КАМАЗ накануне вышел на трудовую вахту и обнародовал удручающие итоги работы за 4 месяца 2015 года. На российском рынке завод продал 5 тыс. грузовиков — на 49% меньше, чем годом ранее. И пока просматривается лишь тенденция к дальнейшему падению: в январе-феврале продажи упали на 41%, за три месяца — на 46%, а бизнес-план компании на год предусматривал снижение активности покупателей лишь на 20%. Как выяснил «БИЗНЕС Online», в конце мая совет директоров, вероятно, пересмотрит эти планы.
ЗА 13 ДНЕЙ КОНВЕЙЕР ЗАПУСКАЛИ ТОЛЬКО ОДНАЖДЫ
КАМАЗ во вторник вновь приступил к полноценной работе после затянувшейся паузы, связанной с майскими праздниками. Конвейер был остановлен еще 29 апреля и за все это время запускался только на один день — 5 мая. Остальные 12 дней камазовцы или отдыхали, или были заняты на временных работах. Как сообщил корреспонденту «БИЗНЕС Online» руководитель пресс-службы компании Олег Афанасьев, в остаток мая предприятие будет работать в режиме 5-дневной рабочей недели, однако 22 и 29 мая будет простаивать (эти дни сотрудникам КАМАЗа оплатят из расчета 2/3 оклада). В июне же автогигант вновь вернется в трехдневный ритмичный режим (если, конечно, это можно назвать ритмом).
В таком свете удручающие итоги работы предприятия за первые четыре месяца 2015 года, казалось бы, удивить не могут, но, увы, они все равно удивили. По сообщению пресс-службы компании, в январе-апреле в стране было продано 5 тыс. грузовиков «КАМАЗ» — на 49% (!) меньше, чем годом ранее. А весь российский рынок грузовых автомобилей полной массой 14 - 40 тонн по итогам четырех месяцев составил 9,2 тыс. штук, обвалившись сразу на 62% по сравнению с январем-апрелем 2014 года. У татарстанских автопроизводителей есть лишь слабое утешение: рыночная доля КАМАЗа даже выросла за отчетный период с 41% до 54%. В то же время, как сообщил «БИЗНЕС Online» источник в отрасли, доля иномарок сократилась с 41 до 26%, «МАЗов» — с 11 до 4%, и только «Уралы» наряду с челнинцами нарастили свое присутствие с 7 до 16% (спасибо гособоронзаказу).
АЛЬТЕРНАТИВНАЯ СТАТИСТИКА: КАМАЗ УПАЛ ВМЕСТЕ С РЫНКОМ
Теперь альтернативный взгляд на последние движения на авторынке. По данным аналитического агентства «Автостат» (его эксперты используют несколько иную методику: во-первых, считают поставленные на учет авто, во-вторых, включают в статистику более легкие грузовики, не являющиеся прямыми конкурентами челнинским), объем рынка новых грузовых машин полной массы свыше 3,5 тонн в апреле составил 3,8 тыс. штук — на 58,7% меньше, чем в апреле прошлого года. Потери несли все бренды из первой десятки: и если КАМАЗ практически повторил общую динамику, а МАЗ показал еще худший результат, то падение ГАЗа и «Урала» оказались не столь чувствительным.
Первые строчки апрельского Топ-10 занимают два отечественных бренда — КАМАЗ и ГАЗ. Лидером по-прежнему остается челнинский завод, продавший 1,2 тыс. автомобилей (-58%), в то время как выступающий в более легкой весовой категории ГАЗ реализовал 581 грузовик (-34%). «Бронзу» от «Автостата» получил МАЗ с 299 авто, но его продажи сократились сильнее, чем рынок в целом (-64%). Далее в рейтинге идут Hyundai (251 шт., -54,9%), «Урал» (240 шт., -39,8%) и Scania, показавшая самое глубокое падение из участников Топ-10 (169 шт., -77,8%).
Чтобы увеличить картинку, нажмите на нее |
Меньше других в апреле потерял САЗ (-4,1%), продавший 162 грузовика. За ним следуют Isuzu (155 шт., -30,2%), MAN (133 шт., -60,1%), а замыкает десятку Hino (91 шт., -58,1%). Как заявил «БИЗНЕС Online» исполнительный директор агентства «Автостата» Сергей Удалов, столь всеобъемлющее падение продаж обусловлено сокращением рынка строительства и перевозок. «Пока нет изменений в общей экономической ситуации страны, не будет потребности в обновлении парков транспортных средств, а следовательно, и роста рынка коммерческой техники, — считает Удалов. — Меры господдержки сегодня выражаются в госзаказах грузовой техники для федеральных и силовых структур, но прогнозировать на перспективу сложно. Только если экономика в целом будет расти, начнется рост и автомобильного рынка».
