«Я ОЧЕНЬ УДОВЛЕТВОРЕН ПОЛУГОДОВЫМ БАЛАНСОМ»

Топ-менеджмент нового СП КАМАЗа и Daimler (ООО «Даймлер Камаз Тракс Восток») в пятницу в полном составе провел пресс-конференцию в основном для журналистов изданий, специализирующихся на автотематике. Пресс-конференцию приурочили к окончанию тест-драйва грузовиков Mercedes Benz и Mitsubishi Fuso — в автопробеге из Набережных Челнов и обратно через Казань и Тольятти участвовали корреспонденты федеральных изданий, к которым на встрече с новым директоратом СП присоединился и корреспондент «БИЗНЕС Online».

В конференц-зале отеля «Татарстан» назначенный в этом году гендиректор «Мерседес Бенц Тракс Восток» (в должности руководителя нового СП по-прежнему указывается МБТВ, а не «Даймлер Камаз Тракс Восток») Хайко Шульце сообщил публике, что по состоянию на май МБТВ увеличил свою долю на рынке европейских грузовиков в России на 5,5% до 18%. «Я очень удовлетворен полугодовым балансом, — заявил Шульце, отметив, что первые месяцы на новом посту оказались для него сложнее ожидаемого. — В сегменте так называемой «большой семерки» — европейских брендов, с которыми мы конкурируем, мы вышли на первое место. Наш рынок упал на 61,4 процента, это практически коллапс. Здесь играют роль и общая экономическая ситуация, и санкции в отношении России. Сегодня тяжело получить кредит, покупатели откладывают инвестиции. Пирог уменьшается, но наши дела идут хорошо — рост на 5,5 процентов. Покупатели сосредоточились на производительности, а мы продаем грузовики, которые дешевле в эксплуатации».

Касательно подразделения Fuso Шульце отметил, что его доля остается стабильной (-0,06%) в сегменте грузовиков от 3,5 до 16 т, где и рынок просел не столь значительно — на 36,5%. Mitsubishi занимает на общем рынке 3,7%.

Напомним, по итогам 2014 года МБТВ занимал на рынке европейских грузовиков 14% и заявлял о планах довести свою долю до 16% по итогам 2015 года. Шульце пояснил в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online», что итоговая по году цель остается прежней, несмотря на некоторый взрыв продаж в первом полугодии. «По состоянию на май мы достигли показателя в 18 процентов, но мы принимаем во внимание то, что сильный старт в начале года был обеспечен значительными поставками в декабре 2014 года, — пояснил Шульце «БИЗНЕС Online». — Это остаточный эффект, которого не хватит на длинной дистанции. Поэтому к показателю прошлого года мы прогнозируем плюс 2 процента по итогам 2015 года. Исторически это будет самая большая доля в России, которой достигал Mersedes Benz. Предыдущим рекордом были 14,5 процентов».

Гендиректор МБТВ Хайко Шульце
Гендиректор МБТВ Хайко Шульце

ПОРТФЕЛЬ ЗАКАЗОВ ПОЛОН НА ТРИ МЕСЯЦА ВПЕРЕД

Напомним, о слиянии «Мерседес Бенц Тракс Восток» и «Фузо Камаз Тракс Рус» было объявлено 1 июня этого года. В новом СП «Даймлер Камаз Тракс Восток» КАМАЗ и главный акционер японской корпорации Mitsubishi Fuso немецкий концерн Daimler AG сохранили паритетные отношения 50 на 50. Сложно сказать, что это дало МБТВ, но Fuso, в частности, объединенные производственные ресурсы позволили возобновить сборку малотоннажных грузовиков Mitsubishi Fuso Сanter. Назначенный в новом СП руководителем подразделения Fuso Илья Бочкарев назвал эту модель бестселлером бренда и отметил, что в дальнейшем они готовы развивать модельный ряд не только по тоннажу, но и по спецнадстройкам — сейчас компания прорабатывает портфель автомобилестроительных заводов, которые смогут поставлять оборудование для шасси Fuso.

