Алла Головенькина

НЕ НУЖНО ШАНТАЖОМ ЗАСТАВЛЯТЬ РЕБЕНКА СЕСТЬ ЗА ПРОПИСИ

Для многих родителей подготовка к школе ребенка значит примерно то же самое, что и «подготовка к жизни». Казалось бы, готовить надо ребенка, а готовятся и переживают родители. Но подготовка к школе может быть увлекательной игрой. Это возможно только в том случае, если родители готовятся и переживают, если играют вместе с ребенком, а не оставляют его одного.

Могу поделиться своим личным опытом не как учитель года или директор школы, а как мама ребенка, который на следующий год пойдет в первый класс. У меня дома есть, как и у любого родителя будущего первоклассника, различные прописи и тетради на печатной основе, в которых есть задания дорисовать что-то или обвести по точкам, закончить раскрашивание и так далее. И если заставлять ребенка подходить к этому материалу и просить выполнить задания, манипулируя и шантажируя: «Допиши две строчки, и только тогда мы продолжим играть», — это получается принудительный акт против его воли, отбивающий всякий интерес к процессу. А если преподнести то же самое, но в другой форме: «Когда ты дорисуешь по точкам, твое путешествие закончится сюрпризом», — то ребенок будет с интересом стараться как можно скорее выполнить задание. И получается, что главная составляющая успеха — это внимание и любовь родителей, желание превратить в игру процесс подготовки. Лично я замыкаю строчки стрелочкой и говорю, что это не конец, а начало нового пути. Или, рисуя какую-нибудь скобочку, я спрашиваю дочку, на что эта скобка похожа. И вместе с ней мы фантазируем и превращаем математический знак в облако, овечку и так далее. Это не отнимает много родительского времени — не нужно сидеть над прописями часами.

Маленьким детям хочется играть. В силу их возраста это нормально, ограничить их в рамках какого-то тренировочного занятия — это не совсем правильно. Это вызывает отторжение и нежелание заниматься. И когда родитель с укором и страхом говорит малышу, что в ближайшем будущем ему предстоит сидеть за партой и выполнять задания несколько уроков подряд, то он самолично создает у ребенка дополнительный стресс и отрицательную реакцию на школу еще даже до начала ее посещения.

РОДИТЕЛИ ДОЛЖНЫ ОТВЕТИТЬ СЕБЕ НА ВОПРОС: ЗАЧЕМ ОНИ УЧАТ РЕБЕНКА ЧИТАТЬ?

Многие родители воспринимают поступление в первый класс как первый тест на интеллектуальную зрелость ребенка. Распиаренные краткосрочные программы подготовки дошкольников и разнообразные платные курсы придуманы, скорее, для успокоения родителей, для их убежденности в том, что данный интенсивный курс поставит все точки над i в вопросе готовности будущего первоклашки к началу нового этапа в жизни.

Но все подготовительные курсы, проводящиеся сейчас в качестве подготовки к школе, если даже это годичные курсы, которые больше рекомендованы родителям учителями, направлены не столько на постановку каллиграфии, сколько на общее развитие ребенка. Важно сформировать в ребенке умение высказывать свое мнение, но при этом слушать других.

Я хотела бы задать родителям вопрос. Для чего они учат с дошколенком буквы? Для чего стремятся научить ребенка в возрасте двух или трех лет читать? Чтобы он умел складывать слоги или механически произнести написанное? Мне кажется, нужно все-таки учить чтению осознанному, для того чтобы ребенок понимал красоту текста, его содержание. Поэтому, если цель родителей — не потешить свое собственное самолюбие, а привить ребенку любовь к чтению, погрузиться в мир литературы как какого-то большого приключения или путешествия, то это совсем другой подход. Чисто механически вырабатывать навык сложения букв в слоги или слова — это неверно.

Моя дочка сама стала просить меня научить ее читать. Она спрашивала, что это за буквы, когда мы читали книги. Ей было интересно понять, как из того, что она видит, можно получить некий скрытый смысл, который превращается в текст. До этого момента я специально не учила ее читать. Сейчас Вере 6 лет, и она читает по слогам.

ДЕТЕЙ ПРИХОДИТСЯ ПЕРЕУЧИВАТЬ

У учителей начальных классов есть своя методика постановки и разделения букв на гласные и согласные. И методика заключается в том, что начинать нужно читать по слогам не с любой буквы алфавита. Об этом знают только профессионалы. А люди, далекие от педагогики, которые считают, что складывать буквы в слог очень просто, могут даже навредить. Есть такие проблемы, когда ребенка приходится заново переучивать.

