Шамиль Зайнутдинов

ПРОДАЛ СВОЙ БИЗНЕС НА ПИКЕ РАЗВИТИЯ И ДВА ГОДА ОТДЫХАЛ

— Шамиль, расскажите о себе.

— Родился в одном из самых красивых городов Средней Азии — Бухаре, окончил в Узбекистане финансово-экономический институт. Еще со студенческого времени работал журналистом как в местной партийной газете, так и на крупные российские информационные агентства. Впоследствии занялся коммерцией. В 25 лет переехал в Казань, где в то время уже жил мой старший брат.

— Казань вами выбрана не случайно?

— Конечно нет! Отсюда родом наши родители, которые вынуждены были в голодные 30-е переехать в поисках лучшей доли в Азию.

— Чем занялись в Казани?

— Коммерцией. Мы с сестрой были посредниками между заказчиками и производителями различных бланков для организаций. Со временем наша компания ООО «Союзснабсбыт» стала одним из самых крупных заказчиков типографий, мы были монополистами на рынке поставок готовых бланков организациям, занимались поставками и производством канцелярских товаров, имели свои точки продажи в 11 банках, открыли продуктовый супермаркет. В компании работали порядка 200 сотрудников. Мы проработали 10 лет, а потом на пике развития продали свой бизнес за хорошие деньги компании, аффилированной с одной крупной почтовой службой.

— Зачем продали?

— Просто устали. У нас было «ручное управление» бизнесом, и приходилось в каждую проблему вникать и разруливать самим. К этому времени я женился, родились дети, и я занялся семьей. Так прошло два года.

— Заработанных денег хватало, чтобы жить, не работая?

— Хватало! Ведь счастлив не тот, у кого много денег, а тот, кому хватает. Было уже и жилье, и автомобиль, мы много путешествовали. А потом товарищ пригласил меня в «АК БАРС» Банк на работу в структуру, которая занимается недвижимостью. В 2008 году я стал коммерческим директором в ООО «АК БАРС Ипотека».

Когда одна из структур банка инвестировала в Елабуге строительство жилого дома на 118 квартир, я занимался их продажей, а после мне пришлось курировать и отладку инженерных систем, и обустройство дома в целом. Нам пришлось создать собственное ТСЖ, меня временно выбрали его председателем. Но вот прошло уже 6 лет, я ушел из структуры «АК БАРС» Банка, но по-прежнему управляю елабужским домом по адресу Нечаева, 16. Кстати, в свое время в этом доме я продал 44 квартиры министерству обороны.

«БОЛЬШИНСТВО УК — ЭТО САМЫЕ КОРРУМПИРОВАННЫЕ СТРУКТУРЫ»

— Теперь понятно, почему вас так волнует конкуренция на рынке ЖКХ. Как вы сами считаете, будет ли польза, если управляющие компании раздробить на более мелкие? Ведь у крупной компании и возможностей для работы больше.

— Я думаю, что в антимонопольной службе, жилищной инспекции, прокуратуре, куда граждане обращаются с жалобами, уже собран такой большой материал, что можно сделать аналитический анализ и выработать правильное решение.

В ЖКХ два камня преткновения: первый — низкое качество коммунальных услуг, второй — гигантская задолженность управляющих компаний, а иногда и ТСЖ перед ресурсоснабжающими организациями. И одно зависит от другого: качество плохое, потому что задолженность большая, из-за чего не хватает средств на ремонт сетей и т.д. Как известно, сегодня существуют две формы управления жилым фондом: управляющая компания и товарищество собственников жилья. Главное различие между ними — в ценах за жилищные услуги. УК жестко регламентирована тарифами, утвержденными муниципалитетом, а ТСЖ устанавливает их самостоятельно.

Поскольку у нас в доме квартиры минобороны обслуживаются по муниципальным тарифам, а остальные устанавливаются на общем собрании, мы имеем возможность наглядно сравнивать. Могу утверждать, что тарифы исполкома берутся с потолка. За 6 лет работы я много раз спрашивал ответственных чиновников, как они ведут расчеты, но внятного ответа так и не добился. Тарифы одинаковы для всего города, для всех домов, хотя не бывает два одинаковых дома, да и год постройки у домов разный, как и имеющиеся проблемы. В Елабуге все УК имеют долги перед поставщиками, а из 14 ТСЖ 9 не имеют задолженности. Мы тоже не имеем долгов, но и собираем лишь 80 процентов платежей именно потому, что минобороны не оплачивает ни копейки за свои квартиры. Мы ведем многолетние тяжбы и выигрываем суды, но получаем деньги с задержкой в 1,5 - 2 года. Получали бы мы эти средства своевременно, то смогли бы жизнь нашего дома сделать еще лучше. ТСЖ на Нечаева, 16 инвестировала в 2014 году 1,2 миллиона рублей в уникальную детско-спортивную площадку, в 2015 году около 700 тысяч рублей — в установку автоматического индивидуального теплового узла, дающего возможность экономить тепло в пределах 20 - 30 процентов.

