Геннадий Ламшин: «К 1 июля 2015 года все гостиницы региона, принимающего чемпионат мира по футболу, должны были пройти обязательную классификацию. На тот момент в Татарстане эту процедуру прошли чуть меньше 10% гостиниц»
Геннадий Ламшин: «Наша ассоциация работает 18 лет, на Западе же подобные объединения по 120 лет существуют. Но мы их догнали и делаем даже больше, чем они»

ОТЕЛЬЕРЫ ОТТЯГИВАЮТ КЛАССИФИКАЦИЮ КАК МОГУТ

— Геннадий Андреевич, готовы ли гостиницы Татарстана принять гостей мундиаля? Какое место среди 11 регионов чемпионата по уровню готовности вы отдаете республике и какое отношение к чемпионату имеют Набережные Челны?

— Матчей в Челнах не будет, но город входит в резерв на случай, если Казань не сможет вместить всех приезжих. В прошлом году Ростуризм собирал в Казани совещание, посвященное как раз подготовке к ЧМ по футболу. Тогда я собрал статистику по всем 11 регионам — не от Росстата, а свою, через филиалы ассоциации, через гостиницы, входящие в РГА, через чиновников.

Как известно, к 1 июля 2015 года все гостиницы региона, принимающего чемпионат мира по футболу, должны были пройти обязательную классификацию. На тот момент в Татарстане эту процедуру прошли чуть меньше 10 процентов гостиниц. Лучшими были показатели Волгограда — это 18 процентов. Москва была где-то на 7-м месте, Санкт-Петербург и Саранск — на последнем. Сейчас количественные показатели увеличились, но проблем еще очень много. Когда на совещании я объявил результаты по Татарстану, Сергей Иванов (председатель Госкомитета РТ по туризмуприм. авт.) так удивленно посмотрел: мол, у нас что, действительно такая ситуация? Причем Питер тоже до сих пор отстает: список классифицированных пополнился примерно на 10 гостиниц, но что такое Санкт-Петербург и 10 объектов? В Москве сейчас 120 - 125 гостиниц классифицировано.

— Почему гостиничный бизнес не желает подвергаться классификации?

— Дело не в желании. До февраля 2015 года действовал старый порядок классификации. По нему выдавалось свидетельство о присвоенной категории на два года. Вот отельеры и думали: зачем дважды ее проходить до начала чемпионата, лишние деньги платить, лучше я два года подожду. С февраля обязательную сертификацию продлили до 1 июля 2016 года. Теперь действует новый порядок классификации, срок, на который выдается свидетельство, увеличился до трех лет. Тем не менее, если пройти сертификацию сейчас, ее может не хватить до начала чемпионата, придется классифицироваться по второму кругу. Поэтому отельеры оттягивают сертификацию как могут. Но мы предупреждаем: если все будут тянуть, то в последние три месяца на всех не хватит аккредитованных организаций. Кого тогда будет выбирать аккредитованная организация, чтобы самой побольше заработать? Разумеется, большие отели, пятизвездники.

«Когда на совещании я объявил результаты по Татарстану, Сергей Иванов так удивленно посмотрел: мол, у нас что, действительно такая ситуация?»
«Когда на совещании я объявил результаты по Татарстану, Сергей Иванов так удивленно посмотрел: мол, у нас что, действительно такая ситуация?»

Cколько стоит удовольствие подтвердить свои звезды?

— Тут действует дифференцированный подход. Есть определенная сетка, цена зависит от категории, на которую подается заявка, и от номерного фонда. К примеру, для пятизвездного отеля на 150 номеров это будет 80 тысяч рублей — согласитесь, это копейки. Мне смешно, когда противники классификации — например, минэкономразвития — говорят: надо бы поубавить тарифы, а то налоговое бремя и так большое. Тем не менее в августе грядет Госсовет, на котором Владимир Путин объявит об обязательной классификации гостиниц по всей территории России. Это уже не зависит от чемпионата. Предварительный срок, который оговаривается в проекте — сентябрь 2018 года, то есть сразу после чемпионата. Не исключено, что руководство решит и пораньше классифицировать гостиницы — в 2017 году, к Кубку конфедерации. Но я считаю, нужна поэтапная классификация. Как член рабочей группы президиума Госсовета по туризму я назову в приоритете объекты размещения туристско-рекреационного и санаторно-курортного направления. Кроме того, в перечень поручений министерствам и ведомствам включили и обязательную сертификацию услуг. Когда-то давно существовал сертификат безопасности для гостиниц, но сейчас этого нет. Так что классификация и сертификация подстегнут качество предоставляемых услуг повсюду в России.