Бывает, что ученики начальных классов проводят математический счет в какой-то иной интерпретации, руководствуясь знаниями, полученными в процессе подготовки к школе, но в итоге такие дети не успевают за общим ритмом в классе. Возникает когнитивный диссонанс: ребенка до школы учили одному, а потом учитель, ставший авторитетом, выдвигает требования, которые ребенок выполнить не может. Он понимает, что что-то идет не так, а почему — понять не может. И здорово, если учитель хороший, но ведь бывает и так, что в рамках урока учитель не успевает уделить внимание всем ученикам, получается, что ребенок, которого до школы готовили и считали вундеркиндом, начинает отставать от класса.

РЕБЕНКА МОЖНО ПОДГОТОВИТЬ К ШКОЛЕ, ПРОСТО ОБЩАЯСЬ С НИМ

На мой взгляд, важнее психологическая зрелость ребенка, а не умение читать и писать прописные буквы до 1 сентября. Умение слушать и удерживать внимание в течение, например, 30 минут, умение легко включаться в действия и доводить начатую работу до завершения, умение создавать яркие речевые характеристики образов, восприятие информации об окружающем мире — вот это гораздо приоритетнее. А память и мышление как важнейшие характеристики готовности к походу в первый класс легко развить в ежедневном общении с ребенком.

В зависимости от того, какое место в мыслительном процессе занимают слово, образ и действие, как они соотносятся между собой, выделяют три вида мышления:

наглядно-действенное: вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов;

наглядно-образное: вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы;

словесно-логическое: вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.

Эти виды мышления выделяются еще и на основании особенностей задач — практических и теоретических.

Все эти виды мышления формируются через беседу на прогулке, чтение книг, просмотр и обсуждение мультфильмов, решение различных головоломок, разгадывание загадок, игры на развитие памяти и логики. А в век цифровых технологий с образами букв и цифр малышей знакомят компьютерные игры и обучающие программы.

Я не против грамотных развивающих курсов, я против однобокости общения с детьми. Может быть, лучшая подготовка к школе — это здоровые, веселые, интересные, умные игры с родителями и другими детьми, а не сажание малыша против его воли за письменный стол?

Вспоминается один известный анекдот на эту тему: приводит мама будущей первоклассницы свою дочь на беседу к школьному психологу, чтобы проверить, готова ли девочка к школе. Психолог выкладывает перед малышкой яблоко и грушу, которые сделаны и раскрашены очень реалистично, со словами: «Скажи, Лена, как можно назвать эти предметы одним словом?» Девочка морщит лоб, думает, видно, что вспоминает, но молчит. Тогда психолог убирает яблоко с грушей, кладет искусно сделанные из воска огурец, морковь, капусту и спрашивает: «Лена, как это можно назвать одним словом?» Девочка опять напряженно думает, пытается вспомнить, видно, что не получается, и молчит. Снова психолог убирает все со стола и раскладывает перед Леночкой похожие на натуральные, но все же искусственные клубнику, малину и спрашивает: «А это как можно назвать одним словом?» Девочка смотрит отчаянными глазами, но вспомнить не может и молчит. По итогам теста психолог сообщает маме, что, к сожалению, девочка к школе еще не готова. Мама расстроилась, идет к дочери, обнимает ее и спрашивает: «Как же ты забыла?» А дочка радостное улыбается, обнимает маму в ответ и радостным голосом: «Да вспомнила, вспомнила, как это называется одним словом — муляж!»

Вот и мне бы хотелось напомнить, что настоящая забота о ребенке и муляж этой заботы — вещи различные.

Недавно я обратилась к учителям начальных классов с вопросом о том, каков портрет современного первоклассника, понимая, что современные дети значительно отличаются от тех первоклашек, которые были 10 или 5 лет назад. Ответ был следующим: они очень свободные и вдумчивые, любознательные и непосредственные, они наивные и в то же время гиперактивные. Расскажу и о своем личном опыте — когда первоклашки появляются в школе, это всегда заметно. Как было раньше? Они ходили парами, по одному — никогда. И ходили очень осторожно, крадучись по школе и здороваясь полушепотом. Сейчас первоклашки — это абсолютно динамичные дети, они, как молекулы в броуновском движении, очень свободно чувствуют себя в школе. И они могут совершенно свободно и спокойно подойти к незнакомому педагогу или к директору со словами: «Здравствуйте! А как вас зовут?» И этот задор в общении для меня — показатель того, что дети сейчас действительно другие. И нам всем нужно развиваться вместе с ними, меняться и идти вперед, чтобы говорить на одном языке.

Алла Головенькина