Один из ведущих участников татарстанского рынка IT, компания «ТАТИНКОМ Компьютерс», была создана в 1991 году. Компания предоставляет полный спектр услуг в области информационных технологий – консалтинг, предпроектное обследование, проектирование, поставку и пуско­наладку компьютерной и сетевой инфраструктуры различным сегментам клиентов: от государственных и корпоративных заказчиков до розничных покупателей.

Сейчас у компании три офиса продаж в Казани и один сервисный центр. Кстати, она не имеет никакого отношения к первому в республике сотовому оператору с похожим названием: эти две фирмы образовывались в одно время, и чтобы не было путаницы, добавили приставку «Компьютерс».

О состоянии рынка информационных технологий в Татарстане нам рассказал в интервью генеральный директор компании Евгений Крылов.

- Евгений Евгеньевич, как вы оцениваете качество деловой среды в компьютерном бизнесе Татарстана? Что сдерживает его развитие?

- Есть такое опасное явление - убийство рынка. Когда решающим критерием при выборе поставщика техники становится не его компетенция, надежность, порядочность и так далее, а только цена. Низкую цену могут дать поставщики, сэкономившие на гарантии, поддержке, и качестве техники. У нас есть штат квалифицированных сотрудников, инфраструктура, реклама, имя… Естественно, что наша техника и услуги будут дороже, чем у частного предпринимателя или предприятия No namе . Другой вопрос, где потом искать этого предпринимателя или предприятие для обеспечения гарантии, обслуживания…

- А насколько опасен для местных компаний приход на наш рынок федеральных сетей по продаже компьютерной техники?

- Конкуренция со стороны федеральных сетей нам неприятна с той точки зрения, что многие из них работают по серым схемам и за счет этого могут держать максимально низкую цену. Остальным игрокам становится просто неинтересно этим заниматься, поскольку рентабельность очень низка. Нечто подобное происходило несколько лет назад на рынке запчастей к автомобилям, когда цены уронили до того, что все сочли, что заниматься этим невыгодно и разбежались. А пострадали рядовые автомобилисты - покупать стало негде.

- Были ли попытки объединить местные компании для совместной защиты корпоративных интересов?

- Да, и неоднократно. Особенно со стороны москвичей. Но на моем опыте организация всех таких союзов сводилась только к сбору взносов за членство в них. Реально мы не сталкивались с ассоциацией, которая бы принесла нам пользу. Периодически возникают предложения объединиться и выступить единым фронтом, но мы и так в любой момент можем созвониться с представителями ведущих компаний и обсудить какие-то общие вопросы, а содержать на постоянной основе некую ассоциацию я пока не вижу необходимости. Но это мое личное мнение.

- Кто, на ваш взгляд, входит в пятерку лучших татарстанских IT-компаний? И какова доля ТАТИНКОМ Компьютерс на этом рынке?

- Надо четко разграничить два сегмента - b2b и b2c . Мы на 80% работаем в корпоративном сегменте, и в качестве наших основных конкурентов выделяем (в алфавитном порядке) ICL – КПО ВС, АБАК, МЭЛТ и Тиссу. Розница сильна у МЭЛТа и федеральных сетей. А доля на татарстанском рынке - очень расплывчатое понятие. Так, на рынке Казани доля ТАТИНКОМ Компьютерс высока, а в Закамской зоне нас вообще нет.

- Сколько человек работает сейчас в вашей компании? Есть ли среди них те, кто работает с момента ее основания?

- Численность сотрудников у нас порядка 120 - 130 человек, средний возраст - от 25 до 35 лет. Старожилы есть, но их немного, поскольку, как показывает практика, работать продуктивно на одном месте человек может пять лет, а потом ему хочется или стать начальником или сменить бизнес. На сегодняшний день тех, кто работают в компании больше десяти лет, у нас около 10 процентов.

- Есть ли у вас проблема с поиском кадров?

- С поиском квалифицированных кадров в Казани пока беда. Мы IT-компания, и нам в первую очередь нужны грамотные менеджеры, совмещающие в себе качества хорошего продавца и технического специалиста, поскольку грамотный техспец - не всегда грамотный продавец, и наоборот. Хороший менеджер должен быть очень коммуникабельным, обладать грамотно построенной речью, навыками психолога, быть технически подкованным,   вызывать симпатию у клиента, и еще много чего уметь. Человека, который бы сочетал в себе все эти качества, найти очень сложно. Поэтому с момента появления у нас нового сотрудника в компании включается механизм наставничества, обучения, преемственности… А потом он вырастает и на другие деньги уезжает в Москву или открывает свой подобный бизнес! Тем не менее, мы постоянно ведем поиск новых сотрудников самыми разными методами. И когда встречается перспективный человек, даже если на данный момент у нас нет вакансии, берем на работу, а потом направляем в нужное русло.

