Пожар в казанском торговом центре «Адмирал», по мнению вице-президента АН РТ Рафаэля Хакимова, высветил целый ряд болевых точек современного российского общества вроде абсолютного равнодушия большого бизнеса к человеческим судьбам или проблем властной вертикали, которая не может обеспечить порядок в стране. По мнению автора «БИЗНЕС Online», эти противоречия не могут быть решены в России с ее стремлением к централизации и тотальному контролю в рамках существующей парадигмы.
Пожар в казанском торговом центре «Адмирал» высветил целый ряд болевых точек современного российского общества |
ПОЖАР В ТОРГОВОМ ЦЕНТРЕ — ЗНАК СВЫШЕ
Вот мы от имени всего человечества
Обращаемся с переговорами
К государствам прошлого:
Если вы, о государства, прекрасны,
Как вы любите сами о себе рассказывать
И заставляете рассказывать о себе
Своих слуг,
То зачем эта пища богов?
Зачем мы, люди, трещим у вас на челюстях
Между клыками и коренными зубами?
Слушайте, государства пространств,
Ведь вот уже три года
Вы делали вид,
Что человечество –
только пирожное,
Сладкий сухарь, тающий у вас во рту;
А если сухарь запрыгает бритвой и скажет:
Мамочка!
Если его посыпать нами,
Как ядом?
…
Велимир Хлебников. Воззвание председателей земного шара
Пожар в торговом центре «Адмирал» высветил проблему, которая всегда существовала, но о которой предпочитают не говорить. Дело не только в плохой работе государственных служб, безответственности одних, коррупционности других и жадности до прибыли третьих. Проблема звучит так: насколько «успех» крутых бизнесменов работает на республику? Корень зла начинается с того «большого хозяина», который сам не намерен жить в республике, но жаждет с нас стричь купоны. Для него жизнь сгоревших людей означает всего лишь издержки производства, статистическую погрешность, ведь арендаторов торговых площадей хватает. Для него неприятности сводятся к судебным издержкам.
Вообще, бизнесу не интересна трагедия отдельных людей. Если бизнесмену судьба человека станет любопытна, он посмотрит блокбастер, а про несчастных на пожаре он подумает, что им просто не повезло. Сегодня не повезло им, завтра еще кому-то или даже ему самому. «Жизнь несправедлива!» — эта сентенция призвана оправдать любые несчастья в обществе, даже те, которые зависят от конкретных людей и вовсе не связаны с промыслом Божьим. Видимо, нужна была трагедия с гибелью людей, чтобы привлекли к ответственности неприкасаемых миллиардеров, а может, еще и не привлекли...
Для экономистов также не существуют маленькие трагедии, у них трагедии начинаются в связи с крушением фондового рынка, финансовым кризисом, падением цены на углеводородное сырье. В экономике оперируют общими цифрами, в которых тонет человек. Маленькие трагедии маленьких людей превращаются в колонки цифр, не влияющие на общие показатели. Как говорил Сталин: «Одна смерть — трагедия, миллион смертей — статистика». Статистика нас не трогает.
Если республика — именно тот объект, с которого стригут купоны, то заработанные деньги должны возвращаться в ее экономику и обогащать весь народ, а не только удачливых... В этом случае можно не интересоваться, каким способом нажиты миллиарды в лихие годы российской приватизации. В такой поставке вопрос выходит за рамки экономики, но при этом не становится темой морали и проповедей, он переходит в плоскость выживаемости республики, что по значимости стоит выше частных интересов. Республика существует не для бизнеса, а для процветания народа Татарстана, а потому бизнес нужен для обогащения всей республики, а не только предпринимателей и их покровителей. Конфликт интересов республики и крупного бизнеса может разрешиться только в пользу республики и никак иначе, поскольку нельзя доить республику безнаказанно, ссылаясь на либеральные законы и рынок. Все эти разговоры о свободе предпринимательства сводятся к свободе от обязательств перед республикой. Пожар в торговом центре — знак свыше, он указал на ту грань, которую нельзя переходить, устанавливая собственные правила игры.
ЧУДОМ БЫЛИ ВЫСОКИЕ ЦЕНЫ НА СЫРЬЕ, А НЕ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДОКТРИНА
Деньги никого не сделали богатыми –
наоборот, каждого они делают еще жаднее до денег.