ЗАЧЕМ АГРЫЗСКИМ ГОСТИНИЦАМ КЛАССИФИКАЦИЯ?

— Не совсем понятно, почему к чемпионату решили ввести обязательную классификацию для всех гостиниц региона, а не только для принимающего города. Зачем, например, агрызским гостинцам подтверждать свои звезды к мундиалю, если туда все равно никто не поедет?

— Я согласен, было бы логично сертифицировать Казань и — условно — 30-километровую зону вокруг нее. Но с другой стороны, нет худа без добра. Если гость едет в тот или иной город, как ему выбрать отель для размещения? Он может посмотреть в интернете, какая категория у отеля, и, исходя из бюджета, будет понимать, какой вид услуг он получит. А часто бывает как — вы едете и предполагаете, что будете проживать в четырехзвездном отеле, а получаете «две звезды» с натяжкой.

— Что будет с теми, кто не пройдет классификацию?

— Им запретят принимать гостей, или их дальнейшая деятельность станет незаконной. Им все равно придется срочно классифицироваться, а это не один день — процедура может растянуться на два-три месяца. Если же останутся несоответствия перечню рекомендаций, получение категории может занять и два-три года.

— Минкультуры РФ весной подготовило проект постановления правительства о госрегулировании цен на гостиничное обслуживание в городах, которые примут матчи ЧМ по футболу. В проекте было сказано, что самые дешевые номера на ЧМ будут в Казани и Саранске, самые дорогие — в Москве и Санкт-Петербурге. Какими же будут цены к 2018 году?

— В проекте никак не могут быть прописаны цены по регионам. Подход совершенно другой, и при подготовке законопроекта минкультуры к нам обращалось. Законопроекта еще нет, последние предложения ассоциация давала только несколько дней назад. А формула ценообразования простая, как у ФИФА. Составляется актуальный срез по всем гостиницам в тех городах, где пройдет чемпионат: отели предоставляют свои тарифы по всем категориям имеющихся номеров. Обязательно учитывается инфляция, все это умножается на определенный коэффициент. Если инфляция к 2018 году составит не более 5 процентов, то цена останется неизменной, если процент будет больше 5, то на него увеличится и стоимость билета. Повторю, тарифы пока не определялись, но можно прогнозировать, что цена размещения по формуле вырастет на 40 - 50 процентов. И конечно, разница между Саранском и Питером в стоимости размещения составляет 25 - 30 процентов. Саранск, хотя это и столица республики, скорее всего, по ценнику можно приравнять к Челнам. Здесь стандартный номер стоит 2,5 - 3 тысячи рублей.

ХАНТЫ-МАНСИЙСК НА ВТОРОМ МЕСТЕ ПОСЛЕ ПАРИЖА

— В Челнах кризис сказался на гостиницах — постояльцев не хватает. Каков должен быть номерной фонд в автограде, если исходить из численности населения?

— Вообще, есть рекомендации ВТО, хотя я бы на них не ориентировался, они слишком условны. Лучше приведу пример: последние пять лет один из российских городов занимал второе место после Парижа по количеству номеров на душу населения. Ни за что не угадаете город. Ханты-Мансийск! Они этим очень гордились, но как заполнять номера? РГА иногда приглашают разрабатывать концепции. Допустим, есть у инвестора деньги, он хочет построить отель категории «5 звезд» на 300 номеров в городе с населением 300 тысяч человек. Хочу — и все! Жена будет директором, в гостинице — хорошая кормежка, домашняя постель. Мы ревизируем номерной фонд, анализируем загрузку в пиковые периоды, перспективы развития города и региона. Потом даем заключение — строить пятизвездочный отель нецелесообразно в принципе, самое большее — «четыре звезды», да и то на 150 номеров. Кто-то соглашается, кто-то — нет. Последние теряют деньги. Потом им приходится либо переориентироваться на другой вид деятельности, либо снижать «звездность» до трех, а денег-то они вложили на все «пять звезд»!

— На рынок Татарстана хотят зайти такие гостиничные бренды, как Hilton, Rixos, Sheraton. В целом у иностранных инвесторов есть интерес на нашем рынке, кризис их не отпугнул?