Надо понимать, что управляющая компания — только посредник между населением и снабжающими организациями. Мы пытались перевести оплату за ресурсы на прямые договоры. Обращались, в частности, в предприятие тепловых сетей, говорили им: почему мы должны собирать ваши деньги, да еще отдавать вам 100 процентов, когда у нас собираемость 80? Но юридически мы не можем заставить их собирать платежи самостоятельно. У многих возникает вопрос: не передать ли функцию сбора платежей городскому расчетному центру? Мы считаем, что и в услугах ГРЦ необходимости нет. Вообще, ГРЦ — избыточная инстанция, паразитирующая на ситуации. Мы, например, от их услуг отказались без сомнений. Любая управляющая организация имеет собственную бухгалтерию и обязана сама начислять и распределять средства.

Фактически все управляющие компании — банкроты. Долги перед ресурсными организациями — это следствие обычной финансовой пирамиды. Деньги давно проедены, прошлые долги частично закрываются текущими платежами, а закрыть их полностью невозможно. УК ведь не имеют прибавочной стоимости, они только посредники между жильцом и поставщиком ресурсов. Именно поэтому качество коммунальных услуг ниже плинтуса — компаниям просто наплевать, как подметено и как отремонтировано, они не с этого кормятся. Как показывает статистика, большинство УК — это самые коррумпированные структуры, и главную роль в этом играет монопольное положение на рынке.

— Считаете, конкуренция между УК должна помочь исправить эту ситуацию?

— Конкуренция во всем мире помогает! Но сначала надо проанализировать жалобы населения, изучить лучший опыт УК и ТСЖ, может быть, создать какой-то общественный совет при правительстве Татарстана и выработать «правила игры» на рынке жилищно-коммунальных услуг, подготовить предложения для законодателей. Лицензирование УК — это небольшой шажок, и он не может повлиять на сложившуюся ситуацию коренным образом. А прямые договоры между населением и ресурсоснабжающими организациями сразу отсекут от «пирога» тех, кто привык к чужим деньгам.

Конечно, ресурсникам придется самостоятельно собирать деньги, судиться с отдельными собственниками по взысканиям. Но я уверен, что, собрав статистику, мы увидим: собственники платят достаточно хорошо даже в самые кризисные годы. Это уже видно на примере поставщиков газа. Если я не ошибаюсь, около 80 процентов потребителей газовикам платят напрямую, и собираемость у них практически 100-процентная. Почему это не будет работать с другими организациями? И УК в этой ситуации вынуждены будут сосредоточиться на своей первоочередной задаче — оказании жилищных услуг, а не заниматься сбором средств за коммуналку.

«ПУБЛИКАЦИИ «БИЗНЕС ONLINE» НЕ МОГУТ ОСТАВИТЬ РАВНОДУШНЫМИ НИКОГО»

— Как давно и как часто читаете «БИЗНЕС Online»? Что думаете о нашей работе?

— «БИЗНЕС Online» читаю более 6 лет. Уверен, что общество обречено, если в нем отсутствует сильное общественное мнение, которое может низвергать коррумпированных чиновников, ставить на место зарвавшихся пупов земли нашей, напоминать об истинных человеческих ценностях. А одним из механизмов создания «гласа народного» являются СМИ. И насколько серьезными и правдивыми они будут, от этого зависит, в какой стране мы будем жить.

Именно таким изданием я считаю БО — профессиональным, честным, чьи публикации не могут оставить равнодушными, формирующим наше представление о действительности происходящих событий. На страницах БО всегда представлены различные точки зрения, всегда есть возможность в открытую и даже анонимно выразить свое мнение на события. Но особенно радует высокий уровень профессионализма сотрудников «БИЗНЕС Online», выступающих не только в роли журналистов, но и весьма компетентных аналитиков и экспертов. Желаю удачи!

— Шамиль, спасибо за добрые слова в адрес нашей газеты. Успехов вам!