Программа XII международного театрального фестиваля тюркских народов «Науруз» (1 - 5 июня) обошлась на этот раз без хедлайнеров вроде спектаклей Льва Додина или Эймунтаса Някрошюса. Тем интереснее будет понаблюдать за постановками, которые представят в Казани театры из целого ряда стран и российских регионов. О главных потенциальных хитах «Науруза-2015» рассказывает корреспондент «БИЗНЕС Online».
«Заклятие Коркута» |
1. «ЗАКЛЯТИЕ КОРКУТА» Иран Гайып
Казахский государственный академический театр драмы им. Ауэзова (Алмата)
Место проведения: ТГАТ им. Камала (1 июня, 18:00)
XII «Науруз» откроется тюркской легендой в постановке литовского режиссера.
Коркут (Коркыт) — легендарный тюркский поэт-песенник и композитор IX века, выходец из степей вдоль реки Сырдарьи. Создатель кобыза, акын, сказитель, покровитель поэтов и музыкантов. А последние годы Коркыта пришлись на время противостояния между исконным тенгрианством и исламом, который только пришел в степь.
Именно на основе эпоса о Коркуте современного казахского поэта, драматурга Ирана Гайыпа создан спектакль «Заклятие Коркута» Казахского государственного академического театра драмы им. Ауэзова. А в качестве постановщика выступил именитый литовец Йонас Вайткус, на закате советской эпохи получавший Государственную премию СССР вместе с Беллой Ахмадуллиной и Фазилем Искандером. Казахстанская пресса называет называет худрука Русского драматического театра Литвы не иначе как «скандальный иностранный режиссер».
Между тем сегодня «литовская режиссура» — целое направление в современном театре, которое отличает подчеркнуто метафорическое начало. Среди известнейших ее представителей — Эймунтас Някрошюс, Римас Туминас, Оскарас Коршуновас и тот же Вайткус. Спектакль Казахского театра им. Ауэзова — особое сочетание метафорической литовской режиссуры и древней тюркской легенды. Учитывая, что метатема «Науруза» — это синтез, создание нового из известных компонентов, «Заклятие Коркута» — воплощение постмодернистской концепции фестиваля.
«Слуга двух господ» |
2. «СЛУГА ДВУХ ГОСПОД» Карло Гольдони
Набережночелнинский государственный татарский драматический театр
Место проведения: ТГАТ им. Камала — малый зал (3 июня, 15:00)
Молодой казанский драматург Ильгиз Зайниев фактически за один театральный сезон превратился в самого перспективного режиссера на просторах республики. И на «Наурузе» можно будет увидеть сразу две его работы. Первая — «Ричард III» на родной камаловской сцене, ставшая предметом споров и дискуссий.
Вторая — еще одна вечная классика «Слуга двух господ» Карло Гольдони. Зайниев берет за основу форму комедии дель арте, найденную некогда Джорджо Стрелером, который, пристально вглядываясь в театральность Ренессанса, искал ответы на художественные запросы современности. Насыщая каждый отрезок действия лацци и гэгами, активно вовлекая в игру зрителя и отчаянно импровизируя на актуальные темы дня, челнинцы рассказывают о судьбе блистательного лицедея. Финал звучит грустным аккордом неугомонной комедии, меняя жанровый регистр и уточняя смыслы.
Завлит Камаловского театра и отборщик «Золотой маски» Нияз Игламов отметил: «Мне кажется, это выдающаяся работа не просто челнинского театра, а вообще заметное культурное событие в масштабах Татарстана и даже России. Считаю, что с этим спектаклем можно и нужно заявляться на всероссийские и зарубежные фестивали!» Именно на «Наурузе» с новой работой Набережночелнинского государственного татарского драматического театра смогут познакомиться не только зрители, но и авторитетные столичные критики.
«ТИИТ» |
3. «ТИИТ» Уильям Шекспир
Саха академический театр им. Ойунского
Место проведения: Татарский государственный театр драмы и комедии им. Тинчурина (3 июня, 18:30)
Эта постановка главного режиссера театра Сергея Потапова представляет собой сочетание уникальных традиций якутского театра и «кровавой трагедии» Шекспира «Тит Андроник», в которой режиссер увидел образы зрелых произведений великого англичанина и… фильмов Квентина Тарантино. «Четырнадцать убийств, тридцать четыре трупа, три отрубленные руки, один отрезанный язык — таков инвентарь ужасов, наполняющих эту трагедию», — так шекспироведы формулируют сюжет одного из ранних произведений главного драматурга всех времен и народов, но это описание выглядит и практически синопсисом сценария картины автора «Бешеных псов» и «Криминального чтива».
У якутского постановщика Потапова на Шекспира особый взгляд. В «Тиите» он увидел не только героев Тарантино, но и знаменитые образы зрелых произведений драматурга: Ромео и Джульетту, Гамлета, Короля Лира и Отелло. «Я интерпретировал это произведение. Получилась история вне времени и пространства», — говорит режиссер. В результате у зрителя, наблюдающего за кровавой историей римского полководца Тита Андроника, возникают мысли о нашем сегодняшнем времени и о том, что зло и насилие превращается в рутину и повседневность.
«Невыдуманные истории» |
4. «НЕВЫДУМАННЫЕ ИСТОРИИ» (вербатим)
Альметьевский татарский государственный драматический театр
Место проведения: ТГАТ им. Камала — малый зал (4 июня, 18:00)
Пример очень смелого для татарского репертуарного театра эксперимента, хотя документальный театр живет давно и успешно на мировых просторах.
Слово «вербатим» в переводе с латинского означает «дословно»; спектакли, созданные в подобной технике, полностью состоят из монологов настоящих людей, рассказываемых актерами. В спектакле задействованы шесть актрис, и каждая из них проделала непривычную для себя уникальную работу: нашла свою будущую героиню, подобрала ключик к ней, «разговорила» и представила на сцене монолог реальной женщины. Слово «представила» тут даже не совсем верно — прожила жизнь реальной героини на сцене.
Спектакль «Невыдуманные истории» поставила режиссер и актриса Нафиса Исмагилова. Поставила, судя по всему, держа в уме знаменитую пьесу «Дом Бернарды Альбы» Гарсии Лорки. На сцене — женщины в черном, и среди них одна (наиболее свободная, и ее монологи не в словах, а в танцах) — в бирюзовом платье. И вся структура спектакля выстроена через танец.
«Черноликие» |
5. «ЧЕРНОЛИКИЕ» Мажит Гафури
Башкирский государственный академический драматический театр им. Гафури
Место проведения: ТГАТ им. Камала (4 июня, 20:00)
О чем спектакль «Черноликие» сегодня, когда религиозные мотивы отошли на задний план, а вперед выдвинулись обычные человеческие пороки? Всему виной — люди, способные оправдать безнравственные поступки религиозными постулатами. В центре внимания трагедии — человеческая природа. А это тема вневременная, вечная. Как жизнь. За 80 лет с момента написания произведения это уже четвертая постановка «Черноликих» в этом театре.
«Есть две главные темы. Первая — как можно с подачи одного человека опорочить, погубить молодую жизнь. Сегодня это звучит очень современно. Вторая тема — как народ, сам не видя, не слыша, а просто поверив другим, участвует в казни, мстит», — рассказывает народная артистка РФ Нурия Ирсаева. А худрук Камаловского театра Фарид Бикчантаев, представляя нынешний «Науруз» читателям «БИЗНЕС Online», обращал внимание на работы режиссера Башкирского государственного академического драматического театра им. Гафури Айрата Абушахманова.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 4
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.