт юридического агентства «Юнэкс»:
— Действующее законодательство, регулирующее права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, и складывающаяся судебная практика говорят однозначно, что исключительное право на товарный знак подлежит защите, а правообладатель исключительных прав на товарный знак вправе потребовать от нарушителя выплаты компенсации. Размер компенсации составляет от 10 тысяч до 5 миллионов рублей и определяется по усмотрению суда, исходя из характера нарушения, предусмотренного пунктом 4 статьи 1515 ГК РФ.
Соответственно, если истец, в данном случае общественная организация «Российское физкультурно-спортивное общество «Локомотив», сможет надлежащим образом доказать свое исключительное право на товарный знак и нарушение этого права, то торговый дом «Локомотив» будет обязан как лицо, нарушившее это право на товарный знак при выполнении работ и оказании услуг, удалить обозначение «Локомотив» с материалов, которыми сопровождается выполнение таких работ или оказание услуг, в том числе с документации, рекламы, вывесок.
Что касается компенсации, то здесь суду необходимо будет оценить характер допущенного нарушения, срок незаконного использования результата интеллектуальной деятельности, степень вины нарушителя, наличие ранее совершенных лицом нарушений исключительного права данного правообладателя, вероятные убытки правообладателя. Решение принимается, исходя из принципов разумности и справедливости, а также соразмерности компенсации последствиям нарушения, но в любом случае компенсация не может быть ниже установленного размера — 10 тысяч рублей. Но, не ознакомившись с материалами данного дела и не зная всех обстоятельств, делать однозначный вывод о возможных результатах судебного разбирательства представляется затруднительным.
Адель Исламов — юрист комитета по интеллектуальной собственности при Торгово-промышленной палате РТ:
— Спортивный «Локомотив» является общественной организацией и своей целью извлечение прибыли не ставит. Он некоммерческая организация. Согласно законодательству, некоммерческие организации не могут иметь исключительное право на фирменное наименование по смыслу части 4 ГК РФ. Такой же позиции придерживаются КС РФ, ВС РФ, ВАС РФ. Это их общая позиция. Таким образом, все претензии к «Локомотиву» из Казани на этой почве не обоснованы. К тому же казанский «Локомотив» осуществляет деятельность по тем видам ОКВЭД, которые московский «Локомотив» не осуществляет, и наоборот. Это является очень важным основанием для признания нарушения исключительных прав на фирменное наименование.
По поводу нарушения товарного знака сказать можно немного. Согласно законодательству, права на товарный знак и фирменное наименование охраняются независимо друг от друга. Если со стороны казанского «Локомотива» были нарушения именно товарного знака, то требование о возмещении 220 тысяч правомерно, но тоже должно быть обосновано. Если же требование исходит из того, что нарушены права на товарный знак путем наличия у «Локомотива» (Казань) подобного элемента в фирменном наименовании, то такое требование неправомерно. В нашей практике таких судебных споров не было. Были случаи, которые до суда не доходили. Компенсацию в 220 тысяч за нарушение исключительного права на товарный знак нужно подсчитать. Было ли нарушение? Каким образом было нарушено право? Оказывали услуги под чужим товарным знаком или продавали товар? Скорее всего, спор закончится в пользу казанского «Локомотива».
Руслан Ситдиков — юрист в сфере интеллектуальной собственности:
— Что касается собаки, то, на мой взгляд, важно не то, как зародилась идея назвать компанию, а то, как это название воспринимается обществом, гражданами, потребителями. И воспринимается не только в Татарстане, но и в России, так как у нас единое экономическое пространство, товарные знаки охраняются на всей территории страны.
Что касается различных видов деятельности, то в отношении общеизвестных товарных знаков (каковым, судя по данным сайта ФИПС, является спорный товарный знак «Локомотив», №79) действует особое правило, допускающее распространение правовой охраны и на неоднородные товары, если это приводит к определенным ассоциациям у потребителя и нарушает интересы правообладателя. Под словами «якобы с 1997 года общеизвестный знак», вероятно, имеется в виду то, что, опять-таки согласно данным сайта ФИПС, товарный знак признан общеизвестным с 31 декабря 1997 года. Однако в данном деле ситуация весьма сложная, и поэтому здесь суду следует рассмотреть в совокупности такие вопросы, действительно ли правомерно был зарегистрирован товарный знак в отдельном производстве, действительно ли это вводит в заблуждение потребителей, нет ли здесь злоупотребления правом и какая есть судебная практика по вопросу столкновения прав на фирменное наименование и общеизвестного товарного знака.
Фото: rfsolokomotiv.ru, fclm.ru
Справка
Общественная организация «Российское физкультурно-спортивное общество «Локомотив» (ОО РФСО «Локомотив») (данные из системы «Контур-Фокус») специализируется на прокате инвентаря и оборудования для проведения досуга и отдыха, физкультурно-оздоровительной деятельности, рекламной деятельности.
Организация создана в декабре 1992 года. Владельцы не указаны.
Исполнительный директор — Илья Вдовин.
Общество с ограниченной ответственностью «Торговый дом «Локомотив» специализируется на покупке и продаже собственного недвижимого имущества, оптовой торговле непродовольственными потребительскими товарами, деятельности автомобильного грузового транспорта.
Общество создано в марте 2006 года.
Генеральный директор — Николай Неуймин.
Владельцы в равных долях: Николай Неуймин и Вячеслав Майоров.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 21
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.