Сегодня утром нефть начала понемногу дорожать — как следствие потянулся вверх и рубль: к 10:40 мск доллар стоил 69,9, а евро — 80,78 рубля. Но все понимают, что коррекция крайне непрочная. Известный экономист Михаил Хазин не видит причин для укрепления отечественной валюты, допускает повторение паники декабря 2014 года и даже непродолжительное оживление на рынке недвижимости. В интервью «БИЗНЕС Online» глава фонда экономических исследований рассказал, что следует делать простым россиянам.
«БАНКОВСКУЮ СИСТЕМУ ЗАГНАЛИ В СПЕКУЛЯТИВНЫЙ УГОЛ»
— Михаил Леонидович, возможно ли в России повторение прошлогодней декабрьской паники, когда доллар и евро ставили рекорды на банковских табло, а народ бежал в обменники?
— Теоретически — да, вполне возможно. Связано это с несколькими обстоятельствами, главные из которых не изменились с декабря. Я для себя это определяю как некомпетентность и коррумпированность Центрального банка РФ. Коррумпированность выражается в том, что сотрудники Центробанка, на мой взгляд, постоянно находятся на связи с разного рода спекулянтами, сообщают им конфиденциальную информацию с целью заработать.
— А почему банковские работники на это идут?
— Дело в том, что у банковской системы из-за политики ЦБ отобрали возможность нормального заработка. Они не могут кредитовать экономику, во-первых, потому что экономика стремительно падает, а во-вторых, потому что в настоящих условиях, когда ключевая ставка составляет 11 процентов, кредитов по-прежнему никто не берет. И в результате банковскую систему загнали в спекулятивный угол. Она может либо спекулировать ценными бумагами, либо спекулировать на валютном рынке. Чем банковская система, собственно, и занимается — больше ей деваться некуда.
Что касается спекулянтов, они все время раскачивают лодку. Это для них способ выжить. Ситуация следующая: создается бешеное паническое настроение. Вместе с тем ЦБ больше не может сокращать свои валютные резервы, потому что это уже начинает приобретать политический оттенок. Центробанк сам себе создал эти проблемы. Поскольку выстроить более-менее адекватную политику ЦБ не сумел, ему приходится заниматься ситуативной реакцией на возникающие вызовы. Но при этом он не может ни сокращать валютные резервы, ни допускать того, чтобы рубль слишком сильно падал, потому что это очень сильно бьет по карманам потребителей.
— В ведомстве Эльвиры Набиуллиной так заботятся о потребителях?
— Но ведь на носу выборы! Мало того, скоро на календаре 1 сентября, и детей надо собирать в школу. И народ в ужасе смотрит на ценники. А уже 13 сентября надо идти голосовать, опускать бюллетени в урну. И это достаточно напряженная ситуация для страны в целом.
Но самое главное в другом: за последнее время очень сильно упал жизненный уровень населения. Падает торговля бешеными темпами, закрываются магазины, сворачивается бизнес. Но для ряда российских регионов это может носить критический характер.
Вот только представьте себе, что может произойти. Есть города и поселки городского типа, где живут от 3 до 10 тысяч жителей. Мелкая торговля там давно ликвидирована разными способами, в том числе благодаря запрету на торговлю и сигаретами, которая, хотя частично сохранилась, теперь носит нелегальный характер. А крупные сетевые магазины в этих городах могут начать закрываться в связи с тотальными убытками. В результате нет ни хлеба, ни молока — ничего.
— Но пока таких сигналов из регионов вроде не поступало?
— Пока не было. Но я совершенно не уверен, что они не могут возникнуть в ближайшем будущем. Это реальная проблема, и она может заявить о себе в любой момент.
«РЫНОК НЕДВИЖИМОСТИ СНОВА МОЖЕТ НЕНАДОЛГО ПРИЙТИ В ДВИЖЕНИЕ»
— А что делать сейчас простым людям, живущим на просторах необъятной страны? Снова бежать в обменники, как в декабре?
— Бежать не надо и вообще не следует поддаваться панике. Но рубли сейчас все-таки лучше переводить в доллары и евро. В ближайшее время роста отечественной валюты не предвидится. А для тех, кто держал в банках депозиты в расчете на покупку квартиры, возможно, настало время сделать это. Потому что деньги продолжат обесцениваться. Так что рынок недвижимости, как и в декабре 2014 года, снова может ненадолго прийти в движение.
— А что делать федеральному правительству и «верхушке» Центробанка?
