Сильное лобби руководства КАМАЗа вызывает недовольство других российских автопроизводителей. На открывшемся Московском авиакосмическом салоне российско-индийская компания Brahmos с удивлением обнаружила, что ни одна компания не может сделать ей сколько-нибудь стоящее предложение по колесным платформам военного назначения. Оказалось, что федеральное одеяло из финансов вновь перетянул на себя КАМАЗ, и для других ничего не осталось.

КАМАЗ уже давно и тесно сотрудничает с российской армией. Естественно, не мог он пропустить и такое событие как МАКС-2009. Одним из самых ярких "сухопутных" экспонатов авиасалона стал войсковой зенитно-ракетно-пушечный комплекс 96К6 "Панцирь-С1", боевая машина которого установлена на шасси КАМАЗ-6560 (6х6).

"Панцирь-С1" разработан и серийно изготавливается ГУП "Конструкторское Бюро "Приборостроение" из Тулы для поставки иностранным заказчикам. Он предназначен для противовоздушной обороны малоразмерных военных и административно-промышленных объектов и районов от самолётов, вертолётов, крылатых ракет и высокоточного оружия. В состав ЗРПК входят и несколько машин обеспечения, оборудование которых также установлено на базе камазовских шасси многоцелевого назначения из семейства "Мустанг".

Однако на МАКСе не обошлось и без конфуза. Представитель российско-индийской компании Brahmos (производит противокорабельные ракеты) выразил удивление по поводу отсутствия предложений от российского производителя колесных платформ военного назначения – Брянского завода колесных тягачей. Скорее всего, это связано с интригами в сфере российских программ разработок военной автотехники, предполагает "Деловой автоклуб". По неофициальной информации, в результате лоббистских усилий КАМАЗ "перетянул на себя" финансирование программы разработки колесной платформы следующего поколения. В результате брянскому заводу просто не на что создать модификацию, отвечающую условиям размещения берегового противокорабельного комплекса с ракетами Brahmos.

Напомним, это не первый случай, когда КАМАЗ фактически обвиняют в присвоении слишком большого куска от армейского пирога. Зимой уральские автопроизводители скандально пожаловались полномочному представителю президента РФ в Уральском федеральном округе Николаю Винниченко.

- Государство выделяет 12,5 миллиардов рублей для закупки автомобильной техники федеральными структурами. И здесь идет активная работа по лоббированию, и, в том числе, имеет место протекционизм, - заявил генеральный директор ОАО "УралАЗ" Виктор Корман . - У меня есть документы, где на уровне заместителя министра обороны есть решение о передаче всех этих объемов закупок по грузовой технике на поддержку одного предприятия – КАМАЗа. Это не справедливо. Тем не менее есть силы, которые пытаются перетянуть одеяло на себя. Я подготовил соответствующее обращение и хотел бы поддержки, с целью получить прозрачное участие производителей в госзаказе.

Впрочем, ответ в усиленных позициях КАМАЗа кроется не столько в Когогине (чье лобби, безусловно, сильно), сколько в другой масштабной фигуре. Это глава госкорпорации Сергей Чемезов. Он входит в состав директоров КАМАЗа, а корпорация является его крупнейшим акционером. Кроме того, Чемезов, как известно, близок к Путину. Очевидно, что с такими покровителями КАМАЗ сможет получить еще не один армейский заказ.

БИЗНЕС Online