Рифкат Минниханов
Рифкат Минниханов: «На первом плане остается и будет оставаться контроль за выполнением ПДД всеми видами транспортных средств. И я думаю, что организованные перевозки детей тоже надо рассматривать через эту призму»

КАК 44 АЗНАКАЕВСКИХ ШКОЛЬНИКА НОЧЕВАЛИ В АВТОБУСЕ, А АЛЬМЕТЬЕВСКИХ ЧУТЬ НЕ УГРОБИЛ ПЬЯНЫЙ ВОДИТЕЛЬ

Обеспечение безопасности групповых детских перевозок в Татарстане обсуждали вчера на комиссии по безопасности дорожного движения. Поводом стало трагическое ДТП в Нижегородской области — 21 мая микроавтобус Merсedes влетел в лоб грузовику. В автобусе ехали 20 человек, в том числе 12 школьников от 11 до 14 лет, это была сборная РТ по карате, которая ехала на первенство России среди юниоров в Санкт-Петербург. Три человека, включая школьницу, погибли на месте, остальные были госпитализированы.

Упомянув эту трагедию, вице-премьер РТ Шамиль Гафаров счел нужным отметить, что этим участие детей-татарстанцев в транспортных происшествиях не ограничилось. «Странные» поездки продолжались и после резонансного ДТП. Так, 44 ученика с пятого по седьмой класс из азнакаевской школы 28 мая отправили на экскурсию в Казань. Организатором поездки стал райотдел образования, в поездку школьники отправились в сопровождении пяти взрослых. Но автобус сломался. И пока водитель его чинил, дети были вынуждены ночь провести в салоне. Сотрудники местного отдела УГИБДД не сопровождали автобус — хотя заявка на эту поездку была. Но технической проверки автобуса и инструктажа с их стороны не было. «Сотрудники автоинспекции как бы остались в стороне... Министром внутренних дел РТ принято решение о привлечении к ответственности руководителя нашего подразделения. Эти упущения привели к тому, что автобус сломался в городе Казани и группа детей была вынуждена ночевать в автобусе», — отметил начальник ГИБДД по РТ Рифкат Минниханов. С этой поездкой вообще произошла загадочная история — водитель был из Башкортостана, а владелица старенького «Неоплана», срок эксплуатации которого превысил 33 года, оказалась зарегистрирована в Новосибирской области.

Похожий случай произошел и в Тетюшах. И хотя юным тетюшцам в салоне автобуса ночевать не пришлось, но в Казань и они отправились без машины сопровождения, автобус госавтоинспекторы опять-таки не осмотрели, с водителем не побеседовали... Разумеется, не факт, что детский автобус будут сопровождать с машиной ГИБДД, но, как заявлял ранее глава ГИБДД по РТ Рифкат Минниханов, уведомить службу о маршруте и поездке надо все равно.

Вопиющий случай, о котором на совещании не упомянули, произошел в 2013 году. Тогда опрокинулся в кювет Fiat Ducato с детьми, сообщается на сайте прокуратуры РТ. Автобус шел из Альметьевска в Казань. На момент совершения ДТП в микроавтобусе находились 13 человек, в том числе пятеро детей и шестеро педагогов. Команда школьников ехала на олимпиаду «Защита прав потребителей», которую проводил минобраз РТ. Разрешение отдела ГИБДД на рейс №3467 было выдано, автобус принадлежал управлению по делам молодежи Альметьевского района. Но что толку? Предрейсовый контроль и плановый техосмотр не провели. Водитель все равно оказался слегка нетрезв (ранее его уже лишали прав на 1,5 года за алкоголь), скорость, по предварительным данным, он превысил. Результат — смерть учителя. Дети чудом не пострадали. И тогда тоже было совещание в кабмине, и тоже были призывы, что хватит мириться с бардаком да не пора бы кого-нибудь уволить...

В 60 ДТП В ЭТОМ ГОДУ ВИНОВАТЫ ВОДИТЕЛИ АВТОБУСОВ

Так или иначе, вчера Гафаров заявил, что все это «наша общая недоработка». И хотя в Татарстане смертельных и ДТП с пострадавшими с организованными группами детей в 2015 году, как явствовало из доклада Рифката Минниханова, не зафиксировано, но создавшаяся ситуация выглядит достаточно тревожной. По его словам, за пять месяцев текущего года по вине водителей автобусов в республике произошло 60 ДТП, в которых 78 человек были ранены. Рост таких происшествий наблюдается в Казани, Бугульминском, Зеленодольском и Лениногорском районах. С участием же пассажирского транспорта за 5 месяцев произошло 127 ДТП, при которых 5 человек погибли и 163 получили ранения различной степени тяжести.

