«КАПРИЗЫ» ЭНЕРГОБАНКА НЕ ПОНРАВИЛИСЬ АНТИМОНОПОЛЬЩИКАМ

Сразу три дела в отношении Энергобанка завел УФАС по РТ. В вину банку ставится один из слоганов рекламной кампании по продвижению кредитов банка: «Любой каприз за наши деньги». Антимонопольщики считают, что «указание на то, что потребности заемщика удовлетворяются за счет банка не соответствует действительности». По мнению УФАС по РТ, банк вводил потребителей в заблуждение, пытаясь скрыть от них тот факт, что получатель кредита всегда платит за свои капризы сам.

Первое дело возбуждено по факту распространения в период с августа по сентябрь 2014 года в эфире телеканала «СТС-Нижнекамск» рекламного ролика в котором был такой текст: «Теперь за наши деньги для вас любой каприз. Потребительские кредиты на выгодных условиях. Энергобанк! Любой каприз за наши деньги». Параллельно дело возбуждено и по факту размещения на территории проходной завода ОАО «Зеленодольский завод им. Горького» рекламы потребительских кредитов, автокредитов и ипотеки Энергобанка с аналогичным слоганом. На заводе данная реклама размещалась по договору от августа 2014 года.

В Энергобанке нашему изданию прокомментировали, что УФАС провел у них выездную проверку за три предшествующих года и инициировал привлечение банка к ответственности за три рекламные акции, которые распространялись в разные периоды 2014 года. «Других вопросов к банку у проверяющих не возникло», — подчеркивают в Энергобанке, добавляя, что жалоб со стороны конкретных потребителей ни в УФАС, ни в банк также не поступало.

При этом корреспондент «БИЗНЕС Online» обнаружил, что плакаты данной рекламной акции можно до сих пор найти в архивных страницах на сайте и группы в соцсети Энергобанка.

«ИЗНАЧАЛЬНО ДЕНЬГИ ЯВЛЯЮТСЯ СОБСТВЕННОСТЬЮ БАНКА»

На состоявшемся в конце июня заседании в УФАС по РТ Энергобанк заявил, что категорически не согласен с претензиями антимонопольщиков. По мнению банка, упоминание в рекламе слова «кредит» однозначно сигнализирует о том, что передача денег предусматривает возмездность и возврат.

Представитель «Энергобанка» Булат Гильфанов глубоко погрузился в тонкости русского языка и финансового права. По его мнению, в момент предложения кредита денежные средства являются собственностью банка, и именно это подразумевается в фразе: «Любой каприз за наши деньги». Со ссылкой на законы он изложил следующую формулу: «Изначально деньги являются собственностью банка, и только в результате рассмотрения кредитной заявки и выдачи кредита они временно становятся собственностью потребителя и подлежат обязательному возврату с процентами».

В итоге комиссия УФАС по РТ объявила об отложении рассмотрения дела на более поздний срок, дата нового заседания не озвучивалась. При этом заместитель руководителя УФАС по РТ Павел Ко́зел отметил, что в данной рекламе также усматриваются и признаки нарушения другой нормы закона: содержание в ней несоответствующих действительности сведений о характеристиках товара.

НАЕЗД НА АВТОКРЕДИТ

Третье дело в отношении банка заведено из-за рекламы на альметьевском телевидении со следующим текстом: «В Энергобанке автонедели! Низкие ставки, если успели. Оформить кредит на покупку авто. Автокредиты — самое то. Очень низкие ставки на кредитование новых машин на 7 недель срока кредита. Энергобанк». Но тут претензии банальные. УФАС отмечает, что согласно закону о рекламе, если в ней указано хотя бы одно существенное условие (в данном случае — 7 недель кредита), то должны быть указаны и другие существенные условия, такие как процентная ставка, срок возврата кредита и прочее.

Относительно данного дела банк также считает, что нарушения отсутствуют: они говорили не о сроке кредита как таковом (указав который они должны были указать и все остальные), а всего лишь о льготном периоде (части срока) продолжительностью 7 недель. Таким образом, «ни одно из условий, определяющих стоимость кредита, в рекламе не было указано, все условия потребитель мог получить непосредственно в банке».

Кроме того, Энергобанк заявляет, что закон предусматривает раскрытие в рекламе условий кредита, влияющих на увеличение расходов потребителя. В лозунге же банка содержится «прямое указание на уменьшенную процентную ставку в течение льготного периода, что однозначно нельзя расценивать как ухудшение положения потребителя».

РЕКЛАМА КРЕДИТОВ ПРОХОДИТ ДВОЙНУЮ ПРОВЕРКУ

«БИЗНЕС Online» узнал мнения экспертов в области рекламы и юриспруденции о данной коллизии.

Анна Мингазова — старший юрист коллегии адвокатов Sergis:

— Во многом практика рассмотрения дел о недобросовестной рекламе имеет оценочный характер и требует привлечения экспертов-филологов и системного толкования тех или иных рекламных слоганов в общем контексте. Относительно спора по «капризам» антимонопольщики расценивают ее как нарушение закона о рекламе. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что год назад вступил в силу закон о потребительском кредите, который устанавливает специальный порядок раскрытия существенных условий заключаемого договора потребителям, а именно по месту оказания услуги, то есть в помещении банка.

Наличие нарушений в деле «о 7 неделях срока кредита», на наш взгляд, не является очевидным.

Нарушение рекламодателем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа по каждому конкретному делу на юридических лиц в размере от 100 до 500 тысяч рублей. Отметим, что сейчас рассматривается законопроект, согласно которому планируется поднять минимальный штраф до 300 тысяч рублей, а максимальную санкцию — до 800 тысяч рублей. Эти санкции будут касаться нарушений, которые будут выявлены в будущем.

Привлечение организаций, в том числе банков, за нарушение требований закона о рекламе носит частый характер в антимонопольной практике. Можно вспомнить практику по рекламе самарского банка «Экспресс-Волга», оштрафованного на 100 тысяч рублей за то, что указал только сумму и срок предоставления кредита, не раскрыв иные условия кредитования, включая эффективную процентную ставку.

Ольга Глухова — директор рекламного агентства «Виват»:

— Над каждым рекламным обращением помимо креаторов и копирайтеров работают и юристы — особенно в банках. Также реклама контролируется и юридической службой телерадиокомпаний, которые выпускают этот ролик в трансляцию. И если он был допущен к трансляции, значит юристы были уверены, что абсолютно все условия соблюдены.

Такое количество перепроверок вызвано тем, что реклама банковских продуктов, а также квартир в жилых комплексах всегда связана с огромным количеством условий, которым должно соответствовать рекламное обращение, чтобы ни в коем случае не нарушать законы.

Я не считаю, что слоган банка был на грани. Все абсолютно понятно и четко расписано. Банк по сути предоставляет людям возможности и говорит: «Возьмите наши деньги и исполните свою мечту». Не вижу никакого подтекста, тем более было указано, что это именно кредит.