Фидаиль Утяганов
Фидаиль Утяганов

«НЕВАЖНО, КТО ТАМ ЖИВЕТ, — ВЫСЕЛЕНИЕ НАЧНЕТСЯ В НАЧАЛЕ ОКТЯБРЯ»

Зоозащитники Казани, встревоженные грозящим собачьему приюту в Ковалях выселением, экстренно выехали накануне в Пестречинский район. На 10 часов был запланирован принудительный переезд собак с территории жилого дома и прилегающего к нему земельного участка. Однако тревога оказалась ложной: приставы, ответственные за исполнение решения Пестречинского районного суда от 1 сентября 2015 года, не явились для исполнения решения суда. Как выяснилось, причина в том, что судебные приставы-исполнители не могут вручить уведомление о выселении животных хозяину дома. Об этом «БИЗНЕС Online» сообщила специалист пресс-службы управления федеральной службы судебных приставов Рушания Хуснутдинова. Без уведомления выполнение решения суда неправомерно. «Хозяин дома от нас прячется, мы никак не можем с ним связаться», — пояснила Хуснутдинова.

Судебное решение вынесено в отношении зоозащитника Фарида Бадукшина. Однако объектом недвижимости и земельным участком, на котором содержатся собаки, сейчас владеет Фидаиль Утяганов. В УФССП называют это «хитростью», о том, что Утяганов — один из яростных защитников прав безнадзорных собак, не знает в Казани разве что ленивый. Однако хитрость зоозащитников не пройдет, полагают приставы.

«Нами подано заявление на изменение решения Пестречинского районного суда, — пояснила Хуснутдинова. — В соответствии с вступившими в силу изменениями УФССП обязано уведомить о вывозе собак с территории земельного участка. Теперь неважно, кто там живет — хоть Утяганов, хоть Бадукшин: они оба владеют животными. Обязанность вывозить собак возложена судом на ООО «ВетДом». Общество в любой момент готово выделить три автомобиля и забрать их. Сейчас все упирается в то, что владельца дома надо предупредить о том, что он должен исполнить требование суда. Он не открывает дверь, а когда его при помощи председателя поселкового совета застали дома, он отказался подписывать получение уведомления».

Сотрудник пресс-службы УФССП заверила корреспондента «БИЗНЕС Online», что в ближайшее время уведомление Бадукшину или Утяганову будет вручено. И выселение начнется в начале октября. Всего на территории дома и земельного участка находится 65 собак.

Получить комментарий от ООО «Ветдом» «БИЗНЕС Online» не удалось. Контактов общества в сети не оказалось, в справочнике 2gis.ru организация не зарегистрирована. По данным информационного сервиса «Контур-Фокус», ООО «Ветдом» зарегистрировано 10 апреля 2015 на улице Новосельской с уставным капиталом в 10 тыс. рублей. Учредитель и генеральный директор — Гараева Алия Рашитовна. Среди видов деятельности ветеринарная деятельность, производство фармацевтических продуктов и изделий медицинского назначения, предоставление услуг в области животноводства, кроме ветеринарных услуг, охота и разведение диких животных, включая предоставление услуг в этих областях.

Гараева является также учредителем ООО «Марципан», расположенного на улице Московской, 15. Среди видов деятельности — оптовая торговля фармацевтическими и медицинскими товарами, изделиями медицинской техники и ортопедическими изделиями. По указанному в «Контур-Фокусе» телефону отвечает интернет-магазин «Дом Пром».

