Футуристичным домом на колесах удивлял всех вчера на грузовом автосалоне Comtrans-2015 в Москве гендиректор КАМАЗа Сергей Когогин. Это так называемая кабина-2020 — с душем, беговой дорожкой и варочной панелью. При этом рулевой автогиганта уходил от конкретики по громкому соглашению с китайской компанией Hawtai, но зато прогнозировал массовое внедрение беспилотников к 2035 году. Корреспондент «БИЗНЕС Online» узнала, что КАМАЗ в 2015-м рассчитывает на 100 млрд. выручки и производство 28 - 29 тыс. машин.
Почти половину одного из трех павильонов выставки Comtrans-2015 занял КАМАЗ |
«ЭВАКУАТОР ОСОБЕННО АКТУАЛЕН ДЛЯ МОСКВЫ»
8 сентября в московском выставочном центре «Крокус Экспо» открылся международный грузовой автосалон Comtrans-2015, на котором традиционно раз в два года производители коммерческого транспорта и комплектующих демонстрируют свои новинки. В этот раз форум собрал под одной крышей порядка 300 компаний из России, стран СНГ, Европы и Азии. Свои новинки и достижения представили такие компании, как КАМАЗ, Группа ГАЗ, МАЗ, Volvo Trucks, Renault Trucks, «Мерседес-Бенц РУС», «Мерседес-Бенц Тракс Восток», Scania, MAN, Citroen, Iveco, Ford, Peugeot, Chrysler-Fiat, Sollers-Isuzu и многие другие.
Основная экспозиция разместилась в трех просторных павильонах. Почти половину одного из них занял КАМАЗ. «Цель нашей выставки — показать, что все тенденции, которые сегодня есть в грузовом автопроме, нами отслеживаются и мы активно в них участвуем», — заявил корреспонденту «БИЗНЕС Online» руководитель пресс-службы предприятия Олег Афанасьев. Знакомство посетителей Comtrans с продукцией завода начиналось с ряда обновленных самосвалов-6580 и его модификаций. Напротив КАМАЗ представил свои двигатели класса «Евро-4» и Евро-5» и даже газоэлектростанцию. Нашлось место и представленному два года назад и уже запущенному в производство «КАМАЗу-5490».
Сергей Когогин принял участие в открытии выставки Comtrans-2015 |
Для привлечения всеобщего внимания (и это, естественно, удалось) выставили автомобиль команды «КАМАЗ-Мастер» и уже усовершенствованную кабину-тренажер, в которой каждый желающий мог на себе испытать ощущения водителя КАМАЗа. Тут же стояли прицепы. «Абсолютно новые автоприцепы — самое современное, что есть и в России, и в мире, полный аналог зарубежных», — прокомментировал Афанасьев. А еще привлекал внимание кран-центр, проще — эвакуатор. «Особенно для Москвы актуален», — добавил представитель КАМАЗа. По его словам, автогигант также работает над усовершенствованием грузовиков-«вахтовок», востребованных в северных районах страны: «Сейчас нужна не просто «вахтовка», надо, чтобы она перевозила грузы. И в нашей машине есть для них место».
Знакомство посетителей Comtrans с продукцией КАМАЗа начиналось с ряда обновленных самосвалов-6580 и его модификаций |
«ЭЛЕКТРОБУСЫ ПО КАРМАНУ ТОЛЬКО КРУПНЫМ ГОРОДАМ С ХОРОШИМИ БЮДЖЕТАМИ»
Не могли на КАМАЗе, естественно, забыть о пассажирских перевозках. В этом сегменте были представлены два автобуса на газомоторном топливе, а рядом с ними находилась инновационная разработка — электробусы, произведенные КАМАЗом совместно с компанией Drive Electro. Сегодня они проходят тестовые испытания. Это уже будущее КАМАЗа. «Мы хотим показать, за чем будущее, — заявил на торжественном открытии стенда гендиректор КАМАЗа Сергей Когогин. — Это то, чем мы занимались в области электробусов, это, конечно, газомоторное топливо. Наша компания является первопроходцем в продвижении газомоторного топлива. Я по-прежнему уверен, что для нашей страны перевод транспорта, особенно коммерческого, на газовое топливо — это важное направление, которое даст экономический эффект и огромный выигрыш по снижению вредного воздействия на окружающую среду».
