БОЛЬШИЕ «ШКАФЫ» УПАЛИ ГРОМЧЕ

Мартовская «оттепель» в российском банковском бизнесе продлилась недолго. На днях Банк России уточнил и обнародовал данные по убыткам, которые финансисты понесли в апреле (напомним, что суммарно кредитные организации потеряли 23 млрд. рублей, хотя мартовский рывок позволил им закончить первый квартал с символической прибылью в 6 млрд. рублей).

При этом как никогда четко обозначилась тенденция, которую наши сограждане давно сформулировали в поговорке: «Чем больше шкаф — тем громче падает». Совсем неважно дела шли у крупнейших организаций из российского Топ-30. Их совокупный убыток по итогам четырех месяцев составил 57,5 млрд. рублей, из которых 33 млрд. пришлись все на тот же злополучный апрель. Заметим, что потери банков из Топ-200 выражались радикально меньшей суммой в 34,2 млрд. рублей. Из чего следует вывод: средние по размеру банки сработали эффективнее, нежели их «старшие братья», и заметно поправили общий баланс. Если же вернуться к оценке ЦБ, согласно которой убытки всего сектора составили к началу мая 17 млрд. рублей, можно утверждать, что едва ли не самыми успешными в апреле были кредитные организации с довольно скромным в масштабах страны бизнесом.

Однако, как наверняка помнят постоянные читатели наших обзоров, общероссийскую картину далеко не всегда можно «натянуть» на ситуацию в Татарстане. Более того, в этом году мы не раз видели обратное движение: пока банковские «качели» в стране летели вверх, в республике они падали, и наоборот. Вот и в апреле случилось нечто подобное.

В марте местные банки не смогли повторить успех коллег, уйдя в небольшой минус на 64,5 млн. рублей. Но зато и месяцем позже их не обдало контрастным душем: в отличие от финансовой системы РФ в целом, татарстанцы не понесли значительных потерь, их совокупный убыток удержался на стабильном уровне — 64,3 млн. рублей. При этом только 7 банков получили убыток, а 14 и вовсе могут занести апрель себе в плюс.

Что касается соотношения «размер банка — сумма убытков/прибыли», то тут ситуация в чем-то повторяла общероссийскую, в чем-то отличалась от нее. С одной стороны, местные флагманы все так же демонстрируют худшие результаты из всех местных банков (на 1 мая у Татфондбанка — 475 млн. рублей убытка, у «АК БАРС» Банка — 805 млн. рублей). С другой — крупнейшие банки республики не показали такого мощного обвала, какой случился у их федеральных коллег.

«Ак Барс» банк
«АК БАРС» Банк стабилизировал обстановку и апрель закончил с символическими по масштабам его бизнеса потерями «бумажного» характера

Входящий в российский Топ-30 «АК БАРС» Банк после мартовского убытка в размере 750 млн. рублей стабилизировал обстановку и апрель закончил с символическими по масштабам его бизнеса потерями «бумажного» характера. «Финансовым итогом деятельности банка за апрель текущего года стало получение прибыли до налогообложения в сумме 3,5 миллиона рублей, чистого убытка в сумме 23,8 миллиона рублей. Чистый убыток получен за счет начисленного налога на доходы по государственным ценным бумагам в сумме 27,3 миллиона рублей», — пояснил нам Айрат Шарапов, начальник управления анализа и планирования ОАО «АК БАРС» БАНК.

Аналогичная картина на момент нашего предыдущего обзора наблюдалась в Татфондбанке: после зимних убытков на 450 млн. рублей в марте его падение резко притормозило — потери составили лишь 30 миллионов. Представители банка объясняли предыдущий минус временным повышением процентных ставок по депозитам и иным привлеченным ресурсам, а также снижением объемов выдачи кредитов из-за резкого увеличения ключевой ставки до 17% в декабре. «Данный фактор будет оказывать заметное влияние на финансовый результат банка лишь на протяжении первых месяцев года. Сейчас мы видим, что стоимость ресурсов снижается. Таким образом, в скором времени мы планируем улучшение финансовых показателей, в том числе в связи со снижением ключевой ставки», — заверили нас в пресс-службе Татфондбанка. Что ж, в апреле подчиненные Роберта Мусина сумели наконец-то заработать, пусть и совсем немного — чуть более 7 млн. рублей. Правда, не все у ТФБ сложилось столь же удачно, но об этом — ниже.

Татфондбанк
Татфондбанк резко притормозил падение

Что касается лидеров, то их пятерка — «Аверс», «Девон-Кредит», Анкор Банк, Татсоцбанк и Энергобанк — осталась без изменений. Как видим, здесь мы идем в ногу с остальной Россией: на первых строчках рейтинга расположились средние по размеру банки. Небольшие же рокировки в нашей таблице связаны исключительно с фактором низкой базы. Например, 9,5 млн. рублей апрельской прибыли сразу переместили Татагропромбанк с 17-го места на 10-е, а относительный прирост показателя составил 1757%.

