Шри-Ланка. Поезд Канди - Будула
Шри-Ланка. Поезд Канди – Будула

ЗУБ БУДДЫ СПРЯТАН, КАК КОЩЕЕВА СМЕРТЬ

Первая причина, по которой я вместе со своей женой решил отправиться в Индию, это то, что путешествовать по этой стране можно недорого, что, согласитесь, в нынешних российских экономических реалиях немаловажно. Эта страна пользуется популярностью у неформальных туристов и у тех, кто любит путешествовать самостоятельно. Жена в Индии не была и любит всевозможные эзотерические штучки. Я же там был лет 8 назад. Точнее, это была поездка не только по данной стране, а по полуострову Индостан. Начался трип в Шри-Ланке, где я так же путешествовал 10 лет назад, затем Индия и Непал.

Шри-Ланка — это компактная Индия. Там почище, и те, кто не любит индийскую грязь и боится отравиться, езжайте в Шри-Ланку.

После первого посещения Шри-Ланки у меня осталось хорошее воспоминание о данной стране. И тут неожиданно выяснилось, что за время моего отсутствия в стране цены выросли раза в три. Проехавшись по знакомым местам, я немного разочаровался. Везде много народу, все дорого. Если раньше можно было взять машину с водителем из Коломбо (столица страны) и за 100 долларов доехать до центра острова Сигирия с ночевкой и экскурсиями и вернуться обратно, то сейчас за эти деньги даже в одну сторону везти никто не хочет. В первый раз я был через год после того знаменитого тайфуна, который обрушился на Юго-Восточную Азию, и отсутствие большого количества туристов связано, возможно, было именно с этим аспектом, но сейчас даже несмотря на то, что количество русских туристов резко сократилось, отдыхающих все равно много.

Однако немного пообжившись в этой стране все снова встало на свои места, я начал получать удовольствие от путешествия и от местных красот. Первым нашим пунктом был высокогорный город Кенди. Там есть храм зуба Будды. По легенде, одна из принцесс, когда Будду кремировали, украла зуб и привезла его на Цейлон. Сам зуб не видно, он, как та смерть в кощеевом яйце, спрятан за несколькими ларцами. Почему-то принято считать, что буддистов в Индии много, но на самом деле их меньше 3%. А вот на Шри-Ланке их около 60% населения.

Кенди — очень милый город в горах. Как в Швейцарии, но при этом с индийским колоритом. Далее наш путь лежал в город Будулла. Добирались до него поездом, который едет 15 км в час. Расстояние было около 140 км, и этот путь состав проделал часов за 7. Поезд останавливался чуть ли не у каждого столба, раз 40. Железнодорожные пути прокладывали еще англичане, поэтому большую скорость по ним развить нельзя. А кругом — красота. Холмы, предгорье, водопады, чайные плантации — все это завораживает. Но не 7 часов кряду... Причем путешествовать поездом — это очень недорого даже несмотря на то, что цены для туристов на билеты отличаются в 10 раз от той, по какой их продают местным жителям.

Шри-Ланка. Дорога в национальный парк Яла
Шри-Ланка. Дорога в национальный парк Яла

ПАВЛИНОВ — КАК КУРИЦ В ДЕРЕВНЕ

В городе есть еще легкие отголоски гражданской войны, которая закончилась между тамилами и ланкийцами около 10 лет назад. Тамилы как раз и представляли террористическую организацию «Тигры освобождения Илама» и пытались добиться независимости. Уже когда война шла на спад, огромная волна цунами окончательно разбила лагеря тамильцев, которые были построены на побережье. Поэтому место пока еще не раскрученное, там нет огромного количества туристов и гораздо дешевле, нежели по всей стране. Арогам бей — залив, который облюбовали серферы. От Будуллы до него около 5 часов езды.

Волна там приличная даже не в сезон. На каждом углу — обучающие школы. Если к концу первого урока удается хоть раз встать на доску, то это уже хорошо. Физически — это хорошая нагрузка, но в веселой манере и не натужно. Чем еще хорошо это место: недалеко большой национальный парк Ялла. Это один из самых больших. Хотя в самой Шри-Ланке их около 7.

