КАМАЗ ПИТАЛИ ГОСЗАКАЗОМ…

C учетом падения спроса в России на тяжелую коммерческую технику в прошлом году показатель выручки КАМАЗа приятно удивил: согласно отчетности по МСФО, она снизилась лишь на 3,3% до 110,6 млрд. рублей в 2014 году. А вот итоговый результат пострадал гораздо сильнее: чистая прибыль сократилась в 20 раз до 211 млн. рублей. Еще значительнее, на 97%, просела прибыль, распределяемая между акционерами компании.

Впрочем, если вспомнить, что головное предприятие группы, согласно годовой отчетности по РСБУ, и вовсе ушло в минус больше чем на 400 млн. рублей, и это можно считать удовлетворительным результатом. Какие же факторы способствовали сравнительно мягкой посадке КАМАЗа в кризисный год?

Во-первых, на фоне падения общей выручки доходы за счет заказов от госкомпаний выросли на 53,9% почти до 20 млрд. рублей. При этом закупки самого КАМАЗа у государственных компаний сократились вдвое, до 3 млрд. рублей. Отметим, что дебиторская задолженность госкомпаний выросла в 8,1 раза до 6,7 млрд. рублей. При этом общая задолженность покупателей и заказчиков группы даже немного уменьшилась, но резерв под обесценение плохих долгов вырос более чем в два раза и составил 1,16 млрд. рублей. Прочая же «дебиторка» увеличилась вчетверо, превысив 4 млрд. рублей.

На фоне снижения поступлений по другим направлениям выделяются «долгосрочные контракты», показавшие рост в 2,2 раза до 2,64 млрд. рублей. Как заявил нашему изданию руководитель пресс-службы ОАО «КАМАЗ» Олег Афанасьев: «Это выручка от оказания услуг по разработке». С учетом того, что, как правило, наценка на услугах выше, чем на товарах, можно только порадоваться за КАМАЗ. Отметим, что зарубежных проплат за подобные услуги не было, так что можно предположить, что они предназначены строго для внутреннего пользования и связаны с оборонным заказом.

И если уж говорить о международных связях группы, то экспортные поступления от реализации грузовых автомобилей просели на символические 1,7% до 10,47 млрд. рублей, хотя продажи автобусов сократились на 11%, а выручка от прочих продаж и услуг — на 38,9%.

…СНАБЖАЛИ ЛЬГОТНЫМИ КРЕДИТАМИ…

Как и многие другие крупные предприятия, в условиях падения рубля и соответствующего подорожания импортных поставок группа наращивала долги. Объем привлечения новых кредитов и займов КАМАЗ в прошлом году увеличил на 4,8 млрд. рублей до 57 млрд. рублей, при этом объем погашений сократился на 3,5 млрд. рублей до 48 млрд. рублей (в том числе группа погасила облигационный займ на 3 млрд. рублей).

Откуда дровишки? На помощь челнинцам подоспели крупнейшие госбанки. На первом месте среди тех, кто обеспечивал машиностроителей длинными деньгами, Сбербанк, объем займов в котором вырос в 2,8 раза, кредитная линия — в 5,4 раза. Сумма займов от ВТБ увеличилась незначительно, зато объем средств по кредитной линии — в 2,7 раза. Немаловажно, что госбанки кредитовали КАМАЗ длинными деньгами всего лишь под 8 - 10% годовых, хотя в 2013 году ставки составляли 9 - 11% годовых. Интересно, насколько выросли они сейчас?