Кроме Бочкарева управлением СП занялись с российской стороны Оксана Карахова — финансовый директор компании, и Герман Гильфанов — глава подразделения МБТВ. Daimler занял позиции гендиректора персоной Щульце и исполнительного директора — за производство обоих брендов и закупки компании сегодня отвечает Юрген Ольбердинг. Все они были представлены на пресс-конференции. Третий делегат немецкого концерна, по словам Шульце, уже определен, но пока не вступил в свою должность.

Ольбердинг на встрече заговорил о локализации производства, однако актуальный процент, как и планку на будущее, назвать отказался — немцы не любят публично оперировать гипотетическими цифрами. «За 5 лет мы произвели около 7 тысяч автомобилей Fuso и 7,7 тысячи единиц Merсedes Benz, — сообщил Ольбердинг. — Одна из важнейших наших целей в России — это локализация. Мы хотим локализовать все, что будет возможно, сократив затраты на импорт компонентов для обоих брендов». На просьбу уточнить процент локализации и поставщиков, с которыми СП намеревается работать, Ольбердинг сообщил лишь, что желание расширить сеть поставщиков и перейти к внутренней логистике невероятно сильно, однако даже действующих поставщиков не назвал, а желаемый процент локализации обозначил как «двузначное число». Нетрудно догадаться, что из всего спектра двузначных чисел от 10 до 99 Ольбердингу не хотелось называть наименьшее.

Однако в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» топ-менеджеры МБТВ все-таки дали более определенные ориентиры. «Мы планируем достичь локализации не менее 10 процентов», — сообщил Ольбердинг, не уточнив сроки. «Если вы так хотите от нас конкретных цифр, то это будет около 20 процентов, — поправил коллегу Шульце. — Но сроки очень сильно зависят от квалификации поставщиков, потому что все они должны соответствовать нашим требованиям по качеству. Мы стремимся к достижению этого показателя в течение ближайших пяти лет». Напомним, что в 2014 году на производстве была введена в эксплуатацию линия по автоматизации конвейерной заливки ГСМ и локализовано производство фильтров грубой очистки топлива. Известно, что дальнейшие планы распространяются, в частности, на производство рессор.

Журналисты ведущих автоизданий протестировали грузовики лично
Журналисты ведущих автоизданий протестировали грузовики лично

На вопрос журналистов о возможностях экспорта произведенной в Челнах техники ответил Гильфанов, сообщив, что предприятие полностью загружено и российским спросом (мощность завода рассчитана на 10 автомобилей за смену, при двухсменной работе это 4,5 тыс. автомобилей в год). Портфель заказов на сегодня полон до ноября включительно в соответствии с горизонтом планирования. Как тут не вспомнить об аналогичном портфеле заказов самого КАМАЗа, который загружен заказами на 7 рабочих дней в месяц.

ЭПОХА «ЕВРО-5» ПРИВЕДЕТ ДИЛЕРСКИЕ ЦЕНТРЫ К MERCEDES

К вопросу о нынешней, казалось бы, оптимистичной доле Merсedes Benz в «пироге» европейских грузовиков напомним еще об одном факте. Заходя с производством в Челны, Daimler рассчитывал к 2013 - 2015 годам занять 30% в сегменте европейских производителей, а не 16%. Об этом говорил в одном из первых интервью первый гендиректор МБТВ Борис Биллих, отмечая, что Daimler в своих продажах в России делает большую ставку на дилерскую сеть КАМАЗа. В итоге немцы смогли использовать к настоящему времени не более 10% камазовской сетки. В ходе пресс-конференции на вопрос «БИЗНЕС Online» о сравнительной эффективности для МБТВ собственной дилерской сети в России и дилерской сети КАМАЗа также взялся ответить Гильфанов.

