«НА ИФТАРЕ ПОБЫВАТЬ НЕ ПОЛУЧИЛОСЬ, Я САМ ИХ УСТРАИВАЛ»

Али-Вячеслав Полосин — исламский богослов, разработчик социальной доктрины российского ислама:

— Пост — это всегда проверка терпения, послабления обычно допускаются лишь по состоянию здоровья или по возрасту. Хотя летом держать уразу действительно непросто. В этом году милостью Аллаха нам даровано прохладное лето: жарких дней мало, это значительно облегчает уразу, ведь жажды практически нет. Из моей семьи уразу держит также супруга, а ребенка мы пока не вовлекаем, она еще маленькая, 7 лет. Но праздник Ураза-байрам будем, конечно же, встречать вместе.

Очень яркие слова, на мой взгляд, сказал Шамиль Султанов (философ, президент центра «Россия — исламский мир»прим. ред.) на недавнем ифтаре. Он сравнил месяц Рамадан со смертью. Когда человек не ест и не пьет, от многого воздерживается — это своего рода уподобление смерти. Мы проверяем свои помыслы и дела, концентрируем внимание на своих поступках и на своей душе — как бы готовимся к встрече с Всевышним. Тем самым мы очищаемся, а духовная радость, которая обыкновенно сопровождает очищение, способствует тому, чтобы пост, которого мы придерживаемся, не был для нас очень трудным.

Марат Кабаев — президент ассоциации предпринимателей-мусульман Российской Федерации, футбольный тренер:

— Уразу держу четвертый год подряд. Сложности есть, но это стоит того: благодаря священному посту человек полностью очищается как физически, так и духовно. По себе могу сказать: ураза очень полезна для души и для организма. Древние мусульманские традиции создавались ведь неспроста: это все для нас, чтобы мы ими пользовались для своего блага.

Помню, когда я был главным тренером юношеской сборной Узбекистана, мы приехали в Арабские Эмираты как раз в период уразы. В моей команде были игроки разных убеждений и вероисповеданий, так что строгого поста придерживались примерно человек 7, остальных надо было кормить. Для этого мне пришлось специально договариваться с кухней отеля, и там, надо сказать, пошли нам навстречу, организовали питание. Сам я уразу тогда не держал, но с уважением относился к тем, кто это делает. Можно было опасаться лишь того, что воздержание от пищи и питья как-то отразится на игре, но мои ребята оказались во всех отношениях молодцами. В первом матче мы обыграли сборную Эмиратов со счетом 5:0, а вторую игру, на которую арабские футболисты рассчитывали как на матч-реванш, все равно закончили со счетом 1:0 в нашу пользу. Это лишний раз меня убедило, что ураза полезна. Тем более что и великие спортсмены-мусульмане держали уразу, это им только помогало, поскольку кроме общего очищения ураза воспитывает силу воли, а для спортсмена, как, впрочем, и для любого человека, это важное качество.

Рустам Батров — первый заместитель муфтия РТ:

— Конечно, держал пост. Я делаю это с 12 лет. Летом, конечно, сложнее, потому что жажда постоянно мучает, однако к концу Рамадана становится немного проще. Среди моих знакомых все держат пост, потому что я в мусульманской среде общаюсь. Ифтары тоже посещал, был как на республиканском, так и в мечети «Ярдэм». На благотворительных ифтарах собираются дети из сиротских домов, одинокие старики. Для многих из них это единственная возможность оказаться за праздничным столом. Для большей части общества еда стала само собой разумеющимся явлением, но рядом с нами есть те, кто не может себе позволить ни в ресторан, ни в кафе сходить. И для такой категории людей ифтар — это действительно праздник. Но и плюс ко всему там собираются разные слои общества. Ифтар помогает находить некое единство в нашем обществе, мы все различны по возрасту, национальности, образованию, материальному достатку. Но в божьем храме мы одинаковы, перед Богом словно дети. Поэтому ифтар помогает нам помнить, что другие люди, которых мы, может быть, и не замечаем, — это такие же божьи дети, как и все мы. Это один из инструментов, который помогает ощутить глубинное единство людей.

Ураза-байрам — это прежде всего повод для подведения итогов, и важно в этот день наметить свой путь будущего, понять, что эту атмосферу поста, месяца добрых дел нужно распространять в течение всего года. В течение 30 дней мы прошли мастер-классы, и теперь важно те навыки, которые получили, распространить на дальнейшую жизнь.

Айрат Гимадутдинов — генеральный директор ООО «АКФ «Аудэкс» и председатель попечительского совета фонда «Ярдэм»:

— Конечно, я держу пост и начал с перерывами этим заниматься еще лет 20 назад. Помню свои ощущения перед первым постом — тогда хотелось каких-то позитивных перемен в жизни. Летом по мне держать уразу куда проще: всегда жарко, кушать не хочется, настраиваешься, планируешь свой день, минуты отдыха, активности. Но в целом большой разницы нет, лето это или зима. На мой взгляд, тех, кто держит пост, становится гораздо больше. Смотришь по вечерам на ночной намаз — мечети полные, машинами рядом все заставлено. Люди стали больше задумываться о своем предназначении и смысле жизни. Когда был кризис 2011 года, один имам мне сказал, что больше людей стало посещать мечети. Когда у человека все хорошо, он ни о чем не задумывается. Но как появляются проблемы, он начинает искать помощи и пути, начинает задумываться о вечных вещах.