Когогин считает, что рынок электробусов начнет развиваться семимильными шагами только после того, как решится проблема стоимости батарей |
«80 процентов выбросов в таких больших городах, как Москва, Санкт-Петербург, Казань, дает транспорт — грузовики и автобусы, — пояснил Афанасьев. — На газе они снижают выбросы в 2 - 3 раза, а электробусы вообще не портят воздух. Их разработка позволяет проехать 100 километров и зарядиться за 15 - 20 минут. Им и особая инфраструктура не нужна — заряжаются фактически от простой розетки». Впрочем, Когогин считает, что рынок электробусов начнет развиваться семимильными шагами только после того, как решится проблема стоимости батарей. Так что рыночные перспективы такой техники пока остаются где-то в будущем, о серийном производстве думать рано. Но уже сегодня, например, КАМАЗ ведет работу с мэрией Иннополиса, чтобы там использовался только экологически чистый транспорт. «Думаю, это начинание могут подхватить и другие, но понятно, что это сегодня по карману только крупным городам с хорошими бюджетами», — добавил Когогин.
«НОВАЯ КАБИНА КАМАЗА — ФУТУРИСТИЧЕСКИЙ ДОМ КЛАССА ЛЮКС»
Главная «интрига» экспозиции — концепт кабины-2020, которую до поры до времени скрывали от любопытных глаз. «Кабина — это то, как мы видим будущее автомобиля, думая о том, что нужно водителю для его комфорта, удобства», — заявил Когогин. Тут же ткань с экспоната была сброшена. Под ней оказался «космический» КАМАЗ, настоящий мини-дом. В презентационном ролике в красках было показано и рассказано о том, каким КАМАЗ может быть уже через пять лет. Сейчас, наверное, трудно себе вообразить, имея в голове стереотипное представление о типичном дальнобойщике, что в кабине могут разместиться не только варочная индукционная панель, микроволновка, кофемашина, телевизор, но и душ со светодиодной подсветкой и даже беговая дорожка. Над интерьером трудился итальянский дизайнер Роберто Пьятти. «Новая кабина «КАМАЗа» — настоящий футуристический дом класса люкс», — красочно описывал голос из рекламного ролика.
Главная «интрига» экспозиции — концепт кабины-2020, которую до поры до времени скрывали от любопытных глаз |
Интерьер кабины настолько удивил всех, что журналисты даже не сразу смогли собраться и сформулировать вопросы. К слову, Когогин пообещал, что уже через два года будут представлены образцы «КАМАЗов» с новой кабиной, за основу которой взяли каркас Daimler: «Мы считаем, что работа с нашим акционером гарантирует исключение ошибок. В сегодняшнем мире надо признать, что кабина Daimler — самая современная. То, что Daimler впервые в истории согласился передать права на производство на территорию другой страны, считаю, это победа КАМАЗа и подтверждение нашего альянса в долгосрочной перспективе». Конкретную стоимость футуристичной кабины он называть не стал, ограничившись туманным комментарием: «Та работа, которую мы ведем совместно с нашим акционером по строительству в Набережных Челнах завода каркаса кабин для нужд КАМАЗа и Daimler, пока позволяет нам рассчитывать, что уровень цены будет соответствовать кабине «Мерседеса».
Еще одна разработка будущего — беспилотник. В экспозиции его не было, но журналистов он очень интересовал. Когогин заявил, что уже в 2025 году появится возможность вывода автороботов на дороги общего пользования, лишь бы вопрос с законодательством решился. «А массовое применение роботов ожидаем к 2035 году, — спрогнозировал он. — Мне точно не доведется заканчивать эту работу по серийному производству, но создать все, чтобы это было возможно на КАМАЗе, я постараюсь».
«ДЕВАЛЬВАЦИЯ МОЖЕТ ВСЕ РАСЧЕТЫ ПЕРЕВЕРНУТЬ»
Корреспондент «БИЗНЕС Online» спросила у Когогина о сотрудничестве с китайской компанией Hawtai, взбудоражившее всех соглашение с которой было подписано на прошлой неделе. «О сроках я говорить не буду, поскольку пока подписан меморандум о взаимопонимании», — ушел от ответа гендиректор КАМАЗа. Однако он рассказал, почему была выбрана именно эта компания, производящая легковые автомобили: «Почему мы на ней остановили выбор? Наверное, потому что они единственные, кто сказал, что хочет видеть КАМАЗ в Китае. Да, в обмен на это он запросил у нас поддержки в легковом сегменте. Мы не специалисты в этой области, но можем предоставить площади и оказать серьезную поддержку в локализации. Такой размен, на мой взгляд, это очень хороший подход». Теперь (после подписания соглашения о намерениях) обе компании в течение полугода намерены отработать нюансы «дорожной карты» и приступить к реализации проекта. По словам Когогина, вероятность того, что проект все-таки будет реализован, высока.