Луций Анней Сенека
Какое дело простому человеку до статистики, которой пичкают нас с экранов телевизоров, на пресс-конференциях, преподносят в толстых отчетах?! Например, по надоям молока Татарстан завоевал 3% российского рынка. Видимо, я должен прийти в восторг от этой цифры, но почему тогда я не вижу радости на лицах жителей своей родной деревни, а ведь они труженики, каких еще надо поискать. Заглядывая на базар за молоком и творогом к знакомым старушкам, я время от времени от них слышу слова извинения за повышение цен. После таких наблюдений мне трудно ухватить смысл торжественных 3%. Видимо, они относятся ни к старушкам, ни к моему двоюродному брату из деревни и не ко мне как покупателю. Это какие-то особые 3%. Одновременно по телевизору мне настойчиво объясняют, что в росте цен виноваты американцы. Значит, Обама, а не «Вамины» устроили нам такую молочную жизнь.
Кстати, статистические и социологические данные вполне контролируемы и для этого есть веское оправдание: они не должны сеять панику у бизнесменов, инвесторов и среди населения. Они должны отвечать интересам руководителей страны, которые знают, как рулить экономикой и политикой. Но если бы даже Госкомстат вдруг начал показывать реальные цифры, то в его данных все равно не учитывается теневая экономика, соразмерная с официальной, а там уже спрятан не просто человек, а рабсила. В России с непомерно раздутым госкапитализмом и теневой экономикой, с конкуренцией лишь в узких сегментах и монополией в ключевых сферах, бестолковостью и жадностью чиновников, как эпидемия размножающихся в контролирующих органах, можно говорить только о тенденциях, трендах, но не конкретных цифрах. Услышав из уст экспертов прогнозные цифры на месяц или даже на год вперед, можно быть уверенным в их профессиональном шарлатанстве — их надо записать в когорту астрологов, магов, чародеев, хиромантов, экстрасенсов.
В середине мая правительство объявило о конце экономического кризиса и обратилось к бизнесу с призывом начать позитивно работать. Правительство не перестает удивлять, они с таким призывом обратились не к доверчивому населению, а к предпринимателям, которые кризис ощущают на в цифрах, а на своей шкуре. Им что? Теперь не верить себе, но верить правительству, которое нас «отпиарило»?
Сегодня экономисты гадают о перспективах цены на нефть, Нацбанк пытается стабилизировать курс рубля, правительство пропиаривает импортозамещение, которое в принципе не может решить проблемы производительного труда. Если бы вместо разговоров об импортозамещении сократили количество праздников, выгоду почувствовали бы немедленно в виде прибавки в федеральный и местный бюджеты. Желание узкого круга богатых людей, имеющих свои виллы за границей и стремящихся подольше насладиться своими богатствами, перевешивает экономические потребности страны. Этот абсурдный аргумент оказался значимее интересов всей страны. Впрочем, и бедное население в праздники имеет возможность поехать на свои загородные бидонвили и ударным трудом на огородах ответить на западные санкции.
К сожалению, сегодня политика перестала существовать как самостоятельная сфера, она не вырабатывается в ходе парламентских баталий и дискуссий в прессе или в ходе научных конференций. Ее формирование переместилось в узкий круг людей, убежденных в принципиальной возможности навязывать какие-то идеи стране с помощью пиара. Отсутствие реальной оппозиции не значит, что решены все вопросы. Это всего лишь синдром «застоя». При Брежневе были самые радужные впечатления от экономики, внешней деятельности, мощнейшей армии, тогда подсчитывали, за сколько дней советские танки смогут дойти до Ла-Манша и Гибралтара. Страна устойчиво занимала второе место по ВВП. Весь мир считался с мнением СССР. Ограниченный контингент советских войск героически сражался в Афганистане с тем, чтобы не допустить туда американцев. Советская пропаганда и агитация работали отменно, причем идеология была сопряжена с экономическим и военным потенциалом, она не сводилась к голому патриотизму. Но застой есть застой, его не переломить только административной волей.
