Артем Здунов в ходе своего визита в автоград сообщил, что в Набережных Челнах и Зеленодольске
Артем Здунов в ходе своего визита в автоград сообщил, что Набережные Челны и Зеленодольск претендуют на создание у них территории опережающего развития

«ИЗ ДРУГИХ ГОРОДОВ БУДУТ ПРИЕЗЖАТЬ В ЧЕЛНЫ»

Набережные Челны и Зеленодольск претендуют на создание у них территории опережающего развития (ТОР). Соответствующая заявка от Татарстана подана в минэкономразвития РФ. Об этом корреспонденту «БИЗНЕС Online» сообщил министр экономики РТ Артем Здунов в ходе своего визита в автоград накануне. Побывал он здесь не просто в качестве министра экономики: «Я не простой член правительства, — сказал министр с трибуны. — С недавних пор я являюсь куратором по Набережным Челнам, отвечаю за развитие и благополучие города. Раньше курировал Елабугу, теперь — Набережные Челны».

Напомним, что сейчас Челны входят в так называемую красную категорию моногородов. Создание ТОР — один из способов диверсификации экономики города, снижения его зависимости от КАМАЗа. Именно поэтому одно из условий для компаний, которые захотят стать резидентами ТОР, — иметь инвестпроект, не связанный с градообразующим предприятием. «На коллегии министерства мы объявили, что хотим Челны перевести в первую кризисную категорию моногородов, — пояснил Здунов. — Составили бизнес-план и подали заявку, которая касалась развития транспортной инфраструктуры в городе. Но за это время в законодательстве РФ появился еще один момент: кризисные моногорода первой группы могут стать территорией опережающего развития. Сейчас комиссия создается в минэкономразвития, заявки там должны определенную регистрацию пройти. И мы подали одни из первых заявок, это будут Челны и Зеленодольск. Наша задача — до конца года статус получить»

Напомним, изначально механизм ТОР был придуман для форсированного привлечения инвестиций на Дальний Восток, но в конце июня постановлением премьер-министра РФ Дмитрия Медведева создавать их разрешили и в наиболее депрессивных моногородах. ТОР создаются на 10 лет с правом последующего продления статуса еще на 5 лет. Условия, согласно закону, вступившему в силу 30 марта 2015 года, просто сказочные. Компании-резиденты смогут получить целый ряд льгот. В частности, они смогут платить 7,6% страховых взносов вместо стандартных 30%), 0 - 5% по налогу на прибыль, имущество и землю, а также получат освобождение от таможенных пошлин и НДС для комплектующих и сырья, завозимого для переработки. И это еще не все пряники: предусмотрено бесплатное предоставление земли, льготы по привлечению иностранной рабочей силы, всяческое сокращение сроков административных процедур и бюджетное софинансирование инфраструктуры.

«Для нас важно освобождение не от республиканских налогов — мы это сами можем предоставить, а от федеральных», — оговаривает министр экономики РТ.

Выгоды от ТОР для Челнов и Татарстана, по его мнению, очевидны: «Это огромная инвестиционная привлекательность. Практически такие же льготы, как в особой экономической зоне, за некоторым исключением. Такая же защита. Мы ожидаем оживления экономики в том плане, что и из других городов будут приезжать сюда».

Что же касается ограничений, о которых говорил Здунов, то это в первую очередь касается КАМАЗа. Компания, пожелавшая стать резидентом, как мы уже упоминали, должна иметь инвестпроект, не связанный с градообразующим предприятием. Кроме того, ее сфера деятельности не должна быть завязана на добыче нефти или газа, торговле, лесозаготовке, операциях с недвижимостью, производстве подакцизных товаров, за исключением транспортных средств.