Динамика структуры выручки группы КАМАЗ на внутреннем рынке, млн. рублей

Реализация на внутреннем рынке

2013 год

2014 год

Абсолютное изменение 2014 к 2013

Относительное изменение, %

Грузовые автомобили и сборочные комплекты

69233

66359

-2874

-4,2

Запасные части

14887

14081

-806

-5,4

Автобусы, прицепная техника и автобетоносмесители

7581

7454

-127

-1,7

Долгосрочные контракты

1184

2639

1455

122,9

Доход от финансовой аренды

614

567

-47

-7,7

Прочие продажи, услуги

6403

5756

-647

-10,1

Итого

99902

96856

-3046

-3,0

Разумеется, краткосрочные займы и кредиты обошлись компании несколько дороже. Самый крупный по этой части кредитор, ВТБ, предоставил миллиард под 13% и 2,4 млрд. рублей по кредитной линии под 12% годовых. А вот короткие деньги от Сбербанка для челнинцев подешевели с 11% до 9% годовых, впрочем, тут произошла своеобразная рокировка: ставка облигационного займа, напротив, подросла с 9% до 11%.

Судя по всему, не пренебрегал КАМАЗ и традиционным для крупных компаний «кредитованием» за счет поставщиков. Так, задолженность группы перед поставщиками и подрядчиками взлетела на 73,7%, превысив отметку 15,4 млрд. рублей. При этом полученные группой авансы сократились на 24,8% до 4,8 млрд. рублей. По этой динамике можно заключить, что рынок был настроен пессимистично в отношении 2015 года, заказчики сворачивали финансирование производства.

В целом выплаченные группой проценты выросли на целую треть до 1,913 млрд. рублей.

Отметим, что вопрос о снабжении себя дешевыми и длинными деньгами на перспективу КАМАЗ успешно решает. В отчетности отражены полученные от правительства РФ в прошлом году госгарантий на 35 млрд. рублей сроком на 15 лет, под которые планируется разместить облигации. Основным покупателем, как сообщалось ранее, выступит ВЭБ. Деньги должны быть потрачены на обновление модельного ряда до 2020 года.

Сам КАМАЗ, наоборот, имеющиеся у него свободные средства размещал в депозиты с растущей выгодой: под 9,7 - 26,85% годовых против 5,22 - 10,9% годовых в 2013 году.

…И ПОМОГАЛИ СУБСИДИЯМИ

Продолжая обзор благодеяний государства, нельзя пройти мимо того, что сразу в 56,7 раза больше, чем годом ранее, группа «КАМАЗ» получила субсидий от того же государства и госкомпаний: их сумма составила 13,2 млрд. рублей. В своей отчетности группа отразила доход от госсубсидий как уменьшение соответствующих расходов в составе себестоимости и финансовых расходов.

Большая часть субсидий связана с компенсацией утилизационного сбора. Изначально его должны были уплачивать только иностранные производители с импортируемых автомобилей. Однако с 1 января 2014 года под давлением Евросоюза и ВТО власти расширили сбор и на машины, сделанные на территории России. Однако подсластили пилюлю субсидиями, формально компенсируя расходы на переход к стандартам «Евро-4» и «Евро-5». По замыслу, новый сбор и субсидии должны были уравновесить друг друга, что, в общем-то, и произошло.

Динамика экспортной части выручки группы «КАМАЗ», млн. рублей

Реализация на экспорт

2013 год

2014 год

Абсолютное изменение 2014 к 2013

Относительное изменение, %

Грузовые автомобили и сборочные комплекты

10659

10474

-185

-1,7

Запасные части

2136

1909

-227

-10,6

Автобусы, прицепная техника и автобетоносмесители

1324

1179

-145

-11,0

Прочие продажи, услуги

296

181

-115

-38,9

Итого

14415

13743

-672

-4,7

ПОТЕРЯ МИЛЛИАРДОВ НЕ ПОВОД СТРАХОВАТЬ ВАЛЮТНЫЕ РИСКИ?

Среди финансовых расходов отметим убыток на 1,21 млрд. рублей, связанный с курсовыми разницами. В отчете указано, что группа подвержена валютному риску по кредитам и займам, выраженным в евро, долларах и японских иенах, привлеченным для финансирования закупок оборудования и оборотного капитала. Сразу вспоминается пресловутый «японский кредит», которому скоро исполнится 20 лет, потяжелевший по новому курсу на 1,83 млрд. рублей до 5,4 млрд. рублей.