Если же оценивать продажи конкретных моделей авто, в Топ-10 апреля вошли 7 отечественных грузовиков: три «КАМАЗа» и четыре «ГАЗа». Абсолютным лидером рынка стал «КАМАЗ-6511», нашедший 307 покупателей. Но, опять же, все модели из первой десятки закончили апрель в минусе, за исключением машины Gazon Next Горьковского автозавода (и то лишь потому, что эта новинка в апреле 2014 года еще не вышла на рынок). Кстати, Gazon Next занял вторую строчку модельного Топа с 216 проданными грузовиками.
Чтобы увеличить картинку, нажмите на нее |
БИЗНЕС-ПЛАН ОБНОВЯТ К КОНЦУ МАЯ
На КАМАЗе с тревогой ждали 2015 года и не скрывали, что он будет тяжелейшим для автопрома. Достаточно сказать, что бизнес-план на текущий год компания обнародовала лишь в конце марта. Тогда челнинцы еще планировали продать в России 26 тыс. грузовиков — на 20% меньше, чем им удалось реализовать в 2014 году. В начале апреля генеральный директор КАМАЗа Сергей Когогин практически повторил этот прогноз, заявив, что падение производства на челнинском автогиганте в нынешнем году может составить до 20%. Однако по итогам января-февраля продажи упали на 41%, января-марта — на 46%, и вот теперь — на 49%. Возникает вопрос: удастся ли топ-менеджменту компании выправить ситуацию и к концу года достичь показателей, заложенных в бизнес-план?
В беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» обычно бодрый Афанасьев не излучал оптимизма. «К великому сожалению, для оптимизма пока оснований больших нет. Ну какой оптимизм, если рынок обвалился на 62 процента?!» — отметил он. Афанасьев напомнил, что еще в июле прошлого года в компании был принят антикризисный план, который состоит из трех основных пунктов: сокращение затрат, увеличение доли на падающем рынке и модернизация модельного ряда. Что касается прогнозов, то пресс-секретарь КАМАЗа предпочел не называть конкретных цифр.
«Мы пока прогнозов до конца года не строим. Где-то в конце мая, наверное, можно будет рассматривать прогнозы до конца года по всему рынку и наш обновленный бизнес-план, — сказал Афанасьев. (К слову, на 21 мая назначено заседание совета директоров компании — прим. ред.) — На сегодня мы пока не можем однозначно сказать, какое будет падение рынка к концу года и какое будет у нас. Но у наших маркетологов есть осторожное мнение о том, что мы или уже сейчас достигли дна, или находимся совсем недалеко от низшей точки падения рынка. Это, конечно, печальный факт, тем не менее мы надеемся, что ряд причин приведет к оживлению рынка».
На что же рассчитывают челнинцы? Во-первых, исчерпан весь запас ажиотажного спроса, который возник в декабре прошлого года из-за обвала рубля: по выражению Афанасьева, «все проданные тогда машины уже использованы». Во-вторых, главной причиной обвального падения спроса было повышение ключевой ставки ЦБ РФ. Из-за этого встал лизинг, остановилось кредитование — под неподъемный процент, естественно, никто грузовики покупать не желал. «Однако сейчас в этом плане ситуация стабилизировалась, Центробанк снизил ставку, банки начали кредитование, лизинг оживает. Все эти симптомы позволяют надеяться, что ситуация на рынке стабилизируется. Более того, все те меры, которые предпринимало правительство по поддержке автопроизводителей, только сейчас начинают давать отдачу», — считает пресс-секретарь КАМАЗа.
Кроме того, Афанасьев отметил, что в прошлый кризис 2008 - 2009 годов рынок тяжелых грузовиков удалось реанимировать за счет масштабных строек в Сочи, Казани и Владивостоке — государство вливало деньги в крупные инфраструктурные проекты, что в конечном итоге оживило экономику. Сегодня на КАМАЗе надеются, стабилизировать ситуацию получится благодаря, в том числе, реализации таких проектов, как ВСМ Москва — Казань, строительство крымского моста, магистрального газопровода «Сила Сибири» и других им подобным.
Но это, как говорится, взгляд за горизонт, пока же финансовые показатели КАМАЗа оставляют желать лучшего. Напомним, что 17 апреля КАМАЗ опубликовал трехмесячную бухгалтерскую отчетность по стандартам РСБУ. Согласно документу, выручка завода упала на 22,7% относительно первого квартала 2014 года, а операционный убыток вырос на четверть. И только прочие статьи расходов и доходов смогли улучшить эту нерадостную картину: более того, чистый убыток компании сократился почти втрое, составив 463 млн. рублей против 1,37 млрд. рублей годом ранее. Однако, к сожалению, произошло это не благодаря, а вопреки динамике основного производства и в следующий раз эта палочка-выручалочка может уже не сработать.
ДИЛЕРЫ: «К ПРЕЖНИМ ПОКАЗАТЕЛЯМ ПРОДАЖ БУДЕМ ВЫБИРАТЬСЯ ГОДА ПОЛТОРА»
Эксперты, опрошенные «БИЗНЕС Online», единодушно согласились с мнением Афанасьева относительно причин падения камазовских продаж, оценили ситуацию на рынке и его перспективы, а также предложили свои рецепты выхода из кризиса.