- Сейчас в Казани строится IT-парк, который станет самым крупным в Восточной Европе и на который будет затрачено около 8 млрд. рублей. Как вы думаете, есть ли в республике необходимость в нем?

- Ответ однозначный - IT-парк нужен, и строить его надо было уже давно.

- Какой совет вы могли бы дать тем, кто задумался привести в порядок IT-инфраструктуру своего бизнеса или впервые ее строит?

- Главное, что можно посоветовать - не стоит делать этого самостоятельно. Затратите много сил и времени, а результат будет в лучшем случае терпимый. Уже давным-давно все придумано, разработаны IT-стандарты… Как показывает практика, в очень многих компаниях IT-структуры организованы как попало - два компьютера остались в наследство, два подарили, один купили, все это объединили в сеть, операционные системы и программы установили нелицензионные, на этом и работают. Содержать высокооплачиваемого системного администратора они не хотят, вот и латает бесконечно эту сеть из 4-5 компьютеров неквалифицированный сисадмин.

- А может быть услуги IT-аутсорсинга слишком дороги для небольших компаний?

- Миф! Зарплата квалифицированного системного администратора начинается с 15 тысяч рублей. И все они, как правило, принимают ее как нечто временное. Услуга IT-аутсорсинга стоит дешевле, чем зарплата администратора, а результат несравним. Организация на профессиональном уровне ведет клиента к правильной организации его IT-инфраструктуры. Кстати, на моей памяти ни один из приходящих сисадминов не пытался оптимизировать затраты на IT-структуру простейшим способом: закрыть доступ ко всему, что не имеет отношения к работе! Поскольку за все, что не имеет отношения к работе, платить приходится предприятию. Может, стоит тогда сайт «Одноклассники» и пасьянс «Косынка» включать в соцпакет?!

- В СМИ сейчас активно обсуждается тема надвигающегося мирового экономического кризиса. Как подобные слухи оказывают влияние на спрос на IT-продукцию и услуги?

- Так же как слухи о надвигающемся конце света. Сколько я себя помню, столько и надвигаются мировой экономический кризис и конец света, но пока мы на наших продажах не ощущаем влияние ни того, ни другого.

- Тогда какие перспективы компьютерного бизнеса нашего региона?

- Основная перспектива - это обрастание дополнительными сервисами, когда человеку продается не просто техника, а продается сервис этой техники на все годы ее работы. Причем сервис – это не только ремонт, а всесторонняя техническая поддержка. Когда у человека сломался компьютер, он не должен впадать в стресс, думать, как бы ему отпроситься с работы, чтобы отнести его в ремонт… Ему достаточно просто набрать номер телефона, чтобы к нему пришли и все восстановили.

- Интересует ли компанию «ТАТИНКОМ Компьютерс» выход за пределы Татарстана?

- Интересует, но пока представляет определенную сложность. Начинать работу с нуля в близлежащих регионах - Марий Эл, Чувашии - на уровне корпоративного формата сложно, потому что нет административного ресурса, нет налаженных связей. А розничный бизнес нам в тех регионах не очень интересен, поскольку он уже занят федеральными и казанскими сетями. Компьютерный рынок Казани еще далек от насыщения, и мы можем многое сделать, чтобы расширить свою долю здесь.

- Какие основные тенденции вы могли бы отметить на IТ-рынке Татарстана?

- По нашим наблюдениям, темпы развития IТ-рынка у нас опережают общероссийские. В последнее время динамика смещается от продаж техники к продаже услуг. IT-услуги в Казани представляют рыночную нишу - мало кто может оказывать их на должном уровне, в соответствии со стандартами. Радует, что все больше людей и фирм уходят от самодеятельности. Немногие сейчас ремонтирует автомобиль самостоятельно, в основном предпочитают обращаться в сервис. То же самое с IT-услугами.

-Можно ли дать прогноз, когда это понимание придет полностью?

- Полностью в нашей стране это понимание не придет никогда. Всегда будет студент, который ремонтирует компьютер дешевле, чем в авторизованном сервисе, и всегда будут люди, которые будут чинить технику только у него со словами «Ой как дешево». Однако же рынок все больше требует квалифицированного подхода, и мы в свою очередь стараемся не отставать.

Жанна Печенко