«ЧТОБЫ У ЧЕЛОВЕКА НЕ ОСТАЛОСЬ НИ ОДНОЙ ПРИЧИНЫ ИМЕТЬ АВТОМОБИЛЬ»

Сервис заказа такси Uber, с помощью которого пользователи могут вызывать и оплачивать услуги такси и частных водителей, начинает экспансию в города-миллионники России — в некоторых из них он заработает до конца года. Об этом накануне заявил российский генеральный менеджер компании Михаил Фишер. В настоящее время такси Uber могут заказать жители Москвы, Санкт-Петербурга и Екатеринбурга.

«В трех городах мы работаем. Нам интересен любой город с населением более 500 тысяч человек, в первую очередь города-миллионники. Планируем в этом году запустить сервис в нескольких городах», — приводит «Интерфакс» слова Фишера.

Компания рассматривает абсолютно всю территорию России, не только до Урала. «Сейчас мы видим ситуацию, когда люди скачивают и открывают приложение даже там, где Uber не присутствует», — добавил он.

Планы по инвестициям Фишер не уточнил, сославшись на коммерческую тайну. Долгосрочная цель компании — отказ людей от личных автомобилей. «В среднем личный автомобиль используется 4 процента времени, остальные 96 процентов он стоит. Наша цель — снизить стоимость проезда в такси настолько, чтобы у человека не осталось ни одной рациональной причины иметь личный автомобиль», — пояснил он.

Фишер не раскрыл, куда в первую очередь придет Uber, но на сайте компании появилась вакансия операционного координатора в Казани. Согласно описанию, требуется сотрудник с высокими организаторскими способностями, навыками коммуникации, опытом аналогичной работы в течение года-двух. Могут попробовать себя недавние выпускники вузов. В обязанности входит взаимодействие с командой, обеспечение оборудованием водителей, работа с документацией, анализ работы и ее усовершенствование. В качестве бонуса — «редкая возможность менять мир, создавая продукт, которым пользуются все вокруг».

Компания Uber основана в Кремниевой долине Сан-Франциско в 2009 году и представляет собой мобильное приложение для заказа такси. С использованием приложения в мире ежедневно совершается около 1 млн. поездок в 320 городах в 58 странах. Интересно, что на сайте компании указаны инвесторы, среди которых — банк Goldman Sachs и Google Venture.

Чтобы совершить поездку, пользователю необходимо зарегистрироваться — указать имя, фамилию, адрес почты, номер мобильного телефона, номер банковской карты, срок ее действия, а также трехзначный код на обороте карты, который используется для безналичных расчетов. Затем в приложении (подходит для iPhone и устройств операционной системы Android) необходимо вызвать такси, программа сама определит ваше местоположение по GPS и отправит к вам ближайшую машину либо ту, которую выберете вы. После поездки программа сама спишет с вашей кредитки сумму за проезд.

Ранее газета «Ведомости» сравнила Uber с booking.com для автомобилей, сообщив, что в России свои услуги через Uber может предложить любой водитель с лицензией на перевозку пассажиров. Плата — 20% от суммы заказа.

При этом тариф бюджетного варианта UberX равняется 50 рублям за посадку, к которым прибавляется по 8 рублей за каждый километр пробега — смешные для Москвы деньги. Даже в Казани, например, у лидера рынка — такси «Татарстан» — посадка стоит 60 рублей, а дальше — 13 рублей за каждый километр по городу, 16 рублей — за городом.

В ЕВРОПЕ КЛОКОЧЕТ ИЗ-ЗА UBER, В РОССИИ БУЛЬКАЕТ

Отсюда главное преимущество Uber — низкие цены в экономклассе. Причем Uber настолько «роняет» цены и теснит традиционные таксомоторные компании, что во всем мире его экспансия сопряжена в буквальном смысле с бунтами таксистов. В июне этого года таксисты Парижа, Лондона, Берлина, Милана и некоторых других городов Европы провели акцию, протестуя против Uber. Одно из самых ярких противостояний произошло в Париже — там таксисты перекрыли доступ к воздушным гаваням французской столицы Шарль де Голль, образовав пробки в 260 километров. Дело дошло до стычек с полицией, разгрома машин конкурентов и сжигания покрышек. Таксисты во время бессрочной забастовки по всей стране потребовали от правительства запрета приложения Uber, поскольку оно якобы продвигает услуги непрофессиональных водителей, не имеющих лицензии. По словам представителя французского профсоюза таксистов FTI Абделькадера Моргада, выручка таксистов в стране упала на 30 - 40% за последние два года из-за Uber и подобных сервисов.

Во Франции после бунтов были задержаны два руководителя местного Uber, которых заподозрили в противоправных действиях. Дело в том, что с 1 января 2015 года во Франции вступил в силу закон, запрещающий деятельность UberPOP на территории страны. Представители компании, штаб-квартира которой находится в США, заявили, что будут работать до решения Верховного суда Франции. Ранее Uber уже запретили в некоторых штатах Австралии, нескольких городах Германии, нескольких городах Индии, в Испании, в Китае и в некоторых штатах США.

