С женитьбой сравнили разработку долгосрочных планов развития участники прошедшей в минувшую субботу конференции по обсуждению стратегии «Татарстан-2030». Получится — значит, как в старой притче про женитьбу, будешь счастлив, а не получится — станешь философом. Советы представителей цвета либеральной мысли о том, как республике не стать заложницей собственных успехов, выслушал корреспондент «БИЗНЕС Online».
ДОГНАТЬ И ПЕРЕГНАТЬ ФЛОРИДУ
С основным докладом о стратегии «Татарстан-2030», которая разрабатывалась консорциумом консалтинговых компаний во главе с Леонтьевским центром в течение двух лет, на конференции выступил, как ни странно, не научный руководитель проекта Борис Жихаревич, а министр экономики РТ Артем Здунов, который в кратком изложении повторил ее основные постулаты, о которых «БИЗНЕС Online» писал уже неоднократно.
Предполагается, что через 15 лет ВРП Татарстана на душу населения вырастет с сегодняшних примерно $26 тыс. до $45 тыс. (по курсам 2013 года), что позволит обогнать по этому показателю Флориду, правда, опять-таки образца 2013 года. Создание «умной» экономики увеличит качество и продолжительность жизни жителей республики, приблизив его к уровню развития, которым сейчас обладают ведущие развитые регионы мира. Доля малого и среднего бизнеса должна вырасти, правда, не сказать, чтобы радикально — с 26% до 33%. Прямые иностранные инвестиции в республику в течение следующих 15 лет должны достичь $44 миллиардов. Численность населения Татарстана за это время должна увеличиться на 350 тыс. человек за счет повышение рождаемости и мигрантских потоков.
Отметим, что у документа пока нет звучного названия, но по изображению на обложке его уже начали неофициально именовать «Прыжок барса».
«НУЖНА ПРОГРАММА, КАК СДЕЛАТЬ МАЛЫЙ БИЗНЕС ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫМ ДЛЯ МОЛОДЕЖИ»
Изюминкой конференции стало участие в публичном обсуждении разработанного документа ведущих российских экономистов либерального крыла, лидером и олицетворением которого является экс-министр финансов РФ Алексей Кудрин. По всей видимости, они войдут в «совет мудрецов», которые будут отслеживать реализацию стратегии после ее принятия. Хотя эксперты высоко оценили качество стратегии, тем не менее для порядка высказали критические замечания и дополнения.
Так, ректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ Владимир Мау отметил, что общим среди немногочисленных успешных случаев реформирования экономик стран за последние 50 лет так называемой «постиндустриальной» эпохи стало развитие человеческого капитала и либерализация. Он пояснил, что понимает под критериями развития человеческого капитала: это когда иностранные студенты приезжают сюда учиться и когда иностранные пациенты приезжают сюда лечиться.
По мнению Мау, ключевой вопрос реализации любой экономической стратегии — это привлечение инвестиции. «Как убедить человека с деньгами привезти деньги сюда и вложить их в развитие республики?» — пояснил он проблематику, добавив, что инвестиции в необходимом количестве невозможно будет привлечь без качественного изменения институтов власти, медицинской, пенсионной, социальной и судебной системы. «Перед Татарстаном поставлена задача быть лучшими в России в институциональном смысле, в том числе быть регионом, где люди хотя бы раз обращались в суд и с чьей полицией они предпочитают иметь дело. Конечно, это является федеральной компетенцией, но качество институтов очень зависит от атмосферы в республике», — отметил он.
Мау также отметил растущую опасность социального конфликта. «Сейчас складывается такая тенденция: молодежь из богатых семей хочет идти работать в госструктуры, а молодежь из менее богатых семей — в силовые органы. К концу рассматриваемого периода (2030 год) это приведет к конфликту с понятным исходом», — предупредил эксперт. Справиться с этой негативной и опасной тенденцией может, по его мнению, только привлечение молодежи в малый бизнес, создание из них среднего класса, который во всех развитых странах является цементом общества. «Нужна специальная программа, как сделать малый бизнес привлекательным для молодежи, для тех, кто наиболее мобилен и может остаться или уехать, заняться своим делом или пойти в госструктуры», — сказал он, отметив, что если, несмотря на все сложности, стратегия «Татарстан-2030» будет реализована, то наша республика может стать «институциональным лидером» для других регионов страны.
