Водная арка
Водная арка для нового рейса авиакомпании S7 Airlines из Домодедова в Бегишево

«МОЖНО ПО ОДНОМУ БИЛЕТУ УЛЕТЕТЬ В ЮЖНУЮ АМЕРИКУ И ВЕРНУТЬСЯ»

Пожарные машины с брандспойтами встречали сегодня в 1 час 45 минут в аэропорту Бегишево самолет, выполнявший рейс из Москвы. К счастью, им не пришлось тушить пожар, а вызваны они были для того, чтобы образовать водную арку и поприветствовать таким необычным образом открытие нового рейса авиакомпании S7 Airlines из Домодедова. Как выяснилось, пассажиры об этом не знали, поэтому выходили из салона в состоянии легкого шока, но чрезвычайно довольные. По случаю презентации рейса самолет встречали представители КАМАЗа, руководство аэропорта, самой компании S7 Airlines и журналисты. Последним по случаю разрешили не только подняться на борт воздушного судна, но и допустили в святая святых — кабину пилотов. Командир экипажа Алексей Аршава признался, что работает в своей авиакомпании 7 лет, но эта водная арка для него первая. «Очень понравилось, — сказал он журналистам с улыбкой, — правда, совсем не было видно, куда ехать».

Как пояснил заместитель генерального представителя S7 Airlines в центральном регионе Сергей Шумилов, прямые рейсы из Домодедова в Бегишево и обратно компания теперь выполняет ежедневно. Вылет рейса S7-211 из столичного аэропорта — в 23:55, прибытие в Бегишево — в 1:45. Обратный рейс S7-212 вылетает в 6:10 и прилетает в Москву в 8:10. «Таким образом, можно совершать кратковременные поездки, — сказал Шумилов. — У пассажира появляется возможность отработать в столице день, а вечером уже вернуться обратно. Также для тех, кто путешествует, летит на отдых, есть возможность перелета стыковочными рейсами по всей России, странам СНГ и международным направлениям как самолетами S7 Airlines, так и компаний-партнеров альянса Oneworld (третий крупнейший авиационный альянс в мире, который использует централизованную систему управления и отличается высокой степенью сотрудничества в планировании, продаже билетов, программах лояльности, стыковках рейсов, совместном использовании терминалов аэропортов и т. д.прим. ред.), где состоят 15 крупнейших авиаперевозчиков. Пассажир со стыковками в Домодедове и Новосибирске получает доступ к полетам в 150 стран, более 1000 рейсов. В принципе, ворота открыты во все стороны».

Алексей Аршава
Командир экипажа Алексей Аршава признался, что работает в своей авиакомпании 7 лет, но эта водная арка для него первая

Представитель авиакомпании также высказал свое мнение о перспективах сотрудничества с аэропортом Бегишево. «Аэропорт очень лоялен, настроен на перспективное сотрудничество. Будем развиваться. Думаю, что наше сотрудничество с Бегишевом — это навсегда». Стоимость билетов начинается от 5200 рублей со сборами. Тариф динамичный и зависит от того, когда человек приобретает билет: если бронирует заранее, то перелет обходится дешевле, если прямо перед рейсом — дороже.

О преимуществе того, что S7 Airlines входит в Oneworld, сказал и руководитель пресс-службы КАМАЗа Олег Афанасьев: «В этом году команда «КАМАЗ-Мастер» летела с «Дакара» из Чили самолетом этого альянса. Но из-за того, что из Домодедова не было прямого рейса в Бегишево, они были вынуждены добираться до Шереметьево, а потом уже лететь сюда «Аэрофлотом». С приходом S7 они смогут по одному билету как улететь в Южную Америку, так и прилететь обратно. Очень удобно».

ГОСПАКЕТ АКЦИЙ НИКТО НЕ ПОКУПАЛ 7 ЛЕТ

Сказать по правде, полеты S7 Airlines начал совершать в Бегишево еще 29 мая, а сегодня состоялось некая торжественная церемония открытия сообщения, своего рода презентация. Представляя нового игрока на рынке авиаперевозок Закамья, можно отметить, что S7 Airlines — это бренд авиакомпании «Сибирь», которая существует как самостоятельная организация с 1992 года и была создана на базе Толмачевского объединенного авиаотряда. S7 Airlines входит в группу компаний S7 Group вместе с авиакомпанией «Глобус». В 2014 году авиакомпании группы перевезли свыше 10 млн. пассажиров. В 2013-м было 9,2 млн., так что положительная динамика налицо. Собственно на «Сибирь» в 2014 году пришлось 7,9 млн. пассажиров. Это четвертый показатель в стране после «Аэрофлота», «Трансаэро» и «ЮТэйр».

