Сегодня УФАС по РТ рассмотрит дело в отношении федерального «Аэрофлота», заподозренного в завышении цен. Жалобу на авиакомпанию подали три жителя Татарстана, которым билеты экономкласса в Москву обошлись аж в 23 тыс. рублей. Как выяснилось, у авиакомпании — целых 11 почти ничем не различающихся, кроме цены, билетных подклассов. Эксперты «БИЗНЕС Online» считают, что подобные схемы в порядке вещей, но говорить об обдираловке на фоне убытков авиаотрасли в 20 млрд. рублей не приходится.
У «АЭРОФЛОТА» НАШЛИСЬ ПРИЗНАКИ ДОМИНИРОВАНИЯ
Первое рассмотрение дела в отношении ОАО «Аэрофлот — Российские авиалинии», исход которого в потенциале может затронуть всю авиаотрасль страны, состоится сегодня в УФАС по РТ. Антимонопольщики заподозрили, что с начала 2014 года крупнейшая авиакомпания России установила необоснованные цены на направлениях Казань — Москва и Москва — Казань.
Основанием для рассмотрения иска стали три обращения от граждан, в которых они жалуются на дорогие билеты в экономклассе, сообщил газете «БИЗНЕС Online» заместитель руководителя УФАС по РТ Павел Ко́зел. Ведомство установило, что, согласно сайту «Аэрофлота», у перевозчика есть экономкласс как за 6 - 10 тыс. рублей, так и за 23 тысячи. «Сами представляете, что 23 тысячи за экономкласс — это не совсем экономкласс», — обращают внимание антимонопольщики и добавляют, что самые дорогие билеты в этом сегменте по данному направлению выявлены именно у «Аэрофлота».
Выяснилось, что в рамках одного класса обслуживания у перевозчика существует множество так называемых подклассов бронирования с самым широким диапазоном цен. Так, в экономклассе существуют целых 11 подклассов, некоторые из них между собой различаются, как считают в УФАС, несущественно (например, по сроку действия обязательства по перевозке), но имеют разительное отличие по цене.
«В итоге вы можете купить билет за 20 тысяч рублей, а ваш сосед — за 8 тысяч», — отмечают в УФАС. В отношении бизнес-класса у перевозчика подобной широты предложения нет, но не исключено, что в ходе рассмотрения дела претензии возникнут и по нему.
Антимонопольщики отмечают, что в ходе разбирательства проверят и долю «Аэрофлота» на рынке перелетов между двумя городами. «Монополистами их называть некорректно, но имеются признаки того, что они занимают доминирующее положение», — констатируют в управлении. И хотя за нарушение нормы закона о защите конкуренции «Аэрофлоту» грозит вполне смехотворный штраф — 1 млн. рублей, может быть создан прецедент и, самое главное, скорректирована ценовая политика.
50 ТЫС. ЗА ПОЛТОРА ЧАСА В ВОЗДУХЕ
Всего сегодня из Казани в Москву и обратно можно улететь 16 рейсами различных авиакомпаний. У «Аэрофлота» — больше всех, а именно 6. Согласно сайту ОАО «Международный аэропорт «Казань» (МАК), самые дешевые (на момент подготовки материала) билеты у Red Wings (два рейса от 5,3 тыс. рублей), самые дорогие — у «Аэрофлота» (три рейса по 8,2 тыс. рублей и два по 9,7 тыс.). Впрочем, у национального перевозчика РФ есть более доступный рейс — по 7,2 тыс. рублей. Также на данном направлении работают «ЮВТ-Аэро» (два рейса по 5,4 тыс. рублей), Transaero (один рейс по 6,15 тыс.), S7 (пять рейсов по 7,4 тыс. рублей).
Интересно, что цены на сайте самого «Аэрофлота» отличаются от предложения МАК в большую сторону. Скажем, на завтра имеется 6 прямых рейсов, на которых можно купить места в экономклассе от 6,8 тыс. до... 21,8 тыс. рублей и в бизнес-классе от 31,8 тыс. до 41,8 тыс. рублей. Если выбирать на неделю вперед, то на выбор представлены 17 рейсов, сообщает сайт МАК. Самый доступный у «ЮВТ-Аэро» (4,3 тыс. рублей), самый дорогой у S7 (7,4 тыс.). Билеты «Аэрофлота» чуть ниже этой самой высокой планки — 7,2 тыс. рублей. Опять же более богатый выбор на сайте самой авиакомпании — из шести прямых рейсов бюджетные билеты по цене от 6,8 тыс. до 21,8 тыс. рублей. Бизнес-класс — от 31,8 тыс. до 51,8 тыс. рублей.
Изучив этот порядок цифр, УФАС потребовало от «Аэрофлота» объяснений: из каких затрат формируются цены, варьируемые в столь широком диапазоне, каково их экономическое обоснование при том, что класс обслуживания один и тот же? На данный момент объяснения авиаперевозчика неизвестны, но УФАС предполагает, что чем выше спрос на конкретный рейс, тем дороже открываются подклассы бронирования, а дешевые предложения убираются из продажи. Антимонопольщики обнаружили, что стоимость билета может не зависеть от времени его покупки, хотя обычно чем раньше приобретается заветный квиток, тем дешевле. К примеру, если многочисленная делегация выкупила почти весь салон и осталось только 20% мест, то на продажу за две недели до вылета будут выставлены только дорогие билеты. Если же в последний момент вылет делегации сорвется, то можно будет и за два дня до вылета купить дешевые билеты, так как освободится много мест.