Топ-менеджмент Даймлер Камаз Тракс Восток собрался в полном составе
Топ-менеджмент «Мерседес Бенц Тракс Восток» собрался в полном составе

«Дилерская сеть КАМАЗа на сегодня включает в себя порядка 120 субъектов, сеть Mercedes Benz — 36 субъектов, — сразу уточнил Гильфанов. — Около 10 дилеров КАМАЗа являются одновременно и дилерами Mercedes Benz. Что такое быть дилером Mercedes Benz? Нужно пройти тест на соответствие. Нужно не только квалифицированно продавать, но и располагать сервисной и ремонтной базой, в том числе для техники стандарта «Евро-5» и появляющегося сейчас «Евро-6». Mercedes Benz в свое время предложил всем дилерам КАМАЗа пройти шаги соответствия и стать дилерами Mercedes. Такие дилеры КАМАЗа, как «ТЦ «Восток» в Санкт-Петербурге, компания «Росбизнесавто», стали сильными дилерами Mercedes Benz. Сейчас сотрудничество с камазовскими дилерами расширяется. Наши позиции недостаточно хороши за Уралом, где бизнес сосредоточен на юге Сибири. В этих регионах мы видим свои основные векторы развития и сейчас организуем там станции, которые в состоянии оперативно обслужить технику Mercedes Benz, предъявляя к ним некий меньший набор требований. Возможность обслуживать оба бренда зависит в первую очередь от позиции самого дилерского центра, нежели от нас или от КАМАЗа. Но в любом случае с 1 января в России вступает в права «Евро-5». Это неизбежно потянет за собой совершенствование технической базы. Те автомобили Mercedes Benz, которые продаются сегодня в России, они все «Евро-5». А у КАМАЗа «Евро-5» — это только автомобили нового поколения, «КАМАЗ-5490». Поэтому число совместных центров будет увеличиваться».

Бочкарев в частном разговоре уточнил «БИЗНЕС Online», что совместных дилерских центров у КАМАЗа и МБТВ на сегодня все-таки не 10, а 12 или 13. Порядка 10 совместных центров есть у Fuso с МБТВ, а у Fuso с КАМАЗом их около 15 (собственная сеть Fuso насчитывает 50 дилерских центров и тоже ориентирована на расширение в Сибири). «В этом треугольнике они не совпадают, — пояснил Бочкарев. — Действительно, это не много, но зато у нас есть сейчас возможность оценивать и смотреть, с кем мы будем развиваться. Это тоже плюс. С 2010 года количество совместных центров не уменьшалось, оно растет и будет расти. Есть тенденция, например, из маленьких городов приходят желающие стать дилерами Fuso, а в дальнейшем они будут продавать и Mercedes Benz».

По словам Бочкарева, «КАМАЗы» тоже продаются через собственную сеть Mercedes-Benz. Считается, что эти продажи никто не оценивал, а вот обратные показатели — продажи грузовиков Mercedes Benz через сеть КАМАЗа — вполне приличные... Но в качестве примера корреспондент «БИЗНЕС Online» услышал все те же обозначенные Гильфановым позиции, только предметнее: «РБА» в прошлом году продал порядка 250 - 280 машин Mercedes Benz, а «ТЦ «Восток» — около 90 машин.

Впрочем, дилерская сеть — не единственный фактор влияния на продажи немецких машин, сформированный СП с КАМАЗом. Гильфанов на пресс-конференции настойчиво напоминал о том, что Mersedes Benz, собранный в Челнах, — автомобиль отечественный, что подтверждено российским ВИН-кодом и прошлогодним заключением ТПП РФ. Этот момент важен не только для имиджа КАМАЗа, который вечно упрекают в заимствовании технологий, но и для продаж техники в рамках госзакупок. Отметим, что участники тест-драйва — независимые тематические эксперты — отметили по итогам пробега, что челнинская сборка от германской не отличается. Кроме того, российская прописка важна продукции СП для участия компании в госпрограммах — утилизации, trade-in и лизинговой программе.