Смесь четырех рассказов Чехова, «Уроки французского» Распутина и «Приключения Рустема» Кутуя — такова литературная основа будущих спектаклей, которые школьники Казани и других городов республики должны увидеть в новом учебном году. Корреспондент «БИЗНЕС Online» побывала на репетиции игры в «чику», но сперва поговорила с директором «Живого города» Инной Ярковой и режиссером Радионом Букаевым о «Театре у школьной доски» и других проектах фонда.
Сцена из постановки «Вне закона» по пьесе Джима Джармуша (фото Рамиса Назмиева, ramis-nazmiev.livejournal.com) |
«МЫ НЕ ХОТИМ, ЧТОБЫ ШКОЛЬНИКИ ПОМНИЛИ, ЧТО СИДЯТ В АКТОВОМ ЗАЛЕ»
У команды фонда поддержки современного искусства «Живой город» все лето расписано по театральным проектам. Лаборатория «Город АРТ-подготовка» завершилась всего пару недель назад, а в соцсетях уже активно набирают участников для следующих мероприятий — «Свияжск Артель» (пройдет на острове-граде с 23 июля по 2 августа) и Class Act (стартует в середине августа на базе казанского ТЮЗа). «АРТ-подготовка» прошла успешно: критики и организаторы решили, что пять из шести экспериментальных эскизов вполне можно дорабатывать до полноценных спектаклей. Уже в августе в Камаловский театр приедет швейцарский режиссер Мириам Вальтер, чтобы доделать постановку «Вне закона» по пьесе Джима Джармуша. Вторая работа, которую собираются довести до ума в ближайшее время, — мини-спектакль «Чехов. Под музыку» (над ним трудился главный режиссер Елецкого драматического театра «Бенефис» и постоянный участник лабораторий «Живого города» Радион Букаев). Постановка, основанная на ранних рассказах Антона Чехова, станет частью еще одного проекта фонда — «Театра у школьной доски». 7 и 8 июля жители Казани (Инна Яркова надеется, что в зрительном зале будут также сидеть чиновники от республиканских минкульта и минобрнауки) увидят три спектакля, которые длятся столько же, сколько стандартный школьный урок.
«Театр у школьной доски» — апробированный в Екатеринбурге, Москве и Санкт-Петербурге проект критика и специалиста по провинциальным театрам Олега Лоевского. Концепция простая: чтобы заинтересовать школьников (целевая аудитория — 12 - 15 лет) литературой и драматургией, спектакль должен быть недлинным и понятным. При этом артисты сами приезжают в школы, не дожидаясь, пока классный руководитель оповестит учеников, соберет деньги на билеты и, в конце концов, привезет-таки подопечных в театр. «Декорации и костюмы будут очень компактные и легкие, — рассказывает Яркова. — Важно, чтобы артисты могли все разобрать, погрузить в автобус и на месте снова оперативно собрать. Но при этом пространство выступления должно быть абсолютно театральным — мы не хотим, чтобы школьники помнили, что сидят в актовом зале». По замыслу Ярковой, скоординировать «Живой город» с директорами школ поможет минобрнауки республики: «Одно дело, когда приходит девушка с улицы и говорит «Мы привезли вашим детям спектакль, скорее отдайте нам урочное время», и совсем другое, когда предложение поступает от ведомства», — уверена она. При этом фонд не собирается отказываться от проекта, даже если чиновники не поддержат инициативу. Для школьников все спектакли будут бесплатными.
Еще один концептуально важный момент «Театра у школьной доски» — критерий выбора произведений для постановки. Помимо того, что текст должен присутствовать в школьной программе, нужно, чтобы его главным героем был ровесник зрителей. «Детям неинтересно, купил Лопахин вишневый сад или нет, потому что герою уже хорошо за 30, — уверен Букаев. — Дети любят смотреть про себя».
Олег Лоевский и Радион Букаев |
РЕПЕТИЦИИ
В центре пустой сцены учебного театра — перевернутая реечная скамейка. Вокруг нее расставлены несколько стульев, кое-где блестят монеты. В зале на первом ряду сидит мрачный режиссер, актеры (студенты выпускного курса Казанского театрального училища) тихо переодеваются в учебном классе за сценой. Только что они репетировали «Уроки французского» по рассказу Валентина Распутина — момент, когда учительница на деньги играет с учеником в «пристенок». «Полтора месяца на три спектакля — это чудовищно мало, — говорит Букаев. — После июльского показа я уеду в Елец, и перед сентябрем у меня уже не будет возможности что-то доработать. Сейчас мы делаем второй спектакль, через три дня должны начать Кутуя, но в «Уроках» финал пока никак не складывается». Разумеется, без предводителя молодая труппа не останется: среди студентов нашелся человек с режиссерскими амбициями, и сейчас Букаев натаскивает его (на самом деле — ее) на дальнейшую работу.