Российская политика, как бы ее не определяли, будет в своей основе зависеть от экономических приоритетов. Можно на какое-то время отвлекаться на борьбу за суверенитет ДНР и ЛНР, радоваться развалу экономики и территориальной целостности Украины, но от этого насущные хозяйственные дела не теряют актуальность, скорее наоборот, их значение растет, ведь суверенитет Крыма и Донбасса в немалой степени поддерживается за российский счет. Голый патриотизм, не подкрепленный экономическим потенциалом, тем более вызывающий изжогу в международных отношениях, не может долго продолжаться. Вопрос решается не на украинском «фронте», центр тяжести проблем давно переместился в сферу повышения производительности труда, внедрения эффективных технологий, достижения достойного уровня жизни, чего невозможно добиться с помощью ручного управления. Без повышения производительности труда не повысятся доходы населения, а значит, не повысится покупательная способность, а потому не оживится экономика в целом. «Экономическое чудо» не рождается с помощью ручного управления. Время потенциальных «чудес» прошло вместе с падением цены на нефть. Чудом были высокие цены на сырье, а не экономическая доктрина.
Пожар на «Адмирале» показал: вертикаль существует, а порядка нет |
ВЕРТИКАЛЬ СУЩЕСТВУЕТ, А ПОРЯДКА НЕТ
Упадок нравов — это погибель государства как политического целого.
Наполеон Бонапарт
ВВП можно нарастить разными способами, например, увеличив расходы на оборону, при этом экономика в целом пострадает, а уровень жизни понизится, но показатели будут замечательными. Население такой курс поддержит с энтузиазмом, ведь как-то надо отстоять суверенитет Крыма, ДНР, ЛНР. Для повышения ВВП можно затеять большие стройки, чей эффект, возможно, скажется через 20 лет, а возможно, и не скажется, можно тянуть трубопроводы в Китай и продавать газ, чтобы экономика дружественной страны стала еще крепче, а заодно улучшится и наша статистика в части темпов роста и ВВП. Повысить ВВП можно, открыв новые казино и разрешив ставить игровые аппараты. Можно сократить расходы на культуру. Ни в коем случае нельзя вводить энергосберегающие технологии, иначе потребление энергии упадет, и все сырьевики пострадают, и без того зимы стали теплыми и показатели у энергетиков упали. Существуют другие способы наращивания ВВП без экономического эффекта. При этом статистика выправится и правительству России можно будет более уверенно говорить об отсутствии кризиса в экономике.
Хорошо, когда растет покупательная способность населения, это значит, что население зарабатывает и экономика идет в рост. Но не всякая покупательная способность благо. Роскошь тоже потребление, но не показатель богатства страны. Спрос на машины премиум-класса не снижается, и вовсе не потому, что население богатеет, напротив, богатеет узкая группа и без того богатых, которые вкладывают средства в роскошь, а не в производство. Тем самым создается еще одна видимость общего роста экономики. Конечно, такой спрос стимулирует ювелирку, но при этом замораживаются капиталы, которые могли бы стать не бриллиантами, а инвестициями.
Наличие большого количества миллиардеров в России — признак большого неблагополучия. Если бы в России существовали компании типа Microsoft или Samsung, тогда это не вызывало бы тревогу, но в стране с отсталыми технологиями наличие миллиардеров пугает своими последствиями. Дело дошло до того, что даже отлаженные ракеты «Протон» разучились качественно собирать, не только зарубежные автомобили российской сборки не вызывают доверия, но даже некогда лучшая в технологическом плане отрасль страны — космическая — перешла на стандарты Made in Russia.
В чем еще замораживается капитал кроме роскоши? Конечно, в бесчисленных коттеджах, которые строятся только для того, чтобы их строить. Многие коттеджи оказываются вторыми и третьими, в них не живут и их не используют для кредитования на производственные нужды. Программа ликвидации ветхого жилья в свое время стала мотором экономики и обеспечила квартирами остро нуждающихся. Она решала одновременно две проблемы: социальную и экономическую. А роскошные дворцы вокруг Казани напоминают о другом — о замороженных капиталах. Если бы система государственных услуг была на должном уровне и можно было без коррупции открывать и вести бизнес, а банки были не дутыми, а реальными, то все эти коттеджи стали бы живым капиталом.
А сколько заморожено человеческого капитала?! Вертикальные структуры, работающие на самих себя, проникнутые сверху донизу коррупционностью, — это замороженный интеллект и способности. Энергия людей направлена не на благо народа республики, а на раздевание и без того униженных. Вертикаль власти оправдывают необходимостью навести порядок в стране, но коррупция, которая стимулируется вертикалью, вовсе не означает наведение должного контроля. Пожар на «Адмирале» это показал воочию: вертикаль существует, а порядка нет. В космической индустрии установлен самый жесткий контроль, а «Протоны» падают, и на строительстве космодрома в Приморье масштабно воруют. Теперь появился повод создать еще одно вертикально интегрированное ведомство, еще одну кормушку для новых контролеров. Ведомство создадут, а «Протоны»…
ТАКОЕ ПОНИМАНИЕ ПОРЯДКА НЕ ДЛЯ РОССИИ
Однажды сосед приходит к Мулле Насреддину и говорит:
– Мулла, у меня к тебе две просьбы.
