Частные перевозчики Набережных Челнов нанесли удар по транспортной реформе, объявленных «рулевым» автограда Наилем Магдеевым (на фото)
Частные перевозчики Набережных Челнов нанесли удар по транспортной реформе, объявленной «рулевым» автограда Наилем Магдеевым (на фото)

«В КОЛЛЕКТИВЕ СОЗДАЛОСЬ ОГРОМНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ, НАМ ПЫТАЛИСЬ УГРОЖАТЬ»

Частные перевозчики Набережных Челнов нанесли удар по транспортной реформе, объявленной «рулевым» автограда Наилем Магдеевым. В среду Арбитражный суд РТ приостановил действие договора между исполкомом автограда и ООО «Пассажирские перевозки» (победитель конкурса), а также запретил исполкому заключать какие-либо временные договоры на основании оспариваемого тендера. Это определение суда по иску перевозчика Натальи Гариной позавчера было вручено представителям отдела транспорта исполкома в момент ежегодной операции «Автобус», прямо на проспекте Сююмбике, который недавно торжественно ввели в эксплуатацию после реконструкции.

Как следует из материалов дела, перевозчики ООО «Челныавтотранс+» и ИП Гарина, оспаривающие проведенный тендер, фактически имеют претензии к одному лоту, в состав которого входили 6 маршрутов №1, 6, 9, 12, 29, 42. При этом истец требовала принять обеспечительные меры в виде приостановления действия договора до вступления в силу окончательного решения суда. В качестве аргумента о необходимости приостановить перевозки Гарина привела значительный ущерб, который может быть понесен ею из-за проведенного тендера. Предприниматель не сможет извлекать прибыль из своей деятельности, в том числе в виде дотаций за провоз льготников, а также не сможет платить зарплату работникам и налоги в бюджет.

В штате перевозчика числится 51 человек с месячным фондом заработной платы 321 650 рублей. За 2014 год Гариной было уплачено 1,2 млн. рублей всевозможных налогов и сборов, а за полгода 2015-го — более 700 тыс. рублей. Кроме того, ежемесячно по договору лизинга автобусов Гарина выплачивает более полумиллиона рублей. Последним доводом стал тот факт, что интересы противоположной стороны в данном случае нарушены не будут, ведь ООО «Пассажирские перевозки», согласно выписке из ЕГРЮЛ, было образовано непосредственно перед проведением конкурса, а именно 20 июля 2015 года, и до этого перевозки в городе под этим брендом не осуществляло, в то время как сама Гарина имеет давний опыт в этом деле, а на руках имеется договор с минтрансом РТ до конца 2015 года об оказании транспортных услуг по единому социальному проездному.

Гарина пояснила «БИЗНЕС Online», что с начала этой недели победители тендера пытались всячески «выдавить» ее с маршрута №9. «С понедельника автобусы ООО «Пассажирские перевозки» стали ездить по нашему маршруту, причем не по той схеме, которую утвердил для них питерский институт, то есть с выездом на первую дорогу, а строго по нашей схеме бывшего 109-го маршрута. В коллективе создалось огромное напряжение. Нам пытались угрожать, и водителям нашим тоже говорили, что работать на этом маршруте мы не будем, вообще, много чего говорили... Они сейчас дестабилизируют обстановку в коллективе. Мои водители находятся в напряжении, а ведь они людей перевозят. На дорогах из-за этого происходят гонки», — рассказала Гарина. Также она заявила, что в этом вопросе намерена идти до конца и отстаивать свою правоту в суде.

Наталья Гарина
Наталья Гарина пояснила, что с начала этой недели победители тендера — ООО «Пассажирские перевозки» пытались всячески «выдавить» ее с маршрута №9

Добавим также, что решение Арбитражного суда вступило в силу с 16 сентября, однако у исполкома есть право обжаловать его в течение месяца.