«После «АРТ-подготовки» день отдохнули — и снова на репетиции, — рассказывает Анжелика, которой в «Уроках французского» досталась роль учительницы. — Работаем без выходных. После 8 июля будет небольшой перерыв, и потом почти тем же составом едем в Свияжск. Такое лето». С Анжеликой мы разговариваем по пути в театр из «Дома чая», где творческую группу каждый день кормят обедом — начинающие артисты работают над проектами за опыт и еду. После короткого ланч-брейка — снова на репетицию. Пока учительницы французского (режиссер выбрал на эту роль сразу двух девушек, посмотрим, какая из актрис будет играть на первом показе) тренируют французский акцент и ищут в online-словаре, как будет «пересядь за первую парту», Букаев учит парней играть в «чику» и держаться на сцене. Режиссеру не нравится, что исполнитель главной роли постоянно пружинит на носках, а мальчики, играющие его школьных товарищей, недостаточно метко (и потому неправдоподобно) бросают «шайбу» в стопку монет. «Я люблю работать со студентами, — рассказывает Букаев. — Мне нравится что-то отдавать, вкладывать, видеть, как человек растет — даже за те несколько недель, что мы репетируем с ребятами, уже видны результаты. С опытными взрослыми артистами занимаешься другими задачами. Тоже интересно, но немного не то».
Произведения для постановки Букаев на основе главного критерия выбирал сам. Сложнее всего было с татарским материалом, без которого проект в республике просто не мог состояться. После нескольких консультаций с главредом журнала «Ялкын» Йолдыз Миннулиной и завлитом Камаловского театра Ниязом Игламовым решили остановиться на повести Аделя Кутуя.«Я сам читал «Приключения Рустема» в казанской школе №78, — объясняет режиссер. — Я родился и вырос в Казани, здесь окончил школу и поступил в Суворовское училище. Я люблю этот город, радею за его судьбу, и мне очень хочется, чтобы тут что-то менялось. Поэтому, когда Инна приглашает меня поработать над местными проектами, приезжаю, не раздумывая».
«МУЗЫКУ НАПИШЕТ ВНУК ТИХОНА ХРЕННИКОВА. ОН КЛАССНЫЙ!»
Можно ли за полтора месяца поставить три качественных, пусть и небольших, спектакля? Яркова считает сжатые сроки одним из преимуществ всех проектов «Живого города»: «У нас есть шанс проверить, в каком направлении мы движемся. Представьте, что вы сразу делаете масштабную постановку с кучей костюмов и дорогими декорациями — ее же потом не отменишь, придется играть как минимум один сезон. А у нас есть право на ошибку. Вот Чехова мы показали на прошлой лаборатории, увидели, что не так, Олег Семенович (Олег Лоевский — прим. ред.) дал рекомендации, и теперь спектакль дорабатывается в рамках нового проекта». Несмотря на замечания Лоевского, молодым зрителям, которых на «АРТ-подготовку» специально привозили из летних лагерей, «Чехов. Под музыку» понравился. «Вообще, со школьниками работать страшно, — признается Яркова. — Их не обманешь: если спектакль не вовлекает, они не будут делать благопристойный вид, а просто начнут болтать и развлекаться. Мы хотим поменять детский стереотип том, что театр — это место, куда тебя вместе с классом загоняет дурацкая учительница, обещая пятерку за хорошее поведение. Хотим, чтоб все было искренне и полюбовно».
Бюджет театра у доски — около 500 тыс. рублей, деньги выделил республиканский минкульт. Средства идут на декорации, костюмы, питание актеров, гонорары режиссеру, техгруппе, художнику по костюмам и композитору. «Музыку, кстати, напишет внук Тихона Хренникова, — рассказывает Яркова. — Он классный!» «Еще каких-нибудь 10 лет назад такой проект в Казани был невозможен, — рассуждает Букаев. — Для местной театральной жизни очень характерны застойные явления, поэтому таких людей, как Инна и остальные участники «Живого города», вы должны просто на руках носить. Я бы очень хотел делать что-то подобное в Ельце, но пока, к сожалению, не получается...»
Этой осенью фонду исполнится три года, и «Театр у школьной доски» должен стать первым проектом, с которым «Живой город» проникнет за пределы Казани и Свияжска. «В республике много мест, где театров вообще нет. Мы хотим ездить по районам, работать с местными школьниками, рассказывать им о какой-то новой форме досуга, заражать их этой идеей», — делится планами Яркова.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 9
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.