НЕДОПОЛУЧИЛИ 55 МЛН. РУБЛЕЙ

Как стало известно газете «БИЗНЕС Online», на чемпионате мира по водным видам спорта, который проходил в Казани в июле-августе, «Гранд Отель Казань» и «Шаляпин Палас Отель» попали в ту же ситуацию, что и во время Универсиады в 2013 году. Напомним, два года назад тогда еще вице-президент ассоциации рестораторов и отельеров РТ и генеральный менеджер гостиниц «Гранд Отель Казань» и «Шаляпин Палас Отель» Евгения Лодвигова говорила: «Опыт брони во время Универсиады был не очень позитивным, много номеров было снято. Пострадали в первую очередь те отели, которые были забронированы под правительственные делегации. «Шаляпин Палас Отель» и «Гранд Отель Казань» в том числе. Могу сказать, что нам заработать не удалось, были убытки. У нас из забронированных 5157 номеросуток по двум отелям фактически было занято 2975, то есть практически лишь половина. При этом средняя стоимость номера под нужды гостей во время Универсиады-2013 составила 5 - 6 тысяч рублей».

Теперь те же претензии игроки рынка предъявляют уже самой Лодвиговой, которая сейчас возглавляет комитет содействия развитию туризма Казани. Примечательно, что в убытке оказались те самые отели, которыми во время Универсиады управляла Евгения Анатольевна.

«За время проведения чемпионата ФИНА «Гранд Отель Казань» и «Шаляпин Палас Отель» недополучили порядка 55 миллионов рублей ожидаемой выручки, — рассказал нашей газете директор компании «Казань Отель групп» (управляет «Шаляпин Палас Отель» и «Гранд Отель Казань») Ильвир Гайнетдинов. — Договор с комитетом содействия развитию туризма Казани был заключен в апреле 2015 года. Согласно ему было забронировано порядка 99 процентов номерного фонда «Гранд Отель Казань» — это 212 номеров, а также около 70 процентов в «Шаляпин Палас Отель» — 82 номера. При такой загрузке средняя выручка по двум отелям составила бы порядка 70 миллионов рублей. Некоторые СМИ писали даже, что выручка превысит 85 миллионов. Однако по итогам чемпионата реальная выручка по двум отелям составила не более 15 миллионов. Фактическая загрузка отелей на период проведения ФИНА по договору с комитетом составила всего 51,7 процента по «Гранд Отелю» и 44% по отелю «Шаляпин».

После Универсиады-2013 Евгения Лодвигова сообщала, что отели планировали стопроцентную загрузку на весь период Игр, но такой она была только в дни открытия и закрытия
После Универсиады-2013 Евгения Лодвигова сообщала, что отели планировали стопроцентную загрузку на весь период Игр, но такой она была только в дни открытия и закрытия

Таким образом, полностью повторилась ситуация 2013 года. «Наши отели располагаются в самом центре города и всегда пользуются большим спросом. Однако мы не могли удовлетворить спрос потенциальных гостей на период проведения ФИНА, т. к. были связаны договорными обязательствами, — объяснил Гайнетдинов. — Практически три месяца — с апреля по июнь — продажи номеров на период ФИНА были остановлены. Тем более что в адрес наших отелей были направлены официальные письма от комитета с просьбой держать за ними брони. Кроме того, подписывая договор с комитетом, мы заведомо снизили цену за номера и сделали ее гораздо ниже рыночной, так как планировали добрать прибыль за счет объемов».

Собеседник газеты говорит, что в договоре есть очень хитрый пункт, согласно которому комитет может снять бронь за 21 день до заселения. «Согласно данному пункту получается, что комитет окончательно утверждал количество номеров только за три недели до начала чемпионата. Поэтому формально он выполнил свои обязательства. Но сумма в 70 миллионов рублей, обещанная в момент заключения договора, и в 15 миллионов, оплаченная комитетом по факту, очень сильно отличаются, — сетует Гайнетдинов. — Директор комитета содействия развитию туризма Евгения Лодвигова, как никто другой, знает о потенциальных рисках отельеров. Во время Универсиады она являлась генеральным менеджером наших отелей. Ранее вы публиковали ее высказывания на данную тему».