— В этой ситуации, чтобы предотвратить негативный сценарий, необходимо срочно принимать решения. Но решения принимать некому. Потому что Центробанк при нынешнем руководстве недееспособен, а правительство тоже недееспособно, потому что при нынешнем составе там нет ни одного человека, который способен управлять каким-то процессом. Их все вычищали и вычищали, и дело кончилось тем, что у нас политический премьер, политические вице-премьеры, политические министры и их заместители. Даже начальники департаментов и то назначены по политическим, а не по прагматическим соображениям. А какой-нибудь там начальник отдела, который, может, и понимает, что нужно делать, разведет руками и скажет: «Я маленький человек, я получил указания и буду их исполнять». С него другого спроса нет. Это я и называю полной недееспособностью федерального руководства. И это, конечно, очень опасная ситуация.
Проблема в том, что профилактикой этой ситуации некому заниматься, а в результате общей недееспособности и коррумпированности проблема еще усугубляется. Людей в действующих эшелонах власти нет, чтобы спасти положение. Конечно, их можно сейчас взять и назначить, но им ведь все равно потребуется какое-то время, чтобы разобраться и освоиться на рабочем месте.
— А кого можно назначить?
— Ну хорошо, назначьте Глазьева, Геращенко, других компетентных людей. Но та же Набиуллина в своем ЦБ давно перешерстила кадры. Вы даете команду, а люди ее не исполняют, потому что не понимают, о чем вообще идет речь.
— К субботним заявлениям Дмитрия Медведева об укреплении рубля в среднесрочной перспективе следует относиться как к психотерапевтическим: в русле «все будет хорошо»?
— А кто-нибудь вообще относится серьезно к заявлениям Дмитрия Медведева? Мне таковые люди неизвестны. Поэтому давайте не будем это обсуждать.
США И КИТАЙ — ДВЕ СТОРОНЫ ОДНОЙ МОНЕТЫ
— Какие факторы в механизме обвала российской экономики вы считаете фундаментальными, а какие — спекулятивными? Вот, к примеру, коррумпированность и некомпетентность — это то, что в России было всегда?
— Нет, это не фундаментальные факторы, а преходящие. На первом месте среди фундаментальных я бы выделил общий экономический спад, на втором — непрерывно снижающиеся цены на нефть. А уже потом идут преходящие причины.
— Вы неоднократно заявляли, что американский фондовый рынок может не пережить ближайшие годы. И вот он действительно начинает рушиться, показав крупнейшее падение с 2011 года.
— Это не я заявлял, я лишь трактовал мнение людей, которые в этом действительно разбираются. Я понимаю, что он перегрет. Вопрос о том, когда он лопнет. Это вопрос сложный. То, что происходит сейчас, выглядит по меньшей мере странно. Народ из отпуска еще не пришел. В связи с этим специалисты предрекают, что, скорее всего, спад на американском фондовом рынке пока приостановится. Но не исключено, что он возобновится во второй половине сентября, как это уже произошло в 2008 году.
— Что все-таки ЦБ может предпринять в данной ситуации кроме как сменить руководство и поставить новых людей?
— Есть целый ряд мер. Введение обязательной продажи валютной выручки, введение налога на валютно-обменные операции по примеру Беларуси, где это действует. Масса есть разных вариантов. Но еще раз повторяю: для того чтобы эти меры принимать, надо, чтобы предлагающий их обладал авторитетом и реальной властью. Представляете, если Набиуллина скажет дрожащим голосом: «Надо бы увеличить нормы продажи валютной выручки...» А экспортеры ей ответят: «Цыц!» Ну и все — на этом и закончится.
— Может ли нефть упасть до 35 долларов за баррель, как вы однажды предсказывали?
— Это сложный вопрос, четкого ответа на него я не знаю. США в долгосрочной перспективе нужна нефть в коридоре 60 - 80 долларов за баррель. Готовы ли Штаты в течение какого-то количества месяцев терпеть нефть в районе 35 - 45 долларов — это вопрос, потому что у американцев сейчас свои проблемы. Да и проблемы Китая на это накладываются. Дело в том, что США и Китай — это две стороны одной монеты. Поэтому, если в США проблемы, то и в Китае проблемы. А потом и у всего остального мира.
P.S.: Напоминаем, что 15 сентября Михаил Хазин выступит на заседании «Антикризисного клуба» «БИЗНЕС Online» вместе с главным инвестиционным стратегом БКС Максимом Шеиным. Основная тема семинара — «Кризис в России и мире: осеннее обострение. Стратегии бизнеса в условиях девальвации рубля». Подробности о мероприятии и условиях участия в нем здесь.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 24
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.