Любопытно, что связанные с долларом риски КАМАЗа незначительны: при укреплении «зеленого» на 28,5% группа теряет всего 18 млн. рублей. А вот при подорожании евро на 29,5% риск в прошлом году был оценен в 1,12 млрд. рублей, при укреплении же йены на 31% — в 1,17 млрд. рублей.

Однако руководство компании, похоже, продолжает считать нецелесообразным хеджирование (страхование) имеющихся позиций.

ЗАРПЛАТЫ ВТРОЕ ОТСТАЛИ ОТ ИНФЛЯЦИИ

При заявлениях о необходимости оптимизации бизнеса, неприятно удивляют общие и административные расходы группы (заработная плата непроизводственного персонала, оплата аудиторских, юридических услуг, содержание непроизводственных зданий). На фоне падения оборота такие издержки выросли на 13,8% (764 млн. рублей) до 6,3 млрд. рублей.

Интересно, что далеко не последнее место в этих расходах заняла именно зарплата непроизводственного персонала, которая выросла на 4,9% до 3,4 млрд. рублей (54% от всех общих и административных расходов). В то же время, расходы на оплату труда производственного персонала, то есть, рабочих, мастеров и инженеров, выросли лишь на 2,9% до 18,3 млрд. рублей.

Между тем в кризисные времена предприятия стараются сохранить именно основной персонал, жертвуя вспомогательным составом. Поэтому не будем исключать, что менеджмент использовал рокировку, переведя людей с производства на временные общехозяйственные должности.

В целом же рост зарплат по группе «КАМАЗ» (3,3%) заметно отстал от уровня годовой инфляции (11,4%).

Группа «КАМАЗ»: затраты на оплату труда, млн. рублей

Затраты на оплату труда в

2013 год

2014 год

Абсолютное изменение 2014 к 2013

Относительное изменение, %

Себестоимость реализации

17750

18257

507

2,9

Общие и административные расходы

3270

3429

159

4,9

Коммерческие расходы

1678

1761

83

4,9

Итого

22698

23447

749

3,3

БИЗНЕС НА УКРАИНЕ ПРОДАЛИ С ПРИБЫЛЬЮ, АВИАПЕРЕВОЗКИ — С УБЫТКОМ

Среди сделок группы по неосновной деятельности отметим покупку в июле 2014 года у миноритариев 34,6% акций компании ОАО «Автоприцеп-КАМАЗ», в результате чего доля челнинцев в этой компании увеличилась до 84,9%.

В марте КАМАЗ продал зарубежному партнеру бизнес по продажам и сервису автомобилей на беспокойной Украине, получив от этого прибыль — 58 млн. рублей. Согласно списку аффилированных лиц, группа распрощалась с ООО «Хмельницкий «Автоцентр КАМАЗ».

В том же месяце челнинцами был продан некий бизнес по авиаперевозкам, причем по итогам этой операции был признан убыток в сумме 74 млн. рублей.

ФИНАНСОВЫЙ КОНСУЛЬТАНТ ОКАЗАЛСЯ ДОХОДНЕЕ «МЕРСЕДЕСА»

«Дочки» КАМАЗа прошлый год закончили в большинстве своем не слишком удачно. Так, ООО «ЦФ КАМА» принесло группе 37 млн. рублей убытка против 31 млн. рублей прибыли годом ранее. Разочаровало совместное с германским производителем ООО «Мерседес-Бенц Тракс Восток»: на нем группа получила убыток 288 млн. рублей, хотя в 2013 заработала 126 млн. рублей. Не порадовали головную группу и в ООО «ФКТ Рус»: здесь убыток вырос на 13 млн. рублей до 29 млн. рублей.

Зато компания «Камаз Файненшл Сервисиз ГМбХ», в которой собственно КАМАЗу принадлежит только 50%, как и годом ранее, принесла 45 млн. рублей прибыли. «Предметом деятельности «Камаз Файненшл Сервисиз ГМбХ» являются: консультирование по структурному и стратегическому финансированию; консультирование по инвестициям; лизинговые сделки; торговля товарами всех видов», — уточнил «БИЗНЕС Online» Афанасьев.

