В распоряжении «БИЗНЕС Online» оказалось письмо начальника СК РФ по РТ Павла Николаева в адрес врио президента РТ Рустама Минниханова, в котором он бьет тревогу по поводу работы минлесхоза РТ. По данным следователей, лесничие по всей республике массово водили за нос руководство: составляли липовые протоколы на подставных людей, платили за них копеечные штрафы и получали премии за образцовую службу. В самом минлесхозе оправдываются тем, что все подлоги были при прежнем руководстве.
По результатам прошлого года в Татарстане было зарегистрировано 644 нарушения требований лесного законодательства с общей суммой ущерба в 6,6 млн. рублей. Выявляемость нарушителей составила 98% |
ОХОТА ЗА РАЗОРЕННЫМИ МУРАВЕЙНИКАМИ
Похоже, у руководства минлесхоза завелись влиятельные недоброжелатели. В редакцию газеты «БИЗНЕС Online» пришло анонимное письмо (адрес в лучших традициях жанра написан печатными буквами) с целым ворохом «компромата» в виде писем и справок от руководителя следственного комитета РТ Павла Николаева, министра лесного хозяйства РТ Алмаса Назирова и управления по вопросам антикоррупционной политики.
В своем письме от 25 июня на имя врио президента Рустама Минниханова руководитель СК по Татарстану бьет тревогу, говорит об «искажении действительного положения дел в лесном хозяйстве» и просит провести служебную проверку. Из письма следует, что только за первое полугодие следственный комитет возбудил аж 33 уголовных дела в отношении мастеров леса, сотрудников ГКУ «Лесничество», подведомственного минлесхозу РТ. Всему виной практика, которая распространилась среди лесничих по всей республике, — они фальсифицировали протоколы о совершении административных правонарушений. Причем фальсификации носили системный и массовый характер.
Схема была такова — мастера леса вносили в протоколы заведомо ложные сведения о правонарушениях на своих родственников и знакомых. Эти протоколы пачками отправлялись в минлесхоз. Там их, по всей видимости, не проверяли и сразу же выносили постановления о привлечении к административной ответственности. На мнимых нарушителей накладывали штраф, который чаще всего выплачивали сами лесничие, благо суммы в основном были небольшие — от 300 до 500 рублей, а то и меньше. Для этого выбирались в основном самые незначительные нарушения, такие как уничтожение муравейников, повреждение лесохозяйственных знаков.
Но мастерам леса от этих штрафов была польза и выгода — сфальсифицированные протоколы помогали им создать видимость ударной работы. За выполнение плановых показателей по штрафам «стахановцы», по сведениям Николаева, получали денежные премии. Теперь бумажные успехи обернулись большими проблемами.
В своем письме на имя Рустама Минниханова руководитель СК по Татарстану Павел Николаев (на фото с Артемом Хохориным (слева) бьет тревогу, говорит об «искажении действительного положения дел в лесном хозяйстве» |
К примеру, как выяснил «БИЗНЕС Online», лесничий из Бугульминского района Сергей Крупенченко в марте был осужден за то, что составил на своего знакомого Сергея Пенькова фиктивные документы. Приговор имеется в свободном доступе на сайте суда. Согласно этому документу Крупенченко принес в лесничество акт о лесонарушении, план участка незаконной рубки леса и протокол об административном правонарушении (за незаконную рубку сухостойных деревьев, а именно осины). Пеньков был привлечен к ответственности, ему был назначен штраф в 153 рубля. Несмотря на то что Крупенченко взял все расходы на себя, его товарищ обратился в суд и стал потерпевшим в уголовном деле о служебном подлоге и превышении должностных полномочий. В итоге суд принял во внимание раскаяние лесничего и назначил ему наказание, не связанное с лишением свободы, — Крупенченко осужден на один год и шесть месяцев условно.
Такие же истории систематически происходили в Альметьевском, Бугульминском, Нижнекамском, Верхнеуслонском, Рыбно-Слободском, Мамадышском, Елабужском и других районах. Словом, эпидемия приписок охватила практически все лесное хозяйство Татарстана.
75 ПРЕСТУПЛЕНИЙ В ЛЕСНОМ ХОЗЯЙСТВЕ: ПОДЛОГИ И ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ
Вся эта история, по-видимому, заинтересовала Минниханова, так как он перенаправил письмо премьер-министру РТ Ильдару Халикову с визой «Доложить лично».
Следующий документ от 3 июля — приказ минлесхоза «Об устранении нарушений закона», из которого ясно, как министр Назиров отреагировал на вал уголовных дел в своем ведомстве. Сразу отметим, что ни одного увольнения не произошло. Должностные лица, которые выносили решения о привлечении к административной ответственности, не изучая материалы и не проводя проверки, привлечены к дисциплинарной ответственности. К примеру, первому заместителю министра Харису Мусину «объявлено замечание». Ему же дано распоряжение тщательнее контролировать работу лесничих. А самим лесничим дан указ впредь исключить фальсификацию.
10 июля свой анализ Минниханову отправила команда Марса Бадрутдинова — начальника управления президента РТ по вопросам антикоррупционной политики.
Команда Марса Бадрутдинова (на фото) указывает на то, что необходимо изменить подходы, реализуемые министерством при формировании показателей работы |
Выяснилось следующее: во время отчета по результатам прошлого года минлесхоз рапортовал, что инспекторами ГКУ «Лесничество» в Татарстане было зарегистрировано 644 нарушения требований лесного законодательства с общей суммой ущерба в 6,6 млн. рублей. Выявляемость нарушителей при этом оказалась выше всяких похвал — 98% при установленном пороговом значении в 60%. В итоге ведомство, возглавляемое Назировым, с гордостью констатировало: количество выписанных протоколов в прошлом году увеличилось на 7,7%.