Противоположная сторона — ООО «Пассажирские перевозки» — считает, что конкурс был проведен правильно, согласно всем нормативным актам, и, несмотря на решение суда, намерена работать дальше на выигранных маршрутах. При этом конкуренты тоже пожаловались на кулачные методы выяснения отношений со стороны Гариной. «Она ведет нечистоплотную борьбу. Надо уметь проигрывать, — прокомментировал один из перевозчиков Ильдар Фахразиев. — Они берут один автомобиль в кольцо, начинают его прижимать. Здесь надо принять какие-то жесткие административные меры, чтобы не произошло ДТП или несчастного случая. Пассажирские перевозки — это не тот вид услуг, где можно устраивать такие эксперименты и доказывать свою правоту таким методом».

«ВСЕ ЭТО НАЗЫВАЕТСЯ ОДНИМ СЛОВОМ: «БАРДАК»

Напомним, что 25 августа в исполкоме автограда был проведен тендер на пассажирские перевозки, согласно которому право перевозить пассажиров в Челнах осталось лишь у двух предприятий: муниципального «Электротранспорта» и частного ООО «Пассажирские перевозки». «Электротранспорту» достались маршруты под номерами 2, 3, 26, 10, 11, 21, на обслуживание которых вывели 136 «НЕФАЗов». А еще два лота с 13 маршрутами, в числе которых и скандальный 9-й, приняло на обслуживание ООО «Пассажирские перевозки».

По каждому лоту было подано пять заявок. По третьему лоту на 7 маршрутов должно выйти 147 автобусов, по четвертому — 116 единиц транспорта. Под такие условия подходили лишь два участника из пяти заявленных: по третьему — «Пассажирские перевозки», по четвертому — они же и «Челныавтотранс Плюс». Стоит отметить, что оба ООО вынужденно объединили некогда самостоятельных и самых крупных перевозчиков автограда. По одну сторону баррикад расположились четверо предпринимателей: ИП Фахразиев, ИП Тятюшкин, ООО «Авантех» и ООО «РЭЛСА» под брендом «Пассажирские перевозки». В «Челныавтотранс Плюс» вошли ИП Гарина, ИП Щелоков и ИП Хамзина.

«Электротранспорту» достались маршруты под номерами 2, 3, 26, 10, 11, 21, на обслуживание которых вывели 136 «НЕФАЗов»
«Электротранспорту» достались маршруты под номерами 2, 3, 26, 10, 11, 21, на обслуживание которых вывели 136 «НЕФАЗов»

При подведении итогов тендера приоритет был отдан «Пассажирским перевозкам», потому что их автопарк признали более новым. Однако результаты вызвали большое возмущение другого участника тендера. Гарина заявила, что «Пассажирские перевозки» сфальсифицировали заявку, подложили документы машин, которые числятся на балансе Нижнекамского ПАТП и прошли конкурс с преимуществом. Кроме того, выставили на конкурс старые модели «Газелей». «Мы тут Mercedes по 1,5 - 2 миллиона покупаем. Зачем тогда это? Мы тоже могли «Газели» купить и пройти тендер», — комментировала тогда Гарина «БИЗНЕС Online».

Отметим, что обиженные перевозчики для верности решили действовать по всем фронтам. По словам предпринимателя Юлии Хамзиной, входящей в состав ООО «Челныавтотранс +», они будут обращаться также в прокуратуру и в ее транспортное ведомство. А еще до проведения конкурса жалобу в УФАС написал пассажироперевозчик Виктор Судников, обслуживавший маршрут №27 и тоже подававший заявку на участие в тендере. Антимонопольный орган жалобу удовлетворил и уже отменил протокол конкурса на право осуществления пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам №7, 8, 13, 22, 27, 35 и 43, а также потребовал внести изменения в конкурсную документацию и провести конкурс в соответствии с требованиями закона. Но решение УФАС по РТ исполком Челнов обжаловал в Арбитражном суде, где потребовал признать незаконным выводы антимонопольщиков. Первое заседание по делу назначено на 1 октября.

