КАМАЗ выходит на рынок тяжелых грузовиков Китая
КАМАЗ выходит на рынок тяжелых грузовиков Китая

...И РАБОЧИЕ МЕСТА ДЛЯ НАБЕРЕЖНЫХ ЧЕЛНОВ

ПАО «КАМАЗ» и китайская компания Hawtai Motor Group Co подписали соглашение о создании совместного предприятия по производству и продажам грузовиков «КАМАЗ» в Китае и легковых автомобилей Hawtai в России, сообщила накануне пресс-служба челнинского предприятия. Производство легковушек будет организовано на площадях КАМАЗа. Для выпуска грузовиков планируется построить новый завод в Тяньцзине. Продажи будут идти с использованием товаропроводящих сетей друг друга. КАМАЗ внесет в уставный капитал совместного предприятия свои производственные площади, технологии производства грузовиков и управленческие ресурсы. Hawtai предоставит СП-технологии и конструкторские разработки в области производства легковых автомобилей.

Для чего это нужно челнинскому автогиганту? «Рамочное соглашение направлено на поддержку нашей долгосрочной стратегии по диверсификации продаж и освоению новых быстрорастущих рынков, — объяснил генеральный директор КАМАЗа Сергей Когогин. — В кооперации с Hawtai Motor Group Co мы получаем возможность выхода на перспективный рынок тяжелых грузовиков Китая, где с помощью наших партнеров сможем найти новых клиентов. Наша цель — достичь здесь продаж 50 тысяч автомобилей в год». Для сравнения заметим, что за весь прошлый год КАМАЗ продал 38,9 тыс. грузовиков.

«Соглашение приведет, во-первых, к дополнительной загрузке КАМАЗа, что не может не радовать, потому что экспортные рынки для нас сейчас становятся ключевыми», — дополнил шефа в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» руководитель пресс-службы КАМАЗа Олег Афанасьев. Напомним, что за первое полугодие 2015-го КАМАЗ в 2,8 раза увеличил поставки грузовиков в страны дальнего зарубежья по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, но объемы пока не идут ни в какое сравнение с заявленными планами. Основным рынком стал Вьетнам — 260 авто, а в целом экспортные поставки составили 2 256 машин, что на 2,6% больше, чем в первом полугодии 2014 года.

«Это и значительная загрузка наших мощностей, поскольку комплектующие детали будут производиться на КАМАЗе, — продолжает Афанасьев. — Открытие производства легковых автомобилей приведет к созданию дополнительных рабочих мест в Набережных Челнах. Плюс у местных предпринимателей появится дополнительная возможность сотрудничать с китайцами по поставке комплектующих... Этим соглашением мы продвигаем наши грузовики на зарубежные рынки, в первую очередь на китайский, который по праву считается крупнейшим в мире». Афанасьев пояснил, что на начальном этапе сборка в Китае начнется на уже имеющихся площадях, а в перспективе будет строиться новый завод. Из источников, близких к руководству КАМАЗа, «БИЗНЕС Online» удалось узнать, что за первые 3 - 5 лет челнинский автогигант планирует выйти на объем продаж в Китае в 10 - 15 тыс. грузовиков в год, что тоже выглядит фантастикой.

КАМАЗ — одна из самых известных марок грузовых автомобилей в мире, знают их в Китае, так что спрос на них там может быть довольно высоким
КАМАЗ — одна из самых известных марок грузовых автомобилей в мире, так что спрос на них в Китае может быть довольно высоким

ЕСТЬ ШАНСЫ СТАТЬ ОДНОЙ ИЗ ВЕДУЩИХ МАРОК В КИТАЕ

Комментируя «БИЗНЕС Online» соглашение, ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов предупредил, что здесь нельзя допускать распространенную ошибку — жестко соотносить договоренность с текущей экономической ситуацией, то есть привязывать будущий проект к настоящему времени: «Неизвестно, когда завод будет введен в строй, а за это время может измениться очень и очень многое в экономике, не только в ней. При оценке данного проекта нужно исходить из среднесрочных и долгосрочных перспектив, и если с этих позиций его оценивать, то он важен для российской компании. Во-первых, он диверсифицирует производство как по продуктовой линейке, так и в географическом плане. Во-вторых, это позволит увеличить выручку, что благоприятно отразится на капитализации компании. В-третьих, производитель может приобрести новые компетенции, получить новый опыт, который может быть использован в основной деятельности».

