ТУГОЙ УЗЕЛ ИНФОРМАЦИОННЫХ НИТЕЙ

Ситуация действительно непростая, и трудно этот неоднозначный орешек расколоть одним замахом молотка. Тем более что в деликатной сфере свободы слова, информационного сопровождения идущих в Крыму процессов и регулирования национальных отношений вряд ли уместны молоток или кувалда. Не только Крым, но и вся страна, если не сказать весь мир, смотрит, как регион, вернувшийся в Россию вместе с двухмиллионным многонациональным населением, интегрируется с российским обществом, осваиваясь в российском правовом поле. Непросто и довольно часто неоднозначно складывается ситуация в делах, связанных с политикой и национальностями, когда взоры великих держав и политических организаций направлены на каждое резонансное событие.

Крым, входивший в течение 240 лет в Российскую империю и еще 70 лет в Советский Союз, после развала СССР 23 года находившийся в составе Украины, вновь стал частью России. Каждый волен по-своему трактовать это событие, но возврат Крыма — далеко не простое и не временное явление. Особенно если учесть, что перемены соответствовали интересам подавляющего большинства бывших советских граждан, особенно русских, которые хотели жить в российском государстве. Крымские же татары, возвращающиеся на историческую родину из депортации и залечивающие раны от сталинских репрессий, оказались в непростой ситуации. Их общественные лидеры разделились, ушли в большую политику, в дальние и близкие страны. Условия выживания сотен тысяч «простых» крымских татар оказались под воздействием старых и новых правовых норм. А законов и правительственных постановлений, требующих выполнения, немало, отклонение от них может вызвать катастрофу.

Назову только два документа, которые играют роль нотной тетради в исполнении главных мотивов журналистских сонат. Вот они: федеральный закон №402-ФЗ «Об особенностях правового регулирования отношений в области средств массовой информации в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя»; постановление правительства Российской Федерации от 5 декабря 2014 года №1326 «Об особенностях применения законодательства Российской Федерации в сфере услуг связи на территориях Республики Крым и города Севастополя».

Короче говоря, всем СМИ Крыма надлежало до 1 апреля с. г. зарегистрироваться в Госкомнадзоре и начинать жить по российским законам. Хоть Украина и не очень вкладывала ресурсы в Крым, но своими законодательными нормами регулировала порядок текущей жизни газет, журналов, телеканалов. Новые требования хоть в чем-то и непривычны, но неизбежны: ведь невозможно жить в одной стране, ориентируясь на законы другого государства. Я могу поехать в другую страну и, не зная ее законов и правил дорожного движения, могу угодить под колесо или в тюрьму. Так что постижение и исполнение российских законов полезны, так как они вносят ясность, определяют правила игры. Этот рутинный в общем-то процесс приобщения к новым правовым нормам для популярного крымско-татарского телеканала ATR стал камнем преткновения. К 1 апреля медиахолдинг «АРТ-Т», в который входят телеканал, радиостанция и детский канал, разрешительных документов не получил и в полночь той же даты прекратил вещание, вызвав тем самым общественный резонанс, многочисленные акции протеста, письма, обращения известных людей к высоким инстанциям. Состоявшиеся 27 мая встречи в Симферополе (их было две) должны были внести ясность в ситуацию и раскрыть причины случившегося, определить пути выхода из тупика. Они, на мой взгляд, действительно стали моментом истины.

20150527_100402.jpg

ОТКРОВЕННЫЙ РАЗГОВОР НА ГОРЯЧУЮ ТЕМУ

Первая встреча состоялась в агентстве «Крыминформ», на ней солировали представители властей Республики Крым. Заместитель председателя правительства РК Дмитрий Полонский, председатель Госкомнаца республики Заур Смирнов, представитель Госкомнадзора Максим Виноградов и заместитель муфтия РК Эседуллах Баиров дали краткую информацию о состоянии дел в национальных отношениях и сфере информации. Было объявлено, что журналисты и представители национальной общественности могут задать вопросы и даже выступить сами, внести предложения. Такой «разгул демократии» увидишь нечасто, и этим шансом воспользовались многие. Прежде всего руководители телеканала ATR и их сторонники. Вопрос ставился прямой: почему закрыли любимый канал крымско-татарского народа?

