КАЗАНСКИЕ РЕКЛАМИСТЫ И ПИАРЩИКИ ИЩУТ НЕТРИВИАЛЬНЫЕ СПОСОБЫ УВЕЛИЧЕНИЯ ДЕНЕЖНЫХ ПОТОКОВ ОТ СВОИХ КЛИЕНТОВ

Сегодня в торгово-промышленной палате Татарстана представители СМИ (издания, как "Ведомости", "Деловой квартал-Казань", "где Деньги" и др.), рекламных и pr-агентств ("Марка", "Априори" и др.) обсуждали, как осуществить почти невозможное: убедить рекламодателей в кризис тратить на рекламу не меньше, а больше средств. В качестве одного из шагов участники "круглого стола" предлагают сформировать в республике рекламное сообщество, которое займется проведением образовательных семинаров для рекламодателей, презентацией рекламных компаний и СМИ и другими подобными акциями.

РЕКЛАМНЫЙ РЫНОК РУХНУЛ

Как известно, в кризис рекламный рынок оказался одной из самых пострадавших сфер бизнеса. Зам. председателя правления ТПП РТ Артур Николаев приводил такие цифры, что у человека незнающего глаза бы на лоб полезли. Впрочем, в ТПП собрались как раз знающие. Так что участники "круглого стола" не ударялись в панику, слушая, как в кризис рухнули – по-другому не скажешь – объемы рекламы. Так, только по 462 федеральным и столичным изданиям – на 42%, почти вполовину. По наружной рекламе – то же самое, на 50% за первое полугодие нынешнего года.

Впрочем, в последнее время рекламный рынок начал подавать признаки жизни, но статистики, подтверждающей это ощущение, не оказалось. Всевозможные опросы и цифры, конечно, есть. Но у каждого свои исследования и свои результаты. Как говорится, хочешь верь, хочешь не верь…

СУШИ БЮДЖЕТ

Самое интересное – об этом много говорили собравшиеся в ТПП – почти любой экономист охотно советует фирмам в кризис прежде всего… да, естественно, "сушить" бюджет. И начать с того, что выгнать маркетологов и рекламщиков: не профессии первой необходимости! При этом рекламой (если на нее еще остались хоть какие-то деньги) начинают заниматься люди, весьма от нее далекие…

Вот в этом месте бурного обсуждения возникла идея проведения образовательных семинаров для рекламодателей. Споров вокруг нее было много. Были сомнения: не превратятся ли такие семинары в презентацию одной рекламной фирмы или одного СМИ и не возникнут ли при этом обиды у других… Но идею не откинули, а решили над ней хорошенько поразмыслить.

Итак, путь номер один – урезать бюджет и "зарезать" рекламу своего предприятия.

Участники "КС" хотят предложить другой путь: в кризис резко… увеличить расходы на рекламу. И, надо сказать, доводы в защиту этого другого пути прозвучали интересные.

АМЕРИКА НАМ ПОДСКАЖЕТ

Вот пара примеров, прозвучавших на "КС". Во время великой депрессии в США, в штате Калифорния одна из фирм – очевидно, вопреки советам тогдашних экономистов, – вместо того, чтобы уменьшить расходы на рекламу, резко их увеличила. Довела до 31% расходной части своего бюджета. Звучит фантастично, но и результат получился именно таким: фирма "съела" в кризис всех конкурентов и завоевала в своем штате рынок недвижимости. Хотя до кризиса занимала на нем всего 9,7%.

В штате Флорида в те нелегкие для предпринимателей Америки годы тоже нашлась столь же дальновидная фирма, которая и вовсе увеличила рекламный бюджет в 4,5 раз. И тоже оказалась в выигрыше.

Вспомнили также фирмы - производителей жевательной резинки. Они в годы войны никакой жвачки, естественно, не выпускали. Но продолжали ее рекламировать. В итоге ни фирмы не были забыты покупателями, ни жвачка…

ПОКУПАЙ ТАТАРСТАНСКОЕ

Горячие споры разгорелись вокруг примера, который привел Ленар Кашапов (PR-агентство "Априори"). Он напомнил про идею одной скромной англичанки – она предложила каждой семье в Великобритании тратить 50 фунтов в месяц на покупку товаров, сделанных в родной стране. Короче – поддержи отечественного товаропроизводителя. К немалому изумлению самой миссис, идея нашла у соотечественников головокружительную поддержку.

Так почему бы и нам в Татарстане, спросил Ленар, не поддержать наших производителей?

Тут посыпались возражения: а с какой стати – надо покупать качественное, а не местное!

Однако быстро вспомнили, что как раз татарстанским товаропроизводителям, тем паче представителям малого и среднего бизнеса, трудно пробиться на местный рынок рекламы. Не случайно именно они из-за кризиса первыми покинули рынок "наружки". И порой получается так: местный товар качественный, но татарстанцы-то этого не знают. И в кризис еще больше снизились шансы узнать.

Для стимулирования рекламодателей также предлагалось учредить специальные премии для руководителей с "правильной" рекламной политикой, выступить с предложением к правительству РТ о налоговых послаблениях для рекламного бизнеса. Предполагается, что через неделю участники встречи соберутся вновь, чтобы сформировать рабочую группу, которая займется реализацией этих идей.   

Елена Чернобровкина