ОТПРАВЛЯТЬ В КОМАНДИРОВКУ ИНОСТРАНЦЕВ СТАЛО НАКЛАДНО

Предложений по комфортному размещению гостей автограда хоть отбавляй: рынок гостиничных услуг здесь представлен несколькими гостиницами уровня «3 звезды», одной пятизвездочной и множеством мелких гостиничных структур разного уровня и класса. Кроме того, велик и разнообразен сегмент гостиниц квартирного типа. А вот со спросом не заладилось еще до наступления острой фазы кризиса. Как рассказал нашему изданию генеральный директор ООО «Деловой центр Форт-Диалог», владелец гостиниц «Премьер» и «Крокус-отель» Денис Нитенко, в Челнах на протяжении пары последних лет открылось несколько новых гостиниц, за счет чего резко возрос номерной фонд. В частности, в 2012 году распахнули свои двери мини-отели Сosta и «Лофт», в 2013-м — семиэтажный Open Сity на 216 номеров и «Крокус-отель» на 72 номера. Это не могло не повлиять в худшую сторону на заполняемость уже имевшихся в городе гостиниц. Кроме того, не секрет, что в Набережных Челнах основной поток гостей — бизнесмены и прочие командированные. Турпоток ничтожен, и перспектив для его увеличения наш эксперт не видит. Между тем со спадом деловой активности приезжающих в Челны с бизнес-миссией становится меньше.

«Спад ощущается по всем сегментам — от эконом-варианта до люкса. Спрос упал в целом примерно на треть. Средний чек остался таким же, но объем выручки уменьшился», — сказал Нитенко. Небольшой отток гостей почувствовали и в единственном в городе заведении премиум-класса — пятизвездочном спа-отеле «Расстал». Как следует из письменного ответа «БИЗНЕС Online» руководителя отдела продаж и рекламы гостиницы Ирины Архиповой, это выразилось в сокращении объемов бронирований от ведущих корпоративных клиентов. Представители компаний, в свою очередь, также подтверждают, что у них снизилось число командированных в Челны сотрудников, которых нужно расселять в гостиницы. Одновременно со снижением спроса со стороны корпоративных заказчиков в «Расстале» отмечают рост числа прямых бронирований от индивидуальных гостей. Заметили в спа-отеле и небольшое снижение числа иностранных посетителей — за три первых месяца 2015 года их стало на 4% меньше. Чек в «Расстале» также сократился за счет сокращения среднего количества ночей проживания — большинство гостей сейчас останавливается лишь на одну, реже две ночи.

Денис Нитенко
Денис Нитенко: «Спад ощущается по всем сегментам — от эконом-варианта до люкса. Спрос упал в целом примерно на треть. Средний чек остался таким же, но объем выручки уменьшился»

По словам директора бизнес-отеля «Татарстан» Валентина Голубева, меньше иностранцев в их гостиницу приезжать не стало, но общий процент заполняемости снизился. Правда, насколько именно, Голубев уточнять не стал. По его наблюдениям, изменилась загрузка номеров среднего ценового диапазона. При этом, по его словам, эконом- и люкс-номера, а также студии хорошо загружены всегда, и в кризис тоже.

«Бизнес никуда не делся, он продолжает работать. Иногородние и иностранные специалисты, которые обслуживают наши предприятия, продолжают приезжать в Челны. Проблема в том, что снизилась продолжительность проживания. Если в 2014 году в среднем это было трое суток, сейчас — на сутки меньше. Это, конечно, обобщенные цифры, потому что у нас в гостинице есть клиенты, которые живут месяцами. Но все же», — признался Голубев.

Отметил он и еще один тренд. Если раньше пик заезда приходился на понедельник-вторник, а выселялись клиенты в четверг, сейчас круговорот постояльцев более оживленный: в понедельник заселились — во вторник выехали, тут же на их место приехали другие, в среду уже выселились и т.д. На долговременных постояльцах их организации также пытаются экономить: если в прошлом году от одного предприятия могли проживать 10 - 12 специалистов, то сейчас — 6 - 8. Некоторые компании пытаются по максимуму отойти от привлечения иностранных специалистов. Ведь им не только надо зарплату платить в валюте, но и соблюдать довольно жесткие требования Евросоюза к суточным. «Или, например, есть в Челнах компания, в которую приезжают специалисты из Питера и Нижнего Новгорода. Они сейчас пытаются сделать так, чтобы вообще никто не приезжал, чтобы работали только местные», — привел пример Голубев.