На ифтаре побывать не получилось, я сам их устраивал. Если рассматривать Священное Писание как инструкцию по жизни, то там говорится, что нужно кормить людей. А когда это еще и тот, кто целый день держал пост, это имеет двойную ценность. Я жду от Уразы праздничного настроения, праздничного стола. Но потом мы посетим могилы своих родных на кладбище.

Тереза Камалова — экс-президент благотворительного фонда «От сердца к сердцу»:

— Все наши бабушки с детства нам прививали вкус к религии. Пусть и по чуть-чуть, но знакомство было с детства. Нельзя сказать, что пять лет назад мне открылось то, что надо жить по законам религии. Я хочу только одного, чтобы Всевышний простил грехи всех людей в мире и чтобы он позволил каждому человеку исправиться. В том числе и мне. Самое мое большое желание, чтобы Всевышний уберег весь наш народ, всю нашу страну от зла, от войны, потому что, общаясь сейчас с людьми, которые приехали с Украины, становится страшно. Казалось бы, ничего не предвещало беды этому народу, но Всевышний дал им это испытание. И остаться этим людям без крова, без родных людей — это большое испытание. Очень хочется, чтобы Всевышний уберег прежде всего наших уважаемых руководителей от воздействия зла, чтобы руководителям нашей страны и нашей республики он послал мудрости. Хочется, чтобы каждый человек встал на колени перед Всевышним и успел вовремя поблагодарить его за все блага и попросить прощения. Никаких личных интересов для самой себя нет.

«ДЛЯ МЕНЯ НАЦИЯ ДОРОЖЕ, ЧЕМ РЕЛИГИЯ»

Ильфак Шигапов — музыкальный продюсер, автор татарских песен:

— Нет, уразу я не держал и другие исламские обычаи не соблюдаю. Я не считаю себя религиозным человеком. Среди людей, с которыми я довольно тесно общаюсь, довольно мало тех, кто держит уразу или же соблюдает другие религиозные обряды, и я отношусь к ним с пониманием. В последние несколько лет появилась тенденция, что религия стала больше модой. Люди начинают входить в определенный круг из-за моды, а не исходя из духовных потребностей. Допускаю, что мое мнение является глубоко субъективным. Тем не менее сам могу зайти в мечеть, побеседовать с имамом...

Что касается моих знакомых, то в последние годы среди них не стало ни больше и ни меньше тех, кто соблюдает уразу. Те, кто галопом скачет на ифтар и пишет о том, что держит уразу, ведут себя несерьезно. Ураза-байрам — это для меня арабский праздник, о котором, если мне не сообщат, я и не вспомню. Я его не отмечаю и ничего от него не жду. Для меня татарские народные праздники, такие как Сабантуй или день равноденствия, намного важнее, чем религиозные праздники. Часть татар — мусульмане, часть — крещенные, часть — атеисты, часть — тенгрианцы. Я ко всем отношусь ровно. Что касается меня, то для меня нация дороже, чем религия или другие идеологические установки...

Фандас Сафиуллин — экс-депутат Госдумы РФ:

— Уразу не держал. Для тех, кто соблюдал пост, думаю, было очень сложно, ведь сейчас самый длинный световой день. Это личный вопрос каждого, держит он уразу или нет. Сам я редко посещаю ифтары. А вот в «Кул Шарифе» вообще ни разу не был! Дело в том, что во время открытия мечети в 2005 году туда можно было попасть только по приглашению. Я был на закладке камня, когда был депутатом, вносил поправки по вопросам строительства, которые были учтены. По моему предложению ход строительства и проектирование рассматривал Верховный Совет Татарстана. То есть какое-то отношение к мечети я имел, поэтому очень хотел побывать на открытии. Но приглашения не получил, а для того чтобы во время торжественного открытия попасть в мечеть, мне пришлось миновать 6 постов охраны, но в итоге все равно не смог побывать ни внутри, ни даже хотя бы у ворот. С тех самых пор я не могу перешагнуть этот порог. Я хожу по площади, бываю в Кремле, стою перед дверями... Для меня это тяжелые воспоминания. В душе осталось что-то, что больше, чем обида, произошел какой-то слом.

Пользуясь случаем, поздравляю всех с праздником! Хочется, чтобы праздник Ураза-байрам прошел спокойно, приятно, радостно и был ознаменован добрыми делами, а также на будущее добрыми намерениями, чтобы у людей была уверенность в светлом будущем.