С большой речью выступила Эмма Володарская — ректор Московского института иностранных языков, специально прилетевшая из Лондона, где она пребывает в эти месяцы по научно-педагогическим делам. «Я здесь, потому что ATR скрасил последние годы жизни моей мамы. И я буду бороться за ATR, в какой бы форме мне ни предложили. Вот в такой вот тяжелый переходный период мы должны быть осторожнее и осторожнее с людьми, — сказала Володарская. — Я благодарна за то, что вы открываете новый крымско-татарский телеканал. Большое вам спасибо за это и спасибо Госкомнацу. Но когда родители одного ребенка очень любят, а другого — пихают ногами, это не есть справедливость, которую Москва и в том числе президент РФ от вас ждут. И если ATR — такой талантливый канал, если там такие прекрасные сотрудники, которых вы время от времени приглашаете перейти на работу на другой канал, так давайте сделаем содружество этих каналов!»

Весьма настойчиво ставил свои вопросы приехавший из Тольятти журналист Сайдамет Абреков, который эту тему поднимал на высоком уровне еще в апреле. Поднимали острые темы представители известных «непримиримых» российских независимых интернет-изданий.

С просьбой возобновить вещание ATR обратились к властям также главный редактор журнала «Йылдыз» Дилявер Османов и главред детского издания «Арманчыкъ» Эдие Муслимова. Сам Дилявер признался, что успешно зарегистрировал свое издание в Госкомнадзоре.

В целом в постановке вопросов не было новых и ошеломляющих поворотов. После мощных информационных и политических накатов, случившихся после 1 апреля, трудно удивить кого-либо.

Цитирую информацию официального информационного агентства и газеты «Крымская правда», опубликованную месяц назад: «Президенты РФ и Турции Владимир Путин и Реджеп Тайип Эрдоган в одном из последних телефонных разговоров обсудили ситуацию вокруг телеканала крымских татар ATR. Об этом сообщил пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков. «Предметно о телеканале, он упоминался, действительно, турецкая сторона всегда живо интересуется жизнью крымских татар. Это традиционный интерес, и российская сторона, собственно, предоставляет исчерпывающую информацию на этот счет, когда наши турецкие коллеги проявляют интерес», — сказал он, отметив, что этот вопрос обсуждался в одном из последних телефонных разговоров Путина и Эрдогана. ATR работал в Крыму на основании лицензии, выданной еще официальными органами Украины. В то же время законодательство РФ требует получения российской лицензии. Те СМИ, которые не сделают этого, не смогут продолжить работу. Телеканал прекратил вещание в ночь на 1 апреля. Ранее представители телеканала ATR заявили, что Роскомнадзор задержал их заявления о регистрации».

А вот сообщение Роскомнадзора по поводу заявления представителя ОБСЕ по вопросам свободы СМИ Дуньи Миятович о том, что крымско-татарским информационным агентствам в Крыму отказывали в регистрации по субъективным причинам и что на полуострове присутствует выборочная цензура СМИ: «Приглашаем представителя ОБСЕ по вопросам свободы СМИ Дунью Миятович посетить управление разрешительной работы, контроля и надзора в сфере массовых коммуникаций Роскомнадзора. Рассчитываем, что, будучи магистром права в области регулирования медиа, госпожа Миятович сможет компетентно проконсультировать нас по поводу того, как мы должны были принять эти документы, не нарушив требований российского законодательства», — говорится в сообщении на странице Роскомнадзора в Facebook.

Еще до прекращения вещания совет при президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека обратился в Роскомнадзор с просьбой недопустить прекращения вещания телеканала ATR и других СМИ на крымско-татарском языке. Меджлис крымско-татарского народа заявил, что отказ в регистрации телеканала нарушает статью 16 Декларации ООН о правах коренных народов.

20150527_114042.jpg
На экране — Эльзара Ислямова

Обеспокоенность в связи с закрытием ATR выразил председатель Духовного управления мусульман Российской Федерации и совета муфтиев России Равиль Гайнутдин.