Олег Афанасьев (слева) и Сергей Шумилов (справа)
Сергей Шумилов (справа): «Аэропорт очень лоялен, настроен на перспективное сотрудничество. Будем развиваться. Думаю, что наше сотрудничество с Бегишевом — это навсегда»

Авиакомпания обладает собственной сетью внутренних маршрутов, выстроенной на базе авиатранспортных узлов в Москве (Домодедово) и Новосибирске (Толмачево), кстати, там же, в Новосибирской области, в городе Обь, находится и штаб-квартира компании. S7 Airlines также выполняет регулярные полеты в страны СНГ, Европу, на Ближний Восток, в Юго-Восточную Азию и страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Как утверждается на официальном сайте компании, S7 Airlines обладает самым современным и одним из самых «молодых» парков воздушных судов на российском рынке авиаперевозок — средний возраст самолетов составляет 8 лет. Всего во флоте компании 60 Airbus и Boeing.

Владельцами S7 Group являются супруги Наталья и Владислав Филевы (последний — одновременно и генеральный директор группы компаний).

СЕРГЕЙ КОГОГИН ЛИЧНО ВЕЛ ПЕРЕГОВОРЫ С S7 GROUP

Инициатором появления нового маршрута стал КАМАЗ, которому принадлежит Бегишево. Об этом корреспонденту «БИЗНЕС Online» рассказал Афанасьев: «КАМАЗ, конечно, заинтересован в развитии Бегишева, а оно возможно, когда совершаются перелеты, когда в аэропорте появляются новые авиакомпании. Естественно, при организации перевозок до Москвы всегда ставился вопрос, чтобы потом из столицы людям было удобно куда-то дальше добираться. И стратегия всегда была такая, чтобы из Набережных Челнов были рейсы во все аэропорты Москвы: Внуково, Шереметьево и Домодедово. Кроме того, стояла задача, чтобы туда летали авиакомпании, которые являются лидерами каждая в своем направлении. Шереметьево является базовым для «Аэрофлота», Внуково — для «ЮТэйра». А Домодедово чем интересен для нас? Там располагается много крупных российских компаний, таких как «Трансаэро», S7, «Россия». Туда летает много авиакомпаний, причем и бюджетных тоже. В Шереметьеве же в основном компании премиум-класса, а в Домодедово кроме бюджетных компаний летает ряд грандов с азиатского рынка: арабские, сингапурские, вьетнамские, катарские и т.д. То есть Домодедово — это такой большой хаб (крупный аэропорт, пересадочный и перегрузочный транспортный узелприм. ред.), откуда можно улететь куда угодно».

Когда «Ак Барс Аэро» стал банкротом, в Бегишево пассажиропоток сократился

Как тут не вспомнить, что до недавнего времени в Домодедово из Бегишева летала сначала авиакомпания «Татарстан», а потом «Ак Барс Аэро», и тогда руководство КАМАЗа все устраивало. Но с банкротством республиканских авиаперевозчиков направление до Домодедова для Бегишева отпало. Встал вопрос поиска новой авиакомпании. Как пояснил Афанасьев, работа эта активно началась в прошлом году, переговоры велись не только с S7, но и с рядом других компаний. Но время не самое лучшее — кризисное. Пришлось КАМАЗу подключить к процессу «тяжелую артиллерию» — лично генерального директора Сергея Когогина.

«Не было у компаний такого серьезного желания в условиях кризиса открывать это направление, — рассказал Афанасьев. — Прямо скажем, Бегишево по своим объемам далеко не самый крупный аэропорт России. И при этом сюда летают из Москвы уже две авиакомпании: «ЮТэйр» имеет ежедневный рейс, а у «Аэрофлота» их даже несколько. И приходить сюда новому игроку — это, конечно, определенные риски. И Сергей Анатольевич тоже подключился к поиску. Переговорил лично с Филевым с просьбой, чтобы тот рассмотрел наше направление для возможного открытия авиарейса. После этого приезжала большая группа S7 оценивать аэропорт: качество обслуживания пассажиров, самолетов, перспективы и так далее. Каждая компания предъявляет же определенные требования. И когда этот аудит был закончен, в S7 приняли решение открыть данный рейс».