Как и положено, туристов возит джип с открытой крышей. Удивительно, но животные не боятся звуков автомобиля, а от громкого человеческого голоса пугаются. Были и слоны, и буйволы, и множество экзотических птиц. Леопарда, правда, застать так и не удалось. Уже при подъезде к парку начинается экзотика. Так как места действительно дикие, то дорогу тебе постоянно перебегают павлины, которых там столько, сколько куриц в наших деревнях, и кабанчики. И море там замечательное — с чистой водой и пустынной песчаной береговой линией. Мне очень понравилось это райское местечко.

ГОРОД КОНТРАСТОВ

Из Коломбо местными недорогими авиалиниями отправились в Мумбаи. Раньше этот город назывался Бомбей, но так как Индия старается отказываться от всего колониального, а это название придумали англичане, то и имя у мегаполиса изменили. Я люблю этот город, это город-хаос, безумный и хаотичный. Но потом, когда вливаешься в него, возникают удивительные ощущения. За 8 лет он весьма изменился. Стало существенно меньше трущоб. Раньше, подлетая к аэропорту, они вплотную подходили к взлетным полосам. И я с самолета не мог определить тот горизонт, за которыми они заканчивались. Зрения просто не хватало. Сейчас же они поредели, и среди хлипких построек возвышаются здания по 30 - 40 этажей.

Индия. Дворы Мумбая
Индия. Дворы Мумбаи

Еще, что сразу бросилось в глаза. Если раньше по городу ездили такси «Амбосадор» — это старые машины, очень напоминающие наш отечественный старый «Москвич», то сейчас обслуживают пассажиров миниатюрные «Хендаи» и местные «Таты». По мумбайским пробкам передвигаться на них очень удобно. Местный автопром выпускает очень дешевую продукцию. К примеру, «Тата Нано» при минимальной комплектации обойдется в 2 - 2,5 тысячи долларов. Правда, и мощности у нее маловато. Я попросил водителя включить кондиционер, машина явно стала ехать тяжелее. Причем холодного воздуха практически не было.

Раньше в городе было много попрошаек, сейчас их почти нет. Несколько лет назад если кто-то заметил на заднем сидении на перекрестке белого человека, то тут же к машине рвались однорукие и одноногие дети и пытались разжалобить и выцыганить хоть что-нибудь. Сейчас просто наблюдается мелкое шарлатанство. Помажут тебе лоб каким-нибудь порошком, а потом требуют денежку.

Правила дорожного движения в городе вообще не соблюдаются. Сигналы светофоров игнорируются. Люди собираются в группы и перебегают проезжую часть. Легко на дороге можно встретить козу или еще чего хуже — священную дикую бродячую корову, которая запросто может перекрыть дорогу. И никто ей ничего не сделает.

Это не значит, что в Мумбаи сплошная беднота. В городе есть все, что душа пожелает. Есть новые здания с интересной архитектурой, хорошие рестораны. Есть целая улица, где торгуют личной едой. При этом все очень вкусно. Меня поразила ситуация. Приезжают богатые индусы с водителем, водитель заказывает всю еду, расстилает на заднем капоте газетку, и только после этого выходит богатый «султан» и начинает трапезничать. А в афганских ресторанах вам могут подать и говядину. Напомню, что корова в Индии считается священным животным и в пищу не употребляется.

В столице купил себе несколько виниловых пластинок — хинди-диско, так как я увлекаюсь винилом. Метро в городе нет, но есть городская электричка, из окна которой можно посмотреть бесплатную обзорную экскурсию. Несмотря на то, что в городе залив Аравийского моря, купаться там категорически не рекомендуется.

Можно сняться в Болливуде. До сих пор в знаменитом кафе «Леопольд» набирают белых людей для массовки в картинах. Я не пошел, ибо целый день убивать на это не хотелось. Хотя уверен, что это тоже очень интересно. Чувствуется, что в Мумбаи приходит цивилизация. Туда съезжается чуть ли не пол страны в надежде покорить столицу. И эта энергия миллионов людей висит в воздухе, она чувствуется. Таких мест в мире единицы.

В следующей части своего блога расскажу, какого находиться в городе, где трупы сжигают и бросают в Ганг, об особенностях индийского траффика и как в Непале борются с нестандартными чрезвычайными ситуациями.

Сергей Насекин
Фото автора