Создание ТОР — один из способов диверсификации экономики города, снижение его зависимости от КАМАЗа
Создание ТОР — один из способов диверсификации экономики города, снижения его зависимости от КАМАЗа

«ПРОГРАММА «ЛИЗИНГ-ГРАНТ» ДОЛЖНА БЫТЬ НА 3 - 5 МИЛЛИАРДОВ»

Очевидно, что, если решение о создании ТОР в автограде будет принято, это привлечет внимание многих компаний. Однако преференции они получат не за спасибо. Став резидентами, они приобретут и определенные обязательства. Как пояснил нашему корреспонденту Здунов, будет заключаться трехсторонний договор. «Будет разработана установленная форма заявки между муниципалитетом, минэкономики и предпринимателем, — сообщил нашему изданию министр. — Предприниматель берет на себя обязательство в течение определенного срока — обычно это 5 - 10 лет — создать рабочие места, 15 - 20, например, и сделать инвестиции в размере от 5 миллионов рублей. А мы, свою очередь, должны будем ему предоставить преференции по программам «Лизинг-грант», по 50 на 50. Может быть, дать какое-то другое гарантирование. И, соответственно, муниципалитет предоставляет освобождение от налогов».

Конкретно пока остается неизвестным, что из себя будет представлять ТОР в автограде. То ли это будет обособленная площадка, например, на лесоцехе, БСИ, стройбазе — или же это будет просто перечень предприятий-резидентов. Ясность появится после того, как в правительстве РФ будет принято окончательное решение по Челнам.

Создание ТОР в автограде особенно важно сейчас, считает Здунов, когда рубль опять вошел в крутое пике по отношению к доллару и евро. «Сейчас сложилась такая ситуация, что если мы не воздействуем на ключевую ставку, то у нас начинают резко расти и доллар, и евро. И уже испытывают трудности производители, потому что многие закупают комплектующие и оборудование зарубежного производства. По «Лизинг-гранту», например, мы очень много зарубежного оборудования закупаем. Конечно, хотелось бы поменять его, чтобы использовать импортозамещение. Но пока малый и средний бизнес к этому не готовы. Мы не успеваем в столь короткий период воссоздать отрасль станкостроения, например. И поэтому, сейчас самое главное — огромные вливания в экономику. Та же программа «Лизинг-грант», она слишком узкая. Речь идет о вложениях в 20 - 30 миллионов рублей на компанию. Вся программа у нас — 300 - 500 миллионов, а должна быть 3 - 5 миллиардов. Мы сейчас работаем в этом плане с федеральным центром, без софинансирования с ним это будет очень сложно», — сказал Здунов.

37431.jpg
Александр Тыгин: «Мы считаем, что самый большой потенциал района лежит в логистической, сельскохозяйственной сфере»

ЗЕЛЕНОДОЛЬСК В ДУАЛИЗМЕ ОСОБЫХ ЗОН И 656 МЛН. ДЛЯ ДОРОГ ВОКРУГ «НОВОЙ ТУРЫ»

Аналогичные с Челнами преференции надеется получить и Зеленодольск. Здесь ТОР увязывают со строящимся мультимодальным центром в Свияжске. С подробностями перед руководителями предприятий города 17 августа выступил руководитель исполкома Зеленодольского муниципального района Сергей Егоров. Он напомнил, что в строительство Свияжского логистического центра вкладывается 7 млрд. рублей, из которых 6 млрд. выделяет бюджетом РФ. Комплекс будет состоять из железнодорожного и автомобильного терминала со складскими и контейнерными площадками, речного порта с водно-автомобильным терминалом, складами, подъездными ж/д-путями и дорогами, объектами инфраструктуры и сервиса. Общая площадь — 1,4 тыс. гектаров. Сейчас оформляется резервирование земли под этот проект.

«С целью максимальной загрузки логистического центра планируется создание третьей в Татарстане особой экономической зоны, резиденты которой будут чувствительны к близости порта и логистического хаба, — сообщил Егоров. — Планируется размещение большого количества предприятий различных отраслей экономики, преимущественно реального сектора. Имеются планы по созданию производств строительных материалов, деревообрабатывающих производств, предприятий сельского хозяйства и так далее». Свияжск даст району 2 тыс. рабочих мест, полагает Егоров.

Что же до территории опережающего развития, то этот статус присваивается Зеленодольску как городу с наиболее сложным социально-экономическим положением, в том числе связанным с работой градообразующих предприятий. 70% валового территориального продукта дает как раз промышленность. А она «завязана» по большей части на заказы «оборонки».