Напомним, что Судников заявился не по лоту, а лишь по одному маршруту №27. По его словам, такое право черным по белому прописано в законе РТ о перевозках. Но при проведении конкурса этот момент проигнорировали, на что и обратило внимание УФАС. Добавим, что ранее от практики объединения маршрутов вынужден был отказаться исполком Казани — на конкурс в ноябре 2012 года было выставлено 55 лотов.

Еще до проведения конкурса жалобу в УФАС написал пассажироперевозчик Виктор Судников, обслуживавший маршрут № 27 и тоже подававший заявку на участие в тендере
Еще до проведения конкурса жалобу в УФАС написал пассажироперевозчик Виктор Судников, обслуживавший маршрут № 27 и тоже подававший заявку на участие в тендере

«Все это называется одним словом: «бардак», — так комментирует происходящее Судников. — Сегодня «Авантех» рвется на мой маршрут, как это происходит уже несколько лет. На 27-м они у меня с 2013-го года пасутся. Хотя решением суда от 25 ноября 2013 года конкурс, проходивший 2 года назад, был аннулирован, отменены все договоры. Я тогда тоже письма писал на имя Латыпова (экс-руководитель исполкомаприм. ред.), но от него ноль эмоций».

«МНЕ ЗАЯВИЛИ, ЧТО УФАС — ЭТО ВООБЩЕ НЕ ОРГАН»

Пока решения УФАС и Арбитражного суда повисли в воздухе. «Мне заявили, что предписания антимонопольной службы для них вообще не документ, а само УФАС — это вообще не орган, — возмущается Гарина. — Вот будет решение суда, мол, тогда будем разговаривать. А сейчас уже я предоставила им решение Арбитражного суда, но и это для них тоже документом не является, как выяснилось. Они говорят, что, мол, когда исполком скажет, тогда мы и будем принимать решение».

Председатель некоммерческого партнерства камских перевозчиков и директор ООО «Пассажирские перевозки» Николай Тятюшкин считает, что если строго следовать букве закона и исполнять сейчас решение Арбитражного суда, то в городе будет транспортный коллапс. «До конкурса у всех перевозчиков были временные договоры с исполкомом, после проведения конкурса старые договоры были расторгнуты и сейчас не имеют силы. А суд принимает решение в ее пользу. Сейчас весь город должен встать! Она хотела мне вручить решение суда. Мне зачем оно? Неси его в исполком! Вручи руководству и скажи: все, конец договору, я требую убрать остальных перевозчиков, так как это мой маршрут, я его сама придумала и купила», — эмоционально высказался Тятюшкин.

Также он пояснил, что появление этой бумаги очень подозрительно. Так как до сих пор на сайте Арбитражного суда исковое заявление ИП Гариной оставлено без движения. Более того, сегодня Тятюшкин сам присутствовал в арбитраже и попросил у секретаря копию этого документа. Однако же, по его словам, секретарь сказала, что никаких рассмотрений по этому делу вчера не было. Тем не менее Гарина предоставила редакции «БИЗНЕС Online» копии решения Арбитражного суда.

«Ее никто не зажимает. У нее нет договора с исполкомом. Если наши водители ездят не там, где положено, нужно наказывать за отклонение от маршрута. А у нее вообще ничего нет! Она сама себя выжила, — сказал в сердцах Тятюшкин. — ООО «Пассажирские перевозки» было создано не для того, чтобы дать кому-то привилегии — Тятюшкину или еще кому. В ООО вошли 100 процентов перевозчиков города, и все себе места нашли, за исключением Гариной, Щелокова и Судникова. И если даже Наташа выиграла бы конкурс, у нее не было бы такого количества машин, сколько ходило до конкурса: по 70 - 80 единиц. Оставили бы 27 единиц. У меня было 40 машин, а оставили 31 единицу».

Более того, по его словам, объединение в одно ООО имеет и существенные преимущества. Например, стало проще следить за водителями. «А то он два дня отработал и исчез, а завтра появился на другом маршруте. А теперь уже нет такого», — подытожил Тятюшкин.