К тому же будет нелишним напомнить нашим читателям, что оценивать финансовые достижения и неудачи любых предприятий, банков в особенности, на коротких дистанциях можно лишь приблизительно, т. к. слишком велико влияние сезонного и других временных факторов.

Татагропромбанк
9,5 млн. рублей апрельской прибыли сразу переместили Татагропромбанк с 17-го места на 10-е, а относительный прирост показателя составил 1757%

СНИЖЕНИЕ АКТИВОВ ПОШЛО НА ПОЛЬЗУ «АК БАРСУ» В ОТЛИЧИЕ ОТ ТФБ

В значительной степени это соображение сегодня относится к таким важнейшим показателям устойчивости банков, как размер их капитала и активов-нетто. Последние у банков РТ с момента нашего последнего обзора сократились на 14,1 млрд. рублей или 1,6% (в феврале активы снизились на 2,4%, в марте — выросли на те же 2,4%).

Заметим, что и в целом по банковской системе РФ, и среди участников Топ-30 и Топ-200 активы сократились в апреле примерно на 3%, свидетельствуют данные ЦБ. Аналогичную статистику на прошлой неделе опубликовал портал «Банки.ру». «Наибольшие как абсолютные, так и относительные понесли «гиганты» рынка: активы «большой десятки» просели на 3,25 процента при среднем значении по банковской системе в 2,82 процента», — отметил эксперт информационно-аналитической службы «Банки.ру» Вячеслав Ромащенко.

Почему именно у флагманов утечка активов была наиболее стремительной? «Из-за сильного укрепления рубля в этом году валютные активы российских банков быстро теряют стоимость в пересчете на рубли, а рост рублевых активов за этим не успевает», — пояснил зампред ЦБ Василий Поздышев на годовом собрании ассоциации региональных банков России в конце мая. Нетрудно понять, что чем больше у банка валютных активов, тем крупнее потери. К слову, по расчетам господина Поздышева, банковские активы в апреле без учета валютной переоценки даже выросли на 1%. Заметим также, что грядет очередное ужесточение требований Центробанка к его подопечным, те вполне могут сейчас зачищать активы «второй свежести», то есть сомнительного качества.

Как бы то ни было, слова зампреда ЦБ объясняют, почему львиная доля потерь в активах в Татарстане пришлась на «АК БАРС» Банк, почти полностью «растративший» мартовские «приобретения». И, как ни странно, это может пойти банку лишь на пользу: соотношение собственного капитала к активам-нетто (своеобразная лайт-версия достаточности капитала) у него заметно улучшилось с недопустимых 9,91% до 10,42%. Тем более что параллельно подрос и первый показатель. «Капитал банка увеличился за апрель месяц на 1187 миллионов рублей в основном за счет переоценки ценных бумаг через капитал (акции «Татнефти» и ОФЗ)», — сообщил нашему изданию Шарапов.

А вот Татфондбанк, напротив, лишь ухудшил это соотношение на 0,36 п. п. до 11,21%: его капитал в относительном выражении сокращался (минус 3,5% или 700 млн. рублей) заметно быстрее, чем активы (минус 0,5% или 835 млн. рублей). Если так пойдет и дальше, ТФБ рискует вплотную приблизиться к «красной линии» по достаточности капитала. К сожалению, пресс-служба банка предпочла отмолчаться на запрос «БИЗНЕС Online», связанный с динамикой финансовых показателей в апреле.

В противоположной ситуации (которая, однако, в итоге привела к аналогичному результату) оказался замыкающий тройку «отстающих» «Тимер Банк», активы которого росли на порядки быстрее капитала. Как следствие, у него соотношение показателей ухудшилось с 7,44% до 7,21%. Но, видимо, санируемому банку многое позволено...

Ну а всю верхнюю часть данной таблицы традиционно оккупировали средние и малые банки (исключение — «Аверс», претендующий на большее), нередко «заточенные» под определенный вид бизнеса, как, например, структура семьи Комаровых «Автокредитбанк» — неизменный лидер этого зачета.

В целом же активы сократились у 13 из представленного в нашем рейтинге 21 банка РТ (62%), что вполне в русле общероссийской тенденции: по итогам апреля сокращение активов продемонстрировали 507 кредитных организаций или 63,2% из представленных в рэнкинге Banki.ru.

Заметим, что при этом лишь четыре местных банка сократили собственный капитал, подавляющее большинство его увеличило. Пусть порой речь идет о таких несерьезных суммах, как 93 тыс. рублей в случае с Камским коммерческим банком.