«КАМАЗ» — это машина для зарабатывания денег» |
Перед выставкой Афанасьев рассказал «БИЗНЕС Online», что КАМАЗ будет собирать в Китае самосвалы и спецтехнику — то, что востребовано в Поднебесной. В успехе дела он не сомневается: «Если бы мы считали, что это не выдержим, то мы бы туда не совались. Мы изучали рынок. Что бы ни говорили, но наша техника по своим характеристикам не уступает ни китайским, ни каким-то другим зарубежным производителям. Да, у нас, может, кабина не какая-то современная. Но когда люди начинают считать деньги (ведь грузовики покупают не для того, чтобы кататься, а чтобы зарабатывать), они приходят к выводу, что «КАМАЗ» — это машина для зарабатывания денег. Мы с этой точки зрения конкурентоспособны и с китайскими, и с любыми другими автомобилями». Тем более, по словам Афанасьева, локализация производства в Китае позволит конкурировать по цене с другими автопроизводителями, в том числе местными.
Естественно, журналисты не могли обойти финансовые вопросы. Когогин осторожничал: «Девальвация может все расчеты перевернуть, отправить неизвестно куда. Мы живем в непредсказуемом мире, но пока предварительно рассчитываем, что сделаем около 100 миллиардов рублей оборота и выйдем на уровень 28 - 29 тысяч автомобилей. Это зависит от ряда серьезных экспортных контрактов. О прибыли я говорить не буду, потому что получить прибыль в этом году будет крайне сложно». Для сравнения: в 2014 году КАМАЗ продал 38,9 тыс. автомобилей, а выручка составила 107,8 млрд. рублей. То есть падение предполагается на 25,05% и 7,24% соответственно.
Журналисты не могли обойти финансовые вопросы. Когогин осторожничал: «О прибыли я говорить не буду, потому что получить прибыль в этом году будет крайне сложно» |
«МЕРСЕДЕСУ» УДАЛОСЬ СОХРАНИТЬ МЕСТО В «БОЛЬШОЙ СЕМЕРКЕ» ЕВРОПЕЙСКИХ ГРУЗОВИКОВ
Но не только КАМАЗ радовал посетителей автосалона. Например, на расположившейся по соседству экспозиции ООО «Мерседес-Бенц Тракс Восток» (50/50 принадлежащее Daimler AG и КАМАЗу) был представлен новый грузовик Actros, предназначенный для международных перевозок. «Сейчас его предпремьера, а премьера состоится в следующем году с двигателем «Евро-6», — рассказала «БИЗНЕС Online» менеджер по связям с общественностью «Мерседес-Бенц Тракс Восток» Елена Кащеева. — Сейчас мы просто знакомим с новым поколением автомобиля — это тягач для международных перевозок. Мы хотели обозначить это как наши планы, в следующем году он приходит на наш рынок». Она отметила, что пока автомобиль производится только в Германии, но, возможно, производство наладят в Набережных Челнах.
Новый грузовик Actros предназначен для международных перевозок |
На уличной площадке автобусное подразделение компании представило новый автобус для пригородных перевозок Setra S415 UL Business (Euro VI) на 51 пассажира. «Автобус Setra — это тоже новинка, — отметила Кощеева. — Это пригородный автобус. Мы хотим протестировать, насколько рынок готов к нему в такое сложное время, насколько ему интересен автобус такого класса. Так что мы выставку используем как некий маркетинговый инструмент, чтобы показать себя, свои продукты, заявить о своих шагах и планах и протестировать, как реагирует рынок». Кризис не обошел стороной и эту компанию, однако, по заявлениям, в «большой семерке» европейских грузовиков «Мерседесу» удалось удержать свою долю — около 19%.
