ВХОЛОСТУЮ

«Рубин» нанес 22 удара по воротам против 11 у гостей, но в створ все равно попадал реже (4 против 6). Типичный домашний матч казанцев, когда, имея преимущество и действительно показывая в атаке какое-то давление, им не удалось конвертировать свои многочисленные моменты в голы. Все та же системная проблема, с которой пытался бороться и Ринат Билялетдинов. Игра напомнила встречу с «Кубанью» в позапрошлом чемпионате, когда «Рубин» нанес почти 30 ударов по воротам и по моментам превосходил команду Виктора Гончаренко, но все равно проиграл со счетом 2:0. Более чем за год ситуация почти не изменилась. В концовке матча «Рубина» с «Уралом» вратарь хозяев Сергей Рыжиков пришел в штрафную соперника в надежде сравнять счет. В этом эпизоде вся трагичность положения «Рубина»: в атаке команда в очередной раз выглядела настолько расхлябанно, что даже «Урал», имея вдвое меньше моментов и ударов, умудрился увезти из Казани три очка и вынудил соперника на последних секундах снять вратаря.

Хозяева играли преимущественно через фланги: 36 атак через правый край, 37 — через левый, 22 — по центру. Собственно, единственный гол казанцы забили так же — после диагональной передачи с правого фланга. Всего «Рубин» провел 113 атак: 21 быструю, 19 со стандартов и 73 позиционные. Перевес в сторону статичных атак в соотношении со скоростными — нормальное явление почти для всех клубов. Но у «Рубина» в этом плане снова возникает большой крен на позиционные атаки, что никогда не было сильной стороной казанцев. Взламывать насыщенную оборону закрывшегося соперника «Рубин» за последние годы толком так и не научился, но все равно пытается сделать слепок атакующей игры «Арсенала» или даже «Барселоны». Там уровень исполнителей позволяет проводить такие атаки хотя бы без системных обрезов и потерь, а в «Рубине» же добрая часть таких атак из-за высокого процента брака оборачивается опасным контратаками, которые приводят к пропущенным голам.

Для сравнения: в матче с «Локо» — лучшем в сезоне — казанцы создали 27 быстрых атак, проведя всего лишь 101 атаку. Как только «Рубин» перестал бороться за контроль мяча и выбрал более контратакующий, выманивающий футбол, команду прорвало. Именно скоростные атаки с ходу и без задержек мяча позволяют «Рубину» выглядеть сильнее и зрелищнее в атаке. В матче с «Уралом» по каким-то причинам всего этого снова не было. «Рубин» забрал мяч, игроки выполнили очень много передач (484, тогда как в матче с «Локо» — 421), но конструктива в этих перепасовках, несмотря на количество, было немного. К примеру, в матче с «Локомотивом» казанцы сделали 18 острых и обостряющих передач, а с «Уралом» — всего лишь 8. Логично, что и такой же острой игры впереди «Рубин» не показал, раз предпочитал обострениям передачи поперек или назад, игру в статике без резких переходов из обороны в атаку. Лишь Карлос Эдуардо и Эльмир Набиуллин пытались придумать острое решение в атаке (на счету обоих по две острые передачи), и неудивительно, что они и организовали единственный хозяйский гол.

НАБИУЛЛИН ПОЛЕЗНЕЕ В АТАКЕ

В прошлом сезоне Ринат Билялетдинов дважды использовал Набиуллина в роли полузащитника — позиции, где Эльмир выдвинут ближе к воротам и частично отлучен от оборонительных действий. В матче с «Зенитом» на Петровском такой ход позволил «Рубину» увезти ничью благодаря голу как раз Набиуллина, а в игре со «Спартаком» Эльмир нанес значительную часть ударов всей команды по воротам Артема Реброва. Матч с «Уралом» стал третьим, в котором можно было увидеть Набиуллина в атаке и в котором он вновь смотрелся достаточно солидно. Весной он потряс всю футбольную общественность своим проходом в матче на стадионе «Рубин» против «Урала». Защитник от своей штрафной протащил мяч к воротам соперника, обыграв попутно пять человек. Автору тачдауна тут же прикрепили статус преемника Гарета Бейла, который славится такими же скоростными проходами.

