«Мы решили 100 процентов акциза [на алкоголь] централизовать», — заявил в своем недавнем интервью вице-премьер РФ Александр Хлопонин, курирующий в том числе и алкогольную отрасль. Собранные деньги предполагается распределять между регионами пропорционально объемам выпитых населением крепких напитков. В результате «Татспиртпром» перестанет быть вторым после «Татнефти» донором республиканского бюджета, а больше всех выиграет Москва.
ХЛОПОНИН: «РЕГИОНЫ ВВОДЯТ ЭЛЕМЕНТЫ НЕДОБРОСОВЕСТНОЙ КОНКУРЕНЦИИ»
Сейчас поступления от акцизов на крепкий алкоголь распределяются в следующей пропорции: 60% получает федеральный бюджет, а 40% — бюджет того региона, где разливался напиток. Эти деньги платят производители «беленькой», причем еще до того как она попадает на прилавки магазинов. Для этого вино-водочные заводы покупают акцизные марки на весь объем продукции, уплачивая акциз авансом.
Однако вскоре этот порядок может поменяться — все 100% акциза планируется консолидировать на федеральном уровне. Во всяком случае, в своем недавнем интервью РБК вице-премьер правительства России Александр Хлопонин, курирующий в том числе и алкогольную индустрию, дал понять, что принципиальное решение уже принято и речь идет лишь о проработке деталей.
По словам Хлопонина, при нынешнем порядке регионы «вводят элементы недобросовестной конкуренции». Он обвинил региональные власти в создании спиртовых монополий, которые не допускают на местный рынок «чужую» алкогольную продукцию. В качестве примера он привел Кемеровскую область, где «создали свою региональную марку», без которой «ты ничего продать не можешь на их территории». Во-вторых, по его словам, регионы, несмотря на все запреты, продолжают выдавать производителям алкогольной продукции «квазисубсидии».
Чтобы положить этому конец, в настоящее время, по словам Хлопонина, рабочая группа при комиссии правительства РФ по повышению конкурентоспособности и регулированию алкогольного рынка разрабатывает новый механизм распределения акцизов на алкоголь. Как сообщил «БИЗНЕС Online» директор центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз, «механизма пока нет, но акцизы будут перераспределяться исходя из объема проданного алкоголя». Хлопонин тоже упомянул этот вариант, но оговорился, что есть возражения от экспертов, которые считают, что таким образом «мы будем стимулировать потребление». Словом, по вопросу «отнять» консенсус уже есть, а по вопросу «поделить» — еще нет.
Отметим, что в интервью Хлопонина ни слова не говорится о судьбе акцизов на слабоалкогольные напитки, то есть в первую очередь пиво. Сейчас они делятся между центром и регионами в соотношении 50 на 50, так что, возможно, на следующем этапе централизуют и их, ведь логика в этом случае действует та же самая.
В целом акцизы на алкоголь — один из самых быстрорастущих налогов. Под флагом начатой премьер-министром РФ Дмитрием Медведевым антиалкогольной кампании за последние пять лет сбор с каждого литра чистого спирта в напитках крепче 9% (кроме натуральных вин) вырос в 2,3 раза: с 210 рублей в 2010 году до 500 рублей в 2014 году. В стоимости бутылки водки объемом 0,5 литра доля акциза в рознице выросла с 42 рублей до 100 рублей. При этом наиболее интенсивно акцизная ставка на крепкий алкоголь росла в последние 2 года: на 44% в 2013 и на 25% в 2014 году. В 2015 году из-за резкого роста контрафакта ставку было решено заморозить, но все равно речь идет об очень крупных суммах — только в 2014 году в федеральный бюджет по этой статье поступили 168,3 млрд. рублей.
Один из сильных аргументов в пользу перераспределения акцизов — создание регионам стимулов к борьбе с нелегальным алкоголем. В прошлом году во всей России было произведено более 66,5 млн. дал водки, а продано ее только через легальные магазины более 100 млн. дал. Впрочем, вопрос суррогатов или, как их чаще называют, паленой водки, конечно, спорный. Определить, сколько на рынке откровенных подделок достаточно сложно. По крайней мере, в обычных магазинах весь алкоголь имеет акцизные марки и вряд ли значительное их число фальшивое, поскольку проверить это достаточно просто. Скорее дело в импорте, в том числе и сером импорте. Наш алкогольный рынок убивают правила Таможенного союза. После их введения в Россию хлынул поток дешевой водки из Беларуси и прежде всего из Казахстана. Если наш акциз составляет 500 рублей на литр спирта, то в Беларуси он немного ниже — 440 рублей. А вот в Казахстане, как и у нас, — 500, но только тенге. Это чуть более 100 российских рублей. Неудивительно, что, например, в соседнем Башкортостане говорят уже едва ли ни о крахе местной водочной индустрии.
