Площадь национального парка «Нижняя Кама» составляет 26,5 тыс. гектаров. Кроме лесных территорий в него входят 8,63 тыс. га пойменных угодий

КАМАСУТРА ПОНЕВОЛЕ

По мнению ученых, одним из наиболее ценных природных ресурсов в XXI веке будут сохранившиеся участки нетронутой дикой природы. Такие реликты, как Корабельная роща с ее 150-летними соснами, например, или заросли папоротника высотой в человеческий рост, сохранившиеся в нацпарке «Нижняя Кама». Его леса, по мнению специалистов, не просто олицетворение природных богатств региона, но и основа экологического каркаса края. Кстати, охраняемых природных территорий в Татарстане не так уж и много — меньше 1%.

Но есть и другая точка зрения на национальный парк. Согласно ей «Нижняя Кама» — это такой же хозяйственный субъект, как и прочие, соответственно, остальные хозяйственные субъекты должны по мере возможности извлекать из отношений с ним прибыль. Желательно — максимальную.

Ярким представителем такой точки зрения на крупнейший заповедник Татарстана и является крупнейшее предприятие региона. Никакое участие государства в его уставном капитале не останавливает КАМАЗ от чисто рефлекторной реакции на нацпарк. Она заключается в том, что автогигант не может примириться с тем, что некогда принадлежащие ему земли после образования «Нижней Камы» были переданы в собственность Росимущества (нацпарк обладает правом бессрочного пользования и распоряжения ими). Многолетние тяжбы и перипетии между КАМАЗом и «Нижней Камой» неоднократно описывались нашей газетой начиная с 2010 года. Среди участников событий был и Гринпис, российское представительство которого обратилось к Владимиру Путину с просьбой защитить нацпарк, и минприроды России, и чиновники разных ветвей власти. И вот новый участник.

Нажмите, для увеличения

Чтобы увеличить карту, нажмите на нее

ДВА ГИГАНТА ПРОТИВ ЭКОЛОГОВ

Реваншистские настроения вновь овладели руководством КАМАЗа — неделю назад Арбитражный суд РТ назначил на ноябрь судебное разбирательство по делу о 13 га земли в национальном парке «Нижняя Кама», 4 года назад утраченных КАМАЗом вкупе с еще сотнями гектаров особо охраняемой природной территории (ООПТ). В середине сентября Арбитражный суд РТ взялся рассматривать иск КАМАЗа к Росимуществу — представителю Российской Федерации, собственнику земель нацпарка. Если суд удовлетворит претензии КАМАЗа, нацпарк должен будет заключить с автогигантом договор аренды земли на 49 лет под двумя турбазами с капитальными строениями, которые в этом случае можно будет легитимно продать как непрофильные активы. Но по закону в рекреационной зоне нацпарка таких строений быть просто не должно, поэтому «Нижняя Кама» согласия на аренду не дает...

А чтобы нацпарк был более сговорчивым, КАМАЗ одновременно с арбитражным иском инициировал проверку УФАС, и теперь антимонопольщики требуют от нацпарка отчитаться за средства с аренды полутора сотен участков, на которых стоят разного рода частные постройки. На запрос «БИЗНЕС Online» о том, кем, по мнению ведомственных специалистов, эти участки арендованы, ответа не последовало. Заседание, посвященное землям нацпарка, на данный момент так и не состоялось — оно было отложено.

Претензии УФАС направлены сразу к двум ведомствам — администрации нацпарка и территориальному управлению Росимущества. УФАС ищет деньги за земли, на которых стоят постройки, но арендные договоры с их владельцами не заключены.

КАМАЗ уже много лет пытается ухватиться за федеральную заповедную землю и вернуть ее в хозяйственный оборот (фото: hitruck.ru)

Как подтвердил «БИЗНЕС Online» руководитель пресс-службы КАМАЗа Олег Афанасьев, обращение в УФАС исходило с их стороны. Автогигант решил атаковать нацпарк по двум фронтам.