А вот гостинице «КАМАЗ» кризис оказался нипочем — здесь всегда стабильная клиентура. «Мы больше почувствовали снижение заполняемости, когда выросло число гостиниц-конкурентов. В основном мы сотрудничаем с камазовскими дочерними обществами, и основной контингент проживающих — это те люди, которые приезжают на КАМАЗ из регионов России. Иностранцев у нас мало. Стабильно все категории номеров пользуются спросом, на каждый находится свой клиент», — рассказала и. о. начальника отдела развития и коммерции гостиницы Светлана Фахразова.

НА СУВЕНИРАХ И БАНЕ ПОСТОЯЛЬЦЫ НЕ ЭКОНОМЯТ

Несмотря на условия жесточайшей экономии, в которой находятся организации, отправляющие своих работников в командировки, сами командированные предпочитают жить на широкую ногу — об этом можно судить по тому, что дополнительные услуги в гостиницах по-прежнему востребованы. Гости так же часто ходят в ресторан, SPA, пользуются необходимыми услугами прачечной и такси. Это отметили все опрошенные эксперты. Правда, уровень оказываемых допуслуг у всех разный. В гостинице «КАМАЗ», например, допуслугой считается даже пользование феном, от которого действительно отказаться сложно. А в «Татарстане» уже три месяца подряд наблюдают рост продаж дорогих сувениров стоимостью от 3 тыс. до 50 тыс. рублей.

Хорошо пользуются спросом и банные услуги, которые тоже относятся к разряду премиальных. «Кто раньше мог позволить себе дополнительные услуги, тот и сейчас может. Вероятность того, что человек будет обделять себя любимого, конечно, есть. Но наша задача — одно компенсировать другим. Баня, например, это не просто аренда сауны. У нас тут разные программы парения с разным бюджетом. И по бане с ноября по март устойчивая тенденция к росту. Средний чек у нас вырос на 7 процентов отчасти и за счет допуслуг», — прокомментировал Голубев.

В «Татарстане» уже три месяца подряд наблюдают рост продаж дорогих сувениров стоимостью от 3 тыс. до 50 тыс. рублей

С ЦЕНАМИ «НЕ БОРЩИМ»

Нехватка постояльцев, за которых приходится бороться с конкурентами, заставляет гибко лавировать на волнах ценовой политики. В отеле «Татарстан» средняя стоимость размещения — 2750 рублей, при том что имеются номера разной ценовой категории — от 2400 до 11 тысяч. В этом году цены там подняли в среднем лишь на 2 - 4%. «Последние 5 лет цены мы поднимали на 100 - 150 рублей. Мы уже знаем нашу рентабельность, поэтому «не борщим», а вносим корректировку исключительно за счет увеличения накладных расходов. Сейчас на определенные виды продуктов питания цены начинают снижаться. Если скачков не будет, мы уменьшим расценки в ресторанном меню. У нас не так, как в нефтяном бизнесе: когда цена барреля нефти поднимается, цены растут, а когда снижается — цены остаются теми же», — сказал Голубев.

В эконом-отеле «Крокус» и гостинице «Премьер» цены оставили на уровне прошлого года. Но, как отметил Нитенко, скорее всего, они еще вырастут. «Стоимость номера в «Крокусе» ниже, чем в среднем по городу, и составляет 1900 рублей в сутки в одноместном номере. Такой низкой цены мы достигаем за счет оптимальной площади номера при наличии всех услуг, соответствующих современным требованиям. А в трехзвездочном отеле «Премьер» стоимость номеров примерно равна цене в других аналогичных гостиницах и составляет — 2700 - 2800 рублей за ночь. Но издержки увеличиваются. Инфляция превысила 16 процентов. В этом году мы никуда не денемся от повышения. Надо же как-то компенсировать инфляцию», — предположил Нитенко.

Не планируют менять тарифы на размещение в отеле «Расстал». Как заявил его представитель, несущественный рост цен был в 2014 году. Но гости его и не заметили, так как для них цена — не самый важный фактор выбора. Как не заметили и в самом «Расстале» конкуренции. «Она есть среди трехзвездочных отелей, так как их много. У нас же прямых конкурентов нет, мы единственная в городе гостиница категории «5 звезд», что позволяет нам полностью охватывать свой сегмент потребителей», — ответили там.