В поддержку телеканала выступили: ректор Крымского инженерно-педагогического университета Февзи Якубов, бывший председатель Верховного Совета Автономной Республики Крым Леонид Грач, актер и режиссер Ахтем Сейтаблаев, член совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Николай Сванидзе, председатель Духовного управления мусульман Крыма, муфтий Крыма Эмирали Аблаев, бывший глава Бахчисарайской райгосадминистрации Ильми Умеров, журналисты Айдер Муждабаев и Максим Шевченко, писатель Владимир Войнович.

Признаюсь, в марте, когда шли акции поддержки телеканалу АТR, я тоже проголосовал в интернет-анкете «Не убивайте АТR». В прошлом году свою положительную оценку канала АТR высказал президент Татарстана Рустам Минниханов.

Никто не говорит, что АТR — плохой канал. На встрече в международном центре «Россия сегодня» были приведены данные, свидетельствующие о том, что от канала требовалось точное выполнение требований российских законов и нормативных актов. Чтобы не быть голословным, приведу строки из статьи (автор — Татьяна Шадрина), опубликованной в «Российской газете» после встречи в Симферополе: «Для регистрации СМИ в России не нужно прибегать к помощи посредников, это может принести одни неприятности, сообщил на встрече с представителями крымской прессы и телеканалов замглавы Роскомнадзора Максим Ксензов. В службе готовы работать с юристами СМИ и объяснять им, где они сделали ошибки в документах на регистрацию. Поводом к такому заявлению стала ситуация с телеканалом ATR UA, который как раз неправильно оформил бумаги на регистрацию и в результате принял решение прекратить работу. Причем ушел из эфира по собственной воле, даже не обратившись к Роскомнадзору с просьбой продолжить вещание, пока не оформит правильно все документы. Вопрос перерегистрации СМИ в Крыму обсуждали на форуме в Санкт-Петербурге в конце апреля. И тогда глава Роскомнадзора Александр Жаров пообещал, что представители федерального аппарата приедут разобраться в ситуации. И вчера замглавы ведомства Максим Ксензов выслушал представителей местного медиасообщества».

Еще более позитивно это мероприятие оценили на сайте «15 минут», близком к каналу АТR: «Генеральный директор крымско-татарского телеканала ATR Эльзара Ислямова сегодня встретилась с заместителем руководителя Роскомнадзора Максимом Ксензовым. Во время этой встречи была достигнута договоренность о дальнейшей совместной работе над разрешением проблемы возобновления вещания единственного в мире крымско-татарского телеканала. К этой работе будут привлечены уполномоченные сотрудники Роскомнадзора и юридической службы телеканала ATR».

Что это? Позитивное решение вопроса? Не знаю. Но я был свидетелем спокойного уверенного разъяснения представителями Госкомнадзора своей правоты и готовности их продолжить конструктивный диалог. Многие сведущие люди признались, что канал никто не закрывал. Его закрыли сами владельцы, сопровождая политическими и информационными акциями, немало преуспев в этом. Госкомнадзор «придирается» ко всем юридическим мелочам, и большинство СМИ добивается цели. Представителям АТR несколько раз документы возвращались в связи с их несоответствием российским законам. Посредников, какие-либо консалтинговые фирмы и общественных деятелей юристы и регистраторы не признают.

Вадим Ампелонский — руководитель пресс-службы Госкомнадзора РФ, подготовил богатый информационный материал об истории с регистрацией АТR и обращавшимся журналистам дал флешки с досье. Я воспользовался этим шансом. Из материалов следует, что Роскомнадзор трижды вернул СМИ документы без рассмотрения, всякий раз находя в них новые ошибки. Владельцы АТR подумали, что не получат регистрацию и лицензию, и решили сами прервать вещание. Теперь получается, что это была ошибка. Надо осваивать правовое поле, преодолевать непривычные ступени, адаптироваться к политическим и житейским реалиям, которые у каждого государства и у каждой эпохи свои.