По словам Афанасьева, речь идет о земле под двумя камазовскими турбазами. «У нас на территории нацпарка есть строения в собственности, и по закону мы должны арендовать землю под ними. Для этого есть все нормативные документы, но «Нижняя Кама» не подписывает договоры, ссылаясь на отсутствие положения о национальном парке, которого они никак не могут дождаться от минприроды. Мы долго ждали, но теперь нам стали начислять штрафы за неплатежи по аренде — только из-за того, что нацпарк тянет время. Штрафы небольшие, но мы платить их не хотим. Нам нужны нормальные юридические отношения, поэтому мы и подали иск в Арбитражный суд. На данном этапе суд говорит, что все документы и вся законодательная база для заключения таких договоров есть и что положение, которого ждет нацпарк от минприроды, некритично, вообще не играет никакой роли».

Афанасьев пояснил, что до определенного момента платежи за землю нацпарку шли, пока не возникла юридическая необходимость перезаключить договоры на Росимущество. В арбитражном иске тем не менее нацпарк остается третьим лицом, являясь по существу распорядителем как земель, так и арендной платы. Отметим, что две турбазы — это далеко не все, что осталось у КАМАЗа в нацпарке, за первым иском, скорее всего, последуют новые. Крепкая рука руководства госкомпании уже много лет пытается ухватиться за федеральную заповедную землю и вернуть ее в хозяйственный оборот. Общую площадь занимаемых объектами автогиганта земель в пресс-службе назвать затруднились, но когда-то у КАМАЗа в Боровецком лесу было почти 500 га, доступных для разного рода строительства.

Кстати, границы нацпарка вплотную прилегают к городским жилым массивам, среди этих территорий есть и очень «вкусные»...

Схема баз отдыха в национальном парке

КАК БЫЛА ЗАСТРОЕНА ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЗЕМЛЯ

Странности землепользования на особо охраняемой территории администрация нацпарка объясняет коллизиями законодательства. «В 1991 году земли, которыми распоряжался до тех пор КАМАЗ, были переданы нацпарку при его создании, — рассказала юрист нацпарка Чулпан Гумерова. — Строиться на них запрещено с 1991 года как на землях ООПТ (то есть статус «Особо охраняемая природная территория» — прим. ред.). Но после очередных законодательных изменений в 2009 году КАМАЗ обратился в Тукаевский исполком с заявлением о предоставлении этих земель. Поскольку в 1991 году не было государственного реестра прав на недвижимое имущество, закона о кадастре, кадастровой карты, у органов местного самоуправления оставалась возможность распоряжаться землями нацпарка. Пока мы определяли границы участков, исполком успел передать землю КАМАЗу, а завод на основании этого постановления оперативно поставил их на кадастровый учет и оформил право собственности, хотя фактически они находятся на территории нацпарка и принадлежат Российской Федерации. Из-за этого в 2009 году мы начали судиться с КАМАЗом, в 2012 году суд изъял у предприятия 368 гектаров, передав их нам. При этом суд не изменил категорию земель, и мы получили их как промышленные. Категория была изменена на ООПТ только в мае 2014 года, и так получилось, что в период с 2009 по 2014 год эти земли фактически не контролировались нацпарком. За этот период КАМАЗ успел часть земель распродать через тендеры, они застраивались частными лицами, и теперь все постройки имеют собственников, но стоят на федеральной земле, которая не сдается в аренду. Сейчас наша задача — привести все это в порядок».

Четверть века назад «Нижняя Кама» создавалась с целью сохранения знаменитых шишкинских лесов на базе Елабужского лесничества и заповедника Кзыл-Тау

Напомним, четверть века назад «Нижняя Кама» создавалась с целью сохранения знаменитых шишкинских лесов на базе елабужского лесничества и заповедника Кзыл-Тау. В ходе судебных разбирательств в 2011 году, чтобы обосновать границы нацпарка и доказать, что земля не промышленная, экспертам пришлось отыскать документы о лесоустройстве, датированные аж 1968 годом, которые относили спорные земли к Елабужскому механизированному лесхозу. По словам директора нацпарка Айрата Имамова, в вопросе было столько заинтересованных лиц, что независимую экспертизу пришлось заказывать в Омске ради чистоты изысканий.