Выдержит ли КАМАЗ конкуренцию на китайском рынке? Как рассказал Афанасьев, в год там продается 500 тыс. тяжелых грузовиков, спрос на них постоянно растет. Он уверен, что подписанное соглашение для завода — «реальная возможность увеличить продажи на одном из крупнейших рынков мира».

Весьма оптимистично смотрит на перспективы и Баранов: «КАМАЗ — одна из самых известных марок грузовых автомобилей в мире, знают их в Китае, так что спрос на них там может быть довольно высоким. Конкурентами их в Поднебесной будут почти все остальные мировые производители, но у нашего предприятия есть все шансы не просто выйти на рынок, но и стать одной из ведущих марок там. И заявленные цифры продаж в 50 тысяч машин в год могут быть только началом, потом объемы могут увеличиться. Модельный ряд КАМАЗа в КНР может быть весьма широким, но не исключено, что на заводе помимо самых ходовых моделей будет собираться и различная спецтехника, в которой КАМАЗ — один из мировых лидеров».

НЕ ХУЖЕ ЯПОНСКИХ?

В чем интерес китайцев? «КАМАЗ входит в число ведущих мировых производителей грузовиков (11-е место в миреприм. авт.). Используя преимущества КАМАЗа в грузовом секторе и наши технологии в легковом автомобилестроении, Hawtai Motor Group Co будет расширять свой бизнес в пассажирском секторе в России», — цитирует председателя совета директоров Hawtai Motor Group Co Чжанг Сю Гена пресс-служба КАМАЗа. По нашим данным, китайцы намерены довести локализацию производства своих легковых автомобилей на площадке в Челнах до 60%.

Корпорация Hawtai Motor Group Co создана в 2000 году. Центральный офис находится в Пекине, производство расположено на заводах в Ордосе, Тяньцзине и Шаньдуне. Дома компания выпускает два кроссовера и два седана. Hawtai сотрудничает с южнокорейской компанией Hyundai Motors, в том числе выпускала для нее кроссоверы Santa Fe и Terracan, пишут «Ведомости». Компания также производит дизельные двигатели и автоматические КПП. Ее партнеры — VM, ZF, Bosch, Intel, Pierburg, Magna, Honeywell. Hawtai также отметилась переговорами с производителем спорткаров Spyker о покупке прав на модель Saab 9-3 (в 2010 - 2011 годах компания Spyker владела Saab Automobile) и приобретении 30% акций шведской компании.

В прошлом году Hawtai уже вентилировала вопрос создания производства в Татарстане, в ОЭЗ «Алабуга» и готова была вложить в проект $1,1 млрд. и выпускать до 100 тыс. легковушек и кроссоверов в год. И вот — новый заход. Думается, справедливо рассматривать его в контексте предыдущих попыток экспансии китайских автопроизводителей на российский рынок. Они начались еще в середине прошлого десятилетия, но, предположительно, дело не удалось из-за позиции правительства РФ, на которую повлияло мнение отечественных производителей. Эксперты указывают на то, что сегодня в свете укрепления российско-китайского сотрудничества негласный запрет на предоставление китайцам режима промышленной сборки снят. Производители из КНР заявляют о планах открыть в России производство, ищут партнеров и площадки.

Как рассказал «БИЗНЕС Online» руководитель отдела Lifan компании «Триал-Авто» Владислав Куранов, китайцы сейчас ищут место, где можно заработать имя на массовом недорогом автомобиле, как в свое время корейцы: «Китайские машины сейчас по качеству в принципе как американские и европейские, не хуже японских, просто статуса нет. Поэтому китайцы ищут нишу, где заработать имя на массовом недорогом автомобиле. Скорее всего, завоевывать имя начнут с России: в Европе это нереально — там очень узкие ниши, совсем другой рынок».