«СВОИ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА КОМИТЕТ ВЫПОЛНИЛ В ПОЛНОМ ОБЪЕМЕ»

В комитете содействия развитию туризма Казани нашей газете заявили, что претензии отельеров необоснованны. «Свои обязательства перед отелями МБУ «Комитет содействия развитию туризма города Казани» выполнил в полном объеме. Согласно договорным отношениям в срок до 30 апреля 2015 года нами были направлены заявки на размещение клиентских групп, по которым был проведен авансовый платеж, а также были направлены официальные информационные письма об отказе от неиспользованных нами ранее забронированных номеров. Соответственно, у каждого отеля уже с 30 апреля 2015 года была полная картина по высвобожденному нами номерному фонду, который они могли выставлять в свободную продажу», — говорится в ответе комитета.

По словам Лодвиговой, если кто-то обратится во все остальные отели, которые были в списке законтрактованных на чемпионат, отзывы будут положительные
По словам Лодвиговой, ей обидно, что претензии к ней выдвигает руководство тех отелей, в которых она раньше работала, ведь отзывы других отельеров о работе во время чемпионата положительные

По словам Лодвиговой, если кто-то обратится во все остальные отели, которые были в списке законтрактованных на чемпионат, отзывы будут положительными, ей обидно, что руководство в тех отелях, в которых она когда-то работала, сейчас выдвигает к ней подобные претензии. Многие отельеры, с которыми побеседовала корреспондент «БИЗНЕС Online», действительно претензий к ведомству Лодвиговой не имеют. Однако из приведенной ниже таблицы, которую нам предоставили в самом комитете содействия развитию туризма, видно, что комитет существенно сократил число забронированных номеров в целом ряде отелей Казани. При этом в «Шаляпине» и «Гранд Отеле» количество забронированных комитетом номеров было даже увеличено.

Данные на период проведения ФИНА

Отель Общее
количество
номеров
за МБУ
по договору
Номера за МБУ - по факту (*корректировки по уменьшению количества номеров вносились согласно информационным письмам от МБУ гостиницам)
«Кристалл» 111 96*
«Оазис» 19 16
«Арт» 54 57
«Европа» 20 20
«Особняк на Театральной» 64 70
«Парк Инн» 144 144
«Ногай» 142 152
Marriott 81 81
«Биляр» 116 116
«Корона» 38 36*
«Хаял» 70 70
«Булгар» 54 50*
«Гольфстрим» 28 16*
«Сафар» 171 62*
«Татарстан» 156 82*
«Ибис» 124 68*
«Релита» 145 145
«Шаляпин» 106 120
«Гранд Отель» 186 208
«Олимп» 67 67

В комитете нашей газете сообщили, что общее количество забронированных мэрией номеров составило 2391, общее количество гостиниц — 20. «К июню-июлю 2015 года практически каждая клиентская группа начала вносить изменения, для некоторых национальных сборных были увеличены требования по номерному фонду. По факту обращений комитета содействия развитию туризма в гостиницы с просьбами о предоставлении дополнительных номеров практически всегда были ответы: «Мы очень сожалеем, но все номера проданы». Это подтверждает тот факт, что гостиницы имели возможность выставлять номера в свободную продажу, — рассказали в МБУ. — Комитет содействия развитию туризма разместил национальные федерации в количестве: в Деревне атлетов — 2407 человек; в отелях города — 1288 человек. В отелях города помимо национальных федераций были размещены также и другие клиентские группы. Кроме того, напомним, что с 30 июля по 1 августа 2015 года комитет разместил гостей конгресса местных властей Евразии в отелях «Шаляпин Палас», «Гранд Отель», «Ногай», «Регина», «Ривьера» и «Ибис».

