Третий по счету фестивальный вечер в усадьбе Сандецкого стал в то же время и первым: квартет Павла Чекмаковского разрушил цепочку концертов джазовых исполнителей, засветившихся в проекте «Голос» на Первом канале. Гуру джазовой гитары предложил казанцам пройтись с ним проторенной дорогой к свету. Корреспондент «БИЗНЕС Online» тоже отправилась в джазовое путешествие и задумалась над вопросом о том, насколько востребована сегодня публикой авторская инструментальная музыка.
ДЖАЗ И БРЕНДЫ
Знали бы мастодонты джаза, стоявшие у его истоков, какими флаерами будут на входе встречать гостей джазового фестиваля, не поверили бы. А вот облаченных в вечерние наряды любительниц импровизаций ничуть не удивляли приглашения на рандеву c Chanel. Пока дамы изучали предложение, мужчины оценивали новую модель компании Honda, припаркованную тут же в рамках партнерского соглашения с организаторами феста. Это сначала джаз был музыкой для бедных, но очень скоро все стремительно перевернулось с ног на голову. Хотя с каждым разом музыкальные вечера под открытым небом в усадьбе Сандецкого все меньше напоминают дефиле гостей. В этот раз пестротой наряда выделялась разве что пара, сидевшая в первом ряду: облаченная в нестерпимо-розовое платье с оголенными плечами знойная брюнетка и ее спутник в темных очках и сапогах. Правда, вскоре брюнетка плечи покрыла палантином, а импозантный юноша снял очки.
А вот гуру джазовой гитары Павел Чекмаковский образу не изменил и на протяжении всего концерта оставался в затемненных очках. К музыке он и его квартет приступили без лишних слов. Только отыграв первую композицию или, как выразился сам Петр, «пьесу», он поприветствовал благочестивую публику и поблагодарил организаторов за то, что «хоть кто-то нас куда-то пригласил». К слову, начать концерт Чекмаковский предпочел с произведения джазового пианиста, композитора и аранжировщика Энди Лаверна. Как сообщил сам гитарист, неоднократно подчеркивавший важность исполнения музыкантами авторских вещей, выбор был продиктован необходимостью привыкнуть к звуку. Кроме того, виртуоз признался корреспонденту «БИЗНЕС Online», что, несмотря на сотрудничество с мировыми звездами джаза и на участие в многочисленных фестивалях, в том числе и международных, каждый выход на сцену до сих пор вызывает у него волнение, а каждый концерт — это уход от себя: «В себя я ухожу, когда занимаюсь творчеством. А когда я на концерте, я это все выдаю. Иногда на концерте я не могу сосредоточиться так, как бы я хотел». Лукавил Чекмаковский или нет, неясно, но, глядя на сцену, заметить что-либо, кроме профессионализма и таланта музыкантов, было невозможно. А Родион Гоборов, сидевший за клавишами, ко всему прочему демонстрировал упоение процессом, блаженно улыбаясь.
ИЗВИЛИСТЫЙ ПУТЬ К СВЕТУ
После обращения к творчеству Лаверна джазмены перешли к тому, ради чего все, собственно, и собрались — презентации альбома «На пути к свету». С одной стороны, нового, потому что после него у Чекмаковского ничего не издавалось, хотя материала достаточно для записи отдельного сборника, а с другой — старого, потому что релиз состоялся еще в 2013 году. Перечисляя со сцены всех музыкантов, принявших участие в записи этого не совсем джазового альбома (там есть и вальсы, и рок-баллады), фронтмен коллектива запнулся, попросил коллег подсказать ему имена тех, кого он забыл назвать, и не успокоился, пока не обозначил всех без исключения.
Стартовали Чекмаковский и Ко с композиции, у которой сборник позаимствовал название — «На пути к свету», сделав тем самым этот путь извилистым. По словам музыканта, его альбом (и сразу поправился: «Наш») — это не просто набор композиций, а цельный рассказ — набор взаимосвязанных посланий, но казанской публике джазмены презентовали композиции, существенно изменив их хронологию.
Почти все столики к тому времени уже были заняты, люди прохаживались вдоль барной стойки, вкушали вина разнообразной расцветки и вели беседы, в суть которых ваша покорная слуга предпочла не вникать, проявив уважение к музыке. Хотя все же на минуту внимание было перехвачено меню. Например, выпить чашечку чая под временами буквально космические звуки гитарного соло обошлось бы в 50 рублей, кофе — 150. А самым недорогим яством оказался треугольник с уткой за 120 рублей.
В антракте гостям фестиваля предложили посетить музей ИЗО, а вместе с тем укрыться от обезумевших от обилия культурной крови комаров. Большая часть пришедших, действительно, незамедлительно проследовала к входу в музей. Но не детские рисунки времен Второй мировой, собранные в экспозицию «А были вместе детство и война», вызвали интерес у большинства, а расположенная тут же уборная. Искусство ненадолго уступило физиологии.
УСПЕХ МЕРАБОВОЙ ПЕРЕПЛЮНУТЬ ПОКА НЕ УДАЕТСЯ
После непродолжительного перерыва музыканты встретили рассевшихся обратно зрителей так называемым Intro. По словам Чекмаковского, только в случае с Intro в джазе простительно отсутствие ритма. А вот что непростительно, по мнению гитариста, так это пиратство. Джазмены, как оказалось, не менее ревностно подходят к вопросам нарушения авторских прав, нежели звезды шоу-бизнеса. На вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» об отношении к выкладыванию музыки в социальных сетях, Павел ответил с долей ностальгии: «Раньше выходил альбом на виниле и все за ним бегали, охотились, перезаписывали... А сейчас зашел в интернет, скачал, и у тебя все есть. Люди перестают понимать, чего они хотят. Надо, чтобы был небольшой дефицит, чтобы приходилось искать, заказывать где-то, вылавливать то, что заинтересовало. Тогда только можно почувствовать вкус музыки в полной мере».
Почувствовать вкус джаза минувшим вечером пришли, как и на прошлой неделе, около 3,5 сотен человек. По словам организаторов IX фестиваля «Jazz в Усадьбе Сандецкого», число проданных билетов на концерт квартета Чекмаковского и Полины Зизак примерно одинаково, но, безусловно, визит в наш город Мариам Мерабовой вызвал у публики куда больший интерес. Мужской джаз-бэнд стал в этом фестивальном сезоне первым, кто не был замечен в участии в популярных телевизионных проектах. «Что ни праздник Новый год, то одни и те же артисты, поэтому здорово, когда появляются на ТV новые лица и новые имена. Еще вчера они выступали в барах, а сегодня их знает вся страна. Другое дело, что они поют. Я, например, сторонник того, чтобы развивать какую-то свою идею, а не просто петь кавера и проживать чужую жизнь. Но сам я не принял бы участия в шоу подобного формата», — поделился с «БИЗНЕС Online» размышлениями Чекмаковский.
Задерживаться в Казани москвичи не стали и, несмотря на грядущее открытие водного мундиаля, утром собирались покинуть столицу Татарстана. А тем, кто считает, что спорт и искусство несовместимы, жизнь приготовила весомый контраргумент — в следующий четверг фестивальный джазовый вечер станет выездным и пройдет в парке FINA, кроме того, квинтет Евгения Борца и Диана Поленова выступит для всех пришедших совершенно бесплатно.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 1
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.