«ГДЕ ОН, ГДЕ ОН? КАК ОН ВЫГЛЯДИТ?»

Не успел врио президента РТ Рустам Минниханов появиться в парке, как его окружили люди. Опередившая всех пожилая женщина с налета и выкриком «Рэхмет сезгэ!» пожала руку врио президента РТ, а затем мамы и бабушки с детьми просили сделать фото «на память».

— Где он, где он? Как он выглядит? — спрашивала, стоя на скамейке, девочка лет 8 у своей подружки.

— Да вот же он, смотри! — тыча указательным пальцем, показывала она на главу республики.

У стенда «Глобус дружбы народов» Минниханову предложили оставить свой отпечаток руки краской на импровизированном глобусе.

— Не боитесь испачкаться?! — серьезно спросила аниматор.

— Нет, не боюсь, — улыбнулся Минниханов.

Правда, потом оказалось, что очистить краску с рук только влажными салфетками не так-то просто — ему пришлось принять помощь аниматора, которая любезно полила на его руки воду из пятилитровой бутылки.

На тематических площадках тем временем шла детская игровая программа. «Какие у вас уроки есть в школе? А алжирский изучаете? Как, и его?» — разговаривал с детьми ведущий на центральной площадке, где находится «Северное полушарие» парка во главе с елкой, которую на встрече по поводу реконструкции жители настойчиво просили не срубать. Зимой здесь также будут гулять в новогодние праздники. На другой площадке аниматор попросил детей назвать страну-континент. «Как Москва? Разве в Москве водятся сумчатые?! Это же Австралия! Правильно, молодец!»

Проследовав как раз к континенту «Австралия» врио президента не стал задерживаться у трогательного зоопарка, где помимо кур и петухов дети смотрели и гладили шиншиллу, морскую свинку и черепаху. Чуть подальше, в «Африке» — песок и животные, уже на входе в тематическую зону стоит скульптура бегемота. Отделяют парк от шума, выхлопных газов и пыли с оживленного проспекта Ямашева насыпные холмы высотой 2,5 - 3 метра, которые прилегают к «Африке», а вокруг всей зоны отдыха проложена дорожка, разделенная на две части: для катания на роликах и велосипедах, а также для пешеходов.

Далее мимо «Северной Америки» Минниханов проследовал на детскую площадку, стилизованную под Казанский кремль, где уже стояла подготовленная скульптура чак-чака, на которой не хватало последнего элемента лакомства.

— Сейчас к нам подойдет Рустам Нургалиевич. Мы его поприветствуем, громко хлопая в ладоши и крича ур-ра! Давайте попробуем! — сказал аниматор незадолго до подхода Минниханова. — Хорошо получилось!

— Чак-чак у нас как красная ленточка, этим мы и откроем наш парк, — сказал аниматор, Минниханов улыбнулся и одобрительно кивнул головой.

Поздоровавшись с подбегающими мальчишками на пути к скульптуре, Минниханов добавил к ней финальный элемент скульптуры и установил тюбетейку на вершину, тем самым открыв парк.

ИЗУМРУДНЫЕ ХОЛМЫ ОТ ПЫЛИ И ШУМА

Больше всех открытию новой зоны отдыха, понятное дело, рады местные жители. По их словам, площадку, расположенную на улице Гаврилова (практически на развязке, вдоль оживленной трассы, напротив ТЦ XL), сквером можно было назвать с большой натяжкой. Это место для отдыха горожан в районе массовой застройки было создано более 30 лет назад и спустя годы стало представлять собой весьма жалкое зрелище. Небольшой пятачок со столбом посредине (на него зимой крепились еловые ветки), где проводились массовые гуляния. Вокруг — в хаотичном порядке разбросанные видавшие виды детские игровые формы, остатки разбитого асфальта, заросшая бурьяном зеленая зона. Такое великолепие можно было наблюдать все эти годы. Единственным элементом, напоминавшим, что на дворе уже XXI век, была установленная несколько лет назад яркая пластиковая горка для детей. Правда, кто-то весьма оригинально решил вопрос ее размещения, «вбуравив» игровой модуль прямо посредине асфальтовой пешеходной дорожки, что вела к остановочному павильону и подземному переходу.

И кто бы мог предположить еще пару лет назад, что на этом месте вдруг появится настоящий парк с детскими аттракционами, беговыми дорожками, экстрим-зоной и специальной площадкой для выгула собак. Инвестором проекта стала компания «Унистрой», по всей видимости, заразившаяся «вирусом» созидания в Год парков и скверов. Место выбрано неслучайно — офис компании расположен аккурат возле сквера, так что ее сотрудники могли ежедневно наблюдать, как маргинальные личности оккупируют разросшиеся заросли.

Первоначально «Унистрой» планировал инвестировать 25 млн. рублей на небольшую реконструкцию, с «причесыванием» основной зоны сквера. Однако в процессе работы над проектом его масштабы значительно разрослись и распространились на все 4 га парка. Причем с захватом даже тех зон, где, кроме мусора, отродясь ничего не было. Так появились большая округлая зона с живой елью, детский городок с копией Казанского кремля и башней Сююмбике (причем копия Кремля расположена на карте сквера в «правильной» географической точке Казани), множество малых игровых зон, пешеходных дорожек, даже отдельная зона для экстримальщиков (скейтбордистов) и тренажерный зал на открытом воздухе. Каждая зона, как уже было сказано, разделена на континенты: Евразия, Америка, Европа, Африка. Сегодня по случаю открытия деревья в сквере были украшены небольшими флажками стран, населяющих континенты, — мило и познавательно. В проекте были применены совершенно уникальные решения, главное из которых — создание искусственных холмов, которые несут вполне прикладное значение: выполняют функцию шумо- и пылеизоляции от прилегающей трассы.