Пока же в качестве моногорода Зеленодольск претендует на получение федеральных субсидий на создание транспортной инфраструктуры под «Новую Туру», где планируется строительство межрегионального агропромышленного распределительного центра. Это, по словам Егорова, не что иное как «якорный инвестпроект комплексного плана модернизации экономики моногорода». Но главное: статус ТОР дает особый налоговый режим с его льготами. В результате к 2025 году доля градообразующих предприятий в объеме отгруженной продукции должна снизиться до 54%. Появится более 5,1 тыс. рабочих мест, уровень безработицы снизится до 0,8%. Дополнительные поступления в бюджет муниципалитета должны превысить 800 млн. рублей. А уровень маятниковой миграции — бич города — снизится на 20%, считают в исполкоме.

Что дает городу развитие логистических центров, Егоров проиллюстрировал примером «Тандера» и его транспортной компании «Сельта». Логистический центр сети «Магнит», который был построен в городе, стал в 2014 году третьим по значимости налогоплательщиком. Напомним, что на отрыв от «оборонки» через проект новотурьинской Mercabarna бюджет РФ потратит 656 млн. рублей. Комментируя ситуацию, глава Зеленодольска Александр Тыгин ранее заявил, что под этот проект необходимо создать всю дорожно-транспортную инфраструктуру. Речь идет о выездах на трассу М7 и соединении с поселком Октябрьским. «Для Зеленодольска этот проект — разрыв государственно-оборонного направления, — считает глава. — Мы считаем, что самый большой потенциал района лежит в логистической, сельскохозяйственной сфере». Собственно, основания говорить так у главы имеются. Как известно, львиную долю доходов муниципальным бюджетам приносит налог на доходы физлиц. И если по итогам 2014 года НДФЛ у такого предприятия, как ОАО «ПОЗиС» (№2 на пьедестале налоговых доноров города), превысил 134 млн. рублей, то НДФЛ для ЗАО «Тандер» после строительства логистического центра перешагнул за 60 млн. рублей.

Как пояснил «БИЗНЕС Online» Тыгин, статус ТОР будет действовать в границах города — соответствующая заявка уже ушла в Москву за подписью врио президента РТ Рустама Минниханова.

Всего, как накануне сообщило ТАСС, в минэкономразвития РФ на данный момент поступило 7 заявок о ТОР в моногородах, расположенных в 4 регионах. Об этом сообщил врио директора департамента особых экономических зон, проектов развития регионов и моногородов минэкономразвития РФ Игорь Егоров. Среди конкурентов Татарстана восточные регионы — Кемеровская и Амурская области, а также Забайкальский край. «В ближайшее время мы сформируем комиссию и проведем оценку данных заявок», — сказал Егоров на круглом столе по вопросам развития моногородов, который прошел в Кемерово.

«РАНЬШЕ ГОРОД УМИРАЛ СРАЗУ, КАК ТОЛЬКО ВСТАВАЛ КАМАЗ»

Верите ли вы в перспективы жизни после создания особых зон? С таким вопросом «БИЗНЕС Online» обратился к экспертам и участникам рынка.

Венера Иванова — руководитель комитета по финансовым вопросам ТПП Набережных Челнов

— То, что это необходимо для Набережных Челнов и Зеленодольска, — это однозначно. Потому что моногорода — это очень сложно в финансовом плане, когда случаются кризисы. А у нас практически все малые предприятия и средний бизнес связаны так или иначе с КАМАЗом. Когда появляются проблемы с продажами на КАМАЗе, то проблемы появляются у всех поставщиков и у всего города, у той же торговли и перерабатывающей промышленности.

Создание же территории опережающего развития — это новые проекты, на которых будут задействованы те работники, которые высвобождаются с того же КАМАЗа или средних предприятий. Получается, что идет развитие бизнеса, получение определенных доходов. Так что считаю, что это необходимо, а будет ли этот проект реализован, это зависит не только от города Набережные Челны и города Зеленодольска, так как решения принимаются на российском уровне. Будем надеяться!