«Исходя из этой статистики я хотел бы сделать вывод, что безопасность перевозок связана не только с выполнением правил дорожного движения водителями автобусов, но и всех участников дорожного движения. И на первом плане остается и будет оставаться контроль за выполнением ПДД всеми видами транспортных средств. И я думаю, что организованные перевозки детей тоже надо рассматривать через эту призму», — подчеркнул главный автоинспектор республики. По его словам, с января по май водители автобусов допустили 13 тыс. нарушений правил дорожного движения, в том числе 3 факта управления транспортным средством в состоянии опьянения.

Шамиль Гафаров
Шамиль Гафаров заявил, что все это «наша общая недоработка»

ДЕТЕЙ ВОЗЯТ НА АВТОБУСАХ БЕЗ ТЕХОБСЛУЖИВАНИЯ

Что же делать, чтобы не допустить несчастных случаев с автобусами? По мнению Минниханова, все они должны быть оборудованы системами «ГЛОНАСС», видеорегистратором, устройством, блокирующим превышение скорости. При этом о поездках детей инспектора должны быть извещены заблаговременно, вновь подчеркнул Минниханов.

Вряд ли об этом думают мелкие предприниматели, оказывающие услуги заказных перевозок на одном-двух микроавтобусах. А заставить их, в общем, никто не может. Как выяснилось из доклада руководителя управления государственного автодорожного надзора по Республике Татарстан федеральной службы по надзору в сфере транспорта, Бориса Смирнова, даже со школьными автобусами ситуация в республике достаточно плачевна.

«За 5 месяцев управлением проверены перевозки детей в 17 школах. И результат, к сожалению, плачевный... 17 процентов автобусов эксплуатируются без своевременного технического обслуживания. Столько же процентов водителей автобусов допускаются на работу без проведения предрейсового медицинского осмотра с привлечением работников органов здравоохранения. В 12 процентах школ не аттестованы должностные лица и специалисты, ответственные за безопасность дорожного движения... Все те нарушения, которые мы из года в год выявляем, остаются», — подвел итог Смирнов.

КАЗАНЬ ПОПРОСИТ ГОСДУМУ ВЕРНУТЬ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ

Выход из этой ситуации, по его мнению, в передаче подобных перевозок в руки серьезных, профессиональных компаний-перевозчиков. Усилить же контроль за ними, по мнению Смирнова, поможет возврат к когда-то отмененному лицензированию перевозок. Сейчас заказные перевозки в России не лицензируются. А именно так оформляет перевозку детей большинство из перевозчиков. Получается, что перевозить детей может кто угодно!

«Я просил бы правительство Республики Татарстан инициировать... вернуться к теме лицензирования всех видов перевозок, — сказал он, обращаясь к Гафарову, и был уверен в эффективности такого метода. — Когда мы лицензиата проверяем и находим какое-то нарушение, мы его тут же наказываем», — подчеркнул он. В другом же случае после выявленного нарушения дается предписание на его устранение в течение месяца. В случае с лицензиатом сроки устранения нарушений снижаются многократно, а размеры штрафов, наоборот, возрастают.

Предложение внести соответствующую законодательную инициативу в Госдуму РФ было услышано вице-премьером. Не откладывая дело в долгий ящик, Гафаров поручил минтрансу и минюсту республики рассмотреть такую инициативу.

Попутно вице-премьер дал поручение разобраться с автобусами, которые совершают несанкционированные рейсы от главного железнодорожного вокзала, с Советской площади и от ж/д платформы «Компрессорный».

«Это же как бомба замедленного действия... Это когда-нибудь выстрелит! И это касается не только детей, это касается всех наших граждан... Потому что эти автобусы, как я понимаю, не проверяются. В этом плане нужно что-то делать... Давайте думать! Совместными усилиями мы решим этот вопрос», — дал задание присутствующим вице-премьер.

Похоже, республиканские власти взяли курс на исправление лакун в законодательстве России после каждого резонансного ЧП. К примеру, сейчас в недрах Госдумы ждут своего часа противопожарные ужесточения, направленные после трагедии в «Адмирале».