– Скажи, пожалуйста, какие?
– Во-первых, одолжи мне сто акча. Во-вторых,
дай мне пять месяцев сроку, чтобы вернуть.
– Первую твою просьбу исполнить я не могу, – ответил Мулла, –
денег от меня не жди.
Что касается второй, то могу дать тебе сроку
не только пять месяцев, но, если хочешь, все пять лет.
Экономика с человеческим лицом — утопия. Рыночная экономика имеет дело не с конкретными человеческими интересами, а собственниками, с фондовыми котировками, индексами РТС, курсом валют, монетарной политикой правительства и центробанка, международными финансовыми организациями, инвестициями, фьючерсами и т.д. Там нигде нет человека как такового, а есть покупатель — продавец, есть игроки на бирже, есть капиталисты и рынок рабочей силы, там нет даже конкретных работников, а есть понятие занятости, стоимости рабочей силы. Капитализм тем и силен, что одних превращает в собственников, других — в продавцов рабочей силы и заставляет всех конкурировать на так называемом «свободном рынке». Альтернатива капитализма — социализм тоже оказался без человеческого лица, поскольку вместо свободы человека ввел авторитарный режим, а на селе — крепостничество в неприкрытом виде, вместо рынка труда создал трудовую армию. И тот и другой строй антигуманен.
Дегуманизация — один из основных процессов, заставляющих обычных, нормальных людей спокойно или даже с энтузиазмом творить зло. Дегуманизация — нечто вроде «слепоты» мозга, мешающей человеку ясно мыслить и заставляющей его считать, что другие люди — это не люди. Страдающие этой «слепотой» видят в других лишь врагов, конкурентов, а не партнеров и сограждан. Социал-демократы как могли смягчили язвы капитализма через систему налогообложения и более справедливое распределение средств. Ряд развитых стран поощряют малый бизнес или создают предприятия с плоской структурой, когда человеческий потенциал оказывается востребованным. Малый бизнес позволяет не только заработать себе на жизнь, но создает относительную независимость, позволяет посвятить жизнь любимому делу, приобрести свободу во всех смыслах: и от государства, и работодателя. Но для этого государственные услуги должны быть на уровне развитых стран, когда ты открываешь свой бизнес по заявительному принципу через интернет. В России этого никогда не будет, поскольку она стремится к централизации, к тотальному контролю, а значит, разрушению своих собственных основ. Природа России, ее бытие анархическое, вытекающее из огромного пространства, а ментальность тоталитарная, а потому вселенская борьба сознания и бытия будет сопровождать страну, пока она существует. Нет решения этому противоречию в рамках существующей парадигмы.
Порядок и дисциплина нужны в обществе, чтобы ограждать человека от произвола, обеспечить ему свободу, без которой не будет инициативы и контроля за чиновниками со стороны народа. Но такое понимание порядка не для России.
Ясно, что в ближайшие годы экономический кризис в стране будет основным трендом во внутренней и внешней политике. В этих условиях цели республики имеет смысл формулировать не в темпах роста и количестве валового продукта, а в терминах продовольственной безопасности, уровне жизни конкретных слоев населения, состояния населенных пунктов, комфортности жизни в городах и селах, качестве образования, а не в обобщенных цифрах, в которых исчезает конкретный человек с его проблемами.
Если же возразят,
Что государство пространств не подсудно,
Как правовое соборное лицо,
Не возразим ли мы, что и человек
Тоже двурукое государство
Шариков кровяных и тоже соборен.
Если же государства плохи,
То кто из нас ударит палец о палец,
Чтобы отсрочить их сон
Под одеялом: навеки?
Вы недовольны, о государства
И их правительства,
Вы предостерегающе щелкаете зубами
И делаете прыжки. Что ж!
Мы – высшая сила
И всегда сможем ответить
На мятеж государств,
Мятежом рабов, –
Метким письмом.
Велимир Хлебников. Воззвание председателей земного шара
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 65
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.