— Продажи идут слабовато, и причины этого ясны — общая нестабильность, свертывание инвестиционных проектов. У нас одно хозяйство собиралось закупить 22 «КАМАЗа» — сейчас их заказ отложен на неопределенный срок. Кроме того, с кредитами сложно. Два последних клиента отказались от покупки по этой причине. Одному из них мы даже успели пригнать машину, а он не смог кредит получить. В ближайшее время, если на что-то и можно рассчитывать, так это на село. Село всегда берет, если чувствует, что урожай будет, а будет ли осенью урожай, станет ясно примерно в конце июля. Поэтому на конец лета еще есть надежда, — сетует гендиректор ЗАО «Воронежагротранс» Николай Иванов.
На отсутствие новых инвестпроектов, в которые техника КАМАЗа смогла бы органично вписаться, и сворачивание старых жалуется и технический директор ЗАО «Чебоксарский автоцентр «КАМАЗ» Сергей Степанов. Продажи челнинских грузовиков в его компании в первом квартале упали «процентов на 30». «Я думаю, сейчас продажи заморозятся примерно на текущем уровне и потом года полтора мы будем выбираться к тем показателям, что были раньше. Ни КАМАЗ, ни дилеры уже ничего с этим поделать не могут, КАМАЗ и так делает все от него зависящее. Сейчас даже минобороны сокращает заказы на транспортные автомобили. Так что без помощи со стороны федерального правительства ситуация не выправится», — считает он.
Возлагает надежды на правительство РФ и генеральный директор ООО «Кама-Тракс» Леонид Штейнберг, который предлагает стимулировать спрос на грузовики финансово.«Средства должны быть целевым образом выделены для банков, чтобы те могли снизить процентную ставку по кредитам. И тогда мы, перевозчики, имели бы возможность эти кредиты брать и приобретать на полученные деньги автомобили. А в нынешней ситуации, когда проценты зашкаливают, такой возможности приобретать грузовики малый и средний бизнес не имеет», — говорит он. Самому КАМАЗу, по словам Штейнберга, надо уделять больше внимания такому сегменту потребителей, как малый и средний бизнес, включая и российских, и татарстанских перевозчиков, чтобы предприятие было заинтересовано покупать одну-две машины, а не десятки и сотни, как «оптовые» покупатели.
Все, что остается автозаводам в нынешней обстановке, — это расслабиться и получать... то есть, простите, ждать восстановления спроса, убежден ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. «Да, автопроизводители могут разработать какие-то стимулирующие меры для потребителей, но их возможности ограничены, они же не могут производить и продавать свои машины в убыток. А кроме того, эти меры вряд ли способны кардинально переломить ситуацию. Так что нужно ждать ее улучшения, а пока автопроизводителям, и в том числе КАМАЗу, нужно сокращать свои расходы, становиться более эффективными, чтобы пережить этот непростой период и затем вновь начать увеличивать объем производства», — сказал он нашему изданию.
«КАМАЗ ХОРОШО ПОДНИМЕТСЯ С ЗАПУСКОМ КРУПНЫХ ПРОЕКТОВ»
Николай Мордовцев — заместитель главного редактора журнала «Рейс»:
— На КАМАЗе правильно говорят о причинах падения продаж. Но воспринимать так болезненно ситуацию на рынке не стоит. Нужно расценивать это как временную трудность. На мой взгляд, КАМАЗ хорошо поднимется с началом реализации больших строительных проектов, которые планируется вести в России — это и тот же самый крымский мост, и высокоскоростная магистраль Москва — Казань. Но на стабилизацию рынка нужно время. С другой стороны, если бы для перевозчиков были более привлекательные условия по лизингу, которые делали бы обновление парка более доступным, это существенно пошло бы на пользу как рынку тяжелых грузовиков, так и КАМАЗу. Для КАМАЗа и ГАЗа должна быть более существенной поддержка государства.
На мой взгляд, руководство КАМАЗа делает все возможное в данных условиях. Они целенаправленно идут по пути обновления модельного ряда грузовиков несмотря на трудности. И очень удачные машины получаются. В первую очередь это, конечно, та машина, которая создана в содружестве с компанией Daimler, Mercedes-Benz — из семейства седельных тягачей «КАМАЗ 5490». Сейчас запускают в производство самосвалы с такой же практически кабиной, но с отечественным двигателем, с лицензионной коробкой, но на мерседесовских мостах. Это полноприводный самосвал. Я недавно приезжал в командировку в Челны, и мне эта машина очень понравилась, она по своим характеристикам близка к иномаркам и конкурентоспособна с ними.
Конечно, рост именно курса евро и доллара очень здорово ударил по перевозчикам. Люди начали ужиматься, многие компании прекратили приобретение автотехники. Но мы уже который по счету кризис переживаем. Что касается ситуации на рынке грузовых автомобилей в целом, думаю, до конца года начнется рост, возможно, уже с лета.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 121
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.