Прямые рейсы из Домодедова в Бегишево и обратно авиакомпания S7 Airlines теперь будет выполнять ежедневно

«ПОЛИТИКА «АЭРОФЛОТА» ВЫЗЫВАЛА И ВЫЗЫВАЕТ У ЛЮДЕЙ НЕДОВОЛЬСТВО»

Сергей Романцов — генеральный директор аэропорта Бегишево, рассказал «БИЗНЕС Online», что рейс S7 мог появиться гораздо раньше. «С авиакомпанией «Сибирь» мы уже давно начали, еще с 2008 года, когда аэропорт стал самостоятельным предприятием, — поделился Романцов. — Они первые, кто изъявил желание работать здесь. Но по ряду причин рейс тогда открыть не удалось: то самолетов у них не хватало, то другие маршруты появлялись. Но с того времени мы постоянно были с ними в контакте, и весной прошлого года появилась договоренность, что они начнут полеты у нас в 2015 году. Все шло к этому. Но в связи с кризисными явлениями немного планы по открытию рейса сдвинулись. Тем не менее при непосредственном участии Сергея Анатольевича все же удалось их убедить сделать это».

Как пояснил Романцов, когда «Ак Барс Аэро» стал банкротом, аэропорт это почувствовал, пассажиропоток сократился. «Нельзя сказать, что банкротство республиканского перевозчика совсем уж серьезно на нас сказалось, — сказал Романцов, отвечая на вопрос «БИЗНЕС Online». — Они у нас перевозили порядка 5250 человек в сутки, за год — 63 тысячи. Из нашего общего объема 407 тысяч, это получается 18 процентов. Доля значительная, но не глобальная. Кроме того, пассажиропоток определенным образом перераспределился на «ЮТэйр» и «Аэрофлот». Неохваченным было именно направление в Домодедово. И много пожеланий высказывалось, чтобы все аэропорты московского узла у нас присутствовали. Но кроме ухода «Ак Барс Аэро» был же еще фактор падения курса рубля. Поэтому отрасль авиаперевозок с начала года «просела», в среднем на 18 процентов. Особенно это коснулось международных перевозок. У нас падение пассажиропотока составляет примерно 14,5 процентов по сравнению с 2014 годом. Сейчас наполняемость рейсов практически 100 процентов».

Сергей Романцов
Сергей Романцов: «Чтобы запустить один рейс, авиакомпании очень долго думают, все соизмеряют»

Кроме того, Романцов сообщил о планах по расширению количества рейсов: «По поводу появления новых рейсов, мы работаем по многим направлениям с разными авиакомпаниями. И с «Победой» в том числе, и с «Аэрофлотом» по четвертому рейсу, со всеми общаемся. Но все находится в процессе переговоров или изучения ситуации: идет оценка пассажиропотока и так далее. Чтобы запустить один рейс, авиакомпании очень долго думают, все соизмеряют», — сказал гендиректор Бегишева.

Как удалось выяснить «БИЗНЕС Online», появлению рейса была еще одна причина — определенное недовольство политикой «Аэрофлота». Видимо, после ухода «Ак Барс Аэро» один из лидеров рынка авиаперевозок почувствовал ослабление конкуренции в Закамье и стал позволять себе некоторые вольности — начал отменять, объединять, переносить рейсы, что доставляло пассажирам большие неудобства.

«Действительно, есть такое, — поделился с нами заместитель гендиректора одной из крупнейших компаний Набережных Челнов, попросивший не упоминать его фамилии. — Причем объединяют рейсы как из Москвы, так и из Набережных Челнов. А люди же всегда хотят ясности. Если ты планируешь вылететь в 15 часов из Москвы, то рассчитываешь в 17 часов прилететь в Челны. На это время уже назначены какие-то встречи, переговоры. График-то очень плотный, все расписано. А те, кто летят из Челнов в Москву, у них, как правило, потом стыковочный рейс. И переносы, и отмены этих рейсов привели к тому, что эти стыковки стали «слетать». Безусловно, «Аэрофлот» выполняет все свои обязательства: расселяет людей по гостиницам, кормит, пересаживает на другие рейсы, но время-то драгоценно. И если ты его потерял, никто тебе его не вернет. И такая политика «Аэрофлота», конечно же, вызывала и вызывает у людей недовольство».