Конечно, это больше вынужденная мера, и пока Гекдениз Карадениз залечивает травму, а Владимир Дядюн пытается найти себя, Набиуллина могут использовать в этой роли и дальше. Но даже трех этих матчей хватило для того, чтобы понять, что именно в полузащите в роли инсайда Набиуллин выглядит продуктивнее, полезнее и даже нужнее для команды. Претензии по игре в защите к защитнику возникают чуть ли не после каждого матча, и ошибок при игре в обороне у Эльмира в последний год накопилось довольно много, сказывается отсутствие опыта.

Имея в распоряжении Гильермо Котуньо и оставшись без острого флангового игрока слева, тренеры просто обязаны использовать Набиуллина именно в атаке вот почему: Эльмир участвовал в шести быстрых атаках (больше, чем Игорь Портнягин, Динияр Билялетдинов и Марко Девич), сделал острых передач больше, чем вся линия атаки и полузащиты, за исключением Эдуардо, и по количеству передач в штрафную (6) стал лучшим у «Рубина» после Магомеда Оздоева (8). И это лишь за тайм игры в атаке. Но важнее всего то, как Набиуллин повел себя в эпизоде с голом и какое решение принял. Увидев, что Эдуардо ищет адресата впереди, он не стал жаться на фланг или просто статично ждать паса, как все партнеры, а ринулся диагонально на правый фланг, прочувствовал развитие атаки на шаг вперед. В российском футболе подобные решения принимают единицы — остальные склоняются к более простым методам, выглядят более прямолинейно. И хотя бы за то, что Набиуллин чувствует эти моменты и способен играть нестандартно, он и заработал право на атакующее амплуа.

О ЧЕМ МОЛЧИТ ПОРТНЯГИН

«Рубин» действительно серьезно сдал по сравнению с прошлым сезоном, но если рассматривать каждого игрока в отдельности, то мало о ком можно сказать, что он значительно понизил свой уровень. Да, Оздоев мог бы забивать чаще и реже ошибаться, Соломон Кверквелия — играть надежнее в защите, но в целом каких-то глобальных перемен в их игре и игре остальных не произошло. Чего не скажешь о Портнягине, который начал буксовать еще в конце прошлого сезона, а в этом почти не забивает и в начале сезона одно время прочно сидел на лавке.

Валерий Чалый и Дмитрий Кузнецов видят Портнягина первым форвардом, который не мог просто разучиться играть. Но, кроме игры с «Локо», в очередном матче Игорь выглядел довольно посредственно — видимо, так и не вышел из глубокого спада. Трижды Портнягин свободно принимал мяч в штрафной площади и пытался ударить по воротам, но не смог толком попасть по мячу. На счету форварда 5 ударов и 2 — в створ, но ни один из этих моментов он опять не смог реализовать. Еще в прошлом сезоне Портнягин забивал с каждого второго удара в створ, в этом же не может даже элементарно попасть по воротам. У Игоря в этом сезоне всего лишь 3 (!) удара в створ ворот за 470 минут в чемпионате (15 ударов всего). Наверняка это один из худших показателей форвардов лиги.

Портнягин традиционно хорош в борьбе. Вернее, активно ее ищет и регулярно участвует в многочисленных единоборствах. Снова у Игоря запредельное число единоборств — 41, но лишь 12 из них были выиграны (29%). Портнягин, кажется, порой даже слишком увлекается этой борьбой и от роли бомбардира все отчетливее отходит к роли баскетбольного центрового, который бесконечно борется за мячи для партнеров, но решающей роли в атаке все равно не играет. Выиграть скидку, воздух и скинуть мяч в ходе атаки своему — это здорово, порой бывает очень полезно, но нельзя выстраивать свою игру лишь на этом. Форварда оценивают не по количеству выигранной борьбы или участий в единоборствах, а по голам. И с этим у Портнягина беда.