АТТРАКЦИОН КРЕДИТНОЙ ЩЕДРОСТИ ОТ «АВЕРСА»

Несмотря на регулярное снижение ключевой ставки ведомством Эльвиры Набиуллиной, с кредитами в стране по-прежнему напряженка. По итогам апреля совокупный кредитный портфель банковской системы РФ сократился на 1,2 трлн. рублей. В среднем потери составили 2,84%, а среди участников Топ-10 объем выданных займов снизился на 3,22%.

Удивительно, но в Татарстане кредитование в апреле выросло на 2,7 млрд. рублей (0,6%). И, что еще более удивительно, практически на такую же сумму вырос кредитный портфель одного из участников нашего рейтинга. Банк «Аверс» за месяц увеличил кредитование на 21%, одолжив страждущим 2,36 млрд. рублей.

Напомним, в последние годы «Аверс» неожиданно для всех из небольшого «карманного» банка группы «ТАИФ», находящегося во втором десятке по всем показателям, резко рванул к вершине Олимпа. С 2011 года было проведено несколько допэмиссий, в результате которых уставной капитал увеличился с 600 млн. рублей до 15,1 млрд. рублей, а уровень достаточности капитала (Н1), над которым в последнее время «трясутся» многие банки, дошел до запредельных 50% при нормативе в 10%.

Банк «Аверс»
Банк «Аверс» за месяц увеличил кредитование на 21%, одолжив страждущим 2,36 млрд. рублей (фото: aversbank.ru)

Владельцами банка была принята трехлетняя стратегия развития «Аверса» на 2012 - 2014 годы, которая предусматривала к началу 2015 года превращение его из кэптивного банка, нацеленного в основном на работу с крупными клиентами (в первую очередь входящими в группу «ТАИФ»), в полноценный универсальный банк, занимающийся розничным кредитованием (автокредиты, ипотека, потребкредиты), а также кредитованием малого и среднего бизнеса.

Однако Рустам Саяхов, занимавший пост председателя правления «Аверса» с 2011 года, с этой задачей не справился. И в апреле банк возглавил бывший руководитель дирекции ВТБ в Татарстане Камиль Юсупов. Не исключено, что первые плоды именно его трудов мы сейчас и наблюдаем.

Впрочем, говоря о динамике кредитных портфелей в апреле, было бы несправедливо ограничиться одним лишь «Аверсом». Сразу в 8,5 раз, до 2 млрд. рублей, за месяц увеличил объем выданных займов ТФБ, более 800 млн. рублей раздал Интехбанк, месяцем ранее сокративший портфель почти на 400 млн. рублей, не затерялся на их фоне и Татсоцбанк Анастасии Колесовой с 430 млн. рублей... Да, собственно, две трети местных банков (14 из 21) в той или иной степени нарастили объемы кредитования, компенсировав «весенние каникулы» лидера рынка «АК БАРС» Банка, зачистившего свой портфель почти на 1,7 млрд. рублей. Будем надеяться, это не станет эпизодом в жизни татарстанских финансистов, и стабилизация в банковской отрасли подтолкнет их к более активному кредитованию в первую очередь экономики.

ПРОСРОЧКА «ТИМЕР БАНКА» ПРИБЛИЖАЕТСЯ К 40%

Понятно, что у любой монеты, кроме лицевой стороны, аверса, есть и оборотная — реверс. Последнее применительно к кредитованию связано, естественно, с плохими кредитами. Применительно к Татарстану статистика портала «Банки.ру» выглядит следующим образом. Доля просрочки в кредитном портфеле местных банков, застывшая с 1 марта на 1 апреля на отметке 3,4%, в последующий месяц вновь начала расти, достигнув к маю уровня 3,8%.

Но если у большинства банков просрочка либо застыла на прежнем уровне, либо снижалась, либо, на худой конец, некритично росла, то для одного из игроков апрель точно стал не самым удачным месяцем в этом плане. Просроченная задолженность по кредитам «Тимер Банка» увеличилась почти на 1,7 млрд. рублей (64,7%), при том что вся татарстанская просрочка выросла менее чем на 2 млрд. рублей.

Однако руководство банка уверяет: ничего страшного не происходит, все идет по плану. «Фактически ухудшения качества кредитного портфеля в отчетном периоде не происходило. Увеличение просроченной задолженности связано с реализацией мероприятий плана финансового оздоровления банка по работе с проблемной задолженностью, выявленной ранее ГК «АСВ» при оценке активов банка, — сообщил «БИЗНЕС Online» председатель правления «Тимер Банка» Айрат Камалов. — Развитие мероприятий по сокращению объемов проблемной задолженности является одним из приоритетных направлений деятельности банка. Результатом ранее проведенных мероприятий стало закрытие проблемных кредитов и векселей в величине свыше 500 млн. рублей в период с августа 2014 года по апрель 2015 года».

