Сегодня уже в 11-й раз в Казани стартует международный фестиваль мусульманского кино, а кинозвезды пройдут по красной ковровой дорожке у театра им. Камала. Корреспондент «БИЗНЕС Online» побывал на пресс-конференции, посвященной кинофоруму, и выяснил, какой подвиг для столицы Татарстана совершил знаменитый польский режиссер Кшиштоф Занусси и почему прославленный российский обладатель «Оскара» Владимир Меньшов в качестве председателя жюри не сможет честно выполнить свою работу на фесте.
(Слева направо) Борис Клюев, Владимир Меньшов, Гузель Нигматуллина, Кшиштоф Занусси и Александр Михайлов с удовольствием ответили на вопросы журналистов |
В КАЗАНИ ТОЖЕ МОЖНО СНИМАТЬ КИНО
Сегодня в Казани начинается фестиваль мусульманского кино. Обычно на стартовой перед фестивалем пресс-конференции присутствуют муфтий РФ Равиль Гайнутдин и министр культуры Татарстана Айрат Сибагатуллин. Однако на этот раз они не почтили своим присутствием президиум, хотя и были заявлены, и это несмотря на представительный список приглашенных гостей и участников фестиваля. Зато «оскароносный» Владимир Меньшов, который является председателем жюри, знаменитый польский кинорежиссер Кшиштоф Занусси, а также известные актеры Александр Михайлов и Борис Клюев с удовольствием ответили на вопросы журналистов.
Как оказалось, международный фестиваль мусульманского кино задумывался для того, чтобы дать толчок развитию татарстанского кинематографа. По словам заместителя министра культуры РТ Гузель Нигматуллиной, в первые годы среди участников кинофорума не было ни одной татарской ленты, зато в последние три года ситуация налаживается. И вот уже 7 картин от Татарстана заявлены в различных официальных программах, а претендовали на попадание аж 33.
Каждый из приглашенных гостей уже не в первый раз на кинофестивале. У звезды Малого театра Клюева даже сохранилась шапочка с надписью «Золотой минбар» — это первое название форума, которое из-за трений между организаторами уже не используется несколько лет. Михайлов заодно встретится и со своими бывшими студентками ВГИК — Лилей Хасановой и Дианой Нурмухамедовой. «Очень важно, чтобы история культур не имела границ, — говорит Михайлов. — История всегда была, есть и будет предметом серьезного разговора. В этом отношении Татарстан уникален. Много десятков моих коллег отрешены сегодня от Украины. Досталось и мне. Как можно Поддубного запретить в целой стране? К сожалению, политики сегодня решают очень многое».
Меньшов надеется, что по итогам феста будут такие открытия, по которым мероприятие будут вспоминать долгие годы. Как это было с московским кинофестивалем 1963 года: «Все киношники помнят, что тогда была премьера картины Федерико Феллини «Восемь с половиной». Это было настоящим потрясением. Боже, я сейчас подсчитал, это было аж 52 года назад...»
Меньшов рассказал, что был на казанском фестивале два года назад, когда председательствовал в жюри Карен Шахназаров. Тогда, признался он, было великолепно, ибо актер и режиссер просто отдыхал и наслаждался жизнью: «В этот раз придется потрудиться, список фильмов перед нами выложили будь здоров. Встретимся с жюри, будем разбираться, кто что будет смотреть. Маловероятно, что можно честно выполнить эту работу, всю программу пересмотреть невозможно. Придется сделать некую селекцию по членам жюри. Видимо, придется и в гостинице смотреть картины на дисках».
По мнению режиссера «Москва слезам не верит», в последнее время центр жизни и в целом страны смещается в сторону Востока. И Казань со своими мероприятиями и фестивалями — прямое этому подтверждение: Москва лопается от количества жителей, машин, мероприятий. В столице России ко всем организационным проблемам добавляется передвижение по городу. Москвичи нередко переезжают снимать картину, к примеру, в тот же Минск. И одним из решающих аргументов является то, что в Минске мы можем планировать точное время, когда окажемся на съемке. А в Москве вместо запланированного на дорогу часа можно потратить и 3, и 4. Вполне возможно, что и Казань по этим же причинам вскоре будет рассматриваться режиссерами для своей работы.