Специальный автобус Bravis для перевозки детей компании «КАМАЗ-Марко» — совместного российско-бразильского предприятия

В СВЯЗИ С НЕДАВНИМИ СОБЫТИЯМИ: ЭНГЕЛЮ ФАТТАХОВУ ПОКАЗАЛИ ДЕТСКИЙ BRAVIS

Сегодня же, почувствовав удачный момент, специальный автобус Bravis для перевозки детей презентовали министру образования Татарстана Энгелю Фаттахову представители компании «КАМАЗ-Марко» — совместного российско-бразильского предприятия. Сертификацию машина прошла в декабре прошлого года, но познакомить министерство с ним решили сейчас «в связи с недавними событиями и в преддверии нового учебного года».

Детский автобус традиционного желтого цвета с крупной надписью «Дети» со всех четырех сторон. Но он совсем не напоминает своего «коллегу» — школьный автобус из американских фильмов. «Вы вообще видели когда-нибудь такой дизайн? — расхваливали представители «КАМАЗ-Марко» свое творение. — Это очень современно».

Сиденья в чудо-автобусе меньше, чем в обычном, а вот расстояние между ними, наоборот, больше. Это сделано в целях безопасности, чтобы дети, когда садились, не мешали друг другу, рассказал директор по продажам «КАМАЗ-Марко» Александр Макарушин. «В обычном автобусе если один человек сел с краю, другому, чтобы пройти к окну, нужно «проелозить» по коленям сидящего. Здесь же дети могут пройти свободно».

«Елозить» по другим пассажирам точно не придется, убедилась корреспондент «БИЗНЕС Online». Расстояние от ног сидящего человека до следующего сиденья — сантиметров 15, не меньше.

Существенное преимущество такого автобуса — усовершенствованная тормозная система. И передние, и задние тормоза здесь дисковые. У обычных автобусов задние — барабанные, пояснил директор по продажам, буквально на пальцах показывая, как первые зажимают колесо с двух сторон.
Еще из плюсов наличие рамы. У микроавтобуса, который столкнулся с грузовиком в Нижегородской области, она отсутствовала. В результате передняя часть Ford буквально сложилась в гармошку, убеждают сотрудники концерна.

«Автобус меньше трясет, здесь не рессорная, а пневматическая подвеска», — добавляет Макарушин.
«Камазовцы» надеются, что если министру образования автобус понравится, для школ республики закажут крупную партию.


ПЕРЕВОЗЧИКИ ГОТОВЫ К ЗАКРУЧИВАНИЮ ГАЕК

Что думают по поводу инициатив вернуть лицензирование участники рынка и эксперты? Они согласны на очередное «закручивание гаек».

Сергей Груздь — эксперт Госдумы по транспорту:

— Для того чтобы уберечь детей от таких происшествий, нужно просто элементарно навести порядок в сфере пассажироперевозок. Действительно, сегодня получается вакханалия, очень много нелегальных перевозчиков. В сегменте транспортных услуг порядок до конца не наведен.

Лицензирование перевозочной деятельности существует. Единственное, в законодательстве есть лазейка, что не подлежат лицензированию заказные перевозки. Заказная перевозка предполагает, что предприятие заказало предприятию или частному предпринимателю услугу, оплатило ее и все — с пассажиров денег в салоне транспортного средства не берут. На самом деле все получается не так. На самом деле под видом заказных перевозок осуществляются самые обыкновенные пассажироперевозки, собирают деньги, при этом уходят от лицензирования, налогообложения, всех других регулирующий воздействий государства. Отсюда вся проблема.

Поэтому необходимо устранить этот пробел, ликвидировать эту брешь в законодательстве, тогда все встанет на свои места, восстановится конкуренция. Сейчас она недобросовестная: заказной перевозчик уклоняется от лицензирования, уплаты налогов, от других требований законодательства по установке тахографов и других устройств, обеспечивающих безопасность. В итоге заказной перевозчик экономит деньги и становится более конкурентным, чем законопослушный перевозчик, как ни странно это звучит, плюс не страхует жизнь и здоровье своих пассажиров. В законодательстве предусматривается, что в случае гибели пассажиров — сумма ущерба в размере 2 миллионов рублей семье, а если пострадал — до 1 миллиона рублей в зависимости от тяжести причиненного увечья.