ПРОИГРАЕТ ТАТАРСТАН, ВЫИГРАЕТ МОСКВА
Татарстан проиграет очень серьезно после перераспределения, считает Дробиз. Но насколько? Давайте посчитаем. При нынешней системе в выигрыше (с точки зрения доходов бюджета) те регионы, где производят много алкоголя. Тут на втором (после Московской области) месте — Татарстан, чье производство водки уже превышает 10% общероссийского. В итоге мы имеем наполняемость республиканского бюджета. В 2015 году, согласно отчету минфина РТ, в республиканскую казну по этой статье было зачислено свыше 6 млрд. рублей, причем за последние 5 лет этот объем вырос втрое. Еще 5,5 млрд. рублей дали акцизы на пиво. В сумме это 11,5 млрд. рублей, то есть порядка 6,5% всех доходов консолидированного бюджета Татарстана.
Особенно ценным этот стабильный источник доходов становится в кризис, когда в налоге на прибыль и НДФЛ — традиционных «кормильцах» региональных бюджетов — полной уверенности нет. Пить же народ не бросает. Согласно данным, предоставленным нашей газете «Татспиртпромом», только за первые пять месяцев этого года в бюджет республики перечислено 2,4 млрд., что на 245 млн. рублей, или на 11%, больше, чем за тот же период прошлого года.
Всего, по данным Росстата, Татарстан произвел более 7,5 млн. декалитров (дал) крепкого алкоголя. При этом в розницу в республике было продано водки и прочего крепкого спиртного всего лишь 3,5 млн. дал. Значительно больше половины своей водки РТ вывозит в другие регионы России и зарубежные страны. Так что если новый порядок распределения акцизов будет принят, то республика лишится как минимум половины своих доходов от крепкого алкоголя, то есть потери составят примерно 3 млрд. рублей (если же реформа на следующем этапе затронет и пиво, потери окажутся еще масштабнее).
Падать Татарстану будет больнее всех, так как именно у нас разрыв между производством и внутренним потреблением самый большой — порядка 4 тыс. дал. Также в числе проигравших окажутся Кабардино-Балкария, где официальные продажи алкоголя ничтожны, зато производство очень солидное, а также Омская, Новосибирская области. Серьезно пострадает и лидер по производству алкоголя — Московская область. Но объем потерь все же будет меньше, чем у Татарстана, поскольку и потребление там большое.
Кто же выиграет от новой схемы? В первую очередь и без того не бедствующая Москва, которая в год выпивает почти 17,5 млн. дал, а производит всего-навсего 700 тыс. дал. Так что у мэра столицы Сергея Собянина есть все основания лоббировать акцизную реформу.
«ЛЮДИ ПОНЯТЬ НЕ МОГУТ, ПОЧЕМУ МЫ ЗАЩИЩАЕМ РЫНОК РЕСПУБЛИКИ»
Что же касается производителей, то может показаться, что их изменения не затронут, ведь размеры самих акцизов реформой не меняются. Но это только на первый взгляд. При новом порядке распределения акцизов у региональных властей не окажется никаких стимулов их поддерживать. Напротив, выгоднее окажется развивать и поощрять розничную торговлю спиртным, откуда бы его ни привозили.
«Люди понять не могут, почему мы защищаем рынок республики. Представьте, водка была разлита, скажем, в Пензе, продалась здесь, а республика ничего от ее продажи не получила. Другое дело, если та же водка была разлита в Татарстане, причем неважно, продалась она здесь или в любом другом городе страны, республика свой акциз в 40 рублей с бутылки все равно получит. Причем состав продукта одинаков независимо от того, где произведен бренд. В этом и есть наш интерес, именно поэтому мы защищаем рынок республики. Вот и весь патриотизм», — объяснял гендиректор «Татспиртпрома» (ТСП) Ирек Миннахметов в интервью «БИЗНЕС Online».
Именно задача максимально увеличить сбор акцизов на территории республики была главным аргументом в пользу расширения контрактного производства, то есть розлива на мощностях ТСП продукции сторонних марок. С изменением акцизной политики этой стратегии может потребоваться корректировка. Впрочем, «разливанты» выгодны ТСП и тем, что позволяют дозагрузить избыточные мощности и снизить издержки.
Однако главной потерей будет утрата внимания руководства Татарстана. Из стратегической «дойной коровы» «Татспиртпром» может превратиться в важное, крупное, но все-таки не уникальное предприятие с выручкой в 7 млрд. рублей и чистой прибылью в 1,1 миллиарда. Без бонуса в виде акциза республика, возможно, окажется не столь заинтересована в том, чтобы держать актив у себя. Тем более что предложения о продаже не раз поступали.
Тем не менее официально татарстанские производители горячительного к грядущим переменам относятся достаточно спокойно. В ОАО «Татспиртпром» нашей газете сообщили позицию Миннахметова. По его словам, «в случае централизации сбора акциза дальнейшее перераспределение должно происходить пропорционально тому объему алкогольной продукции, которая реализуется в регионе».