В Челнах уже есть ряд проектов, которые войдут в ТОР, они уже подготовлены. Компании, которые сегодня «завязаны» на КАМАЗ, понимают: нужна диверсификация. Если ты на 90 процентов завязан на КАМАЗ, то это однозначно, что в случае кризиса твой бизнес может порушиться или снизятся объемы производимой продукции. Но для этого нужны средства, так пусть частью инвестиций станут налоговые льготы. У нас в городе очень мобильные люди, они будут перестраиваться, у них тоже появятся возможности для развития своего бизнеса.

Татьяна Дербенева — генеральный директор «Аудит ТД»:

— Я абсолютно верю, что этот проект состоится, потому что в Челнах люди необычные, бизнесмены очень активные. То, что налоговые преференции получат компании, не связанные ни с автопроизводством, ни с нефтью, ни с газом, — это правильно. Мы не можем зацикливаться только на КАМАЗе. Вот КАМАЗ стоит и... Раньше-то вообще город умирал сразу, если КАМАЗ вставал. В этом году КАМАЗ отпустил всех в корпоративный отпуск, но я бы не сказала, что вес бизнес куда-то делся, в подполье ушел. Так не должно быть. Сейчас у нас и другие градообразующие предприятия есть. Уже сегодня можем без КАМАЗа, но надо развивать тенденцию дальше. Поэтому это очень правильное решение.

Мне бы очень хотелось, чтобы в ТОР вошли какие-то компании, связанные с производством продуктов питания, чтобы город жил своей жизнью и был самодостаточным. А так город все равно не менее 10 лет еще будет оставаться моногородом, я считаю, потому что не менее половины бизнеса связано с автогигантом.

Марат Нуруллин — директор ООО «АвтоМастер»:

— В Челнах есть все основания для того, чтобы здесь появился ТОР. А вот произойдет ли это? Здесь очень многое зависит от федеральных властей... Считаю, что это крайне необходимо, потому что привязка только к нефти или только к КАМАЗу — это та головная боль, которая существует в Челнах. Потому что как только плохо становится на КАМАЗе, плохо становится сразу всем. Мы не диверсифицированы. Поэтому предложение по моногородам — о том, что будут выделяться деньги на дороги — это вообще суперрешение, потому что это дает огромный мультипликативный эффект. Это огромные возможности для бизнеса самых разных направлений. Если будет еще решение по подключениям по энергетике и по газу, то на таком унавоженном поле мы получим хороший урожай. Плюс налоги, занятость населения. КАМАЗ слишком зависим от общего состояния экономики, он производит тот продукт, который нужен как инвестиционный. Когда в экономике проблемы, происходит падение производства.

Я пока не думал о создании своего предприятия в ТОР, потому что то, чем я занимаюсь, более или менее идет успешно — еще в кризис 2008 года принял решение о диверсификации. Наверное, да... Но я еще не думал об этом. А вообще, я думаю, это не потребовало бы больших вложений, если бы Челны стали центром городской агломерации в треугольнике Челны — Елабуга — Нижнекамск с примыканием Менделеевска и других городов. Есть все возможности, чтобы наш город стал даже не промышленным городом, а центром услуг, где расположена торговля, развлечения, клубы, образовательные учреждения. Ну нет возможности построить хороший кинотеатр 3D, фитнес-центр или хороший ресторан в каждом райцентре! Кстати, по здравоохранению мы уже пошли по этому пути — в БСМП были вложены серьезные деньги. Да, и образовательные учреждения.

Дмитрий Пионтковский — депутат горсовета Зеленодольского района, руководитель группы компаний ООО «Еврокомплект» (Зеленодольск):

— Мы недавно обсуждали этот проект. Он очень интересный и может заработать. И нам самим интересно поучаствовать и посмотреть, что это такое. К примеру, наша производственная компания «Вот такие окна», занимающаяся производством пластиковых окон, вполне могла бы войти в ТОР. Мы без каких-либо программ правительственных сегодня первые в Поволжье и входим в десятку по России, но всегда есть куда развиваться — мы хотим войти в тройку по России. Так что зеленодольские предприниматели тоже ждут проект.