Представители конкурента — Scania — также признали, что продажи падают, но тоже похвастались, что свою долю рынка не только не потеряли, но и увеличили — 33,4% за первое полугодие. В этом году компания презентовала российскому покупателю туристический автобус Scania Touring с двигателем мощностью 440 л. с. и экологическим классом «Евро-5». Начальник отдела маркетинга Анастасия Лазурко отметила, что данная модель в Европе уже давно пользуется спросом, а вот для России стала новинкой. Однако, в отличие от грузовиков, эта модель автобуса собирается в Китае на совместном предприятии с Higer. Таким же «новичком» для нашей страны стал зерновоз самосвального типа на шасси Scania с надстройкой Wielton, который предназначен для перевозки сельхозпродукции по грунтовым дорогам и дорогам общего пользования.
Представители Scania также признали, что продажи падают, но тут же похвастались, что свою долю рынка не только не потеряли, но и увеличили — 33,4% за первое полугодие |
«В ЭТОМ ГОДУ ПРОДАЖИ НЕ ТАКИЕ ВЫСОКИЕ, КАК ХОТЕЛОСЬ БЫ»
Если первые два автопроизводителя настаивали на том, что у них нет конкуренции с КАМАЗом, то МАЗ — наоборот. Впрочем, свою экспозицию компания оформила гораздо скромнее и грандиозных шоу не устраивала. На стенде были представлены самосвал «МАЗ-6502Н9» — образец новой техники завода с улучшенным дизайном и эргономикой, мусоровоз «МАЗ-631214» с автоматической коробкой передач и два автобуса: работающий на природном газе «МАЗ-103» и предназначенный для пригородно-междугородних перевозок «МАЗ-232». Несмотря на то что каких-либо инновационных разработок МАЗ на стенде не отобразил, начальник управления маркетинга МАЗа Евгений Крупенько заверил нашего корреспондента, что в компании также задумываются и об электробусах, и о беспилотниках. Первый он пообещал представить уже в следующем году, а вот беспилотники отнес к неблизкой перспективе. И работа над новой кабиной тоже ведется. «Есть стратегия развития предприятия до 2030 года, — рассказал Крупенько. — У нас уже есть разработки кабины 2025 года. Она будет кардинально отличаться от нынешней: эргономика, удобство работы водителя, много вспомогательных систем, призванных обеспечить труд водителя».
МАЗ свою экспозицию оформил скромно и грандиозных шоу не устраивал |
Кризисная ситуация сказалась и на Минском автозаводе — продажи, как и у всех, упали, например, в России. К тому же, по словам сотрудника компании, Европейский союз перешел на более высокий экологический стандарт, к которому МАЗ пока не совсем готов. «В этом году у нас продажи не такие высокие, как хотелось бы, — констатировал Крупенько. — Это связано в тем, что Европа перешла на более высокий экологический стандарт. У нас сейчас стандарты от «Евро-2» до «Евро-6». В настоящий момент заканчиваются сертификационные испытания линейки «Евро-6» — как грузовой, так и пассажирской. Она разрабатывалась с прицелом на ЕС. Я не могу сказать, что продажи там массовые, но определенные покупатели — и традиционные, и новые — присутствуют».
«МАШИНА-ПЫЛЕСОС» ОТ KOLUMAN
Еще одна компания-участник, с недавнего времени связанная с Татарстаном, — турецкая Koluman. Напомним, 3 сентября при участии врио президента Татарстана Рустама Минниханова она открыла на КИП «Мастер» производство спецтехники. Машины будут выпускаться на шасси КАМАЗа и «Мерседеса» — по 100 штук тех и других. Директор по продажам Koluman Али Йалчын рассказал нашему корреспонденту, что Набережные Челны были выбраны неслучайно: компания у себя в Турции давно сотрудничает с «Мерседесом»: «Мы не хотим традицию испортить, поэтому выбрали Набережные Челны».
На своей площадке Koluman представили уже подаренную автограду «машину-пылесос» |
На своей площадке компания Koluman представила уже подаренную автограду «машину-пылесос». Именно в этом сегменте рынка компания намерена развиваться в России: «В Челнах мы хотим заниматься «пылесосом» для коммунальных служб, аэродромных служб, плюс бетононасосы. Бетононасосы планируем устанавливать на Mercedes, которые производятся в Челнах», — рассказал Йалчын.
Пока что в российском подразделении компании всего 5 человек, но уже до конца года планируется увеличить штат до 25 человек, а к следующему — расшириться до 30. «Цель на выставке — показать, что мы есть, что мы тут тоже игрок рынка», — заключил Йалчын.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 50
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.