"Долг – дело святое"
Сатана

У нас возрождается долговое рабство. Теперь общественными работами можно оплачивать задолженность по квартплате. В рабство может записаться вся семья пеона. Включая несовершеннолетних детей.

Отход от классической модели рабовладельчества заключается в том, что раб теперь работает только за ночлег – трудом можно купить всего лишь право жить в сами-знаете-в-какой квартире. Пропитание раб должен добывать себе сам. Все правильно: в кризисный период классические модели подлежат секвестру.

Вообще, человек – животное чрезвычайно плодовитое. Современная цивилизация проблему смертоносности большинства природных факторов решила. При таких условиях в России должно бы прибывать населения по 5-6 млн. в год. С нашими-то ресурсами, с нашей географической протяженностью, когда засуха в одном районе не приводит к неурожаю в целом по стране.

Неудержимый поток всех и всяческих мигрантов, прущий к нам со своих югов как лосось на нерест, перепрыгивающий через щелящиеся загородки миграционных законов, - достаточное доказательство комфортности доставшейся нам страны.

История учит, что кроме рабов, принадлежавших частным лицам (servi privati), были рабы общественные (servi publici), принадлежавшие или государству, или отдельному городу. Последние строили улицы и водопроводы, работали в каменоломнях и в рудниках, чистили клоаки, служили на бойнях и в разных общественных мастерских (воинских орудий, верёвок, снастей для судов и пр.); они же занимали при магистратах низшие должности – посыльных, вестников, прислужников при судах, тюрьмах и храмах; они бывали государственными кассирами и писцами.

Возобновление рабства требует изучения всех и всяческих аспектов рабовладения у древних для целей избежания ошибок, досадных недоразумений и разных излишних расходов. Но только излишних. Необходимыми поступаться чревато.

Так экономия на кормежке раба может привести к недовольству. В прежние времена была проблема того рода, что раб что-то сожрет непосредственно на рабочем месте. Но для этого, скажем, рабам на мельницах и в булочных к шее привязывали жернов или доску с отверстием посредине, чтобы помешать им есть муку или тесто. Но в конце рабочего дня его все равно ждала законная миска с бобами, смоченная слезами безнадежности. Так что я считаю, от этого нововведения по сокращению расходов на питание необходимо отказаться. Признать его неполезным и где-то даже негуманным. Хотя само по себе представление о гуманизме нуждается в предопределении того, что (кто) есть человек. Человек не имеющий собственности – оно ли самое есть? Нет, даже не так. Человек, не способный отстоять свою собственность – может ли в полной мере носить гордое звучное определение "человек"? Вопрос.

Ошибкой древних было то, что они в силу ложного тщеславия пытались помечать своих рабов кольцами на шею. Но со временем поняли, что тем самым рабы стали видеть как их много. Тогдашний Сенат предписал рабам ходить в той же одежде, что и вольные.

Правильный опыт древних не избавил нас от ошибки этого рода. Успешные во всех материальных смыслах гордые человеки стали помечать себя, пытаясь выделиться из толпы оборванных соотечественников. Цепями на шею, броскими пиджаками, дорогими иномарками, обезжиренными долгоногими самками в автозагаре. Лексикой и общим культурным фоном. Что показало нашим рабам как же их, рабов, много. Что почти не возымело эффекта. Кроме того, что выделяющиеся на общем сером фоне были схвачены и раздавлены невидимой рукой рынка. Точнее, теми, кто ею водит в кромешных российских недрах.

Однако новые хозяева жизни опять стали пренебрегать правилами социальной мимикрии и начали активно помечать себя глянцем кричащих об их материальном счастьи журналов и бездарно дорогими автоиномарками. Лексикой и общим культурным фоном. Ну и прочим всем тоже.

Спасительный кризис отвлек внимание большинства от проблемы общественных средств, бездарно расходуемых на личное потребление немногих.

Наблюдая безуспешные попытки модернизировать здравоохранение, можно вспомнить, как решался вопрос утилизации ставших экономически нерентабельными рабов – стариков, больных и проч. В Риме их свозили на заброшенный остров Эскулапа, где они получали наконец свободу. Свободу умирать.

Психические проблемы отношений "раб-господин" не без успеха снимались регулярными карнавалами, когда рабы надевали шапку отпущенников и садились за стол своих господ, причём, последние иногда даже оказывали им почести.

Отсутствие у нас традиции карнавалов обусловило то, что мы карнавал заменили дурной бесконечностью злых шуток "ниже пояса" юмористических телешоу. Однако целительная сила заключается не в смехе, а в переодевании, перемене ролей. Мы опять копируем не шампанское, а его брызги.

По сравнению с первобытно-общинным рабовладельческое общество было прогрессом, заключающимся хотя бы в том, что прекратилось убийство военнопленных. В нашем случае возрождение рабства – это тоже, считаю, прогресс, так как в отношении нашего населения стали проявлять хоть какой-то экономический интерес. При этом нельзя забывать, что рабство эффективно там, где есть большие пространства необработанной земли, малая плотность населения. Это определяет возможность ведения хозяйства экстенсивными методами, с применением самых простых инструментов и элементарных технологий.

Вот с кормежкой бы решить только.

Однако и здесь есть проблема мигрантов. В прежние времена привезенный раб стоил дороже раба местного. Вывезенные далеко от мест обитания собственных племён, не имеющие никакого представления о том, как вернуться домой, помещенные в чужеродную среду рабы были менее склонны к побегам и проявлениям недовольства.

Конечно, есть в системе рабовладельческих отношений и отрицательные стороны, кто ж спорит. Труд, вынуждаемый страхом наказания, сам по себе неуспешен и непроизводителен: даже физическую силу рабы не прилагают к делу и наполовину. Все это подрывает институт рабства. Но все это проблемы, характерные для позднейшего периода рабовладения.

Некоторыми исследователями отмечалось также и то, что рабовладение приводит к нравственной деградации людей, в которых уничтожается чувство человеческого достоинства и стремление к труду на благо себя самого и общества. Якобы в ытеснение свободного труда рабским приводит тому, что общество делится на две группы: на одной стороне – рабы, " чернь ", в значительной степени состоящая из людей невежественных, продажных, проникнутых мелким, эгоистическим честолюбием и постоянно готовых поднять гражданскую смуту; на другой – " знать " – кучка богачей , возможно, образованных, но при этом праздных и развратных. Говорят, между этими классами пролегает целая бездна, что является ещё одной причиной разложения общества.

Писали, что ещё одним вредным последствием рабства является обесчещение труда. Занятия, предоставленные рабам, считаются позорными для свободного человека. А с увеличением масштабов использования рабов возрастает число таких занятий, и, в конце концов, всякий труд признается позорным и бесчестящим, а наиболее существенным признаком свободного человека считается безделье и презрение к какой бы то ни было работе. Воззрение это, будучи порождением рабовладения, в свою очередь поддерживает институт рабства, да и после упразднения рабовладения остаётся в общественном сознании. Отмечали, что для реабилитации труда требуется большое время; до настоящего момента такое воззрение сохранилось в отвращении некоторых слоев общества ко всякой хозяйственной деятельности.

Но острота поднятых проблем снимается, как мне кажется, просмотром передач современного телевидения. Пару недель впритык к ящику – и эти описанные некоторыми авторами проблемы покажутся им самим же непонятными и высосанными из пальца.

Ибо, то, что нормальным мироощущением воспринимается как клубок вопиющих и опасных проблем, для нас составляет ставшую привычной среду обитания.

(При написании статьи использованы материалы, размещенные в открытом доступе в Wikipedia)

11.08.09