ДВА ГЛАВНЫХ СОВЕТСКИХ ПРАЗДНИКА

В Советском Союзе отмечали два важнейших идеологических праздника — 1 Мая и 7 Ноября. Отмечали по высшему государственному разряду — осенью торжественным военным парадом на Красной площади в Москве и шествием трудящихся, как бы олицетворяя триединство власти, армии и народа. Весной массовой демонстрацией по той же Красной площади. В новой России эта традиция прервалась, но исподволь стала превращаться в иные формы, что и называется метаморфозой. Так, государственные военные парады теперь проводят в День Победы 9 мая.

А первомайская демонстрация с прошлого года официально вернулась на Красную площадь. Рассмотрим четыре отличия московского праздника 1 мая 2015 года от своего советского аналога.

«ВСЕНАРОДНОЕ ЛИКОВАНИЕ» УЖЕ НЕ ТО

Во-первых, имя и статус Первомая. День международной солидарности трудящихся в СССР с 1992 года в России именуется как праздник весны и труда. То есть с возвратом рыночных отношений труд остался актуальным, а вот международная солидарность трудящихся — уже нет. С высшего государственного разряда, когда на трибуне присутствовало все руководство страны, он переместился на три разряда ниже. Теперь праздник под эгидой профсоюзов и на трибуне, соответственно, их лидеры. И хотя мэр Москвы Сергей Собянин был во главе шествия, но на трибуну он не встал.

Во-вторых, сакральное место и направление хода. В данном случае это место, где стоят руководители и куда никто, кроме них, не имеет права взойти. В СССР руководство страны стояло на гранитной трибуне мавзолея Владимира Ленина. Сегодня профсоюзные боссы стоят на временной деревянной трибуне у фасада ГУМа, а мавзолей в очередной раз задекорирован. Раньше демонстранты шли по Красной площади в направлении на восток, а теперь — на запад. Как это символично. И, соответственно, если советские трудящиеся, обращая взор к трибуне, видели священные стены, звезды и куранты Кремля, то теперь манифестанты видят «священные» стены универмага, советское название супермаркета, что тоже весьма символично.

В-третьих, численность и воодушевление. Время шествия, ее темп и, соответственно, общая численность нынешней демонстрации совершенно очевидно ниже своей советской предтечи. Да и воодушевление или, как говорили раньше, «всенародное ликование» советского уровня тоже очевидно еще не достигает.

В-четвертых, цветовая гамма и лозунги. Доминирование красного цвета советских демонстраций сменилось пестрым разноцветием, в котором основными стали бело-синие (голубые) и красные тона, что, в общем-то, соответствует сегодняшнему государственному триколору. Политически нейтральный лозунг «Мир. Труд. Май» сохранился, а вот главный призыв «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» уступил место другому, менее идеологизированному лозунгу «Май трудовой! Май победный!»

ПЕРВОМАЙ-2014 И ПЕРВОМАЙ-2015

Итак, это сравнение Первомая-2015 с красным родителем. А каковы его отличия от Первомая-2014, когда впервые за 23 года российская власть, вероятно на патриотическом подъеме «крымской весны», дала добро на проведение шествия по Красной площади. Их не много, но они есть.

Мэр Москвы Собянин не возглавлял демонстрантов, а шел в одной из колонн. Главным лозунгом было «Единство. Солидарность. Права человека труда!» Сине-белого цвета визуально было побольше, отчасти из-за партийной символики «Единой России». В остальном практически было то же самое. Главное отличие — это прямая трансляция Первомая-2015 по Первому каналу. То есть год назад власть, возвращая традицию на новый лад, провела полевые испытания и замеры общественного мнения. Убедившись, что технология работает, она подконтрольна и не несет в себе провокации, власть дала отмашку на прямую трансляцию. Причем не на государственном ВГТРК, а на Первом канале, который, как наследник первой кнопки ЦТ СССР, имеет большую телеаудиторию в странах ближнего (СНГ) и дальнего зарубежья.

Вероятно, этот шаг связан с внутренней логикой развертывания проекта Евразийского экономического союза. Евразийская интеграция интернациональна по своей сути, и на смену «международной солидарности трудящихся» приходит другой политический лозунг «Евразийские народы, объединяйтесь!», в особенности народы постсоветских республик. А Первомай — удачная культурная скрепа, вшитая в архетип уже не одного поколения людей, проживающих сегодня в разных республиках, но помнящих этот праздник.

С другой стороны, прямая трансляция Первомая-2015 по Первому каналу — это возможный сигнал интернационалистам, традиционно обитающим в Великобритании и ныне ратующим за многополярный мир в противовес американскому глобализму.

Если посмотреть еще глубже, то, конечно, эта дата связана с древнейшим культурным кодом. А именно с началом сева и выгоном скота на пастбища. Такой важный цикл в жизни людей, кормящихся от земли и солнца, обрел соответствующие дохристианские культы поклонения Солнцу, Земле, Огню; обряды изгнания духов, ведьм и прочее. У славян этот праздник известен как Еремей Запрягальник (Пролетье, Яремник, Запашник, Посевы, Гуленый день, Проводы весны, Живин день и так далее), у тюрков примерно в это время праздник начала лета, у кельтов — Белтейн, в западной и центральной Европе это знаменитая Вальпургиева ночь накануне Майского праздника с установкой Майского дерева (Древа жизни). Для наших дачников это, конечно, Кузьма Огородник.

Так или иначе, этот праздник в разных формах и с разным содержанием уже многие столетия был и остается с нами.