ТАТАРСКОЕ ПОЛЕ ЭКСПЕРИМЕНТОВ

В масштабной сельхозвыставке под открытым небом, которая продлится в Лаишевском районе до пятницы, принимают участие около 150 компаний и научных институтов из России, Австрии, Франции, Финляндии, Германии, Норвегии, Польши. Участники представляют свою продукцию прямо в поле, и все открыты для общения и сотрудничества. Чем такой подход удобней привычных павильонов «Казанской ярмарки»? К примеру, растениеводство представлено сразу на 43 земельных участках, при этом образцы высаживались за месяц до открытия экспозиций. А сельскохозяйственную технику демонстрировали прямо на пашне, показывали все ее преимущества. На таких «полигонах» пыль стояла столбом и быстро оседала на начищенных до блеска ботинках приехавших чиновников.

Да и к оформлению самой выставки, чувствовалось, подошли с дизайнерским взглядом. Для красоты в воздухе парили огромные шары, а биотуалеты были «затонированы» видом неба и поля. Оказывается, еще год назад Татарстан подписал соглашение с немецким сельскохозяйственным обществом DLG о совместном сотрудничестве в области организации первых международных Дней поля в Поволжье. Основная цель — обмен опытом и новыми технологиями. Причем не только в сельском хозяйстве, но и в пищевой промышленности. Само общество существует в Германии уже 130 лет и является самым крупным в своей стране. Так что формат отточен до совершенства.

Директор департамента растениеводства, химизации и защиты растений минсельхоза РФ Петр Чекмарев рассказал, что новый министр сельского хозяйства РФ Александр Ткачев намерен в следующем году провести всероссийский праздник поля. «И сейчас мы объявляем конкурс на проведение подобного праздника среди регионов, — говорит Чекмарев. — В ближайшее время мы отберем один из перспективных уголков страны, где соберется вся Россия». Про то, что Татарстан включится в борьбу за это право, в этот день не было сказано ни слова, но и это молчание было красноречивее любых заявлений...

По словам специалиста из федерального министерства, данная выставка хороша тем, что многие последние мировые технологии и возможности современной техники можно посмотреть в одном месте, а не кататься по всему свету, собирая крупицы опыта.

ЯГОДНЫЙ КЛАСТЕР И ВЕРБЛЮЖЬИ НАКИДКИ

Впрочем, маршрут прибывшего на выставку Рустама Минниханова был проложен с акцентом на татарстанских производителей. Первой приятной остановкой был стенд «Ягодной долины». Предприятие сегодня производит 45 тонн ягодной продукции, обеспечивая тем самым всего 5 - 10% потребностей жителей республики. Перед стендом врио президента рассказали, что итальянские селекционеры в скором времени должны приехать под Зеленодольск и научить местных специалистов, как выращивать самим новые сорта клубники, не прибегая к импортным поставкам саженцев. Естественно, никто без ягодки от стенда отойти не смог.

По словам менеджера компании Ирины Макаровой, сейчас наблюдается настоящий бум со стороны крестьянско-фермерских хозяйств, желающих выращивать именно ягоды. Если в 2014 году за это новое дело взялось 7 хозяйств и общая засеянная территория оставила 10,25 гектара, то в этом году прибавилось еще 17 смельчаков. Под ягоду используется уже 82 гектара. «Сейчас мы создаем ягодный кластер, который позволит объединить всех фермеров, выращивающих ягоды и плодовые деревья, — говорит Макарова. — Мы хотим объединить их в единую организацию и обеспечить потребность РТ в ягодной культуре».

Земляника или клубника, привезенная из-за границы, по ее словам, не очень-то вкусная и при этом дорогая. В Татарстане же ягода может стоить в полтора-два раза дешевле, а по вкусовым качествам окажется лучше. «Вместе реализовывать и перерабатывать продукцию гораздо проще. Мы можем помочь и с торговыми сетями, подскажем, как правильно заморозить ягоду. Хотим поделиться тем опытом, какой у нас есть, чтобы предприниматели не наступали на одни и те же грабли, как мы», — говорит Макарова. Рентабельность бизнеса, по ее словам, может достигать 200%, да и рынок сбыта пока не насыщен подобной продукцией. Так что у бабушек с ведерками, видимо, прибавится конкуренции.

Особенно любопытно было наблюдать за европейскими специалистами, оказавшимися в полевых условиях Лаишевского района. В одном из павильонов одна из немок обратила внимание на накидку из верблюжьей шерсти ручной работы. Долго ее рассматривала, что-то расспрашивала. Когда же то ли мастер, то ли продавец от широты своей русской души решила презентовать иностранке явно не дешевый аксессуар одежды, та вдруг резко засопротивлялась, засмущалась и быстро ретировалась... Такая вот разница в менталитете.

«МОЛИТЬСЯ НАДО КАЖДЫЙ ДЕНЬ»

Однако за всем этим праздничным фасадом Сорочинской ярмарки чувствовалось незримое напряжение. До праздника ли, когда в Татарстане очередная засуха? Отвечая на вопрос журналистов, как власти республики собираются бороться с очередным природным бедствием, Минниханов сказал: «Молиться надо каждый день. В последние годы изменение климата заставляет нас обратить внимание на более засухоустойчивые культуры, которые могут сохранить влагу, и использование мелиорации. В республике сейчас используют много культур, которые могут выдерживать хорошую температурную нагрузку».

Детально «сложную», по его словам, ситуацию прокомментировал министр сельского хозяйства РТ Марат Ахметов: «Основные хлебные территории уже очень сильно страдают. С 15 мая уже осадков нет. Даже вчерашнего дождя, который залил Казань, практически на сельской территории не было», — заявил он.