В Италии глава местного подразделения Uber Бенедетта Арезе Лучини была вынуждена нанять телохранителей после того, как ее закидали яйцами. «Они (обычные таксисты Италии) хотят затормозить развитие рынка. Это все равно что пытаться удержать стену, которая рушится. Вместо того чтобы идти в ногу со временем и принять новые технологии, они расценивают нас как угрозу», — обиженно заявляла генеральный менеджер Uber Italy.

В прошлом году требования о запрете Uber звучали с родины мобильного приложения — США. Добавим, что в Бельгии и Испании местные власти, почувствовав рьяное недовольство таксомоторных компаний, Uber уже запретили.

В России Uber пришел в начале прошлого года. До громких и согласованных акций таксистов в городах присутствия не дошло, но в сентябре прошлого года зампредседателя комитета Госдумы по транспорту, депутат от ЛДПР Александр Старовойтов предложил запретить данный сервис заказа такси в России. По мнению депутата, приход Uber в Россию является угрозой для рынка такси: компания уже обвалила национальные рынки более чем в 50 странах мира. Ни один из официальных операторов не сможет выдержать конкуренции при заявленном Uber минимальном тарифе в 99 рублей, убежден он. В департаменте транспорта Москвы поддержали инициативу Старовойтова. В качестве аргумента против стороны заявляют, что из-за формата Uber приложением смогут пользоваться нелегальные перевозчики, хотя таксисты обязаны иметь разрешения на осуществление такой деятельности. Кроме того, по мнению депутата, сервис не отвечает за качество оказанных услуг.

В конце июля представители московских служб такси выступили с инициативой проверки Uber и «Яндекс.Такси». «Агрегаторы не несут затрат, которые несем мы: у них нет ни медосмотра водителей, ни их подготовки, ни обновления парка», — заявил на слушаниях глава «Нового желтого такси» Феликс Маргарян. Представители профессионального сообщества считают деятельность агрегатора Uber незаконной, так как с его доходов не уплачиваются налоги в российскую казну.

В итоге ФАС провела проверку деятельности Uber и «Яндекс.Такси», но никаких нарушений не нашла. Более того, замруководителя ФАС Андрей Цариковский заявил, что сам пользуется сервисом и находит его крайне удобным. «Это очень удобно: нажимаете кнопку — и ближайшее такси подъезжает к нужному месту», — сказал он.

Однако, несмотря на все декларации Uber о работе только с лицензированными таксистами, игроки рынка считают, что сервис привлечет нелегальных таксистов. «Надо начинать с федерального закона №69 (закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», коснувшийся деятельности такси, прим. авт.), который просто не действует, — высказал «БИЗНЕС Online» мнение Алексей Быстров, генеральный директор такси «Казань». — Была у нас компания «Белый барс» со своим автопарком (фирма не выдержала конкуренции с диспетчерскими службами и обанкротилась прим. авт.)... А открытие новых сервисов по заказу такси не дает положительного результата: такси не развивается, качества не будет. Частники и нелегалы будут ездить. Причем они никогда не будут работать так, как официальные такси, потому что работают по принципу: своя машина, как хочу, так и езжу».

ЧЕМ «ТАТАРСТАН» ЛУЧШЕ UBER

Через два-три года после запуска сервисы, подобные Uber или «Яндекс.Такси», могут рассчитывать в совокупности на 25 - 35% от доли регионального рынка легальных перевозок (он, в свою очередь, не превышает трети всего рынка), предположил газете «БИЗНЕС Online» финансовый аналитик ИХ «Финам» Тимур Нигматуллин. «Основные конкурентные преимущества сервисов перед региональными таксомоторными компаниями — низкие тарифы, высокое качество сервиса, удобство заказа, безопасность и возможность совершения безналичных платежей. Я не исключаю, что усиление конкуренции приведет к тому, что с рынка уйдет часть наименее эффективных игроков», — отметил он.

В Казани в последнее время появилось несколько мобильных приложений по вызову такси. Одно из них — Wheely, где в тарифе «Экспресс» стоимость складывается из посадки в 50 рублей плюс 4 рубля за минуту и 10 рублей за километр.

Другой сервис Iway предлагает трансфертные услуги между вокзалами, аэропортом Казани и городом. Например, из любой точки города до ж/д вокзала трем пассажирам можно доехать за 650 рублей, из аэропорта в любую точку в черте города — за 1,25 тыс. рублей. Сервис планирует только от трансферта перейти к перевозке пассажиров по городу.

