КАПО СТАНЕТ ЯДРОМ СПЕЦИАЛЬНОЙ АВИАЦИИ

Президент ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация" (ОАК) Алексей Федоров в интервью газете "Коммерсантъ" рассказал о том, что государство вынуждено субсидировать убыточное производство пассажирских самолетов семейства Ту-204/214 и Ил-96, а Казанское авиационное производственное объединение планирует сделать головным предприятием новой бизнес-единицы корпорации "Специальная авиация".

РАБОТА СЕБЕ В УБЫТОК

— Сразу после совещания пошли слухи, что вы можете уйти в отставку. Не предлагали написать заявление?

— Меня эти слухи абсолютно не волнуют, так как я считаю, что я и мои коллеги профессионально занимаемся своим делом. Если государство как основной акционер ОАК примет решение сменить менеджмент, решение будет исполнено независимо от моего желания. Та критика, которая прозвучала в наш адрес, во многом справедлива. Особенно упреки в убыточности некоторых наших проектов. Но мы вынуждены поддерживать производство убыточных самолетов — прежде всего это Ил-96 и Ту-204 — и идем на это сознательно. Запуск в серию новых типов требует много времени, а производство невозможно закрыть на год или два, а потом открыть снова. Уже в этом году начинаем поставки новых Ан-148, готовимся к выпуску SSJ-100, модернизированного Ту-204СМ.

— На совещании в Жуковском ОАК, оценившей свои потребности в дополнительном финансировании в 122 миллиарда рублей, было обещано лишь 18,2 миллиарда на докапитализацию дочерних компаний. Авиастроителям придется умерить свои аппетиты?

— Протокола совещания я еще не видел, но надеюсь, в нем будет зафиксировано, что объем господдержки снижаться не будет, в том числе путем финансирования напрямую из бюджета и через федеральные целевые программы. Мы сейчас одновременно ведем запуск десяти проектов — случай беспрецедентный для нашего авиапрома. Даже во времена СССР параллельно такое количество новых самолетов не запускалось. Нет такой практики и у ведущих мировых авиастроительных концернов. На целевое финансирование проектов транспортной авиации предполагается выделение в течение 2009-2011 годов около 10 миллиардов рублей. Еще порядка 25 миллиардов в 2009-2010 годах ОАК требуется на увеличение уставного капитала, который расходуется прежде всего на запуск новых гражданских продуктов и техническое перевооружение предприятий. Из них 13,4 миллиардов рублей мы запросили дополнительно. Отдельный разговор связан с покрытием необеспеченных кредитов. За долгие годы предприятия ОАК, а также РСК МиГ и КАПО   набрали кредитный портфель, который в сумме сейчас составляет около 150 миллиардов рублей, из них 64,4 миллиарда — так называемые плохие долги.

"У НАС НЕТ 8 МЛРД НА ПРОЕКТ ТУ-334"

— Есть ли какое-то будущее у регионального самолета Ту-334?

— В нише региональных машин мы уже запустили два проекта — Ан-148 и SSJ-100. Запускать третий проект в конкуренцию первым двум было бы, по меньшей мере, неразумно. До кризиса мы считали, что Ту-334 мог бы найти свое место на рынке бизнес-джетов — большой диаметр фюзеляжа позволял создать очень комфортные условия для VIP-салонов. До кризиса этот сегмент рынка развивался бурно, но сейчас встал. Мы не отвергаем окончательно мысль производить Ту-334, но пока его судьба подвешена: запуск в производство потребует порядка 8 миллиарда рублей, и этих денег у нас нет.

— В сентябре на рассмотрение совета директоров ОАК должна быть вынесена новая структура корпорации. Она уже окончательно определена?

— Да. Мы создаем три бизнес-единицы, как и планировали, но структуру немного меняем. С единицей "Боевая авиация" ничего не изменилось, она, как и планировалось, будет создана на базе компании "Сухой", РСК МиГ и нижегородского Сокола. Вместо отдельных единиц гражданских и транспортных самолетов будет объединенная "Коммерческая авиация" на базе Иркута с передачей туда ВАСО и Авиастар-СП, а также управляющих компаний "ОАК — гражданские самолеты" и "ОАК — транспортные самолеты" вместе с АК "Ильюшин". Третьей будет бизнес-единица "Специальная авиация" — это стратегические и дальние бомбардировщики марки "Туполев", спецавиация на базе Ту-214 и Ил-76, а также гидроамфибии. Базовым предприятием единицы выбран "Туполев" с передачей туда активов КАПО и так называемого таганрогского куста — ТАВИА и ТАНТК им. Бериева.

"Коммерсантъ" (в сокращении)