МАРШРУТ ПАНА ЗАНУССИ: ЯКУТСК — ВАРШАВА — МОСКВА — КАЗАНЬ
Поляк Занусси совершил небольшой подвиг, чтобы добраться до Казани: «Вчера утром я был в Якутии, потом днем работал в Варшаве, а вечером через Москву прилетел к вам. Мой лечащий врач пожурил меня, сказав, что в мои 76 лет не стоит себя так вести». Классик восточноевропейского кино также не первый раз на казанском фестивале и с удовольствием вернулся вновь: «Мне очень интересно и то, что это Татарстан, и то, что это мусульманское кино. Я сам христианин, и меня волнуют все проявления духовного пространства в искусстве. Я 20 лет заседал в комиссии у Папы Римского по проблемам культуры, и мне этот диалог очень интересен. Кино из мусульманских стран более ориентировано на духовное пространство, то есть там более глубокий вид на жизнь, на мир, на вселенную. Я как бывший физик очень внимательно на это смотрю. Физики во всем мире более верующие. Только марксисты придумали идиотское противопоставление физиков и лириков. Среди физиков есть люди, которые имеют метафизическую чувствительность. Это историки, скажем, исследуя ухо, думают, что мир такой, как он выглядит, и не чувствуют никаких таинств. В мусульманском кино всегда есть тайны, без этого религия не имеет никакого значения».
Занусси отметил, что политические отношения между Россией и странами Запада серьезно ухудшились, но на уровне индивидуальных артистов и режиссеров общаться никто не запретит, как бы это каким бы то ни было политикам не нравилось. Например, в ближайшее время мэтр может выступить сопродюссером иранской картины. Во времена Второй мировой войны огромное число поляков эвакуировали с территории СССР. Многие из них нашли спасение в Иране. Уже есть сценарий, фильм будет снимать иранский режиссер.
«ВЫБИРАТЬ ДЛЯ ФЕСТИВАЛЕЙ ОСОБО НЕ ИЗ ЧЕГО»
Меньшов отметил, что небольшое количество европейских картин в программе мусульманского фестиваля — это следствие современной политической обстановки. По этим же причинам наших картин нет в программе проходящего сейчас престижного венецианского кинофестиваля: «Если бы сейчас был Советский Союз, мы бы так хлопнули дверью, в случае если бы нас не взяли. Раньше советские картины чаще участвовали в европейских кинофорумах вне зависимости от качества фильма. На Западе, на самом деле, тоже далеко не все достойное сегодня. Я был на каннском фестивале в этом году, и подбор фильмов был откровенно слабым. Но наши фильмы, даже несмотря на этот фактор, все равно не попали в программу. С другой стороны, этот год действительно неурожайный для отечественного кинематографа. Мы начинаем выбирать картины для внутренних фестивалей, «Золотого орла» и тому подобных, признаться — выбирать нам в этом году практически не из чего».
«Меня откровенно пугают раздающиеся в последнее время мнения, что не стоит режиссерам выставлять на европейских фестивалях картины, которые выставляют Россию и самих россиян не в лучшем свете, — включился в разговор Занусси. — Еврипид и Софокл показывали греков такими, какими они есть. Медея убивала своих детей. Какой образ греческого общества может сложиться у общественности? Что за негатив? Срочно изъять это произведение. Так, что ли, получается? Критичный образ своей страны — это здорово. Если страна показывает себя только с идеальной стороны, выхолощено, значит, она рухнет. Посмотрите на историю Европы, сколько раз такое было. Нужно, чтобы артист критически смотрел на своих граждан. Только тогда есть развитие. Без критики его не существует».
Сколько критически настроенных картин будет представлено на фестивале мусульманского кино, узнаем ближе к его окончанию. Конкурсную программу в этом году составит 51 фильм из 25 стран мира. Форум продлится до 11 сентября, а сегодня вечером, в 18:00, в театре им. Камала состоится открытие кинофестиваля и публика может увидеть кинозвезд на красной ковровой дорожке.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 7
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.