Айрат Камалов
Айрат Камалов: «Увеличение просроченной задолженности связано с реализацией мероприятий плана финансового оздоровления банка по работе с проблемной задолженностью, выявленной ранее ГК «АСВ» при оценке активов банка»

По его словам, помимо «конструктивного диалога с должниками, принятия мер по взысканию долгов там, где это необходимо», банк ведет активную кредитную политику, преимущественно в направлении развития корпоративного бизнеса. Собственно портфель корпоративных кредитов за с августа 2014 года по апрель 2015 года увеличился на 24%, составив на 1 мая 9,2 млрд. рублей.

Что ж, примем эти объяснения, однако почти 40% просрочки в кредитном портфеле — все-таки многовато.

ДЕПОЗИТЫ ВОЗВРАЩАЮТСЯ К ТЕМ, КТО НЕ ЖАДНИЧАЕТ

И, наконец, о вкладах. Похоже, пережив мартовское «похмелье» после снижения депозитных ставок (тогда за месяц татарстанцы изъяли из банков почти 630 млн. рублей), сограждане вновь вернулись к идее хранить деньги в сберкассе (у кого они есть, разумеется). В апреле сограждане «профинансировали» банки почти на 2 млрд. рублей, увеличив общий объем депозитов на 0,9%.

Неудивительно, что лидерами по относительному приросту вкладов физлиц стали банки, предлагавшие наиболее привлекательные условия. На 7,3% вырос объем депозитов у Анкор Банка, чьи ставки в нашем последнем индексе доходности были признаны самыми выгодными среди местных банков, причем сразу в трех номинациях из четырех. Аналогичный прирост в апреле продемонстрировал «Аверс», ранее получивший от нас «серебро» среди банков РТ за свои предложения по годовым депозитам.

Из прочих участников рынка сумел выделиться «Камский горизонт». Конечно, 117 млн. рублей «свежих» денег за месяц могут не впечатлить, однако в относительном выражении это уже плюс 40%. Свою роль в этом наверняка сыграло полугодовое предложение «Супервклад» под 14 - 15% годовых (в зависимости от суммы). Напомним, как стало в апреле известно нашему изданию, небольшой банк, который ранее контролировала семья экс-мэра Набережных Челнов Рафгата Алтынбаева, примерно за 167 млн. рублей приобрел Сергей Востриков — московский банкир и предприниматель, известный своими нестандартными подходами к бизнесу.

Востриков сообщил нашему изданию, что основным направлением для «Камского горизонта» станет совместная работа с другим проектом предпринимателя — аукционом подержанных машин «АйАвто». Вместе с тем он рассчитывает привлечь в банк лояльных клиентов, в частности, участников широко известного в узких кругах сообщества «Руян». Одноименный город группа бизнесменов-единомышленников, в которую входит и новый хозяин «Камского горизонта», уже несколько лет строит на границе Томской и Новосибирской областей. По словам Вострикова, благодаря дружественно настроенным клиентам банк планирует эмитировать в ближайшие годы 300 тыс. пластиковых карт «без кредитования».

Впрочем, совсем скоро — с учетом возможности дальнейшего снижения ставки ЦБ — небольшим банкам конкуренция с крупняком будет не по карману. Сегодня все банки отчисляют в фонд страхования вкладов 0,1% от среднего объема привлеченных средств за квартал. С июля кредитные организации, заманивающие клиентов излишне щедрыми, по мнению соратников Набиуллиной, процентами, ударят по кошельку. Для тех, кто превысит установленные ЦБ базовые ставки на 2 - 3 п. п. (процентных пункта), взнос будет на 20% выше стандартного, а для банков, завышающих доходность более чем на 3 п. п., — на 150% выше.

Да и в целом эксперты ждут лишь дальнейшего снижения ставок по депозитам. В этих условиях они предлагают перекладывать деньги в «бумагу», зарабатывая на рынке акций или еврооблигаций.

P.S. Александр Цыганов — начальник отдела по связям с общественностью и СМИ управления маркетинга и связей с общественностью ОАО «АИКБ «Татфондбанк»:

— Основное влияние на снижение капитала оказали следующие обстоятельства. Во-первых, в результате снижения курса доллара США уменьшился объем бессрочного субординированного депозита в рублевом эквиваленте. Во-вторых, в показателях за апрель 2015 года нашла отражение ежеквартальная амортизация субординированных депозитов.

В ближайшее время банком запланированы мероприятия по увеличению собственного капитала.

==table604==

==table605==

==table606==

==table607==

==table608==

==table609==

==table610==

==table611==