Но самый главный конкурент Uber в Казани — мобильное приложение такси «Татарстан» TapTaxi (из-за него же Wheely и Iway не могут развернуться так, как работают в других городах). Приложение имеет более 500 тыс. скачиваний и, по оценкам некоторых игроков, занимает около 60 - 70% рынка. Главным минусом TapTaxi по сравнению с Uber является невозможность оплатить поездку банковской картой. В то же время у Uber нет возможности вызова машины на определенное время, а водитель не получает приоритета в вызове, если у него новая машина или более высокого класса. «У Uber система оплаты проходит через Нидерланды. С вашей рублевой карточки деньги проходят кросс-курс: если у вас Visa, деньги сначала будут переведены на курс доллара, затем — на курс евро, потом только начинается отсчет. То есть разница в курсе валюты тоже будет влиять на цену. Ценник в результате будет недешевым, а в Казани цены на такси очень низкие. А если Uber будет дороже, соответственно, здесь ниша этого сегмента уже занята. Возможно, самим водителям будет невыгодно работать по ценам Uber», — говорит Азамат Сабиров, гендиректор АVT (занимался развитием Wheely и Iway в Казани), добавляя, что сегодня в Казани можно «за 100 рублей ездить на Toyota Camry». По его мнению, из-за TapTaxi перспективы Uber в Татарстане довольно туманны. Тем более перед глазами результат сервиса «Яндекс.Такси», с которым Uber часто ставят на одну доску: придя в Казань в конце 2012 года, сервис так и не прижился и в настоящее время в столице Татарстана не работает.

Получить комментарии такси «Татарстан» газете «БИЗНЕС Online» не удалось.

«UBER СТРОИТ СВОЙ БИЗНЕС НА ЧУЖИЕ ДЕНЬГИ, А МЫ ЗНАЕМ, СКОЛЬКО СТОИТ СТРОИТЬ ФИЛИАЛЬНЫЕ СЕТИ»

Эксперты, опрошенные «БИЗНЕС Online», отмечают высокую конкуренцию на рынке Татарстана, поэтому не прогнозируют увеличение большой доли Uber.

Павел Стенников — начальник отдела по связям с общественностью службы заказа такси «Максим»:

— Приход на рынок услуг такси в Казани еще одного крупного игрока пойдет всем на пользу, хотя ничего принципиально нового и революционного он не предлагает. Uber заходит только в большие города, где без значительных усилий может найти своего потребителя. Если бы он на самом деле мог предложить что-то лучшее, то этой компании стоило бы опасаться. Но в настоящее время рынок в Казани достаточно развит, у российских компаний есть все современные инструменты, чтобы не опасаться прихода иностранного игрока. Жители Казани уже давно пользуются отечественными мобильными сервисами для вызова такси, например, у службы заказа такси «Максим» есть фирменное приложение «Максим: заказ такси».

Uber сложно будет завоевать существенную долю рынка. Деньги в компании — это число водителей, перевозящих пассажиров. У Uber комиссия для водителей — 20 процентов, а у службы заказа такси «Максим» — 10 процентов. Глобально скачиваний Android-приложения для клиентов Uber — от 10 до 50 миллионов, а водительского приложения — всего от 0,5 до 1 миллиона, причем еще недавно было 0,1 - 0,5 миллиона скачиваний. Если у Uber столько же водителей по всему миру, сколько у нас только в нескольких городах России, то разве это серьезный конкурент? Какой смысл им писать про весь мир, если у них машин нет? К тому же цена поездок в Казани ниже, чем в столицах, поэтому зарабатывать на высоких ценах Uber не сможет.

Uber строит свой бизнес на чужие деньги, а мы знаем, сколько стоит строить филиальные сети. У данной компании есть большой риск, что из-за отсутствия инвестиций для нее резко все закончится.

В принципе, мы ожидали появления Uber на нашем рынке. Если у них действительно будет хороший сервис, который найдет своих пассажиров, то мы сможем улучшить свой. Но еще неизвестно, как люди отнесутся к американской компании: могут вспомнить про санкции США в отношении России и выбрать отечественное, такое же или более качественное, чем американское.

Валерий Исаев — учредитель службы такси «Фортуна» (Набережные Челны):

— Успех Uber в Казани будет, на мой взгляд, зависеть от их вложений в рекламу и от того, насколько твердо на ногах будут стоять местные фирмы. Я не думаю, что Uber представляет какую-то опасность для крупных фирм в вашем городе. Если говорить о Набережных Челнах, то судьбу местных компаний такси этот сервис на данный момент вряд ли сильно изменит. Пока у нас народ к этому сервису не готов, ведь такие компании не принимают заказы ни по телефонам, ни через диспетчеров, как «Яндекс.Такси». В городах-миллионниках народ еще более-менее продвинутый, чтобы заказывать такси через интернет, так уже давно все работает. А в малые города сколько такие крупные компании ни заходили, много не вытеснили. Все крупные фирмы такси все равно там остались.