«Одно из важных решений — подняли холмы, ведь здесь все примыкает к дороге, — поделилась с «БИЗНЕС Online» помощник президента РТ Наталья Фишман. — Эти холмы защищают от звука, от выхлопов, они создают некую интимность, а главное — дети очень любят рельефы. Что важно еще? Для детей разных возрастов сделали площадки, часть из которых уникальна. Настоящая достопримечательность — проекты «башня Сююмбике» и «башня Казанского кремля». Очень интересно придумали с урнами в игровой зоне — это фигурки животных, возле которых стоят таблички «Покорми бегемотика», «Покорми крокодильчика», есть пошаговые дорожки».

К слову, урны расположены буквально через каждые 10 м, осталось только приучить граждан пользоваться ими по назначению. Помимо этого, Фишман рассказала, как решали вопрос с площадкой для выгула собак, для чего провели собрание с собаководами, чьи пожелания и были учтены. Теперь у четвероногих есть специальная закрытая площадка с тренировочными снарядами.

В ПОИСКАХ «ЛЕГЕНДЫ»

Как признался «БИЗНЕС Online» представитель заказчика — директор «Унистрой-Дом» Рафаиль Хасаншин, первоначально была принята совсем другая концепция. А потом появилась идея создать настоящий парк. Идею бизнеса «подкорректировала» архитектор Дарья Толовенкова — одна из авторов проекта парка «Континент», которая, напомним, также руководила творческой группой по разработке проекта реконструкции парка им. Горького.

«Мы приступили к проекту исходя из проблематики парка, который был открыт в 80-е годы, а когда появилась развязка, свою функцию утратил, потому что стал «обрезан», — рассказала «БИЗНЕС Online» Толовенкова. — Здесь была центральная елка, вокруг нее были хаотично разбросаны качели, причем все они уже устарели. Пешеходный трафик соприкасался с зоной отдыха. В результате получался конфликт пешеходов и отдыхающих: и тем и другим было неудобно. И нам прежде всего нужно было развести этот трафик. Причем отдыхающие разные: кому-то нужен тихий отдых, кому-то — активный, и всех их нужно было «помирить» на этом небольшом кусочке земли 4 гектара. Мы нашли, как обыграть наш функциональный замысел. Но нужна была интересная «легенда», чтобы оживить близстоящие серые и скучные дома».

И легенда нашлась: «Мы решили: почему бы нам не наложить карту мира на сквер?»

Конечно же, на реализацию этой «легенды» потребовались совсем другие средства, нежели были первоначально запланированы. Один только игровой комплекс «Кремль», заказанный у московской компании, обошелся в 4 млн. рублей. Всего же в проект было инвестировано почти 80 млн. рублей плюс 12,5 млн. рублей из бюджета республики по программе реконструкции парков и скверов.

СРОЧНО НУЖЕН ХОЗЯИН

«Аппетиты» «Унистроя» увеличивались по мере проведения работ. Сначала решили: сделаем парк на 25 миллионов, потом сказали: нет, надо и дальше продолжить. Потом подумали, что надо обеспечить местом отдыха всех: от мала до велика», — подтвердил основной подрядчик проекта — директор ландшафной компании «Гринстан» Зуфар Шамсутдинов.

Но более всего Шамсутдинова впечатлило, что авторы проекта предусмотрели специальную игровую площадку для детей с особенностями развития: «Я даже и не знал, что существуют такие малые игровые формы для детей с ограниченными возможностями! Здесь они смогут забыть о своих болезнях». Директор ландшафной компании «Гринстан» рассказал, что работы стартовали в середине июля. Понадобилось 2,5 месяца, чтобы полностью преобразовать сквер. Подрядчики работали буквально «по-стахановски» с раннего утра и до позднего вечера, ежедневно на строительной площадке трудились по 50 - 60 человек, только на уборку территории было привлечено два десятка рабочих.

Директор ландшафтной компании раскрыл несколько секретов. Во-первых, на всей территории сквера обеспечен автоматический полив газонной травы (кстати, со следующего года, когда трава приживется, по ней можно будет гулять босиком — лишь бы никто там ничего острого не выкинул!). На центральной площадке уложена цветная брусчатка, цветовые рельефы которой совпадают с границами виртуального континента, по всей территории размещены 140 светильников, а установленные видеокамеры передают изображение прямо на пульт УВД.

По признанию Толовенковой и соавтора проекта Ляйсан Минаевой, реализация их идеи удалась на 98% — остальные мелочи можно списать на детали благоустройства, которые можно шлифовать до бесконечности. Остается лишь один весьма болезненный вопрос: кто будет содержать всю эту красоту?

«Этот вопрос пока непонятен, — призналась архитектор. — Мы бы хотели, чтобы была управляющая компания. У парка обязательно должен быть хозяин».

С создателями парка Минниханов пообщался, уже завершая свой обход.

— Вам хоть спички в глаза вставляй, уставшие, — сказала Фишман, глядя на специалистов «Унистроя».

— Хороший парк сделали, — поддержал Минниханов, пожав руки строителям.

— Мы старались, — выдохнули они.