Алла Головенькина
Алла Головенькина (фото: golovenkina.info)

В ДЕНЬ УЧИТЕЛЯ НА ГЛАВНОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ КАНАЛЕ СТРАНЫ ГОВОРИЛИ О СУИЦИДЕ СРЕДИ ШКОЛЬНИКОВ

Мне кажется, самое опасное сейчас — это ощущение духовной пустоты у наших детей. Что бы ни преподавали учителя разных предметов, а я же говорю сейчас от лица учительства, необходимо вести преподавательскую деятельность на основе воспитания и на основе культуры, достоинства, на основе нравственного наследия своей страны. Однако усилиями одних только учителей с этой проблемой не справиться. И государство должно усилить воспитательные возможности информационных ресурсов, возможности телевидения и кино в первую очередь. Меня очень удивило, когда в День учителя по главному федеральному каналу страны не показывали концерт, а пустили в эфир в вечерней программе «Пусть говорят» Андрея Малахова, который говорил о суициде среди школьников. И это в День учителя! Если мы говорим про фильмы, то фильмы, конечно, должны воспитывать, как это делали и делают «Доживем до понедельника» или «Большая перемена». А что видят школьники сейчас? Фильм Валерии Гай Германики «Школа» или сериал «Физрук»? Если вы меня спросите, я не смогу подробно рассказать об этих фильмах, потому что я их не смотрела и не смотрю — у меня просто нет на это времени, но я слышу, о чем говорят дети, и понимаю, что это искаженная реальность, и это не та реальность, которая должна воспитывать наших детей.

Проект «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» — это очень важный документ. На государственном уровне уже давно такие документы не принимались. Это определение государственной политики в области воспитания детей, в области социализации детей и то, каким образом эти механизмы будут осуществляться. Очень часто основная роль в воспитании детей отводится школе. В стратегии четко написано, что роль в воспитании играют в первую очередь родители. Это воспитание семейных ценностей, которые являются приоритетными. Остальные институты и сопутствующие организации лишь помогают в становлении личности ребенка, в воспитании его личности. Основные цели и направления стратегии — это, конечно же, помимо семейного воспитания гражданское и патриотическое воспитание, духовное и нравственное воспитание учеников, популяризация научных знаний и интеллектуального труда. Но, что очень важно, это еще и воспитание уважения к физическому труду. И как раз о культуре физического труда я вносила предложение на заседании координационного совета, когда стратегия находилась на стадии обсуждения и планирования. Лишь с 1 июня она вынесена на публичное обсуждение, и сейчас общественность активно может подключиться и высказать свои предложения. Это живой документ, который сейчас будет дополняться. И каждый может принять участие в создании этого проекта, обсудить какие-то моменты.

Кадр из фильма Валерии Гай-Германики «Школа»
Кадр из фильма Валерии Гай-Германики «Школа»

ПОЛНЫЙ ОТКАЗ ОТ СОВЕТСКОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ БУДЕТ ОШИБКОЙ

В министерстве образования РФ обсуждение началось еще в ноябре 2014 года. Когда документ будет принят окончательно — пока не известно, но предварительное слушание уже прошло. В координационный совет по обсуждению данного проекта было приглашено огромное количество очень влиятельных людей: руководитель проекта стратегии, ректор Российского университета дружбы народов Владимир Филиппов; научный руководитель центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ, президент Евразийской ассоциации оценки качества образования, профессор, академик РАО Виктор Болотов; директор департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Александр Страдзе; заместитель министра образования и науки Российской Федерации Вениамин Каганов; советская фигуристка, трехкратная олимпийская чемпионка, десятикратная чемпионка мира, российский общественный и государственный деятель, депутат Государственной Думы РФ Ирина Роднина. Всего более 30 человек вошло в состав рабочей группы.

Роднина, например, вводила предложение о создании спортивных школ, которые бы воспитывали не физкультуру, а спортивные достижения, волевые, физические навыки. Так было в Советском Союзе. И я думаю, что шла речь вообще о возрождении традиций советской системы образования и воспитания. Без сохранения традиций будущее не создать. Я не боюсь инноваций, но очень ценю традиции, которые есть, и отказываться от них в погоне за какими-то современными тенденциями, за достижениями зарубежных технологий — это не совсем верный путь. Нужно все-таки основываться на наших ценностях, которые воспитывались в нашем государстве.

Еще были интересные предложения о том, что необходимо сохранять в школах, например, профессиональное образование. Когда дети, обучаясь в старших классах, овладевали уже какими-то навыками в профессии. Вот, например, я умею работать по почте, потому что у нас была большая практика работы там, и у меня есть удостоверение секретаря-машиниста, потому что шло обучение печатанию на машинке двумя руками. Я знаю, что мои коллеги по-разному чем-то да овладели. Это очень интересный момент, который, мне кажется, очень важно поддержать и сейчас.

На сегодняшний момент в нашей школе как директор я очень хочу сохранить профессиональное образование — обучение водителей категории В. Это очень важно, поскольку, когда у меня дети будут проходить курс теории и практики не за три месяца, а, согласно программе, за два года, не спеша, вдумчиво, осознанно плюс с дополнительными какими-то проектами или мероприятиями, в итоге они будут ответственными водителями. Проблема заключается в том, что у нас в школах не хватает ряда составляющих для реализации данной программы. Вот в этом направлении сейчас, в летний период, я веду работу. Мне кажется, что в рамках образовательного учреждения можно воспитывать культурного участника дорожного движения. Наша школа почти 20 лет вела работу в этом направлении.