Источник «БИЗНЕС Online» в авиатранспортной отрасли РТ, также пожелавший остаться неизвестным, сообщил: «У «Аэрофлота» нередко возникают проблемы с «Суперджетом». Прилетает борт, ломается — и все, пока не пришлют резервный, все стоит. Да и зачем присылать резерв, если можно объединить вечерний и обеденный рейсы? Да и по Казани у «Аэрофлота» всегда много задержек…»

S7 Airlines обладает самым современным и одним из самых «молодых» парков воздушных судов на российском рынке авиаперевозок — средний возраст самолетов составляет 8 лет. Всего во флоте компании 60 Airbus и Boeing

«S7 НАЧАЛА АККУРАТНО, НО ЕСТЬ БОЛЬШАЯ ПЕРСПЕКТИВА»

Эксперты, опрошенные «БИЗНЕС Online», назвали возобновление сообщения Бегишево — Домодедово грамотным шагом и считают, что у него есть перспективы развития. Что касается оценки «Аэрофлота», то они сообщили, что, к сожалению, так авиакомпания ведет себя не только в Закамье, и похоже это у нее уже в крови.

Феликс Козлов — экс-коммерческий директор ОАО «Ак Барс Аэро»:

— У всех авиакомпаний бывают ситуации, когда необходимо перенести или отменить рейс. Крайний случай с грозами в Москве. Пассажиры говорят: прошел легкий дождик, а задержано 160 рейсов. На самом деле, ничего страшнее грозы в полете нет. Приходится пережидать, после чего идет массовый сбой в системе, рейсы приходится отменять, объединять… Думаю, Бегишево просто однозначно нужен был еще один перевозчик в Москву. У S7 в Бегишеве хорошие перспективы, учитывая то, что с уходом «Ак Барс Аэро» в Домодедово оттуда никто не летает. Рейсы будут заполняться однозначно. Они аккуратно начали с одной частоты, но, уверен, там есть перспектива для трех. У нас 100-процентной загрузки не было, но она была очень хорошей. Но с S7 несколько другой случай. У компании есть перспектива того, что она будет продавать билеты трансфером дальше по своей маршрутной сети из Москвы — это большой плюс… Хорошее решение КАМАЗа — нельзя было терять рейс в Домодедово.

У Домодедово есть однозначные преимущества. Несмотря на критику того, что там слишком много пассажиров, что там достаточно давно не было реконструкции, сейчас это лучший московский аэропорт. Он однозначно обыгрывает Шереметьево, а про Внуково вообще лучше молчать. По объему перевезенных пассажиров Домодедово стабильно занимает первое место. Да достаточно посмотреть, как работают службы аэропорта, начиная с того, как они заводят самолеты на посадку, и заканчивая тем, сколько времени у пассажира занимает выйти из самолета и сесть в аэроэкспресс. Несмотря на огромный пассажиропоток, незаметно, как Домодедово с ним справляется.

Стоимость билетов Бегишево — Домодедово начинается от 5,2 тыс. рублей со сборами

Азат Хаким — председатель совета директоров ООО «УК «Тулпар Аэро Групп»:

— S7 — хорошая, пунктуальная авиакомпания с неплохим обслуживанием на борту. У нее неплохая сетка маршрутов, удобные стыковки, удобный аэропорт — Домодедово. К тому же исторически из Казани и Бегишево летали именно в Домодедово, и народ уже просто привык. И удобно, что до Домодедова можно без проблем добраться с Павелецкого вокзала. Логистика выстроена хорошо.

Всевозможные фокусы с рейсами свойственны для ситуации с монопольным игроком: делай что хочешь и не бойся, что тебе за это что-то будет. Это свойственно любой монопольной структуре.

Виктор Горбачев — генеральный директор некоммерческой организации «Ассоциация «Аэропорт» Гражданской авиации»:

— Что касается отмены и задержек рейсов, то дело здесь не только в отсутствии конкуренции. Такое поведение у наших авиакомпаний в крови сидит: если считают, что им что-то невыгодно, моментально отменят, объединят. Вот и все. Нет ответственности… Домодедово? Сегодня он считается одним из лучших аэропортов России по технической оснащенности, объемам терминалов, обслуживанию.