В последнее время в России наблюдается бум патриотизма, особенно после крымских событий. Председатель совета директоров ООО «ЧОП «Агентство безопасности «Контр» Ильдус Янышев, побывавший этим летом на кинофестивале в Карловых Варах, поразился, в каком виде нашу страну презентуют отечественные режиссеры. В своей статье, написанной для «БИЗНЕС Online», он рассуждает о том, что негоже мэтрам «питаться» из государственного бюджета, если они не способствуют созданию положительного образа России.
Кадр из фильма «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» Андрея Кончаловского |
ИЗ-ЗА ТАКОГО КИНО МОЖНО И ФУТБОЛКУ С РОССИЙСКОЙ СИМВОЛИКОЙ СНЯТЬ...
На недавно прошедшем третьем республиканском форуме социально ориентированных НКО очень много говорилось о значимости воспитания и поддержки патриотических чувств россиян. Мое особое внимание привлек тезис члена Общественной палаты РФ Иосифа Дискина о важности удержания нынешнего пика «посткрымского патриотического» чувства россиян в созидательное развитие России и реализации положений «Стратегии-2030» в Татарстане. Как и следует из важности этих задач некоммерческому сектору будут увеличены грандовые формы поддержки. Все правильно, государство должно поддерживать и оплачивать технологии формирования патриотических чувств. Так делал СССР, так делают другие государства, так наконец то, хоть и с опозданием начала действовать и Российская Федерация через систему образования, молодежную политику, поддержку социально ориентированных НКО и т.д.
На всероссийском форуме предпринимателей в июле этого года в «Иннополисе» врио президента РТ Рустам Минниханов так же поднимал вопрос о патриотизме и позиционировании нашей страны за рубежом.
Невольно вспомнилось мое участие летом этого года в международном кинофестивале в Карловых Варах. Это был 50-й по счету международный кинофестиваль, где традиционно Россия представляла свои киноработы.
Несмотря на всю свою «юбилейность» и присутствие на ней мировых звезд кинематографа Ричарда Гира и других глобальных «культурных скреп» современности, традиционная по влиятельности для России кинематографическая площадка вызывала у меня противоречивые чувства.
Начнем с того, что Карловы Вары — почти российский город с многомиллиардными сбежавшими из России капиталами и практически 100-процентным русскоговорящим местным населением, обслуживающим в основном русскоговорящих туристов. Это по факту наш анклав в центре Европы.
Кадр из фильма «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» |
Среди сотен киноработ Россия была представлена тремя фильмами: «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» Андрея Кончаловского, «Чайки» Эллы Манчеевой и «Пионеры-герои» Натальи Кудряшовой. Организаторы фестиваля в программу ретроспективных показов включили также несколько кинокартин Ларисы Шепитько «Ты и я», «Начало новой эры».
Сразу оговорюсь, что, не будучи ни искусствоведом, ни тем более кинокритиком, могу дать только непрофессиональную точку зрения на просмотренные киноработы. Назову свою позицию «гражданской».
Конечно, формат фестивального кино имеет свои особенности, и тут работают другие, «некассовые» принципы отбора и оценки.
По всем представленным Россией просмотренным картинам у меня лично осталось удручающее впечатление. Уважаемый мною и бесспорно талантливый кинорежиссер Андрей Кончаловский в своей работе «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» показал «любимые им природу и быт жителей Севера России». Отобранные им непрофессиональные актеры из числа жителей местного населения, безусловно, талантливо сыграли свои роли, показав депрессивную картину жизни в российской глубинке. Пьянство, воровство, нищета, безысходность и бессмысленность жизни героев в сочетании с демонстрируемой мощью находящейся по соседству воинской частью с баллистической ядерной установкой создали у гостей фестиваля удручающее впечатление о России. Если я гордо шел на просмотр нашего кино в футболке с российской символикой, то по окончании фильма меня невольно потянуло снять с себя государственные символы своей принадлежности к стране из-за жесткости показанной создателями картины.