Но правоохранительные органы показали эту статистику в ином свете. По данным МВД (подчиненные Артема Хохорина провели исследование в июне), по несуществующим основаниям составлена «заметная» часть протоколов лесничих за прошлый год.
При этом Бадрутдинов приводит еще более угрожающую статистику: в этом году правоохранительные органы выявили в сфере лесного хозяйства уже 75 преступлений. Из них 32 были квалифицированы как «злоупотребление должностными полномочиями» и 43 связаны со «служебным подлогом». Чтобы понять, как крепко взялись силовики за ведомство Назирова, достаточно сказать, что за весь прошлый год таких дел было всего четыре.
Причастными к преступлениям оказались 30 должностных лиц, из них на 12 представителей лесничеств дела уже переданы в суд, в отношении троих преследование было прекращено «по нереабилитирующим основаниям» (по всей видимости, речь идет об амнистии).
По данным Алмаса Назирова (в центре), все вскрытые коррупционные преступления относятся к 2011 - 2012 годам, когда ведомством руководил Наиль Магдеев |
МИНЛЕСХОЗ: ВСЕ ЭТО БЫЛО ПРИ МАГДЕЕВЕ
Судя по данным докладов об осуществлении государственного контроля в сфере лесного хозяйства, в 2011 году этим нелегким делом занимался лишь 21 специалист отдела госконтроля в центральном аппарате. Однако приказом министра лесного хозяйства (на тот момент Наиля Магдеева) от 14 сентября 2011 года контрольные функции были переданы и лесничествам. За счет этого номинально число контролеров, по данным на 2014 год, подскочило до 658 инспекторов (из них в аппарате министерства все тот же 21 человек). В аналитической части доклада неизменно подчеркивалось, что эта мера «способствовала улучшению показателей» наряду с обеспечением лесничих автотранспортом. Теперь становится понятно, что автотранспорт лесничие принимали охотно, а вот на возложение дополнительных обязанностей отреагировали по древней российской традиции — валом очковтирательства, которое, по-видимому, устраивало и начальство.
В своем ответе на запрос «БИЗНЕС Online» Назиров подчеркивает, что, вопреки данным СК, никакого вознаграждения за привлечение к административной ответственности (составление протоколов) не предусмотрено. Бадрутдинов же отмечает, что от лесничих требуют ловить конкретных нарушителей, а если в ходе плановых ревизий работники министерства выявляют незапротоколированные лесничими нарушения, то последних привлекают к дисциплинарной ответственности. Так, опасаясь гнева начальства, лесники и начали фантазировать.
Впрочем, в своем комментарии Назиров переводит стрелки, отмечая, что надзор за административной практикой вела прокуратура и никаких замечаний по качеству подготовки документов не было. Не поступало на лесных инспекторов и жалоб от населения. Наконец, пожалуй, главная деталь в ответе министра: по данным Назирова, все вскрытые должностные преступления относятся к 2011 - 2012 годам. Тем самым он делает прозрачный намек, что речь идет об эпохе Магдеева,который ныне возглавляет исполком Челнов. А Назиров, который пришел в министерство лишь в сентябре прошлого года (до этого он был главой Арского района), о порочной системе «приписок» мог и не знать.
К слову, у следственного комитета были серьезные вопросы к минлесхозу эпохи Магдеева лишь однажды. В ноябре прошлого года было возбуждено уголовное дело в отношении неустановленных сотрудников министерства — они подозревались в служебном подлоге и превышении должностных полномочий. Эти неустановленные сотрудники на основании сфальсифицированных документов передали лесной участок на берегу Волги дачному кооперативу «Полянка». В итоге дачи себе на волжском побережье отстроили небезызвестные в Татарстане чиновники. Расследование уголовного дела, впрочем, так и не установило, кто из подчиненных Магдеева мог провернуть махинации с землей «казанской Рублевки».
Приписки в минлесхозе начались в эпоху Наиля Магдеева |
«ЭТО ВСЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ГОНКИ ЗА «ПАЛКОЙ»
Делая выводы, команда Бадрутдинова в своем информационном письме Минниханову отмечает, что при нынешней системе коррупционные риски неминуемы. «Если не изменить подходы, реализуемые министерством при формировании показателей работы, это может привести к ситуации, когда к уголовной ответственности будет привлечено значительное число должностных лиц, работающих в ГКУ «Лесничество», — делает неутешительный вывод в своем письме Бадрутдинов, давая понять, что выявленные приписки — только самая макушка айсберга.
«Это все последствия гонки за «палкой», — прокомментировал ситуацию «БИЗНЕС Online» Бадрутдинов. — Никакой эффективности от такой работы нет. Вот Россельхознадзор, например, выявил и довел до суда много случаев нецелевого использования сельхозземель. Работа контрольно-надзорных органов такой и должна быть — до победного конца».
Бадрутдинов напоминает, что в торговый центр «Адмирал» приходило много проверяющих, но до логического конца дело никто так и не довел — это одна из причин данной трагедии. Теперь контрольно-надзорные органы вынуждены «пожинать этот результат».
«И с лесниками примерно такая же ситуация, это большой упрек руководителям, которые собирают данные липовые отчеты, — продолжает Марс Сарымович. — Могли бы задуматься — если из районов идут такие положительные отчеты, надо выезжать на места и проверять. А они поощряли работу неэффективных руководителей. Министерство в этой системе — координатор работы. Там должны быть люди, которые не только сидят в кабинетах и собирают отчеты, но и вникают, проверяют. Этими фальшивыми протоколами чиновники подставляли и себя, и других».
Что ж, похоже, поучительная история татарстанских лесничих могла бы стать кейсом для учебников по менеджменту для госуправленцев. И далеко не только в сфере лесного хозяйства.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 123
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.