«ПРОИЗВОДСТВО В РЕГИОНАХ МОЖЕТ ЗАГНУТЬСЯ»
Эксперты «БИЗНЕС Online» оценили причины и последствия лишения регионов алкогольных акцизов:
Марат Галеев — заместитель председателя комитета по экономике, инвестициям и предпринимательству Госсовета РТ:
— Все рычаги управления находятся у тех, кто это затеял, поэтому у субъектов нет возможности допустить или не допустить принятия такого решения. Это уже не в первый раз, если посмотреть с начала 2000 года изменения Бюджетного кодекса, законодательства все время были не в пользу субъектов, с одним-двумя исключениями, которые несущественны. Акцизы на алкоголь пересматривались уже несколько раз, но это очередные, конкретные действия под разговоры о децентрализации власти. Как можно к этому относиться? Только отрицательно. Плюс ко всему в налоговой системе всегда должен присутствовать интерес и производителей, и тех, кто аккумулирует налоги.
Если в одностороннем порядке это все децентрализуется, то интерес к этой производственной деятельности у субъектов совсем пропадает. Позиция республиканских властей по этому новшеству мне неизвестна, но я не думаю, что она положительная. Такая централизаторская позиция никогда не сможет встретить в регионах ни понимания, ни поддержки. Даже депутаты Госдумы от Татарстана не могут повлиять на исход — устройство Государственной думы таково, что наши депутаты там не играют какой-либо заметной роли, а механизм голосования по партийному принципу таков, что там какая-либо консолидация регионов невозможна. Никто не сможет выиграть от возможного принятия такого решения, так как пока это только намерения. Есть надежды на уменьшение дефицита государственного бюджета, но я не думаю, что эти надежды будут позитивными.
Ильдар Гильмутдинов — депутат Госдумы:
— Честно говоря, обсуждается много идей и предложений. Я пока не увидел сформированный законопроект, поэтому было бы неправильно говорить, что все обсуждаемое в недрах министерств и ведомств уже решено.
В принципе, я считаю, что это решение было бы неправильным, потому что вся нагрузка за сбор этих средств, за регулирование этого рынка лежит на субъектах. Просто так централизовать, а потом раздавать несправедливо. Если это попытка решения вопроса ограничения нелегального алкоголя, то для этого есть много других инструментов, много законодательных инициатив. Я не поддержу этот законопроект. Если всю работу вести на уровне регионов, а налоги забирать в центр, то ничего мы этим не добьемся. Нужно просто использовать те возможности, которые есть.
Роберт Кочиев — член комитета по безопасности и противодействию коррупции Госдумы РФ:
— Считаю, что это абсолютно правильное решение. Оно стабилизирует рынок и приведет его в порядок. Сейчас многие регионы пытаются хитрить: из-за субсидий они могут устанавливать более низкую цену. Это портит алкогольный рынок, возникает хаос. У недобросовестных производителей появляется возможность производить «левую» продукцию. А если акцизы будут поступать в федеральный бюджет и распределяться по регионам в зависимости от объема потребления, это будет более справедливо. В крупных регионах руководители будут заинтересованы следить за розницей. В случае принятия этих мер честный производитель будет выигрывать, будет платить налоги, алкогольный рынок нормализуется.
Владимир Грицких — депутат Госсовета РТ четвертого созыва:
— Конечно, это ударит по бюджету Татарстана, но нужно спасать федеральный бюджет. Они собирают все ресурсы, которые есть, в нынешних условиях это естественно. Производство в регионах может загнуться, введут государственную монополию — мы это уже проходили. Но идет централизация, и такой важный ресурс, как доход от вино-водочных изделий, будут изымать у регионов, потому что доходы госбюджета очень сильно упали. И думаю, в сегодняшних условиях это правильно.
Вадим Дробиз — директор центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя «ЦИФРРА»:
— Полностью поддерживаю инициативу Хлопонина. Что касается Татарстана, то сегодня этот регион разливает алкоголь не только для себя, но и по заказу сторонних производителей, например, «Крымской водочной компании». Поэтому объем проданной продукции у вас гораздо меньше произведенной. А есть регионы, где Росалкогольрегулирование вообще закрыло производство. 25 регионов из 85 у нас не имеют своего производства водки. Но вот Самарская область, к примеру, имеет мощное пивное производство — они в прошлом году от «Балтики» получили 10 миллиардов рублей акцизов. В общем, кто как крутится.
Получается, чем больше потребляют легального алкоголя, тем выгоднее для бюджета. Сейчас 50 процентов алкогольного рынка нелегальные. И когда новая схема начнет работать, регионы будут заинтересованы в борьбе с нелегальной продукцией. Сейчас легальный алкоголь у нас в стране неоправданно дорогой. Европеец на пособие по безработице может купить себе 200 бутылок крепкого. Сколько бутылок алкоголя может купить на пособие житель Казани или Набережных Челнов? 10 - 20. И на всем постсоветском пространстве такая ситуация, в этом причина появления такого количества нелегального спиртного.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 118
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.