И мальчики после школьной скамьи, кто не поступил в вуз, либо поступив в вуз, но оказавшись призванными в ряды вооруженных сил, все с легкостью получали распределение на должность водителя, потому что у них уже были права. И это очень хороший шаг, потому что этот человек уже профессионально готов, уже в чем-то успешнее своих сверстников, а там уже выбор за ним. Но на кусок хлеба он уже сразу после школы сможет заработать. Предложение о профессиональном образовании на уровне школы будет входить в проект стратегии, но обучение вождению невозможно применить массово. С января 2015 года ужесточились требования к проведению обучению теоретической части — там есть огромное количество нюансов по оснащению классов, и это правильно, потому что подготовкой водителей должны заниматься профессионалы.

Я говорила в Москве и о том, что необходимо развивать дополнительное образование. Но дополнительное образование не такое, каким оно является сейчас: не через образовательное учреждение, а через специальные центры, где есть специалисты. Возможно, в Москве или в Казани и нет проблем с дополнительным образованием, но в таких небольших провинциальных городках, как Нурлат, конечно, с дополнительным образованием есть проблемы, потому что не хватает узких профессионалов. Конечно же, в рамках стратегии говорилось и о том, что необходимо вернуть в школы узких специалистов — это педагоги-психологи, педагоги-логопеды, педагоги-дефектологи. Сейчас они присутствуют в качестве неких функциональных центров. Да, там любой желающий может подойти и обратиться за консультацией, но если бы эта штатная единица была в рамках школы, когда по факту любой желающий мог, не откладывая, обратиться к социальным педагогам, и это было бы гораздо действеннее. Но профессиональных кадров не хватает. Медико-психолого-социальная служба — это большое подспорье. К сожалению, это звено сейчас является выпадающим, и его нужно возрождать.

(фото: vologda-portal.ru)

С ПОМОЩЬЮ ИНТЕРНЕТА УЧИТЕЛЬ ДОЛЖЕН ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ВЫЙТИ ИЗ ВИРТУАЛЬНОГО МИРА В РЕАЛЬНЫЙ

Еще одно мое предложение заключалось в том, чтобы уделить особое внимание информационным технологиям. На сегодняшний момент наши дети уже впереди нас в области освоения информационных технологий. Нам уже сейчас их не догнать. Несмотря на то, что я пытаюсь активно пользоваться различными гаджетами, различными программами: у меня на телефоне установлен и Instagram, и WhatsApp, я активно пользуюсь Viber, однако же уровень владения всем этим у детей намного выше, чем мой. Не говоря уже о тех преподавателях, которые вообще далеки от всего этого. Порой ученик быстрее услышит через социальные сети, нежели через родителей или учителей. Поэтому пропаганда культуры и духовно-нравственных ценностей, конечно, должна идти через интернет, а не только в диалоговой форме в реальном мире. Другими словами, виртуальное пространство тоже должно быть охвачено в воспитательных целях.

Когда мы говорим о пропаганде чего-либо, ребенок, конечно, больше прислушается к сверстнику, любимому спортсмену или герою какого-то сериала — к тому, кто для него является авторитетом. Зная эту особенность, можно этим воспользоваться в воспитательных целях. Дети сегодня — это цифровое поколение. И они информацию воспринимают очень мозаично. Сформировано «клиповое мышление», когда информация воспринимается через какие-то картинки. И окружающий мир нашими подростками видится как сюжетные изображения, которые как в калейдоскопе сменяют друг друга. Они разрознены и мало связаны друг с другом. И получается, что мышление подростка проходит очень поверхностно, оно не отличается глубиной проникновения. В социальных группах присутствует реклама, псевдорелигия, они все играют важную роль в воспитании ребенка, и происходит обнищание души при обогащении информацией. Мы ни в коем случае не должны игнорировать интернет-пространство. Оно есть, и мы должны в нем быть на уровне. Если дети в интернете, то и мы, учителя, должны быть там. Плюс там должны быть и родители, чтобы быть со своим ребенком на одной волне.

На примере нашей школы могу рассказать, что ученики вместе со своим классным руководителем создают свою группу в социальных сетях, которая, являясь совершенно закрытой, посвящена проблемам и интересам именно этого класса. Таким образом между учителем и классом возникают доверительные отношения. Еще мы с учениками, чтобы привлечь внимание и участников к мероприятиям природоохранного характера, создали в интернете свою группу, где обсуждаем, каким образом мы можем вести акции: флешмобы или какие-то иные проекты, которые будут способствовать сохранению окружающей среды. Очень часто на уроках биологии мы обсуждаем защиту окружающей среды на глобальном уровне, мы знаем основные мировые экологические проблемы, различные тенденции в развитии или в решении данных проблем, но проблемы именно нашего города поддаются уже с трудом. Порой мы даже не знаем всех трудностей, которые происходят на локальном уровне — у нас в районе или, предположим, в селе, на нашей малой родине. Когда мы с детьми разрабатываем какой-то проект, самое приятное, что, когда дети обсуждают проект онлайн, в конечном итоге интернет помогает выйти из виртуального пространства. И уже получается, что интернет нам помогает общаться, чтобы в конечном итоге мы отошли от интернета.

Я присутствовала на первых двух обсуждениях стратегии, а два последних заседания координационного совета не смогла посетить, поэтому не берусь говорить о том, что там происходило. И сказать, как этот проект будет реализовываться эффективно, сейчас не могу. Но я поддерживаю слова, когда-то сказанные Бисмарком: «Тот, кто экономит на школах, в дальнейшем будет строить тюрьмы». Стратегия воспитания направлена на поддержку семейных ценностей. Сейчас школы находятся в том состоянии, когда в школу приходят ученики, где родители — это дети 90-х. И учителя сейчас воспитывают не только учеников, но и самих родителей.

Алла Головенькина