58.jpg
Игорь Гладких

VIP-ГОСТЕЙ НЕТ — ЗДЕСЬ ВСЕ РАВНЫ

— Игорь, в этом году Российская венчурная ярмарка празднует юбилей — 15 лет. Чего удалось добиться за эти годы?

— За 15 лет мы провели в регионах России более 40 ярмарок, 14 из них — общероссийского статуса. И у Казанской венчурной ярмарки с этого года будет федеральный статус, ведь Татарстан лидирует в развитии инновационной инфраструктуры, накопил большой опыт проведения подобных мероприятий. 23 - 24 апреля в Казани пройдут юбилейные венчурные ярмарки — XV Российская и X Казанская. Организаторами традиционно выступают Некоммерческая организация «Инвестиционно-венчурный фонд Республики Татарстан» и Российская ассоциация венчурного инвестирования. Масштабы форума говорят сами за себя: более 1000 участников, порядка 150 действующих инвесторов, около 40 компаний, 30 мероприятий, посвященных широкому спектру вопросов — от состояния глобальных рынков венчурного капитала до корпоративного венчура и развития университетской экосистемы.

— В прошлом году состав участников был очень внушительным. Кто из акул венчурных инвестиций, VIP-гостей* будет на этот раз?

— Ярмарка — мероприятие рабочее, поэтому VIP-гостей у нас нет — все равны. Ожидаем участников из ведущих российских фондов и более двух десятков специалистов из США, Европы, Азии.

ИНВЕСТОРЫ ИЩУТ НОВЫЕ СЕГМЕНТЫ

— Насколько повысился инвестиционный потенциал России с тех пор, когда венчурное движение только начиналось?

— Интересен не потенциал, а, скорее, сделки и тренды рынка. Венчурная индустрия существует не сама по себе, словно в вакууме, а глубоко интегрирована в экономику, в корпоративный и финансовый мир. Ситуация с созданием экосистемы, формирующей поток сделок, безусловно, улучшилась, но до «потолка» еще очень далеко. На ранних стадиях активную роль играет государство в лице институтов развития, и ведущий из них — Российская венчурная компания (РВК)… Сегодня инвесторы приходят в сегменты, где их раньше не было, а некоторые сектора (например, интернет-коммерция) и вовсе многими считаются «перегретыми». Рынок очень неоднороден, переживал взлеты и снижение активности, но тренд, безусловно, положительный. Чтобы не быть голословным, приведу такие данные: согласно Dow Jones VentureSource, в 2012 году российский венчурный рынок был признан самым быстрорастущим в Европе, а по объемам инвестиций наша страна поднялась на 4-е место.

— Кризис, санкции как-то повлияли на подготовку к ярмарке, на количество приглашенных гостей и их географию?

— Венчурная ярмарка ориентирована и на внешний, и на внутренний рынок. В числе приоритетов сейчас — дать инвесторам возможность поработать с недооцененными начинающими региональными компаниями из IT-сектора(АйТи-сектора), индустрии материального производства (новые материалы, приборостроение, технологии, включая Cleantech (Клинтич) и так далее). В этих секторах российский венчурный рынок сейчас мал, но набирает обороты в том числе благодаря инициативам со стороны институтов развития. А так как кризисное время в принципе предполагает новые возможности для роста, интерес к ярмарке, можно сказать, не упал ни со стороны российских, ни со стороны зарубежных участников — их будет столько же, сколько в прошлые годы.

ПАРАДОКСЫ ИНВЕСТИЦИЙ

— Как год от года изменяется количество желающих поучаствовать в венчурной выставке? Есть ли компании, пытающиеся пробиться на выставку повторно?

— Ярмарка все-таки не «смотр достижений», а рабочая площадка. Конечно, есть компании, которые участвуют в ней по несколько раз. С одной стороны, это может быть признаком того, что у них не сложилось с привлечением инвестиций. С другой — это характеризует мотивацию и настойчивость в достижении цели. Кто-то перестает участвовать, потому что выходит на новый уровень, получает «точки входа» в индустрию и идет самым эффективным путем — через личные контакты и рекомендации. Кто-то понимает, что венчурная сфера не для них, поскольку планка здесь очень высокая. Это все невидимые, но важные результаты работы площадки.

— Какие проекты из тех, что будут представлены на выставке, привлекут внимание инвесторов?

— На самом деле, это всегда загадка. Иногда диву даешься, что «сыграло», а что — нет. Примеры, когда компания не вызвала большого интереса на ярмарке, а потом «вдруг» привлекла солидные инвестиции, не единичны. Но в любом случае важны такие факторы, как слаженная команда, сумасшедшая работоспособность, предпринимательский опыт и сильные, оригинальные решения, ориентированные на быстрорастущий рынок.

— Как определить, что сумма запрашиваемых участником инвестиций корректна?

— Объем инвестиций должен быть четко обоснован, привязан к этапам развития и бизнес-модели. При предварительном общении на этапе подготовки эти моменты прорабатываются. По разным причинам возникают вопросы как в сторону завышения, так и в сторону занижения: неадекватно учитываются издержки, необоснованные запросы на оборудование, выпадают проблемы аутсорсинга и послепродажного сервиса, возможности привлечения заемных средств. Факторов много, и они часто специфичны для конкретного бизнеса. Конечно, детально проработать это не всегда удается, да и подробной финансовой модели мы не требуем. И потом практика показывает, что, если интерес у инвестора есть, все это проговаривается отдельно.

О НЕУДАЧАХ ГОВОРИТЬ НЕ ПРИНЯТО

— Насколько много проектов, в которые были сделаны инвестиции, но они оказались неудачными? Есть ли такая статистика?

— О неудачах говорить не любят, и эта часть рынка тщательно закрывается. Есть примеры на слуху, но по большей части информация тихо «растворяется». Неудач достаточно, но, в принципе, в рамках традиционной для рынка доли. И не будем забывать, что более половины инвестиций на рынке сделаны относительно недавно, и какие будут результаты, покажет только время.

— Ежегодно венчурные ярмарки помогают найти инвесторов десяткам их участников. Есть ли сводные данные об объеме инвестиций, сделанных за все время существования венчурного бизнеса в России?

— Мы проводим такие опросы для российских ярмарок. Привлечено более сотни миллионов долларов. Но отмечу, что успех — это не когда привлек инвестиции, а когда инвестор вышел с прибылью.

— Как считаете, в чем проблема российского института инноваций?

— Во-первых, низкое число успешных средних и крупных технологических компаний с компетенциями на глобальных рынках, которые могли бы быть потребителями решений. Во-вторых, недостаточный общий уровень бизнес-компетенций, языковые и культурные барьеры, недостаток взаимодействия участников рынка — разработчиков, поставщиков компонентов, конечных решений, их потребителей. В-третьих, незрелость российских технологических рынков (при том, что выходить сразу на глобальные компании часто объективно не могут, не хотят и не умеют). В-четвертых, эффект масштаба: входные пороги на многих рынках стали чрезвычайно высоки. Большинство наших компаний — нишевые (конечно, это не касается гигантов на специфических рынках — концернов вооружений, космической, атомной отраслей)… Проблема комплексная и не имеет простого ответа и быстрых решений. Нет отдельного звена, за которое надо тянуть, чтобы вытянуть всю цепь. Но приоритетные точки воздействия имеются. Это процесс эволюционный и долгосрочный. И прогресс мы, безусловно, наблюдаем.

* Очень важная персона