«ЖИТЕЛЯМ ТАТАРСТАНА СТАНЕТ ТЕСНО»
Известный экономист и социолог Михаил Дмитриев считает, что в обсуждаемой стратегии недостаточно прописаны критерии оптимистичного сценария развития республики. «Почему именно Татарстан окажется конкурентоспособен по сравнению с другими сильными регионами, такими как Московская область, Москва, Санкт-Петербург, Краснодарский край? В чем будут заключаться сильные стороны местоположения и образа жизни с точки зрения привлечения инвестиций и человеческого капитала из других регионов России?» — задал он вопросы разработчикам. Дмитриев отметил, что в стратегии «провисло» решение проблемы жилья. «Не совсем понятно, как будет увеличиваться предложение на татарстанском рынке жилья с учетом возрастающих запросов населения и мигрантов», — сказал он, пояснив, что предполагаемый по оптимистичному сценарию рост уровня душевых доходов до $45 тыс. на человека в год приведет к росту запросов по качеству и размерам жилья. «Жителям Татарстана станет тесно в прогнозируемых стратегией квадратных метрах и в той структуре жилья, которая скорее отражает инерционный сценарий развития экономики РТ», — предупредил Дмитриев, предложив пересмотреть заложенный в стратегии средний показатель в 33 - 35 кв. м жилья на душу.
Он раскритиковал закладываемый низкий рост сектора непроизводственных услуг, без которого невозможно добиться заложенных в оптимистичный сценарий прогнозов. «Некоторые сектора промышленности, в том числе обрабатывающие, которые в базовом и инерционном сценарии могут успешно развиваться, не могут быть конкурентоспособными в структуре экономики с такой высокой добавленной стоимостью, которая должна быть по оптимистичному сценарию. Их относительное сокращение должны компенсировать другие сектора — промышленность, основанная на знаниях и инновациях и современные сектора бизнес-услуг, которые при такой структуре экономики будут иметь больше конкурентных преимуществ, чем многие существующие традиционные сектора экономики», — сказал Дмитриев.
Он предложил превратить в точки роста некоторые компетенции, которые будут получены в результате реализации стратегии. В качестве примера эксперт привел развитие агломераций. «Именно в оптимизации пространственного развития, в повышении его эффективности, экономической плотности и связанности кроются огромные резервы повышения производительности экономики Татарстана. В стратегии говорится, что нужно развивать систему городского планирования, проектирования и развития дорожной сети. Почему бы эти компетенции не сделать специализацией РТ для других регионов?» — предложил Дмитриев.
Еще одним направлением специализации Татарстана на российском и мировом рынке может стать работа с областью больших данных (сформировавшаяся в конце 2000-х годов серия подходов, инструментов и методов обработки структурированных и неструктурированных данных огромных объемов, альтернативных традиционным системам управления базами данных и решениям класса Business Intelligence, эффективных в условиях непрерывного прироста информации и распределения по многочисленным узлам вычислительной сети — прим. ред.). Предпосылкой для этого являются успехи республики в развитии электронного правительства и информационных технологий.
По мнению Дмитриева, разработчики стратегии также недооценили потенциал финансового сектора республики, отведя ему роль обслуживания развития промышленности. «По оптимистичному сценарию финансовый сектор может стать еще одной специализацией Татарстана, и не только в российских масштабах», — отметил он.
Также эксперт раскритиковал отсутствие в стратегии отдельного раздела, посвященного экологии. «Состояние экологии в крупных городах и промышленных центрах Татарстана сейчас по-прежнему не очень хорошее. Однако решение задачи улучшения окружающей среды может стать амбициозным направлением развития Татарстана и драйвером экономического роста целых секторов, которым следует уделить внимание при оптимистичном сценарии развития республики», — подчеркнул Дмитриев.