НЕ НАДО ПУГАТЬСЯ КИТАЙЦЕВ

Но как быть с традиционным российским недоверием к китайской продукции? «Конечно, недоверие к китайским автомобилям наблюдается, — согласен Куранов. — Но, смотрите, каждый второй россиянин пользуется айпадом или айфоном, который сделан в Китае, на китайских площадях и китайскими руками. И при этом мы до сих пор пугаемся китайцев! Они просто не завоевали бренда надежности. И дело, скорее всего, не в узлах и агрегатах (это у них давно очень хорошо), вопрос — в лакокрасочном покрытии. Если китайцы решат эту проблему, будут вне конкуренции по цене и качеству. Причем гарантийный ремонт сегодня перестал быть проблемой. Учтем и то, что собранные в России автомобили будут на 15 - 25 процентов дешевле, чем в Китае».

Баранов придерживается иной точки зрения: «Китайские автопроизводители известны у нас, но все же в меньшей степени, потому что автомобили из Поднебесной вышли на российский рынок слишком поздно. Как правило, машины из КНР — это копии моделей ведущих мировых производителей, оригинальных собственных разработок почти нет. А наш потребитель уже познакомился почти со всем, что выпускает мировой автопром, естественно, у него возникает законное чувство недоумения при взгляде на китайскую продукцию: к чему покупать копию, когда есть возможность купить оригинал?! Если нет средств приобрести новую машину, можно купить подержанную, которая все равно окажется лучше новой китайской копии... Конечно, китайские автомобили покупают в России, но все же доля их незначительна, вряд ли она сможет значительно вырасти, ведь потребители уже давно познакомились с продукцией ведущих мировых автопроизводителей и сделали выбор в ее пользу. Собственно, именно этим и объясняется такое снижение продаж китайских автомобилей в России. Тем не менее в дальнейшем продукция китайских автопроизводителей будет пользоваться спросом в нашей стране, в первую очередь потому, что существует значительный неудовлетворенный спрос на автомобили, но они, скорее всего, будут нишевым продуктом у нас».

Какие конкретно площади будут выделены в Набережных Челнах под производство китайских автомобилей, определится в ближайшее время, сообщил Афанасьев. «Отрадно, что в рамках нашей программы реинжиниринга площади высвобождаются, очень хорошо, что есть кому их отдавать, потому что иначе они бы пустовали и приходили бы в негодность, — отметил он. — К примеру, ЦФ КАМА (совместное предприятие КАМАЗа и немецкой компании Zahnrad Fabrik) частично размещается на территории бывшего завода двигателей». Напомним, что на недавнем петербургском международном экономическом форуме Когогин рассказал о том, что порядка 50% вложений инвестпрограммы завода приходится на реинжиниринг предприятия и, чтобы в нынешних экономических условиях кардинально не сокращать финансирование реинжиниринга, предприятие будет использовать механизм СП со своими партнерами.

Олег Афанасьев: «Соглашение приведет, во-первых, к дополнительной загрузке КАМАЗа, что не может не радовать, потому что экспортные рынки для нас сейчас становятся ключевыми»
Олег Афанасьев: «Соглашение приведет, во-первых, к дополнительной загрузке КАМАЗа, что не может не радовать, потому что экспортные рынки для нас сейчас становятся ключевыми»

ГОВОРИМ О СБОРКЕ, А ПОДРАЗУМЕВАЕМ...?

В связи с соглашением с Hawtai можно вспомнить недавние разговоры о возможной продаже акций КАМАЗа, в том числе и китайцам. В июне прошлого года гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов рассказал «Ведомостям» о снятии запрета на консолидацию в одних руках более 50% акций КАМАЗа. По его словам, сама госкорпорация доводить пакет до контрольного не намерена, а владельцы консорциума предлагают свои 23,5% акций не только Daimler, но и «китайским партнерам». Консорциум акционеров ведет переговоры с китайскими партнерами, с немецкими, сообщил Чемезов, но с немцами не договорились о цене.

В беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» Афанасьев подчеркнул, что подписание соглашения состоялось в присутствии первых лиц России и Китая. «А вообще, данный проект реализуется в рамках работы межправительственной российско-китайской комиссии по инвестиционному сотрудничеству», — отметил он. В связи с этим мы, естественно, не могли не напомнить о «китайском» заявлении Чемезова. «Это две абсолютно разные и не связанные между собой вещи, — заверил руководитель пресс-службы КАМАЗа. — По этому вопросу комментировать даже нечего».