ШТРАФНЫЕ САНКЦИИ

Напомним, после Универсиады в 2013 году отельеры говорили, что ожидания гостиничного бизнеса от Универсиады оказались завышенными. Лодвигова тогда сообщала, что отели планировали стопроцентную загрузку на весь период Игр, но такой она была только в дни открытия и закрытия. Спортсменов и гостей Универсиады принимали 49 отелей, в которых были размещены примерно 12 тыс. человек.

Поиском номерного фонда на чемпионат мира по водным видам спорта АНО «Исполнительная дирекция Всемирной летней универсиады-2013» озаботилась еще в феврале 2014 года, разослав письма в гостиницы города с просьбой забронировать номера. Разумеется, у казанских отельеров уже тогда возникали опасения, что ситуация с незаполненными номерами может повториться. Тем не менее каких-либо проблем с расселением не возникло: для размещения клиентских групп было задействовано более 20 отелей города, в которых на период чемпионата проживали спортсмены национальных сборных и их официальные представители, судейские бригады, представители СМИ и члены руководства ФИНА. Это были отели Park Inn by Radisson Kazan, «Корона», «Арт Отель», «Оазис», «Европа», «Биляр Палас Отель», «Мираж», «Гранд Отель Казань», «Кортъярд Марриотт Казань», «Шаляпин Палас Отель» и др.

Многие отельеры, с которыми побеседовала корреспондент «БИЗНЕС Online», действительно претензий к ведомству Евгении Лодвиговой не имеют
Некоторые отели настояли на внесении в договор с комитетом содействия развития туризму Казани пункта о выплате комитетом штрафных санкций в случае невыполнения обязательств

По словам генерального менеджера Ramada Kazan City Center Татьяны Ильченко, на этот раз у отелей были все возможности обезопасить себя от неприятных сюрпризов с бронью: «Нужно понимать, что каждый конкретный отель заключал договор на размещение официальных гостей и спортсменов на своих особенных условиях. В ходе подписания договоров у отелей была возможность изменить часть условий, в том числе и условия применения отелями штрафных санкций, например, за незаезд и за аннулирование брони. Могу сказать, что сторона, ответственная за подписание договора со стороны организаторов мероприятия, максимально внимательно рассмотрела предложенный нами протокол разногласий, в ходе переговоров был достигнут консенсус по всем условиям договора. В итоге цифра аннулирований в нашем отеле составила лишь 4 процента от первоначальной заявки, что я считаю нормальным явлением»

Отметим, что, по словам источников «БИЗНЕС Online» в отрасли, некоторые отели настояли на внесении в договор с комитетом содействия развития туризму Казани пункта о выплате комитетом штрафных санкций в случае невыполнения обязательств. Более того, штрафы в некоторых случаях были выплачены. Если это так, то винить в неудачах «Казань Отель групп» остается только своих юристов. Запрос с дополнительными вопросами в адрес управляющих гостиницей «Шаляпин» и «Гранд Отелем» остался без ответа.

«СЕЗОН ОЧЕНЬ УДАЧНЫЙ»

В целом же казанские отельеры оценивают прошедший летний сезон как весьма удачный. Некоторые игроки рынка оказались вполне удовлетворены и сотрудничеством с комитетом содействия развитию туризма.

В целом казанские отельеры оценивают прошедший летний сезон, как весьма удачный
В целом казанские отельеры оценивают прошедший летний сезон как весьма удачный

Елена Войтко — коммерческий директор гостинично-развлекательного комплекса «Казанская Ривьера»:

— Договор у нас был не с комитетом содействия развитию туризма, и под чемпионат мы бронировали ограниченное количество номеров. На момент подписания контракта на размещение приезжающих гостей чемпионата мы, безусловно, предусматривали оплату за резервирование этих номеров. Это стандартно для любого договора. Но поскольку в этот раз все было очень четко логистически отстроено организаторами, с которыми мы работали, то практически все забронированные номера заселялись своевременно, а брони на излишне забронированные номера своевременно же аннулировались, что позволяло нам успеть продать эти номера нашим туристам, которые едут к нам летом в большом количестве. Поэтому, к счастью, во время этого чемпионата проблем с простоем номеров и штрафами нам удалось избежать. Что касается других отелей, мы ситуацией не владеем.