В гостинице «КАМАЗ» ценники тоже не переписывали. Средняя стоимость размещения здесь составляет 2300 рублей в сутки. Как заверила Фахразова, повышения цен в ближайшее время точно не будет, а вот вариант с их снижением, возможно, возьмут на заметку.

«КОГДА СИТУАЦИЯ НА ПЯТКИ ЖМЕТ СИЛЬНЕЕ, НАДО БОЛЬШЕ АКТИВНОСТИ ПРОЯВЛЯТЬ»

В отличие от Казани, которая в последние годы стала настоящим центром «праздничного туризма», одна из проблем гостиничного бизнеса в Набережных Челнах — это слабая загрузка в выходные. Это напрямую связано с командировочным контингентом, который приезжает в автоград работать, а не отдыхать. Сейчас эта проблема еще более усугубилась. Решают ее везде по-разному, предлагая всевозможные спецпредложения и акции. «Есть акции на привлечение новых клиентов, есть на удержание старых, — рассказал Голубев. — Когда ситуация на пятки жмет сильнее, надо больше активности проявлять. Объемы продвижения мы, конечно, не снижаем, а только увеличиваем. И маркетинговый бюджет не уменьшаем. Недавно к нам одни гости заехали, которые проживали в другом отеле. Они сказали, что именно им там не понравилось. Мы из этого извлекли выводы для себя, чтобы у нас таких же негативных моментов не возникло. Мы никогда не ставим акцент на дисконтирование — этим клиента не удержишь. Надо упор на качество предоставления услуг делать».

В отеле «Татарстан» средняя стоимость размещения — 2750 рублей, при том что имеются номера разной ценовой категории — от 2400 до 11 тысяч

В «Расстале» снижение спроса на гостиничные услуги компенсируют тем, что приглашают воспользоваться услугами отеля жителей города. «Сейчас мы создали интересное предложение для челнинцев, действующее в любой день недели, — пакет «50 оттенков красного» с включенным ужином в ресторане, проживанием в номере. К нему добавили розы, угощения и тематический сюрприз по очень популярному фильму... То есть предложили продукт, который идеально подойдет для празднования особой даты, годовщины свадьбы или просто романтического отдыха. Конечно, по специальной цене. Спрос на эту услугу постоянен», — рассказали в спа-отеле.

ЧАСТНИКИ ИЗБАВЛЯЮТСЯ ОТ КВАРТИРНЫХ ОТЕЛЕЙ

Падение спроса на услуги гостиниц можно было бы оправдать тем, что клиенты эконом-сегмента просто переориентировались на частный сектор, селясь в гостиницах квартирного типа. По словам Нитенко, подобные мини-отели предлагают услуги размещения по принципу «дешево и сердито». «Они могут даже продавать там койко-места. Что-то типа доморощенных хостелов получается. Но статусные бизнес-путешественники все-таки делают выбор в пользу профессиональных гостиничных услуг», — рассуждает Нитенко. С ним согласны и в «Расстале», гости которого предпочитают определенный уровень комфорта и не согласны на проживание в отеле более низкой категории и тем более в квартире.

Однако Голубев полагает, что на частных квартирах в Челнах живет очень большое количество как иностранных специалистов, так и российских. «Они, правда, не сразу переезжают на квартиру, потому что проживание в гостинице — это все-таки гарантия безопасности, гарантия того, что у тебя не будет проблем с документами. Опять же вопрос языка. У нас в городе владение английским не на должном уровне. А в гостинице, в ресторане уж точно можно быть уверенным, что тебя поймут и сделают так, как ты просишь. Даже миграция гостей из одного отеля в другой бывает именно по причине плохого владения языком. Но думаю, работы в 2014 году всем хватало: и квартирным мини-отелям, и большим гостиницам, в этом общем пироге каждому своя доля доставалась», — считает Голубев.

Вместе с тем частный сектор пострадал от кризиса не меньше, чем крупные гостиницы. Как рассказала представительница компании «Циркон», пожелавшая не называть своего имени, снижение спроса на те же 30% ощущалось в сегменте мини-отелей уже в прошлом году, а в нынешнем он уменьшился еще на столько же. «Тот человек, который ездил всю жизнь в гостиницу, не будет селиться в квартирах, — говорит эксперт. — Есть люди, которые принципиально отдают приоритет гостиницам. Буквально единицы переезжают из гостиниц на квартиры. Но они это обусловливают не финансовыми мотивами, им просто надоел постоянный присмотр. Им хочется уединения какого-то. А так у нас свой контингент, у гостиниц — свой. У нас все-таки селятся люди попроще — рабочий класс».