Магомед Закаржаев — советник генерального директора ОАО «Казанское авиапредприятие»:

— Вообще-то, я далек от религии... На моем опыте не было ни одного случая, чтобы летчик держал уразу и одновременно при этом работал. Я бы запретил такому пилоту вылет... В Советском Союзе было наставление по производству полетов гражданской авиации, и там говорилось: запрещается летать натощак (не знаю, как сейчас в федеральных авиационных правилах, прописано или нет). В частности, это касалось авиахимработ. Такие полеты начинаются очень рано, в 3:30, и продолжаются до 21:00. И надо обязательно до пяти раз в день есть. Без завтрака и натощак садиться в самолет, заправленный химикатами, для выполнения работ с высоким классом опасности для здоровья — такого не может быть...

Я не силен в религиозных постулатах, но, по-моему, дозволено не держать уразу, если это во вред и тем более может навредить кому-то еще. Ведь пилот за штурвалом пассажирского самолета вообще не должен ни на что отвлекаться. А люди по-разному голод переносят. Я спокойно могу не есть долгое время. А для некоторых это очень болезненно, и у них 30 - 40 процентов внимания может быть сосредоточено на борьбе с чувством голода. А вдруг в это время сложная ситуация, когда нужна максимальная концентрация?.. Ураза и полеты, на мой взгляд, несовместимы.

«ПОКА НЕ ДОРОС ДО ЭТОГО, НО ПО РОЖДЕНИЮ МУСУЛЬМАНИН»

Рафаил Нурутдинов — генеральный директор ООО «Ихлас ДСК», экс-депутат Госсовета РТ:

— Я уразу, к сожалению, не держал. Пока не дорос до этого, но по рождению мусульманин, представление имею, что это за праздник, и с детства хорошо его помню. Сам считаю себя человеком, идущим к вере, но, видимо, я еще не дошел до глубокого понимания ее канонов.

Среди моих знакомых, друзей, товарищей достаточно много тех, кто придерживается норм ислама. Не могу сказать, что их значительное количество, но они есть. Есть и те, кто моложе меня, есть и те, кто старше. И радует, что их с каждым годом становится все больше. Когда я руководил домостроительным комбинатом, мы принимали участие в строительстве порядка 45 мечетей в нашей республике. Не забывали и о строительстве церквей. На ифтарах в этом году я не был. Как правило, мечеть посещаю в Альметьевске, оттуда родом, там похоронены мои родители. Местный имам снабжает меня религиозной литературой, и я стараюсь не отставать от жизни в вопросах ислама, тем более что сейчас очень много разговоров об исламском фундаментализме. Читаю ее, чтобы не путать религиозных фанатиков и тех, кто придерживается великой религии ислам.

Священный месяц Рамадан действительно человека очищает от грехов, очищает его перед Богом, человек задумывается о духовном, о вечности. Человек понимает прекрасно, что он пришел на этот свет, как говорят многие религиозные деятели, только в гости и его век здесь не такой уж и долгий. Жизнь человека скоротечна. Иногда, когда я встречаюсь с молодежью, спрашиваю: какой есть недостаток у молодости? Не все на него могут отметить, а некоторые говорят: недостаток один — молодость быстро проходит, больше недостатков у молодости нет.

Рустем Исхаков — дизайнер одежды, основатель и владелец бутиков одежды:

— Я не соблюдал пост. Для того чтобы его соблюдать, мне кажется, нужно вести определенный образ жизни. С другой стороны, ты должен духовно к этому быть готов. Среди моих друзей есть люди, кто соблюдает пост в Рамадан. Я не могу сказать, больше их становится или нет. Просто есть и те, кто постится в священный месяц, и те, кто не соблюдает его. Вполне возможно, что и я приду к этому когда-нибудь.

Я вижу даже не религиозные моменты в посте, хотя они тоже есть, сколько силу воли. Да и для здоровья это в определенной степени разгрузка. Не зря же веками и русские пост держат, и мусульмане. Это личный вопрос. Кто-то начинает держать пост после того, как в его жизни что-то произошло, кто-то — ради интереса, проверки воли, насколько он готов к таким испытаниям.

Рустем Аюпов — главный агроном ООО «Коммуна» (Буинский район):

— Я, можно сказать, уразу почти и не держал. 7 дней только — это очень мало. Очень сильная жара была. Когда целый день работаешь в поле, очень сложно обходиться без воды и пищи с рассвета и до заката. Может, и получилось бы продержаться весь месяц, но смелости не хватило, не рискнул. Хотя по мере возможностей я все-таки стараюсь придерживаться всех исламских обычаев. Из моих знакомых стараются придерживаться норм и традиций ислама в основном те, кто уже в пожилом возрасте находится, кто уже ушел на заслуженный отдых. И таких становится, по моим наблюдениям, с каждым годом все больше и больше. Причем и молодые вслед за ними тоже тянутся к исламу. Во что-то же верить надо. Сейчас хоть религиозные организации начали работать, это радует.

Ифтары я посещаю периодически. Я же тоже уже нахожусь в возрасте, когда пора начинать думать о вечном, как говорится. На ифтары я обычно зимой хожу, а когда уже начинаются весенне-полевые и летние работы, то не получается принимать в них участие.