Экс-председатель союза автотранспортных перевозчиков Дамир Гарафов считает, что отстаивают свои права только те, кто пытался под себя подмять рынок перевозок в Челнах, а точнее Гарина и ИП Щелоков, которые и «при прежней власти работали по беспределу». «Но это их право и они им воспользовались. Какой-то же конкурс должен был состояться, долго его добивались. Объединять маршруты в один лот не запрещается. Раньше объединяли два-три маршрута — к нерентабельному добавляли рентабельный. Тут объединили 6 - 7 маршрутов. Так что жалобы на то, что кто-то таким образом пытается монополизировать рынок, несостоятельны. С таким же успехом владелец одной «Газели» мог жаловаться на то, что к участию в конкурсе не допускают. Но я честно скажу, если бы я проиграл конкурс и желал бы остаться в этом бизнесе, я бы тоже попытался сделать все, чтобы там остаться», — признался Гарафов.

«МЫ ВЕДЬ НЕ ДРОВА ПОРУЧАЕМ ВОЗИТЬ, А ЛЮДЕЙ»

Пока перевозчики дерутся, у водителей трещат чубы. Более половины водительского состава, которых набрали в МУП «Электротранспорт» для работы на новых газомоторных автобусах, составляют водители частных перевозчиков. Об этом «БИЗНЕС Online» рассказал заместитель гендиректора «Электротранспорта» Евгений Архипов. «В основном от частников идут потому, что у нас государственное предприятие. И устраиваются люди, которым уже под 40, которым стабильность нужна, отчисления в пенсионный фонд, страхование жизни. А там-то они на устной договоренности работают. И чувствуется, что люди соскучились по работе, где есть стабильное расписание, нет гонок, подрезаний», — рассказал Архипов. Всего на предприятие набрали более 130 человек, планируется принять на работу еще столько же. Таким образом, на каждый автобус большой вместимости в Челнах придется по два водителя.

Более половины водительского состава, которых набрали в МУП «Электротранспорт» для работы на новых газомоторных автобусах, составляют водители частных перевозчиков
Более половины водительского состава, которых набрали в МУП «Электротранспорт» для работы на новых газомоторных автобусах, составляют водители частных перевозчиков

Тем не менее пока вывести все автобусы на маршруты нет возможности, на линии с 5 сентября вышли автобусы №11 и №26, а маршруты №2, №3, №10 и №21 пока не появляются на дорогах. В «Электротранспорте» объясняют это тем, что слишком маленький срок прошел с момента объявления набора. «Мы сейчас в усиленном режиме набираем водителей. Сразу же их обучаем. Ведь автобусы работают на газомоторном топливе, поэтому сотрудники должны пройти стажировку. Даже те, кто имеет категорию D, проработали у частников долгое время, у нас при стажировке испытывают трудности. Мы ведь не дрова поручаем возить, а людей», — заметил Архипов.

Конкретный срок выхода на линии всех автобусов в «Электротранспорте» пока не назвали. Но отсутствие больших «НЕФАЗов» на проспектах в должном количестве, несомненно, на руку частным перевозчикам. Однако частники не обольщаются. Как сказал Тятюшкин, если перевозчики не будут делиться с МУПом пассажирами, то очень скоро сами вылетят.

Ринат Абдуллин, и. о. руководителя исполкома автограда, в отличие от перевозчиков, удивительно спокойно отреагировал на просьбу «БИЗНЕС Online» прокомментировать ситуацию. «Мы еще никаких официальных документов не получили, но слухи уже дошли. Если поступят документы, то будем их обжаловать, работать в рамках правового поля, — сказал Абдуллин. — В принципе, ничего сверхъестественного не произошло, это было ожидаемо, потому что в Челнах сложилась такая практика, что перевозчики и между собой, и с исполкомом все время судятся, и это не прекращается годами. В Казани, чтобы навести порядок в этой сфере, понадобился целый год, а мы еще только в начале процесса. Видимо, и нам придется пройти весь этот путь, а куда деваться? Теперь уж назад пути нет...»