Падение спроса может спровоцировать и уменьшение предложения на рынке сдачи в аренду квартир. «Мы стараемся от некоторых квартир избавиться, которые плохо работают», — рассказала представительница «Циркона».

Руководитель компании «Люксор» Тагир Махмутович, который уже на протяжении 10 лет предоставляет услуги размещения в нескольких квартирах города, откровенно признался, что дела сейчас идут очень тяжело. Премиальный сегмент у частников вообще умер. Причем в этом он винит не столько кризис, сколько конкурентов — крупные гостиницы. «У нас огромное перенасыщение гостиницами, как если бы у нас город-миллионник был. Многие сотрудники предприятий приезжают в город и только в определенные гостиницы обязаны заселяться, не буду уж называть их. С конкурентами-частниками не лучше. Многие квартиры покупают по ипотеке специально с целью сдавать их внаем. Хотя владельцы налоги с этого не платят. А у меня все квартиры в собственности, я плачу налоги, вкладываюсь, делаю ремонты. В основном все сейчас работают на выживание. Я уже не зарабатываю на тех квартирах, содержание которых мне надо оплачивать. На все цены поднялись — на бензин, на питание. А на проживание цены падают, причем сильно — на некоторые варианты с 1,5 тысяч до 750 - 800 рублей за сутки. Причем мы сами убираем квартиры, нанимать для этого работников не можем себе позволить», — эмоционально высказался частник.

Валентин Голубев: «Бизнес никуда не делся, он продолжает работать. Иногородние и иностранные специалисты продолжают приезжать в Челны. Проблема в том, что снизилась продолжительность проживания»

«НАДЕЮСЬ, ЛЮДИ НЕ ПЕРЕСТАНУТ СОВСЕМ ЕЗДИТЬ В КОМАНДИРОВКИ»

В оценках дальнейшего развития рынка эксперты сошлись во мнении, что ничего хорошего ждать в этом году не приходится, а можно лишь надеяться на восстановление спроса в более отдаленном будущем. Пока ни в одной из гостиниц персонал не сокращали, зарплата уменьшилась лишь в бонусной ее части. Где-то оптимизировали график работы сотрудников с учетом снижения объема работ. «Я не знаю, что происходит на рынках других городов, да и сравнивать Челны с Казанью или другими городами некорректно. В Москве весь прошлый год отели себя уже плохо чувствовали, чего все-таки нельзя было сказать о Челнах. Мы не ищем оправдания в спаде трафика, а изыскиваем способы, как его компенсировать. Не хочу озвучивать плохие прогнозы, но и заявлять, что у нас будет прирост на 30 процентов относительно прошлого года, тоже не буду, иначе скажут, что я не могу трезво оценивать ситуацию. Будем стараться удерживать показатели», — подытожил Голубев.

Сравнивать гостиничный бизнес в разных городах действительно некорректно. В Москве, например, по данным консалтинговой компании JLL, в начале этого года, в отличие от Челнов, отмечен существенный рост стоимости гостиничных услуг. В недорогих столичных отелях цены выросли в среднем на 5%, а у пятизвездочных — на все 30%. И это несмотря на существенный спад спроса. Так, по итогам 2014 года заполняемость московских отелей упала на 9%. В гостиницах столицы России сегодня в среднем заполняется менее 60% номеров. А цены растут...

По мнению экспертов, такое положение дел объясняется тем, что в Москве много отелей премиум-класса, входящих в крупные международные сети. Их клиентура, как правило, намного устойчивее к влиянию кризиса и не склонна в чем-то себя ограничивать. Вот и в Челнах в пятизвездочном «Расстале» не отказались от планов развития и в начале этого года даже провели дорогостоящий ремонт номеров повышенной комфортности.

Однако в целом гостиничный бизнес автограда ждет как минимум продолжительный застой. Нитенко заявил, что положение в отрасли будет зависеть всецело от того, как город преодолеет кризис. В планах точно не стоит открытие новых гостиниц в Челнах, потому что это, по его словам, было бы безумием. В других же регионах можно рассматривать такой вариант, но только спустя какое-то время, потому что, как и любая инвестиционная деятельность, открытие отелей зависит от стоимости заемных ресурсов, а сейчас кредиты недоступны ни по срокам, ни по ставкам. Представитель частного сектора из компании «Циркон» прокомментировала короче: «Надеюсь, люди не перестанут совсем ездить в командировки».