— Все эти международные сети — американские, английские, французские — уже лет 15 своих денег не вкладывают, это невыгодно как в России, так и в других странах мира. Из 2000 - 2700 сетевых отелей в мире очень малая часть построена на свои средства. Как правило, сети продают франшизу и навязывают (это самое удачное слово) контракт на управление. Задача управляющей компании — дать определенную маржу. Что касается строительства гостиниц международных брендов, то отцы городов — особенно там, где будут проходить крупные спортивные соревнования, экономические форумы, — конечно, хотят видеть у себя Marriott, Hilton и прочее. Всячески зазывают и настаивают на пятизвездниках. Ну какой пятизвездник?! Тебе бы отели категории «четыре звезды» построить, а пятизвездник опять же будет пустовать, и ты вынужден будешь его продать. А кто купит? Поэтому мы в городах, где намечается проведение крупных мероприятий, предостерегаем руководство: вы хотите убить гостиничный бизнес своего города и региона? Тогда, пожалуйста, стройте. Кстати, руководство страны и минспорттуризма во главе с Мутко признало, что сегодня нужно поубавить аппетиты и к чемпионату построить меньшее число гостиниц, чем планировалось еще год назад. Думаю, это разумный подход.

КАК НАСЫТИТЬ СОБЫТИЙНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

— Но разве в Сочи отели пустуют?

— Сказать, что пустуют, нельзя. Руководство страны все-таки многое сделало для привлечения в Сочи посетителей, туристов. Для этого создается насыщенный событийный календарь. К примеру, наша ассоциация в Сочи в сентябре проведет конференцию. В Олимпийском парке в Имеретинке все лето проходит шоу Ильи Авербуха «Кармен», которым уже весь мир заинтересовался. Там постоянно выступают хоккейные команды, много чего проводится. Если событийный календарь расписан на весь год, то заполняемость гостиниц, конечно, повышается. Но этим должны и чиновники заниматься, и туроператоры — тут целый клубок.

— Как сами гостиницы могут поспособствовать наполнению событийного календаря? Если в Казани есть своя программа развития туризма, проводятся Универсиада, чемпионат по водным видам спорта, то в Челны, к примеру, никто ведь не ездит как турист...

— Да, у Челнов, конечно, событийный календарь в принципе отсутствует. Это промышленный город, куда в гостиницы приезжают только с бизнес-миссиями, не считая поездок в дельфинарий и на «КАМАЗ-Мастер». Кстати, неделю назад я говорил с директором гостиницы Комсомольска-на-Амуре, где строят самые современные военные самолеты — «МиГ», «Су». Чтобы привлечь туристов, даже иностранцев из Японии, они вели переговоры не с местными властями, а с минобороны. Теперь туда в рабочее время можно водить группы туристов. Вот вам пример, как привлечь клиентуру. Может быть, в цехах КАМАЗа не менее интересно, чем на «КАМАЗ-Мастере»? Если показывать больше нечего, значит, надо демонстрировать уникальные технологии производства или возить на близлежащие объекты вроде Елабуги или горнолыжных курортов.

«Ревизорро» почему-то пускают, боятся. В номер гостиницы вообще никто не может войти без санкции прокурора. А «Ревизорро» — это не контролирующий орган, это шоу» (на фото ведущая «Ревизорро» Лена Летучая)
«Ревизорро» почему-то пускают, боятся. В номер гостиницы вообще никто не может войти без санкции прокурора. А «Ревизорро» — это не контролирующий орган, это шоу» (на фото ведущая «Ревизорро» Лена Летучая, кадр из передачи)

«РЕВИЗОРРО» НЕ ПУСКАТЬ СТРОГО-НАСТРОГО!

— Вы наверняка смотрите программу «Ревизорро». Жертвы досмотров Елены Летучей не жаловались ассоциации?

