«РАБОТА В СОВМИНЕ МОГЛА И ДО ИНФАРКТА ДОВЕСТИ»

— Геннадий Николаевич, известно о том, что у вас есть традиция играть в шахматы с Шаймиевым. Как давно она началась?

— Надо повспоминать. В свое время я поработал в обкоме КПСС инструктором, потом заместителем заведующего отделом. Кстати, в то время инструктором в отдел пришел уже Минтимер Шаймиев, и мы с ним работали вместе в районе. Почти ровесники: ему 23 года, мне — 25. Потом меня поставили управляющим монтажным трестом «Татспецмонтаж». Мы работали над монтажом тепличных комбинатов «Майский», «Весенний», всех птицефабрик. Когда еще не было завода «Оргсинтез», мы начали выпускать полиэтиленовые трубы. По решению обкома партии выделяли полиэтиленовую крошку, а мы из нее изготавливали полиэтиленовые трубы общей производительностью 300 километров в год. Это позволило совершить некую «революцию» в сельском хозяйстве, дав воду на село и позволив отказаться от практики транспортировки воды на лошадях. Это уже было во времена, когда министром мелиорации Татарстана работал Минтимер Шарипович. Потом его перевели в совет министров, я стал министром мелиорации. Его в обком партии, меня — заместителем председателя совета министров. Потом он стал председателем совета министров, я — его первым заместителем. Так, по сути, вместе и работали.

— Потом ваши пути разошлись.

— Да, потому, что нас начали «прессинговать». Где дела шли хорошо, там это ставилось в заслугу обкома партии, где дела были не очень, виноватым делали совмин. И я, и Шаймиев выслушивали о себе много разного, да так, что я сказал: «Минтимер Шарипович, нас тут до инфаркта доведут. Лучше я напишу заявление об уходе». И ушел на работу в управление сберкасс СССР начальником управления. Через год мы акционировались и стали Сбербанком. Шаймиев меня хотел обратно вернуть, но я попросил: ты меня не трогай. Так и работал в Сбербанке...

— Как пересеклись пути ваши и республиканских шахмат?

— Я 23 года был председателем Сбербанка Татарстана, занимая место в тройке-пятерке ведущих корпоративных банков. Половину из этого срока я входил в правление Сбербанка России и еще лет пять состоял в его наблюдательном совете при председательстве Виктора Геращенко.

«ТАЛЯ ПРИВЕЗЛИ В КАЗАНЬ БЕЗ СОГЛАСОВАНИЯ»

— И тогда исполнительный директор федерации шахмат Татарстана Наиль Мухамедзянов как рупор общественности сделал вам предложение, от которого невозможно было отказаться?

— Предложение мне сделал Шаймиев. Пригласил и предложил должность президента федерации шахмат. Тут же инициативный Наиль Мухамедзянов, которого я знал еще по совместной работе в тресте, пригласил в Казань экс-чемпиона мира Михаила Таля.

— Что-то я не слышал об этом визите...

— Может, и к лучшему. Наиль — увлеченный шахматами человек. Я тоже люблю эту мудрую игру, мы с Шаймиевым уже на протяжении пяти десятков лет посвящаем воскресные дни очередной партии. Что касается Таля, то Мухамедзянов пригласил его, ни с кем не согласовав, вроде бы на проведение ряда товарищеских матчей. Таль приехал в Казань с какой-то девицей, при этом любил выпить, впрочем, как и Наиль. Они чуть ли всю ночь провели за шахматами, совмещая игру с дегустацией напитков, после чего Талю в один момент стало плохо. К счастью, ничего серьезного, обошлось вызовом скорой помощи. Проводили Таля, и я подумал, что и слава Богу! (смеется). Сами посудите, экс-чемпион мира с неофициальным визитом, не приведи Господь что случилось бы... Наиля я отругал, но это его не остановило.

— Да, и шахматные мероприятия самого высокого уровня по его инициативе и вашей финансовой поддержке стали нормой для Татарстана начала 2000-х.

— Это да. Помимо турниров мы создали в Татарстане мощные шахматные команды, после того как привлекли в Казань гроссмейстеров Сергея Рублевского, Андрея Харлова, которые не просто играли за нашу команду, а стали жителями Казани, получили здесь квартиры. Начали выращивать молодежь, того же Артема Тимофеева. Точечно усиливая костяк этой команды, мы становились обладателями Кубка европейских чемпионов, побеждали в командных чемпионатах России, как мужской, так и женской командами. Что касается турниров, то был нашумевший матч «Татарстан-Европа».

— На котором состоялось примирение давних противников Анатолия Карпова и Виктора Корчного, причем Анатолий Евгеньевич принял активное участие в организации визы в Россию Виктору Львовичу.

— Было дело. Эта история имела продолжение, когда спустя пару лет Корчной приехал играть товарищеский матч с нашим юным тогда талантом Артемом Тимофеевым.

— За давностью лет, думаю, можно рассказать, как Корчной, застряв в лифте гостиницы «Татарстан», впал в панику, обвиняя во всех бедах КГБ...

— И это было, когда лифт не сработал. Корчной — очень капризный человек, очень переживал и возмущался, когда в итоге проиграл нашему Тимофееву. Но в целом был доволен своим приездом в Казань. Из бытовых моментов того матча мне запомнилось, как жена Корчного, Петра Лееверик, захотела прикупить продуктов в гостиницу. Я повез супругов в единственный тогда супермаркет в Казани «Бахетле», и она там очень удивилась продуктовому изобилию. Загрузил я тележку, хотел рассчитаться, но она не оставила мне такой возможности.