20150527_111102.jpg
Вадим Ампелонский — руководитель пресс-центра Госкомнадзора РФ, Сергей Худолей — руководитель крымского управления Госкомнадзора

С НАДЕЖДОЙ НА СОГЛАСИЕ

Не думаю, что в ближайшее время отношения разных стран и кругов к Крыму и России будет идеалистичным. Геополитические интересы и идеологические взгляды нашей эпохи весьма непросты и противоречивы. Но невозможно мириться с тем, что информация и национальные чаяния становятся разменной монетой вражды. Нельзя засеивать информационное поле отравленными семенами. Как известно, глава Республики Крым Сергей Аксенов еще в марте публично высказался, что недопустима агитация в СМИ о возможности возвращения Крыма в состав Украины. Никто не сказал на этой встрече, что на телевидении и вообще в СМИ антироссийская риторика, контент, политические идеи и оценки тоже могут повлиять на ситуацию. В сложившейся непростой ситуации этот аспект не последний. Собственно говоря, здравомыслящие люди прекрасно понимают, что Россия вряд ли допустит информационную войну против себя в собственных ресурсах и подконтрольных сферах. Альтернативной и предвзятой, порой лживой информационной продукции в интернете и спутниковом ТV и так немало.

Несмотря на это, на встрече с журналистами и представителями национально-культурных обществ ни разу не упоминались политические коллизии и идейные противоречия. И это обстоятельство обнадеживает. Заместитель руководителя Госкомнадзора Максим Ксендзов, руководитель территориального управления Сергей Худолей, другие чиновники на крымских встречах разрешительной «эпопеи» показали мастер-класс деликатного и осторожного обращения с «горячим» материалом, сохраняя твердость в толковании правовых норм.

Было любопытно наблюдать, как Ксендзов, представляющий федеральную власть и российское государство, галантно поцеловал гендиректора АТR Эльзару Ислямову (идейную противницу?) в ручку, продолжая с ней диалог даже после завершения официальной «разборки». Договорятся ли федеральные и региональные власти не только с журналистами и менеджерами, но и с владельцами телеканала — вопрос открытый. Большая политика всегда мешает здравому смыслу и практическим шагам.

На встрече в агентстве «Крыминформ» было объявлено, что регистрация СМИ Крыма по российским законам прошла нормально, привели конкретные цифры и факты. Именно в этот день Аксенов сформировал общественный совет нового крымско-татарского телеканала «Миллет». Объявлен его руководитель — Сейран Мамбетов. В случае возобновления вещания АТR у нового канала будет серьезный конкурент. Мамбетов надеется, что новый канал будет сильным и успешным. Кроме того, стало известно имя руководителя медиацентра им. Гаспринского, который будет работать под эгидой Госкомнаца. Им стал Айдер Эмиров.

Непростая ситуация сложилась в связи с информационным полем вокруг крымско-татарского народа. Сложное и неоднозначное самочувствие у этого многострадального народа. Но то, что произошло в Симферополе 27 мая, начинает новую полосу событий. У меня сложилось впечатление, что регистрация АТR не исключена, но политика и интересы разных сил могут вызывать проблемы. В таких случаях на пути нормальной деятельности СМИ появляются всевозможные зацепки, преграды. Руководителям и владельцам канала АТR придется решить, могут ли они «ограничиться» этнокультурным вещанием, освещением вопросов истории, культуры и социальных проблем или все же будет делаться ставка на информационное и политическое противостояние. На «милость» и рыхлость российской и крымской власти надеяться не приходится.

Таковы первые впечатления о путешествии в Крым в эти знаменательные дни. Более продуманные и осмысленные наблюдения о поездке читайте в следующей статье, которая будет посвящена действующим в Крыму лицам, интересным людям, с которыми довелось встретиться. Интересно же, право, с каким настроение живут и работают в полуострове? Вместе поразмышляем, что же случилось с телеканалом АTR и почему некоторые посылы и факторы современной жизни оказываются в сетях иллюзий и коварства. Воочию такие сложные явления, как Крым и татары, выглядят совсем иначе, чем на просторах сети интернет или на экране телевизора. Совсем не так, правда!