— Многие директора рассказывали курьезные случаи после посещения «Ревизорро». Ее команда буквально ломится в цеха ресторанов, что запрещено всем, кроме сотрудников и санитарных врачей с официальной проверкой. Но «Ревизорро» почему-то пускают, боятся. В номер гостиницы вообще никто не может войти без санкции прокурора. А «Ревизорро» — это не контролирующий орган, это шоу. Взять нашу ассоциацию — мы предоставляем такую услугу, как «тайный гость» или инкогнито-аудит. Об аудите знает только директор, он сам приглашает ревизора, чтобы улучшить работу гостиницы. Приходит профессионал, проверяет работу всех служб, снимает номер на день-два. Но в цеха, где пища готовится, ему даже в голову не придет зайти. Директор после такой проверки увольняет или поощряет работников. Это профессиональный подход. А тут какое-то «Ревизорро», вообще не специалисты! Я бы на месте любого директора строго-настрого запретил пускать их. Тот, кто их пускает, создает прецедент во вред остальным гостиницам.

— Но ведь ведущая программы вскрывает какие-то мелкие ухищрения, на которые идут гостиницы. Например, в одноместный по площади номер ставят две кровати. Ее претензии в этом случае обоснованны?

— Нет, потому что опять же нет обязательной классификации. Если вы увидели грязь в номере — пишите заявление в Роспотребнадзор, а врываться со съемочной группой в цех — это неприемлемо.

«УФМС С ЧИНОВНИКАМИ СОЗДАЛИ ОДНУ ФИРМОЧКУ...»

— Сколько гостиниц входит в РГА?

— Более 600, а всего в России гостиниц более 9 тысяч, по данным Росстата. На самом деле цифра еще больше, потому что многие действуют втемную. Наша ассоциация работает 18 лет, на Западе же подобные объединения по 120 лет существуют. Но мы их догнали и делаем даже больше, чем они. Долго узнавали у английской ассоциации, на что они существуют... По размаху не похоже было, что только на взносы. Они потом признались, что их подкармливает через какие-то фонды государство. Значит, они карманные и не могут противостоять исполнительным органам власти.

— А вы как противостоите власти?

— К примеру, во всем мире за использование авторского права рестораны и гостиницы должны платить процент. Но именно в России определили, что денежку надо собирать побольше, и российское авторское общество на своем собрании решило, что гостиницы должны платить за использование телевизоров и радиоприемников не только в холлах, барах и ресторанах, но и в номерном фонде. Причем они вписали в тариф не символическую сумму, а процент от дохода номерного фонда. Это бешеные деньги, и за что?! Мы доказали, что гостиницы — это временное, но жилище. Вот другой пример — в Москве налог на имущество с гостиниц стали исчислять с кадастровой стоимости. Если раньше крупная гостиница платила 17 миллионов рублей в год, теперь должна платить 170 миллионов! Нам удалось существенно снизить этот налог.

С УФМС вообще драка идет, я теперь для них враг номер один. О регистрации иностранных граждан и постановке на учет российских граждан надо передавать данные в УФМС. Сейчас это осуществляется в основном на бумажном носителе, а предложено было подавать данные в электронном виде. Соответственно, нужно программное обеспечение. Так, чиновники УФМС создали одну фирмочку, которая брала не только за продажу программы и техническое обслуживание, а еще за каждого иностранца по 100 рублей и за каждого россиянина по 22 рубля! Мы подсчитали на примере гостиницы «Гамма-Дельта», в которой у нас расположена московская штаб-квартира. По итогам позапрошлого года гостиница должна была заплатить 17 миллионов — просто за сообщение, что у них живет некто гражданин Джонсон. Мы несколько раз собирали совещания в Совете Федерации, письма писали. Сейчас та же «Гамма-Дельта» платит 200 тысяч рублей, все идет к тому, что к концу года подача данных будет осуществляться бесплатно через портал госуслуг минкомсвязи.

Штрихами можно обозначить, чего мы добиваемся. Кроме того, проводим выставки и семинары с топ-менеджерами компаний, дружим с аналогичными иностранными ассоциациями. Мы ничуть не хуже их, и если меня спрашивают, когда у нас будут гостиницы на уровне европейских, я сразу отвечаю: а кто вам сказал, что у нас хуже? В Лондоне, Амстердаме есть гостиницы, которые давно бы закрыли и по санитарному состоянию, и по противопожарному. Да, надо наводить порядок во многих гостиницах, но в целом у нас не хуже.

— Намерена ли РГА создавать свое отделение в Татарстане?

— У нас 10 филиалов по стране, и мы обязательно будем расширять географию. Такое у нас правило — если в городе или республике пять и больше гостиниц, входящих в РГА, мы предлагаем создать филиал. В Татарстане у нас три гостиницы в Казани и три — в Челнах. Для республики этого маловато, но для создания отделения уже хорошо.