Те 494 га, которые были закреплены за предприятиями, в основном за КАМАЗом, в 1990-е годы, автогигант намеревался использовать под строительство объектов соцкультбыта — пионерлагерей, санаториев, спорткомплекса. Планы были реализованы частично. В результате судебного процесса 2011 года выяснилось, что к моменту изъятия КАМАЗ благодаря незаконному постановлению администрации Тукаевского района успел разбить 3 из 6 спорных участков на 47 и распродать 25 из них. Вероятно, впоследствии участки разбивались снова, потому что в итоге на землях ООПТ появилось около 200 частных собственников построек, но не земли. Отметим со слов администрации нацпарка, что абсолютно все частные базы в Боровецком лесу — это бывшие камазовские участки. К окончанию суда в 2011 году в распоряжении КАМАЗа оставалось 373 гектара. 368,5 га из них были возвращены «Нижней Каме». Остаток просто не вошел в границы нацпарка.

«Нам сегодня достаточно одного лагеря, все остальное мы готовы реализовать», — заявили в пресс-службе автогиганта

ПОРЕЗАТЬ И ПРОДАТЬ

Небольшие штрафы за арендные неплатежи наверняка не единственный стимул для КАМАЗа поторопить события, ведь без аренды на 49 лет турбазы невозможно легитимно продать. Так же, как и участки, распроданные автогигантом в начале этого десятилетия, объекты в нацпарке остаются для предприятия непрофильным активом — предметом порицания со стороны европейских партнеров и помехой в концентрации на производстве. Этот довод подтверждается и тем фактом, что буквально на днях КАМАЗ выставил на продажу и землю в районе поселка Ильичевский — всего 32 лота. Поясним, что речь идет как раз о тех землях, что в судебном порядке были вынесены за территорию нацпарка, хотя окружены ею со всех сторон, — это камазовские пионерские лагеря. Как можно землю под огромными строениями разделить на 32 участка, не совсем ясно, но то, что КАМАЗ давно хочет избавиться от лагерей с их вечными публичными проблемами, Афанасьев подтверждает.

«Нам сегодня достаточно одного лагеря, все остальное мы готовы реализовать, потому что такого количества детей у нас уже нет. А поддерживать все это с точки зрения пожарной безопасности и прочей социальной нагрузки приходится нам», — заявил руководитель пресс-службы.

Напомним, этим летом к проблеме пожарной безопасности камазовских лагерей вновь было приковано внимание общественности, когда ФСБ поймала на взятке начальника ФГКУ «15 отряд федеральной противопожарной службы по РТ» Сергея Субботина. Главный пожарный автограда в результате спланированной операции по поимке с поличным взял 159 тыс. рублей за приемку лагерей по линии МЧС. До этого, в 2011 году, 4 действующих лагеря попадали в черный список МЧС в числе худших 36 оздоровительных лагерей России. Часть лагерей, построенных в далекие времена пионерии и с тех пор никак не обновлявшихся, давно стоят закрытыми, оставаясь на балансе КАМАЗа. Лесные турбазы, конечно, не столь рискованный для имиджа автогиганта актив, но и к числу полезных его уже не относят. «Мы давно заявили программу реализации высвобождаемого и неиспользуемого имущества, — напомнил Афанасьев о политике компании в отношении непрофильных активов, под которую в свое время попали и крупнейшая в городе библиотека, и другие объекты и земельные участки. — Регулярно проводятся торги на объекты КАМАЗа, и любой заинтересованный человек может в них участвовать».

Айрат Имамов - директор
Директор нацпарка Айрат Имамов пояснил, что с частными владельцами у них имеются договоры аренды, которые тоже ждут перезаключения

ПРОЩЕ СУДИТЬСЯ С ОДНИМ КАМАЗОМ, ЧЕМ С ДЕСЯТКОМ КАМАЗЯТ

А вот руководству нацпарка, надо полагать, совсем не интересно иметь на своей земле вместо одного собственника строений многих — в этом случае с каждым придется отдельно судиться и уже не получится, как в 2011 году, одним махом вернуть сотни гектаров. Если окончательно сформированное законодательство в следующем году заставит руководство «Нижней Камы» заниматься сносом капитальных построек, которых ни в заповедной, ни в рекреационной зоне быть не должно, то юристов нацпарка ждут тяжбы с сотнями частников, которых КАМАЗ плодил вплоть до 2014 года.