БУДУЩЕЕ МОЖЕТ ОКАЗАТЬСЯ НЕОЖИДАННЫМ
Весьма любопытным оказалось выступление президента Strategy Partners Group Александра Идрисова. Он отметил, что за последние 20 лет произошли существенные изменения в структуре мировой экономики, значительно вырос вклад в ВВП высококвалифицированных специалистов. «Если этот тренд будет сохраняться, то мы столкнемся с тем, что категория людей высокой квалификации станет единственным фактором роста экономики и самым значимым источником роста благосостояния населения», — сказал Идрисов.
Он предупредил, что бурные темпы развития технологий приведут к высвобождению огромных масс трудоспособного населения более быстрыми темпами, чем это предусмотрено в оптимистичном сценарии. Например, уже сейчас нет технологических проблем для перевода всего автотранспорта на автоматизированное управление. «Подумайте: будут ли через 10 лет такси и грузовики управляться водителями? Более того, возможно, людям вообще запретят управлять транспортом, так как им свойственно совершать ошибки», — поделился он своими прогнозами, добавив, что лидеры многих стран уже серьезно обсуждают ситуацию, когда узкая прослойка (15 - 20%) самых талантливых и конкурентоспособных будет вынуждена содержать все оставшееся население.
Идрисов также согласился с мнением коллег о том, что доля инновационных услуг незаслуженно мала в стратегии «Татарстан-2030». «Я считаю, что в этом смысле стратегия неадекватно оценивает будущие изменения в структуре мировой экономики», — заявил он.
Впрочем, с будущим вообще много неопределенного, особенно сейчас, когда двум старым факторам неопределенности — цены на нефть и институциональные изменения — добавился новый: геополитическая ситуация. «Долго ли этот фактор будет влиять, я не знаю, но в стратегии он должен быть описан, как на эти вызовы должен отвечать Татарстан: например, смена фокуса в части привлечения инвестиций, создание экономических альянсов с развивающимися странами и т.д.», — отметил Идрисов.
Впрочем, по мнению эксперта, при любой геополитической ситуации фокус на привлечение инвестиций никуда не уходит. Однако привлечению регионами инвестиций мешают слабые институты.
Одним из факторов риска реализации стратегии в области создания в республике образовательного кластера мирового уровня, по словам Идрисова, может стать ускоренная глобализация рынка образования за счет online-обучения, что активно развивают ведущие университеты мира, диплом которых сейчас может получить любой житель планеты.
«ЕСЛИ УБРАТЬ СЛОВО «ТАТАРСТАН», СТРАТЕГИЯ ПОЙДЕТ ДЛЯ ЛЮБОГО РЕГИОНА»
Ректор Московской школы управления «Сколково» Андрей Шаронов, а в прошлом замминистра экономического развития и торговли РФ и вице-мэр Москвы был довольно пессимистичен по поводу реализации заложенных в стратегию целей. Возможно, из-за своего собственного неудачного опыта работы над стратегией города Москвы.
— Жанр стратегии — это очень сложный жанр, и чаще всего он заканчивается неудачей. Свой опыт работы над стратегией города Москвы я оцениваю как очень полезный для себя и отчасти для города и как весьма неудачный, так как стратегия не была принята и те цели, которые мы ставили, не были достигнуты. И это достаточно часто встречающийся результат, — начал он свое выступление.
В качестве иллюстрации своих пессимистических мыслей Шаронов привел притчу про ученика, который обратился за советом к учителю — стоит ли ему жениться? Учитель подумал и сказал: женись. Если тебе повезет и жена попадется хорошая, то ты будешь счастлив, а если нет — то станешь философом. «Этот совет относится и к работе над стратегией. Эту работу в любом случае надо делать, если получится, то ты будешь счастлив и стратегия будет работать на благо республики, а если не получится — то все равно очень много узнаешь о регионе и о себе», — отметил он.