«ГАТУ КАМСКОГО МЫ ДАВНО СЧИТАЕМ СВОИМ»

— Каковы, на ваш взгляд, перспективы шахмат Татарстана?

— Когда говорят о перспективах, то всегда надо задумываться о финансовой стороне вопроса. Сейчас шахматам спонсорскую помощь продолжает оказывать Сбербанк Татарстана, за что я благодарен управляющему банка Рушану Сахбиеву. В основном мы сейчас бросили все силы на развитие детско-юношеских шахмат. Сейчас у нас задействовано в этом направлении все село. Есть определенные центры, такие, как Актаныш, который до недавнего времени возглавлял нынешний министр образования Татарстана Энгель Фаттахов, сам большой любитель шахмат, Набережные Челны, где хорошо трудится местный энтузиаст Виктор Гончаров, очень активно работает юго-восток, нефтяники наши, с другой стороны Татарстана — Зеленодольск. Все активно задействованы в развитии шахмат. Сейчас мы по поручению президента ФИДЕ Кирсана Илюмжинова и совместно с минобразом РТ занимаемся работой по внедрению шахмат в школах, в частности, по уроку шахмат в школьной программе.

— Это что касается детско-юношеских, любительских шахмат. А как с профессионалами?

Еще раз пойти уже пройденным путем по приглашению в Казань гроссмейстеров извне я считаю неуместным. Надо выращивать своих и на них ориентироваться. Посмотрите, наша мужская команда заняла седьмое место в премьер-лиге. В целом с учетом еще и высшей лиги мы седьмые из порядка 30 команд. А команда практически вся наша. Нас усиливает Гата Камский, которого мы давно считаем своим, его исторические корни из Татарстана. Плюс молодой талант Владислав Артемьев. Весь остальной состав — местные шахматисты, по большей части молодые ребята, воспитанные в последние годы. И они стали в составе мужской команды третьими на чемпионате России в рапиде и вторыми в блице. В последние годы мы радуемся успехам наших воспитанников, которые становились победителями первенств России по своим возрастам: Раиль Махмутов, Рамиль Файзрахманов, Анастасия Козина... Плюс те, кто постарше — Азат Шарафеев, Булат Муртазин, Рамиль Садыков.

«С ЖЕНЩИНАМИ ПОДЧАС БЫВАЕТ ТРУДНО ДОГОВОРИТЬСЯ»

Женская команда «Ладья» сыграла в чемпионате России полностью своими силами. Выступили в свою силу, став седьмыми, будучи восьмыми по рейтингу. Если бы наша Алиса Галлямова не капризничала, то мы в тройке бы финишировали. Мы создаем ей все условия. В прошлом году проводили в Казани суперфинал чемпионата России, где она заняла второе место. В этом году я как член совета президиума российской федерации шахмат договорился, чтобы Алису включили в состав участниц чемпионата мира среди женщин как обладательницу уайлд кард. Тут и большой авторитет Минтимера Шариповича сыграл роль. И я предложил Алисе возглавить нашу команду на чемпионате России.

— Почему она отказалась?

— Я ей говорю, что у нас в команде Карина Амбарцумова, которая потом стала чемпионкой России в быстрых шахматах. Ольга Белова, Эльза Хазиева, Любовь Маркелова — все наши, местные... Возглавь команду! Но Алиса закапризничала. Посчитала ниже своего достоинства выступать с таким молодняком. Я говорю: ты гордиться должна! Но с женщинами подчас бывает трудно договориться.

— Наша газета тоже не безразлична к шахматам и поучаствовала нынешней зимой в проведении рождественского турнира на призы «БИЗНЕС Online».

— Я вашу газету читаю регулярно. Когда включаю iPad, то в первую очередь смотрю главные новости на «Яндексе», курсы валют, стоимость барреля нефти, если не обнаруживаю ничего серьезного, то переключаюсь на «БИЗНЕС Online». После чего начинаю читать все статьи газеты от начала до конца. Это наиболее объективная газета, которая всесторонне отражает события как в республике, так в стране и в мире. Правда, про шахматы пишете редко. Даже в каком-то из ваших материалов, рассказывающих о шахматном клубе «Гамбит», была фраза, которая меня несколько удивила. О том, что неплохо было бы создать... республиканскую федерацию шахмат. Потом я решил, что, видимо, мы недостаточно о себе заявляем, недостаточно информируем о своей работе.

Активность у нас очень большая. Подчас помещения шахматной школы имени Нежметдинова не могут справиться с наплывом любителей шахмат, так как у нее другие задачи. Она должна воспитывать молодое поколение любителей шахмат, а есть еще большая группа любителей этой игры разных возрастов.

— Хотя их логично было бы адресовать в городской шахматный клуб, которого, увы, нет в Казани.

— Да, такой клуб должен быть. Я с соседями разговаривал и знаю, что во всех соседних областях Поволжья есть подобные городские клубы шахмат, которые находятся на балансе муниципалитета. Мы ведем работу в этом направлении с нашим мэром Ильсуром Метшиным, нам было выделено помещение на улице Галактионова. Но тут встал вопрос о ремонте и дальнейшем содержании данного объекта. У федерации на это просто-напросто нет средств, мы осуществляем свою деятельность за счет спонсорской помощи. Был разговор о сотрудничестве с шахматным клубом «Гамбит», но тут также встала закавыка в том, что мы будем содержать, а они зарабатывать. Пока нашли решение вопроса в том, что договорились с ректором Казанского государственного аграрного университета Джаудатом Файзрахмановым и ветераны шахмат теперь там проводят свои баталии. Но в целом отсутствие подобного клуба остается больным вопросом для федерации.