Как пояснил «БИЗНЕС Online» директор нацпарка, с частными владельцами у них имеются договоры аренды, которые тоже ждут перезаключения, поскольку с 2007 года, в силу постановления правительства РФ№47, а затем приказа минэкономразвития от 2010 года №293, нацпарки не имеют права сдавать землю в аренду — эти полномочия закреплены за Росимуществом. Однако с 2007 года переоформить договоры на Росимущество так никто и не смог, а сегодня для этого необходимо ввести в силу свежие июльские поправки в Земельный кодекс и закон №33-ФЗ об ООПТ, которыми прописан новый порядок. Если прежде на арендованный участок распространялось три права — собственность у государства, бессрочное пользование у нацпарка и аренда у арендатора, то теперь при передаче земли в аренду нацпарк должен отказаться от своего права. Решение законодателями принято, но механизм его исполнения до сих пор не проработан. В нацпарке заявляют, что, как только это случится, КАМАЗ, видимо, сможет узаконить землю под своими базами, договоры с частниками начнут перезаключать на Росимущество, а заодно и проверять условия использования участков.

Капитальных построек в нацпарке вообще-то быть не должно

«Мы вправе требовать с каждого арендатора наличие проекта лесоустройства, а если такого проекта нет, можем расторгнуть договор, — пояснила Гумерова. — Но пока мы не выработали совместную с Росимуществом стратегию насчет капитальных строений. Когда законодательство утвердится, станет ясно, будем ли мы подавать в суд на снос построек или нет».

Еще один сложный аспект связан с тем, что местами на включенных в территорию нацпарка 26 тыс. га земли исторически — еще до его создания — были расположены небольшие деревни и объекты инфраструктуры. Взаимоотношения с ними тоже до конца не урегулированы, вполне понятный конфликт интересов есть и здесь.

Пояснения к закону ожидаются в январе 2016 года. Выходит, дожидаясь конкретных разъяснений нового законодательства, Имамов и себя тем самым ограждает от лишних хлопот в будущем. Отметим, что в этом году нацпарку удалось разорвать три арендных договора с индивидуальными предпринимателями из-за того, что на участках велось строительство.

Договоры с частниками начнут перезаключать на Росимущество, а заодно и проверять условия использования участков

«Нижняя Кама» как нацпарк сегодня проходит проверку на прочность. Не выдержит — значит, рано или поздно не устоят и легендарные шишкинские места, корабельные рощи. Не успеешь оглянуться — на ананьинских могильниках (VI - III вв. до н. э.), давших название целой культуре, запоют топоры. Захрустят под экскаваторами отпечатки вымершей пермской флоры, возраст которой специалисты оценивают примерно в 270 млн. лет. В резерватах пихты веселые компании будут соревноваться, у кого салюты круче... Беда в том, что реликтовые куски природы легко уничтожить, но невозможно реконструировать.

Нацпарк_Сабиров_4.jpg
«Нижняя Кама» как нацпарк сегодня проходит проверку на прочность. Не выдержит — значит, рано или поздно застучат топоры

...Как-то само собой сложилось так, что сегодня обо всех найденных травмированных диких животных и птицах местные жители сообщают в национальный парк. И хотя его сотрудники вовсе не обязаны это делать, они, как правило, приезжают, забирают раненых — и вальдшнепов, и ястребов, и летучих мышей. Один раз даже найденную в одном из елабужских огородов игуану им вручили. А потом выхаживают, заботятся, помогают... А кто поможет самому национальному парку?

«БИЗНЕС Online» будет следить за развитием противостояния между «Нижней Камой», КАМАЗом и другими хозяйствующими субъектами.