Заклятие Коркута
«Заклятие Коркута»

1. «ЗАКЛЯТИЕ КОРКУТА» Иран Гайып

Казахский государственный академический театр драмы им. Ауэзова (Алмата)

Место проведения: ТГАТ им. Камала (1 июня, 18:00)

XII «Науруз» откроется тюркской легендой в постановке литовского режиссера.

Коркут (Коркыт) — легендарный тюркский поэт-песенник и композитор IX века, выходец из степей вдоль реки Сырдарьи. Создатель кобыза, акын, сказитель, покровитель поэтов и музыкантов. А последние годы Коркыта пришлись на время противостояния между исконным тенгрианством и исламом, который только пришел в степь.

Именно на основе эпоса о Коркуте современного казахского поэта, драматурга Ирана Гайыпа создан спектакль «Заклятие Коркута» Казахского государственного академического театра драмы им. Ауэзова. А в качестве постановщика выступил именитый литовец Йонас Вайткус, на закате советской эпохи получавший Государственную премию СССР вместе с Беллой Ахмадуллиной и Фазилем Искандером. Казахстанская пресса называет называет худрука Русского драматического театра Литвы не иначе как «скандальный иностранный режиссер».

Между тем сегодня «литовская режиссура» — целое направление в современном театре, которое отличает подчеркнуто метафорическое начало. Среди известнейших ее представителей — Эймунтас Някрошюс, Римас Туминас, Оскарас Коршуновас и тот же Вайткус. Спектакль Казахского театра им. Ауэзова — особое сочетание метафорической литовской режиссуры и древней тюркской легенды. Учитывая, что метатема «Науруза» — это синтез, создание нового из известных компонентов, «Заклятие Коркута» — воплощение постмодернистской концепции фестиваля.

Слуга двух господ
«Слуга двух господ»

2. «СЛУГА ДВУХ ГОСПОД» Карло Гольдони

Набережночелнинский государственный татарский драматический театр

Место проведения: ТГАТ им. Камала — малый зал (3 июня, 15:00)

Молодой казанский драматург Ильгиз Зайниев фактически за один театральный сезон превратился в самого перспективного режиссера на просторах республики. И на «Наурузе» можно будет увидеть сразу две его работы. Первая — «Ричард III» на родной камаловской сцене, ставшая предметом споров и дискуссий.

Вторая — еще одна вечная классика «Слуга двух господ» Карло Гольдони. Зайниев берет за основу форму комедии дель арте, найденную некогда Джорджо Стрелером, который, пристально вглядываясь в театральность Ренессанса, искал ответы на художественные запросы современности. Насыщая каждый отрезок действия лацци и гэгами, активно вовлекая в игру зрителя и отчаянно импровизируя на актуальные темы дня, челнинцы рассказывают о судьбе блистательного лицедея. Финал звучит грустным аккордом неугомонной комедии, меняя жанровый регистр и уточняя смыслы.

Завлит Камаловского театра и отборщик «Золотой маски» Нияз Игламов отметил: «Мне кажется, это выдающаяся работа не просто челнинского театра, а вообще заметное культурное событие в масштабах Татарстана и даже России. Считаю, что с этим спектаклем можно и нужно заявляться на всероссийские и зарубежные фестивали!» Именно на «Наурузе» с новой работой Набережночелнинского государственного татарского драматического театра смогут познакомиться не только зрители, но и авторитетные столичные критики.

Тиит
«ТИИТ»

3. «ТИИТ» Уильям Шекспир

Саха академический театр им. Ойунского

Место проведения: Татарский государственный театр драмы и комедии им. Тинчурина (3 июня, 18:30)

Эта постановка главного режиссера театра Сергея Потапова представляет собой сочетание уникальных традиций якутского театра и «кровавой трагедии» Шекспира «Тит Андроник», в которой режиссер увидел образы зрелых произведений великого англичанина и… фильмов Квентина Тарантино. «Четырнадцать убийств, тридцать четыре трупа, три отрубленные руки, один отрезанный язык — таков инвентарь ужасов, наполняющих эту трагедию», — так шекспироведы формулируют сюжет одного из ранних произведений главного драматурга всех времен и народов, но это описание выглядит и практически синопсисом сценария картины автора «Бешеных псов» и «Криминального чтива».

У якутского постановщика Потапова на Шекспира особый взгляд. В «Тиите» он увидел не только героев Тарантино, но и знаменитые образы зрелых произведений драматурга: Ромео и Джульетту, Гамлета, Короля Лира и Отелло. «Я интерпретировал это произведение. Получилась история вне времени и пространства», — говорит режиссер. В результате у зрителя, наблюдающего за кровавой историей римского полководца Тита Андроника, возникают мысли о нашем сегодняшнем времени и о том, что зло и насилие превращается в рутину и повседневность.

Невыдуманные истории
«Невыдуманные истории»

4. «НЕВЫДУМАННЫЕ ИСТОРИИ» (вербатим)

Альметьевский татарский государственный драматический театр

Место проведения: ТГАТ им. Камала — малый зал (4 июня, 18:00)

Пример очень смелого для татарского репертуарного театра эксперимента, хотя документальный театр живет давно и успешно на мировых просторах.

Слово «вербатим» в переводе с латинского означает «дословно»; спектакли, созданные в подобной технике, полностью состоят из монологов настоящих людей, рассказываемых актерами. В спектакле задействованы шесть актрис, и каждая из них проделала непривычную для себя уникальную работу: нашла свою будущую героиню, подобрала ключик к ней, «разговорила» и представила на сцене монолог реальной женщины. Слово «представила» тут даже не совсем верно — прожила жизнь реальной героини на сцене.

Спектакль «Невыдуманные истории» поставила режиссер и актриса Нафиса Исмагилова. Поставила, судя по всему, держа в уме знаменитую пьесу «Дом Бернарды Альбы» Гарсии Лорки. На сцене — женщины в черном, и среди них одна (наиболее свободная, и ее монологи не в словах, а в танцах) — в бирюзовом платье. И вся структура спектакля выстроена через танец.

Черноликие
«Черноликие»

5. «ЧЕРНОЛИКИЕ» Мажит Гафури

Башкирский государственный академический драматический театр им. Гафури

Место проведения: ТГАТ им. Камала (4 июня, 20:00)

О чем спектакль «Черноликие» сегодня, когда религиозные мотивы отошли на задний план, а вперед выдвинулись обычные человеческие пороки? Всему виной — люди, способные оправдать безнравственные поступки религиозными постулатами. В центре внимания трагедии — человеческая природа. А это тема вневременная, вечная. Как жизнь. За 80 лет с момента написания произведения это уже четвертая постановка «Черноликих» в этом театре.

«Есть две главные темы. Первая — как можно с подачи одного человека опорочить, погубить молодую жизнь. Сегодня это звучит очень современно. Вторая тема — как народ, сам не видя, не слыша, а просто поверив другим, участвует в казни, мстит», — рассказывает народная артистка РФ Нурия Ирсаева. А худрук Камаловского театра Фарид Бикчантаев, представляя нынешний «Науруз» читателям «БИЗНЕС Online», обращал внимание на работы режиссера Башкирского государственного академического драматического театра им. Гафури Айрата Абушахманова.