СОБАК ФИДАИЛЯ УТЯГАНОВА — ХОТЬ СЕЙЧАС В РЕКЛАМУ

В селе о домашней псарне знают абсолютно все. Спросив дорогу у одной из местных бабушек, корреспонденты «БИЗНЕС Online» сначала были удостоены оценивающего и внимательного взгляда. «А вы хорошие люди? — с подозрением спросила пожилая дама и, получив утвердительный ответ, махнула рукой. — Сейчас направо, потом через две улицы будет дом с высоким синим забором». Как оказалось, дама — сама заядлая собачница, держит не то пять, не то семь собак, к владельцу приюта относится с уважением и чуть ли не с трепетом. «Да кому его собаки могут мешать? — удивилась она. — Ухоженные, накормленные, сам он прекрасный человек. Вообще, знаете, эта деревня очень жестокая!» Далее последовал рассказ о том, как пару лет назад женщина обнаружила в овраге изувеченный труп собаки. Животное сначала проткнули вилами, потом добивали кирпичами. «К счастью», добродушная селянка вычислила живодера, прокляла его и вскоре тот умер.

Вздрогнувшие от такого суеверия корреспонденты отправились искать дом с синим забором. Нашли быстро — пройти мимо не дал приветственный лай, впрочем, не такой уж и оглушительный. Оказалось, во дворе действительно с пяток мохнатых охранников — остальные шесть десятков в доме и во внутреннем дворе. «Не бойтесь, собаки абсолютно адекватные!» — успокаивает владелец приюта Утяганов. Псы кидаются к гостям, радостно прыгают, норовят облизать пришедшим руки. 20 «человек» из этой своры свои, деревенские. Черного Ромку-Цыгана привел сам глава сельской администрации, жизнерадостную «улыбаку» Хатику тоже притащили местные жители. Постоянно привозят щенят из окрестных деревень. Но хозяин вынужден отказывать, малышам контактировать с таким количеством взрослых животных опасно. «Людям все-таки жалко, они думают, что у нас существуют такие приюты, куда можно отдать собаку. К сожалению, у нас в республике такого нет вообще», — сетует Утяганов, приглашая пройти.

Приветственный лай в следующем дворе становится громче. Здесь много небольших загонов — у каждого пса свое имущество в виде будки и миски. В центре — огромная упаковка моющего средства для мисок, разложены ошейники, резиновые игрушки для собак. Буйным цветом цветут бархатцы и ромашки, рядом притаилась небольшая каменная фигурка щенка. Что удивительно, чуть ли не каждой собаке можно сниматься в рекламе собачьих кормов. Упитанные, ухоженные, с лоснящейся шерстью... Но отнюдь не собачьи корма в ходу в «лающем доме». Кормит питомцев Утяганов один раз в день супом с мясом и овощами, обязательно добавляет растительное масло, дает витамины, лекарства — в общем, крутится 24 часа в сутки. Уходит на этот зверинец 250 литров супа в день, или 30 кг мяса и костей. В месяц все выливается в 20 - 28 тыс. рублей. «Главное, к тому, крайнему вольеру не подходите, — предупреждает хозяин. — Там Донна, она к женщинам неравнодушна. Остальные очень доброжелательные, а вот это наш дамский угодник, и обнимет, и поцелует. Не смотрите, что они лают, они привлечь внимание хотят, им общения же не хватает...»

Лай и правда уже оглушительный. Вместо огорода на участке прогулочный пустырь. По воскресеньям там с собаками играют волонтеры, пока хозяин убирает «личное пространство» своих любимцев. Но мало-помалу гавканье утихает — видимо, корреспондентов «БИЗНЕС Online» все-таки приняли за своих, хозяин ведет показывать уже действительно домашних животных — в самом доме сейчас обитает 10 собак. В маленьком полутемном помещении собакам, очевидно, живется неплохо, да и хозяину, в общем-то, тоже. Пахнет вареной картошкой и шкварками. Конечно, дому нужен хороший ремонт, но хозяину, понятное дело, некогда.