Касаясь самого документа, Шаронов обратил внимание, что в стратегии не хватает анализа альтернатив развития, на основе которого можно делать осознанный выбор: вот это мы берем и развиваем, а от этого отказываемся. «Стратегия не должна быть по принципу — всем сестрам по серьгам. Это вариант для очень инерционного развития, он консервирует ту структуру экономики, которая исторически сложилась», — отметил он.
Также, по мнению Шаронова, в стратегии нет глубокого анализа влияния внешней среды на те варианты развития Татарстана, которые он для себя выбирает: «Внешние сценарии и их флуктуации могут очень серьезно повлиять на Татарстан. Самый простой пример — цена на нефть и ее влияние на экономику республики».
Шаронов отметил, что у Татарстана богатая история, и это должно быть отражено в документе. «Если из документа убрать слова «Казань», «Татарстан», «Кама» и «Волга», то дальше стратегия пойдет практически для любого региона. Надо больше обращать внимания на те уникальные возможности и преимущества, которые есть у республики, на самоидентификацию ее жителей. Это дает большие возможности в том числе и для мотивирования людей на исполнение стратегии», — отметил он. В качестве уникальностей республики Шаронов отметил исламский фактор. «У Татарстана есть огромные возможности и преимущества для того, чтобы возглавить тему привлечения исламских инвестиций на территории РФ», — отметил эксперт.
Он посоветовал сделать более простой и реалистичной кластерную конструкцию Татарстана. «20 кластеров, которые прописаны в документе, — это слишком много. Кроме того, сама географическая близость предприятий не является исключительным признаком кластеризации», — подчеркнул Шаронов.
По его мнению, в документе недостаточно говорится о роли городов. «Но весь мир согласен с тем, что единственным источником инноваций являются города — те места, где очень высока плотность интеллектуального капитала, где люди много общаются и где живет тот самый креативный класс, который приносит большую часть добавочной стоимости, — сказал эксперт, пояснив, что численность креативного класса не сильно зависит от размера города. — Креативный класс предпочитает удобные для жизни, привлекательные, «крутые» города. Именно такими должны стать города Татарстана».
При этом Шаронов призвал перенести акцент на малый и средний бизнес. «Наша российская традиция — делать ставку на крупный бизнес. Но по факту крупный бизнес самый инерционный, самый невосприимчивый к инновациям и ведущий к консервации структуры экономики. И в этом смысле надо больше уделять внимания малому и среднему бизнесу», — отметил эксперт.
«НАМ ПОВЕЗЕТ, ЕСЛИ МЫ БУДЕМ РАБОТАТЬ»
Комментируя доклады экспертов, Алексей Кудрин отметил, что они предлагают Татарстану ставить еще более амбициозные цели. «Поэтому авторы стратегии «Татарстан-2030», которые считали, что они поставили максимально возможные цели, здесь выглядят очень бледно», — сказал он. Кудрин напомнил, что предложенный документ — еще не окончательная версия стратегии, которая будет утверждена в правительстве и принята Госсоветом РТ в качестве закона. «Те замечания, которые сегодня были высказаны, — это тоже важная часть разработки документа», — отметил он, добавив, что результаты дискуссии будут учтены в экспертном заключении, на основе которого будут внесены последние правки в документ, который станет определяющим для Татарстана на следующие 15 лет.
Подвел итоги дискуссии врио президента РТ Рустам Минниханов. По его словам, стратегия только показывает, куда нам двигаться. «Если мы не будем понимать, каким будет мир через 15 лет, мы можем пойти по ложному пути. Мы теперь полнее представляем наш потенциал, знаем, какие есть тренды, и я считаю, что разработан прекрасный документ, цели которого нам надо будет реализовать», — сказал он. Напомнив притчу, которую рассказал Шаронов, врио главы республики отметил, что татарстанцам либо повезет со стратегией, либо они станут философами. «Но, скорее всего, нам повезет, если мы будем работать», — подчеркнул он.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 42
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.