Александр Ракушев — директор Bilyar Palace:

— У нас не было проблемных ситуаций с комитетом, все хорошо. В нашем случае все обязательства со стороны комитета были выполнены, оговоренное количество номеров заселено.

Этот летний туристический сезон по сравнению с прошлым годом удачный. Более 60 процентов мест было заполнено. В прошлом году было чуть похуже. Август в этом году также лучше по загрузке. Причина — все в совокупности, в том числе рост въездного туризма.

Тимур Дугин — владелец сети хостелов «Навигатор»:

— Мы в этом году не заключали договор с комитетом содействия развития туризма Казани. В целом же этим летом у нас была прекрасная загрузка, близкая к 100 процентам. Во время Универсиады мы договор с комитетом заключали, тогда серьезных незаездов не было, а загрузка была хотя и не 100 процентов, но примерно 90 процентов.

В этом году мы подняли цены. Загрузка была хорошая. Весь летний сезон удачнее, чем в прошлом году. Основную загрузку, конечно, дали туристы, приехавшие посмотреть водный чемпионат мира. Пиковая загрузка была не только в дни открытия и закрытия чемпионата, но и в обычные, будние дни. Выручка в июле и августе оказалась примерно в полтора раза выше, чем в июне.

В середине июля мы открыли второй хостел — на улице Баумана. Третий откроем скоро — на улице Тукая. Это подтверждает мои оптимистичные прогнозы. В ближайшее время я также жду рост загрузки на 5 процентов, так как считаю, что из-за удорожания отдыха в Европе россияне едут в Казань. Есть прогнозы, что рубль и дальше будет дешеветь, поэтому внутренних туристов будет еще больше.

Татьяна Ильченко — генеральный менеджер Ramada Kazan City Center:

— Проведение в Казани чемпионата мира по водным видам спорта, безусловно, крупнейшее событие, которое привлекло в город большое количество гостей. Традиционно пик нагрузки пришелся на дни официального открытия и закрытия международного мероприятия. При планировании дальнейших крупных мероприятий с большим количеством гостей организаторам и отелям при обсуждении условий договоров следует учесть опыт ФИНА и предусматривать штрафы, в том числе и за сокращение длительности проживания. Что касается финансовых итогов сезона, то их еще предстоит подсчитать. У всех отелей города была масса дополнительных расходов — например, таких как обязательная вакцинация персонала, дополнительные лицензии, покупка рамок металлоискателей, аренда интроскопов, оплата переработок персонала и прочее. В любом случае огромную работу, которую проделали оргкомитеты мероприятия, нужно в общем и в целом оценивать как положительную, так как она была направлена в том числе и на раскрутку бренда Казани в России и в мире. Большой интерес к республике и к городу сохранится резонансом еще несколько месяцев после окончания чемпионата. Ждем новых гостей.

Гульнара Сафина — управляющая отелем Relita-Kazan:

— Мы заключали договор с комитетом содействия развитию туризма Казани, и у нас с заселением гостей все было в порядке. Отмен не было. Сколько мест было забронировано, столько гостей и приехали. В некоторые дни чемпионата в нашем отеле была 100-процентная загрузка, в некоторые — порядка 80 - 85 процентов. Этот летний сезон был очень хороший — все три месяца. Надеюсь, и сентябрь будет таким же. Этим летом по сравнению с прошлым годом загрузка нашего отеля выросла на 20 процентов.