Он не стал давать каких-либо оценок по объемам урожая: «Надо быть глупым человеком, чтобы строить прогнозы. Я человек ответственный, поэтому такие цифры озвучивать не могу», — заявил Ахметов, еще недавно грезивший об урожае в 5 млн. тонн. Но зато он оценил возможный ущерб в деньгах: «Каждый день такой сухой и жаркой погоды — это примерно минус продукции на миллиард рублей, которую мы могли бы производить или уже не производим. Страховые компенсируют копейки, рассчитывать в такой ситуации на них не стоит, там каждый преследует свои интересы. Цена вопроса засухи для нас, если еще дней 10 так продолжится, — порядка 30 миллиардов рублей. Кто нам его компенсирует? Ни государство, ни страховые компании — никто. Это будет просто ущерб сельскому хозяйству», — сокрушался вице-премьер РТ.

Отметим, что эти оценки выглядят даже оптимистичнее, чем те, которые сделали опрошенные «БИЗНЕС Online» эксперты, заявившие, что масштаб потерь может достичь и 60 миллиардов. Как бы отвечая комментаторам «БИЗНЕС Online», министр заметил: «Я не хочу перед вами выглядеть каким-то пессимистом и слабым, мы волевые решения принимаем и рискуем: мы серьезно изменили биологизацию земледелия, новую систему разработали. Постепенно создали влагосберегающее «одеяло», так называемое, делается все возможное, что посильно нашим сельхозформированиям и нашему государству», — заявил Ахметов.

Сейчас, как отметил вице-премьер, делается так называемая листовая подкормка, идет борьба с мелкими вредителями, которые особенно сильно размножаются в жару. На это потрачено уже 1,5 - 2 млрд. рублей.

КАК ТАТАРСТАНУ «УПРАВЛЯТЬ ДОЖДЕМ»?

Но все это тактика. Есть ли стратегический ответ на вызов засухи? Новостью стали слова Минниханова о том, что в рамках выставки обсуждалась возможность строительства в Татарстане предприятия по производству мелиорационной техники. По всей видимости, речь идет о ПКФ «Татмелиотехсервис», у стенда которого во время обхода задержался врио президента.

По словам генерального директора Рамиля Идрисова, республика тратит очень большое количество денег на покупку поливочной техники. За 4 года на это ушло 735 млн. рублей, из них 583 — из местного бюджета. При этом производить широкозахватные оросительные машины можно и на родной земле. Одна единица новой техники могла бы «управлять дождем» (слоган компании прим. авт.) на территории в 64 гектара. Завод, исходя из представленного на выставке бизнес-плана, с 2016 до 2020 годы готов произвести 180 машин, получив выручку в 720 млн. рублей, при этом рентабельность производства оценивается в 10 - 15%. Но есть одна мелочь: для запуска производства требуется около 100 млн. рублей. У предприятия таких денег нет. Какое-то время Идрисов и Минниханов обговаривали этот вопрос, что называется, без микрофона, однако прессе окончательное решение озвучено так и не было. По нашей информации, президент вроде бы попросил подготовить всю документацию и расчеты по данному производству.

На выставке был представлен и комбайн New Holland с татарским орнаментом. Оказывается, ничего удивительного нет. Просто производятся комбайны и трактора в Челнах на КАМАЗе. По словам сотрудников компании, в последнее время технику продавать стало сложно, потому что многие хозяйства находятся на грани выживания. Банки просят высокие проценты за выдаваемые кредиты, и фермерам становится не до новой техники.

Отсутствие дешевых кредитов коснулось и «Казаньсельмаша», производство техники у них находится в Куркачах. На выставке компания представила опрыскиватель самоходный и смешиватель транспортировочный комбинированный СТК-11. «За счет того, что мы используем большинство отечественных комплектующих, на долю импорта приходится 10 - 20 процентов, и с запчастями проблем нет, не испытываем проблем со сбытом, — порадовал оптимизмом Радик Забиров — директор по продажам в компании «Казаньсельмаш», но тут же внес и ложку дегтя. — Каждый год прибавляли по 30 - 40 процентов, а с этого нового года столкнулись с проблемой — банки фактически перестали выдавать кредиты, а оборотных средств не хватает. Так бы можно было увеличить объем производства техники еще на 20 процентов».

Чувствуется, что кризис все-таки довольно больно ударил по отрасли, которая, по сути, и так чуть держалась на ногах. Тем не менее производители сельхозтехники старались смотреть в будущее с оптимизмом, говорили о том, что готовы давать обедневшим покупателям беспроцентные рассрочки на два года и так далее.

Кстати, возможно, у врио президента теперь может появиться новое хобби — коллекционирование моделек. Первый миниатюрный пластмассовый комбайн ему подарили у стенда Ropa. «А я думал, вы мне настоящий подарите», — пошутил глава республики. Второй игрушечный агрегат ему преподнесли у стенда Grégoire-Besson. Представитель французской компании признался Минниханову: «Я знаю, вы любите различные рекорды. Мы недавно тоже на нашей технике поставили мировой рекорд по вспашке. В течение 24 часов с помощью одного трактора и одного водителя обработали 620 гектаров земли». И вручил президенту того самого «героя» — точнее, его миниатюрную копию.

После более чем часового осмотра врио президента признался: «Сюда надо приходить на два дня минимум. Мы пробежали быстро, не все экспозиции посетили. Любой человек, кто работает в сельскохозяйственной отрасли, может получить очень хороший опыт».