Кадр из фильма «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» |
ЗАЧЕМ ГОСУДАРСТВО ПОДДЕРЖИВАЕТ «ЛЕВИАФАН»?
Я понимаю, что Кончаловский нечего не наврал и не выдумал в своей выставляемой на всеобщее мировое обозрение картине. Каждый художник имеет право на собственный взгляд и ее отражение. И то, что он показал, безусловно присутствует в современной России. Но в жизни нашей страны есть и другие люди, и происходят другие события, которыми можно гордиться. Есть работы, которые могут и должны показывать, тем самым воспитывать у нас, у зарубежного зрителя общечеловеческие ценности.
Почему-то стало модным и даже проходной технологией участия на всех европейских кинофестивалях создание киноработ, откровенно обливающих грязью российскую действительность (вспомним «Левиафан»). Нет никто из режиссеров не врет. Они имеют право на свой взгляд и отражение российской жизни. Да, есть коррупция, есть пьянство, есть целые депрессивные регионы в нашей Родине. Но есть один нюанс. Эти киноработы создавались на бюджетные деньги, через финансовую поддержку «Фонда кино» министерства культуры РФ (Кончаловскому на «Белые ночи» минкульт и почта России дали 35 и 30 млн. рублей соответственно). Ладно бы эти фильмы демонстрировались внутри России. Зритель сам проголосует рублем за то, что он хочет посмотреть. Меня и самого потрясли события, описанные в «Левиафане». Но зачем российское государство в лице министерства культуры оплачивает создание и продвижение на зарубежных фестивальных площадках откровенно неполезного для Российской Федерации кино?
Кадр из фильма «Левиафан» |
ВМЕСТО АВИАНОСЦЕВ — ГРЯЗЬ И ПЬЯНСТВО
В данном случае я как предприниматель вижу Россию огромной корпорацией, в которой должны работать лояльные ей сотрудники, объединенные едиными целями и стратегиями их достижения. Мы живем , производим и торгуем в конкурентном мире. И роль министерства культуры как HR и PR-департамента — содействовать созданию, поддержанию высокой корпоративной культуры и продвижению наших товаров и интересов на внутренних и зарубежных рынках.
Я представил чувства чешского, а считай и всего европейского зрителя , который, выйдя вместе со мной из фестивального кинотеатра после просмотра кино, захочет не только блокировать Россию в качестве своего туристического направления, но и сто раз подумает о возможности всякого инвестирования в нашу страну и создании бизнеса с российскими партнерами. Я так думаю, что даже пить традиционно хваленую русскую водку отпадет всякое желание. Попросту говоря, продвижение такого «презентационного материала» о России на зарубежных кинематографических площадках в корне противоречит интересам российской экономики, а значит, и пополнению бюджета, куда с просьбой о поддержке и финансировании обращаются наши киномэтры. Как-то не складно получается. Мы одной рукой тратим немалые деньги на продвижение имиджа России, его товаров и услуг, воспитываем патриотов и тут же, из этого же кармана оплачиваем проекты прямо противоположной направленности.
Кадр из фильма «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» |
Безусловно, в России много проблем, как и в любой другой стране или доме. Но, приглашая гостей, никто не водит их по отхожим местам и не рассказывает о своих проблемах. Американцы не зря всегда улыбаются и показывают нам «рэмбо» и авианосцы в своем кино. Это продвижение их товаров, образа жизни и ценностей их общества. Почему же так? Кто заказывает и оплачивает прямо противоположную стратегию нашего позиционирования в мировом культурном пространстве?
Рассматривая вредоносные для экономики и конкурентоспособности России культурные проекты, я подумал: «А как поступают другие граждане, которые как и Кончаловский, прося деньги из бюджета на свое творчество, прямо противоположно не способствуют его наполнению». Всегда ли наши мысли и поступки бывают разумными для корпорации «Россия»? Может, хватит уже «плевать в колодец» из которого пьешь ты сам и твои близкие?
Ильдус Янышев
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 76
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.