Николай Тятюшкин — председатель некоммерческого партнерства «Ассоциация камских перевозчиков»:

— Деятельность междугородних перевозчиков раньше лицензировалась так же, как и деятельность городских перевозчиков. Но почему-то межгород и пригород взяли и исключили из этого списка. Не знаю, в связи с чем, кому это в голову пришло. Тем самым на этом рынке появились люди: купил машину одну и стал перевозками заниматься, заключил фиктивные договоры, предусматривающие предрейсовый и послерейсовый медосмотр (проводится вне зависимости от того, есть лицензия или нет). У нас в Челнах при прохождении техосмотра или при поставке на учет ГИБДД требует эти договоры. Когда междугородние перевозчики должны были лицензироваться, за этим всем следила транспортная инспекция. А сейчас нет лицензии — не нужно одного, второго... Вот на этом рынке и получилась такая ситуация.

Перечень условий, которые должны быть выполнены при получении лицензии, достаточно большой. Во-первых, автомобиль должен находиться в аренде или собственности, должен быть оборудован системой «ГЛОНАСС», обязательно — тахографом, если это межгород. При подаче документов в районе, где ты зарегистрирован, это все проверяется не только документально, но и воочию. Должны быть предоставлены документы о том, где обслуживается машина, где проходит медицинское освидетельствование водитель. Медик при этом должен пройти переподготовку именно на выпуск водителей перед рейсом. Водитель должен иметь права категории D. Не знаю, почему сейчас все так просто в автошколах, видимо, это погоня за клиентами. Раньше водитель только через определенное время после получения прав категории B допускался на обучение категории D. Ко мне приходил стажер, от которого отказался мой водитель, сказал: «Я его стажировать не буду. При переключении скоростного рычага он смотрит на сам рычаг». Я сказал этому стажеру до свидания. Не знаю, как так права выдаются!

Вячеслав Лысаков — первый замглавы комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству, лидер движения автомобилистов «Свобода выбора»:

— Это правильное требование не только Казани. этого требуют и московские перевозчики, комитет по транспорту Госдумы. И я неоднократно говорил о том, что отмена лицензирования ряда видов деятельности, к сожалению, отрицательно сказалась на безопасности. В частности, это касается перевозок. Поэтому создание профстандартов и некий отсев, установка своеобразного фильтра допуска на рынок этих услуг в виде лицензирования — да, конечно, самый эффективный путь к увеличению безопасности перевозок. Это совершенно точно.

К сожалению, эта тема минтрансом никоим образом не разрабатывается, с такой законодательной инициативой правительство, насколько я знаю, не выходит. Примут ли такой законопроект? Его сначала надо внести. К лицензированию надо возвращаться. К сожалению, пока нет субъекта законодательной инициативы, который был бы готов это сделать. Но делать надо. Я думаю, у нас сильный комитет по транспорту, там работают профессионалы. Когда, наконец, этот вопрос будет поднят, думаю, в Думе это найдет поддержку, несомненно.

Юрий Иванов — генеральный директор ООО «Нижнекамское ПАТП»:

— Лицензирование давно надо было вводить, пассажирские перевозки должны быть лицензированы. Сейчас доходит до того, что автобусы берут все кому не лень, думают делать бизнес — возить людей и зарабатывать деньги. Но автобус — это все-таки средство повышенной опасности. По 40 - 50 посадочных мест на межгороде. Самолеты, вертолеты разбиваются. А здесь автобус с таким количеством людей едет по дороге без разделительной полосы между встречными потоками. Там все что угодно может произойти. Естественно, автобус должен быть зарегистрирован, на нем должен быть установлен тахограф, водителя перед выездом должен проверять медик, техническое состояние автобуса также должно проверяться!

Лицензирование подразумевает предоставление перевозчиком перечня документов: о соответствии стажа водителя необходимому, документы на медика и дежурных механиков, которые должны иметь соответствующие свидетельства на эту деятельность. Все это должно быть. Я целиком и полностью за эту идею. Еще когда лицензирование отменили, все говорили о том, к чему это приведет.

Наиль Садриев — директор ПАТП-4 (Казань):

— Жизнь перевозчиков нисколько не усложнится с введением лицензирования. Но, по крайней мере, перевозчикам хоть будет чего бояться. Я за внедрение лицензирования. По крайней мере, будет осуществляться ежедневная проверка водителей медиками, в автобусах будут установлены тахографы, чтобы водители соблюдали режим труда и отдыха и не ездили в ночное время