Позицию «Аэрофлота» по поводу «притязаний» УФАС узнать не удалось — в течение нескольких дней авиакомпания так и не смогла откликнуться на запрос «БИЗНЕС Online».
ВТОРОЙ РАУНД БИТВЫ
Отметим, что за плечами татарстанских антимонопольщиков уже есть опыт победы над «Аэрофлотом» по схожим основаниям. В 2013 году УФАС по РТ установило, что стоимость авиабилетов экономкласса у авиакомпании за два дня до вылета втрое выше, чем при его приобретении за месяц. Кроме того, комиссия в рамках рассмотрения дела посчитала, что уровни тарифов «Аэрофлота», применяемые в 2011, 2012, 2013 годах, необоснованно высоки и утверждены без всякого экономического, технологического и иного обоснования. Отметим, что в преддверии Универсиады изменение стоимости билетов на перелет из Москвы в Казань стало настолько очевидным, что эмоционально обсуждалось в соцсетях. Тогда газета «БИЗНЕС Online» выяснила, что цены на перевозки выросли в разы, например, перелет с «Аэрофлотом» из Шереметьево в столицу Татарстана влетал в 49,6 тыс. рублей.
«Аэрофлот» пытался оспорить решение УФАС в арбитраже, однако проиграл процесс и в 2015 году выплатил штраф в 650 тыс. рублей. И вот новая серия.
Эксперты «БИЗНЕС Online» из авиатранспортной отрасли отмечают, что вообще-то динамическое ценообразование используют многие крупные авиакомпании не только в России, но и в мире: чем больше спрос, тем, дескать, дороже услуга. Однако исход дела все равно предсказать трудно. К примеру, недавно ведомство Александра Груничева, недовольное тем, что вся сахарная отрасль России ориентируется на индикаторы цен, рассчитываемые Институтом конъюнктуры аграрного рынка, добилось права проверить ценообразование у всех 76 заводов России. Так что можно предположить, что и всех авиаперевозчиков, задирающих цены до небес на популярные рейсы, может постичь та же участь.
Ведомство Александра Груничева уже имеет опыт победы над «Аэрофлотом» по схожим основаниям |
«МИНИМУМ НА 20 МИЛЛИАРДОВ АВИАКОМПАНИИ ПРОСПОНСИРОВАЛИ СВОИХ ПАССАЖИРОВ»
Газета «БИЗНЕС Online» предложила экспертам высказать свое мнение относительно спора между УФАС и «Аэрофлотом».
Олег Пантелеев — главный редактор отраслевого агентства «АвиаПорт»:
— Впервые система управления доходами была введена в мировой авиаотрасли примерно в 70-х годах. Это некий программно-аппаратный комплекс, который помогает управлять тарифами для максимизации доходов. И сегодня все крупные авиакомпании во всем мире используют близкие методы... На мой взгляд, претензии ФАС противоречат здравому экономическому смыслу и бизнес-моделям, принятым не только в авиакомпаниях всего мира, но и плотно укоренившимся в учебниках по микроэкономике: «Товары и услуги повышенного спроса продаются по повышенной цене. Не пользующиеся спросом — продаются со скидкой, для того чтобы этот спрос стимулировать». Также антимонопольщикам следует обратить внимание на Воздушный кодекс, в котором указано, что установление тарифов является прерогативой авиакомпании... Вообще, авиационная отрасль России за прошлый год сгенерировала убытки более чем на 20 миллиардов рублей, а антимонопольщики считают, что авиакомпании наживаются на простых пассажирах. Хотя получается, что минимум на 20 миллиардов авиакомпании проспонсировали своих пассажиров.
Азамат Сабиров — генеральный директор AVT:
— Система действует следующим образом: как только идет быстрая покупка билетов на определенный рейс, дату, программа начинает закрывать дешевые тарифы. Здесь нет такого, что передние шесть рядов по одной цене, следующие ряды — по другой. Все регулируется программой, и соседние места могут сильно отличаться по цене. Подобная схема ценообразования есть почти у всех крупных авиакомпаний. И если возбуждают дело в отношении «Аэрофлота», то возникает вопрос, почему такая выборочность. Тем более что «Аэрофлот» не монополист. Да, его доля немаленькая (между Казанью и Москвой, я думаю, около 60 процентов рейсов — у «Аэрофлота»), однако конкуренция существует, люди могут выбрать более дешевые билеты у других компаний... Есть и другая сторона медали. Нужно понимать, почему клиенты выбирают «Аэрофлот». У них новые борта — не старше пяти лет, также компания тратит больше денег на безопасность, на подготовку полетов, постоянно увеличивается количество направлений, у них очень хороший аэропорт — Шереметьево. Ты платишь дорого за то, что получаешь гарантированный сервис. Также есть бонусные мили, программа лояльности и акции. По моему мнению, сейчас «Аэрофлот» даже лучше, чем, например, Lufthansa.
Рамис Музипов — руководитель практики юридического агентства «Юнэкс»:
— По общему правилу запрещаются действия по установлению монопольно высокой или монопольно низкой цены, если это приводит к ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц. Между тем на практике наличие указанных обстоятельств достаточно сложно доказать. Судебная практика по данному вопросу разнообразна. Чаще суды встают на сторону ФАС, но есть и исключения. Так, в одном из аналогичных дел суды признали правомерным такое поведение авиаперевозчика, указав, что его тарифная политика обусловлена сезонными изменениями спроса, увеличением трансферного потока на рейсах. В другом деле окружной суд пояснил, что применение «плавающего» тарифа — это обычная мировая практика.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 50
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.