И непонятно, как решить проблему с голевым молчанием форварда. Помимо очевидных игровых проблем Портнягин переживает явные психологические сложности. Выдать крутой сезон, купить дорогую и красивую машину, увидеть себя в списке сборников и прочитать о себе положительные отзывы — кто-то после такого не снижает к себе требований, кто-то — наоборот. Вдруг разучиться играть невозможно, но пример Портнягина все больше склоняет к обратному мнению. Голодный до футбола Портнягин в прошлом году неожиданно ворвался в состав, выжав из основы Девича, Азмуна, Дядюна и Ливайю, а сегодня вдруг не может заслужить право играть в старте даже без серьезной конкуренции. И дело тут явно не в игровых способностях.

БИЛЯЛЕТДИНОВ — САМЫЙ БЕГАЮЩИЙ

Матч с «Уралом» дал возможность увидеть флангового Динияра Билялетдинова, который делом доказал, что он не папенькин сынок и попал в команду не благодаря связям. У Динияра в прошлом матче выдающаяся статистика по передачам — за тайм полузащитник ни разу не ошибся с пасом и был точен на 100% (17 точных передач из 17). Да, среди них не было острых или обостряющих, но половина из них была направлена вперед (9). Для команды, в которой почти никто не обходится без брака, такой показатель можно считать достижением. Динияра Билялетдинова с самого прихода в «Рубин» сопровождают косые взгляды, разговоры о кумовстве и бесполезности, слабом уровне и незаслуженном месте в команде. В нынешнем «Рубине» большей критике не удостаивается даже Дядюн. Динияр якобы медлителен, много теряет мяч, и вообще в составе есть куда больше заслуживающие места люди. Уход старшего Билялетдинова вызвал у многих экспертов и болельщиков мнение, что сын тренера теперь перестанет попадать в состав и сядет на лавку так же прочно, как не так давно в «Спартаке» и «Торпедо». Но вот только сам Билялетдинов, кажется, против. И не только на словах. Динияр забил в этом сезоне больше, чем Оздоев и Портнягин, не всегда блистал, но в то же время не понижал планки ниже определенного уровня. Найти ему роль — самое сложное. Ринат Билялетдинов в какой-то момент даже сдвинул Эдуардо на фланг — лишь бы играли оба и не варились в конкуренции за место атакующего полузащитника под форвардом. Но у Валерия Чалого и Дмитрия Кузнецова свое видение, и твердого места в старте Билялетдинову не гарантировано — бразилец банально сильнее в этом качестве, а в опорной зоне Билялетдинов выглядит невзрачно, так как по природе не разрушитель.

Билялетдинова в «Рубине» часто недооценивают, говорят о его оторванности от команды, но, пожалуй, нет в составе казанцев игрока, который бы обладал таким же опытом и устойчивостью. Даже на поле видно, как под давлением, когда на нем висит соперник, он способен развернуть ход атаки, не потерять мяч и обострить игру. Чаще всего среди адресатов передач Билялетдинова оказывались Оздоев, Максим Канунников и Портнягин, то есть полузащитник чаще пытался найти решения для построения атаки, а не удержания мяча с помощью перепаса с защитниками и вратарем.

Но больше всего в статистике Билялетдинова удивляет даже не это, а его данные по физической активности. Динияра принято считать медлительным, не резким, сильным в статике, но не в скоростной работе. Матч с «Уралом» позволил сделать следующие выводы. Билялетдинов по средней скорости (2,03 м/с) был быстрее Эдуардо (2,02 м/с) и Благо Георгиева (1,96). Также Динияр стал одним из быстрейших игроков матча (8,9 м/с) наряду с Набиуллиным и Кверквелией (у обоих также 8,9 м/с). Однако удивляет совсем не это, а то, как Билялетдинов носился в спринтах. За отведенный тайм времени Динияр преодолел в спринте 247 м со скоростью больше 7 м/с. Чтобы понять, насколько это внушительная цифра, отметим: у Кверквелии за весь матч — 140 м, у Набиуллина — 16 м, у Канунникова — 67 м, а у Георгиева — лишь 29 метров. При среднем проценте команды по беговой работе на спринтах в 0,7% от общей дистанции матча у Билялетдинова этот показатель равен 4,1%. Грубо говоря, если в «Рубине» в матче с «Уралом» кто-то бегал по-настоящему, то это Билялетдинов.


Графика: Тимур Байрамов