От того, что хозяин приюта рассказывает про бывший СОБЖ (ныне — ООО «Ветдом»), куда сейчас хотят передать животных, буквально волосы встают дыбом. Собак держат по 30 в одном вольере, не кормят. Щенят сажают вместе со взрослыми животными, которые тех загрызают. В свое время Утяганов проник на территорию «приюта» и даже заснял на видео гору собачьих трупов (об этой истории он говорит уже не впервые, и руководство ООО «СОБЖ» тогда это опровергало). По словам зоозащитника, республиканский бюджет на содержание «Ветдома» выделяет по 19 млн. рублей каждый год. «Эти деньги должны идти на питание и стерилизацию собак, но получается, что тратятся на убийство», — говорит Утяганов. Об убитых собаках они отчитываются по хвостам, объясняет наш собеседник. «План делают за счет щенят — у них такие же хвосты, а убить их проще. Они к людям зачастую сами идут, если это нормальная, социализированная собака. Те их хватают, везут в эту каталажку», — описывает ужасы официального приюта зоозащитник.

«У нас в приюте чистота и порядок, все собаки накормлены и напоены, — говорят зоозащитники, отвергая факт того, что приют может шумом мешать местным жителям. — Ничего они не шумят. Если накормлены, они только лежат и смотрят на тебя, как зайки. Только говорят, что Казань впереди всей России, а нормального приюта устроить не могут!» Постановление о «выселении» животных оформлено на прежнего владельца дома — Бадукшина. Год назад здание с участком купил Утяганов, и в этом зоозащитники видят надежду на спасение питомцев «лающего дома». «Я просто не пущу их на участок, — пообещал Утяганов. — Имею на это право, это частная территория. На мое имя решения суда не было... А если отберут собак, сожгу себя на площади Свободы!» — добавил он позднее.

«НАРОД ЖДЕТ. МНЕНИЕ НАРОДА НЕ МЫ ПРИДУМАЛИ!»

Соседи страсти зоозащитников к четвероногим не разделяют — сам Утяганов вспомнил, как один местный активист, живущий напротив, грозился его убить и выкинуть в овраг. Пройдясь по селу, корреспондент «БИЗНЕС Online» поинтересовался мнением соседей. Две бабушки, чинно сидя на скамейках, при упоминании владельца приюта, перебивая друг друга, начинают жаловаться. «Ни днем, ни ночью покоя нет, как начнут лаять, — причитает одна из них. — Когда кормят их, так это вообще караул. Такой шум стоит!» «Как дети должны в школу ходить мимо его дома! — вторит ей другая. — А если они на них бросятся? А к роднику как спускаться теперь? Вон сколько мусора из-за этих собак. Ну слава богу, сейчас должны их увезти. Мы жалобу в прокуратуру писали коллективную, скоро приставы должны приехать...»

На вопрос, знают ли они, куда собак планируется отвезти, бабушки пожимают плечами. «Что, там прямо голодом морят? — растерянно спрашивает первая. — Пусть тогда строят нормальные приюты и не рядом с деревней!»

Надо сказать, жалобы корреспондент «БИЗНЕС Online» выслушивает чуть ли не в гробовой тишине. С уходом чужаков собаки успокоились окончательно. Приют окружен нежилыми домами. С одной стороны два заброшенных строения, с другой одно. Собачий лай, конечно, слышится, особенно когда приезжают волонтеры. Но гораздо слышнее гавканье, которым другие собаки, не привязанные, встречают проезжающие машины. Жители дома наискосок от приюта и вовсе не знают о его существовании. «Здесь будет собачий приют? — удивляется девушка с коляской. — А, уже есть? И сколько их? 60?! Да нет, мы ничего не слышали».

Глава сельского поселения Николай Аргаков полностью солидарен с местными жалобщиками. «Вы можете представить, как жить рядом с собачьим приютом? Народ на каждом собрании, на каждом сельском сходе ставит этот вопрос! — рассказал он корреспонденту нашего издания. — Недавно выборы были — люди приходили, надеясь, что изберут депутата, который займется этим делом. Решение суда было о ликвидации приюта, народ ждет. Мнение народа не мы придумали».