НОВАЯ КАБИНА, ТЯГАЧ И «ПРОЧИЕ РАЗРАБОТКИ»

На какие направления делает ставку КАМАЗ в ближайшие годы и каким темпом идет прогресс технологий? Косвенный ответ на этот вопрос дают статьи отчетности, посвященные расходам на исследования. В прошлом году затраты на опытно-конструкторские разработки и приобретение нематериальных активов (лицензии, патенты) выросли на 31 млн. рублей до 1,38 млрд. рублей, а общая оценка нематериальных активов превысила 5 млрд. рублей.

Лучшую динамику показали расходы по неким прочим разработкам: плюс полмиллиарда рублей до 1,16 млрд. рублей. Увы, о чем идет речь — в отчете не говорится (видимо, гостайна). По семейству автомобилей «КАМАЗ-6520» исследовательские затраты выросли на 177 млн. рублей до 549 млн. рублей. По разработке двигателя стандарта «Евро-5» расходы выросли на 30 млн. рублей до 524 млн. рублей. При этом капитализированные (накопленным итогом) расходы по новым кабинам за 2014 год выросли всего на 21 млн. рублей до 953 млн. рублей.

Интересно, что разработки по малотоннажным грузовикам вовсе уменьшились на 6 млн. рублей, а исследования по магистральному тягачу на базе «КАМАЗ-6520» — на 46 млн. рублей.

В целом же по результатам анализа нематериальных активов группа признала обесценение опытно-конструкторских разработок на 230 млн. рублей.

«КАМАЗУ ЦЕЛЕСООБРАЗНО РАССМОТРЕТЬ СТРАХОВАНИЕ РИСКОВ ПО ЕВРО»

Павел Щипанов — руководитель аналитического отдела Romanov Capital:

— Снижение выручки КАМАЗа на 3,3 процента (в то же время чистая прибыль сократилась с 4,2 миллиарда рублей в 2013 году до 211 миллионов рублей в 2014 году) произошло из-за падения курсовой стоимости российского рубля в период мирового кризиса, пришедшегося на вторую половину 2014 года. Хотя в это же время поступили сообщения о росте продаж готовой продукции, что позволило отчасти компенсировать издержки из-за курсовой разницы.

Защиту от валютных рисков, связанных с укреплением единой европейской валюты (евро), все-таки целесообразно рассмотреть, так как можно ожидать дальнейшего укрепления российского рубля к евро, что приведет к дополнительным издержкам. Японская йена, в которой номинирован долг, взятый еще 1995 году, вероятнее всего, может еще ослабнуть на мировом валютном рынке, что не приведет к сильным издержкам автомобилестроительной корпорации.

Анатолий Вакуленко — аналитик ИХ «Финам»:

— Последние события в российской экономике заставили многие компании задуматься о том, каким образом можно снижать риски, вызываемые резкими колебаниями курсов валют. В периоды, когда национальная валюта страны остается стабильной по отношению к большинству аналогов основных внешнеэкономических партнеров, компании могут не обращать внимания на данные риски. Ситуация меняется, когда по рублю формируется повышенная волатильность, а изменения курса могут в течение года достигать двухзначных значений как в большую, так и в меньшую сторону.

Конечно, происходит это не так часто (за последние 10 лет так было два раза: в 2008 и 2014 годах, все остальное время курс рубля был относительно стабильным), но именно в эти годы многие компании могли не только недосчитаться прибыли, но и получить существенный убыток из-за переоценки как собственной продукции, так и сырья и комплектующих, использовавшихся в производстве.

Интересно, что часто предприятия не хотят заниматься этим вопросом, мотивируя тем, что это приведет к дополнительным издержкам, которые негативно скажутся на прибыльности бизнеса. Думаю, что лучше небольшое в рамках доли процентных пунктов снижение рентабельности по чистой прибыли, чем вероятность банкротства в момент нестабильности на валютном рынке.

==table590==